|        Этапы урока   |         Деятельность учителя   |    Деятельность учащихся   |  
  |   характеристика основных видов деятельности   |    формируемые УУД   |  
     Организационный момент    Цель – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.   |    Ребята, посмотрите в окно: весна, просыпается природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательность в нашей работе.  -Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группе, выберите капитана и придумайте название команды, чтобы оно было связано с экологической темой.   |    Настрой на работу.  Приветствуют учителя. Организуют рабочее место.  Работа в группах.       |    Быстрое включение в деловой ритм.   |  
  |   2.Актуализация и пробные учебные действия   приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.       |    Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока    (на слайде рисунок дерева с весами).      Сложно? Тогда прочтите эпиграф:  Кому угрожает опасность?    Вам.    Разве вы не видите,    что перед вами весы,    на одной чаше которых    ваше могущество,  На другой –    ваша ответственность?»   Виктор Гюго     «Человек, который смеется»       |    Высказывают свое предположение                                  Анализируют высказывание   |     Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;  формирует умение анализировать;    умение выделять и формулировать противоречие.       |  
  |   3. Мотивационно- целевой этап, постановка учебной задачи   |    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить?  - Как бы вы сформулировали тему урока?  - На какие вопросы нам предстоит ответить?      Вы правы, тема нашего урока «Охрана окружающей среды»      Создание проблемной ситуации  «Проблемы химической экологии созданы    самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и    чрезвычайно бурной производительной    деятельности человека».     В.А. Легасов      Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации.  О какой проблеме пойдет речь?  Как вы думаете, какие вопросы нам надо рассмотреть? Давайте составим план нашего урока.  План урока  1. Природа нуждается в охране.  2. Связь человека с природой.  3. Как закон охраняет природу  4. Что может сделать гражданин для защиты природы?   |    Учащиеся отвечают на вопросы  Вместе с учителем формулируют тему урока, цели урока.                                                              Вместе с учителем формулируют план урока                               |    Личностные: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала;   Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать тему урока.         |  
  |   Усвоение новых знаний и способов действий   |    Погружение в проблему.    Просмотр мультфильма «Смешарики»  «Большое- маленькое море»      Какую проблему поднимают герои этого мультфильма?  Экологические проблемы бывают не только глобальные, но и местного значения, и мы нашли их в нашем городе.    Составьте кластер: Экологические проблемы города                                                                    Посмотрите на экран: наши ребята , готовясь к экологической конференции подготовили Видеоряд по проблемам экологии в нашем городе: свалка мусора и промышленных отходов по дороге в г. Оболенск, свалки мусора вблизи магазинов, скопление транспорта, голые и съеденные короедом сосны, обгоревшие деревья.  - Какие последствия нас ожидают, если пассивно наблюдать за происходящим, а вернее закрыть на все глаза?                                  Что мы можем сделать для защиты природы?               |    Сформулировать понятие «загрязнение окружающей среды»; понять различия между качественным и количественным загрязнением.     Активизирует познавательные процессы.                 Работа в тетрадях.   Заполняют кластер.                               Работают с презентацией, слушают учителя.   Выдвигают свои версии.                 Знать источники и представлять последствия загрязнения различных оболочек Земли.   Работа с раздаточным материалом: текст Конституции РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды».  Приложение 2. Соотнеси иллюстрацию с законом.          Формулируют вывод о правах и обязанностях граждан в защите окружающей среды.  Фиксация основных териминов темы (закон, природоохранное законодательство, отвественность за нарушения закона по защите природы)       |    Личностные: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.           Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих и естественно-научных знаний   (« вторая природа», атмосфера, закон, экологическая мораль, охрана природы); решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; осознавать значение общественных и природных факторов для человека; описывать взаимосвязь биосферы и ноосферы;    Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу,целеполагание, прогнозирование   Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) познавательные: анализировать художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи;                      |  
  |   3.Локализация учебных знаний       |    Прием «Любознательным»   Интеллектуальная разминка.   В конце 10 века на основании «Закона Русского» объявлялись заповедными     « бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.  Прочитайте текст и ответьте на вопрос:    - Как вы думаете, почему уже с 10 века, когда еще не существовала экологическая угроза, люди задумывались об охране природы?      Физкультминутку проводят 2 учащихся (2 мин)      Прием – «Актуальность»   Гоголевский персонаж Городничий из «Ревизора», порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где - нибудь поставь какой- нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова нанесут всякой дряни! (Вздыхает).»  П    рошло более века, а эта проблема актуальна и на сегодняшний день? Традиции живучи?                                      Как вы думаете, с чем это связано?         Своё мнение аргументируйте фактами.      Ситуация «с удивлением»  Работа в группах.  Задание. Сколько лет понадобится, чтобы выданные предметы разложились в почве? (соотнести предмет со сроком разложения).  Раздает материал, инструктирует, активизирует деятельность обучающихся, мотивирует их к дальнейшей работе.                                                              Давайте сверим ваши результаты.  - Что вас удивило?                          Информация к размышлению: в год на одного человека приходится 380 -400 кг мусора и бытовых отходов.                              В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей то природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно.  - А какова ваша позиция?        Мы предлагаем вам создать свой лозунг.        Посмотрите и определите, что означают эти знаки.                     |    Раздаточный материал.    Работают с раздаточным материалом.                                                                  Выдвигают свои версии.                      Работают с презентацией, слушают учителя                                                                                      Участвуют в дискуссии          Работа в группах.  На столах лотки с предметами и отдельно карточки с числом лет:  Алюминиевая банка - 500лет             С  теклянная бутылка -1000лет                Пластмассовая бутылка -100 лет        К  онсервная банка- 10 лет      С  таканчик из пенопласта -50 лет      Б  атарейка-110лет      П  олиэтиленовый пакет -200лет      П  одгузник – 500 лет          Работа с раздаточным материалом     Проверка результатов.              Работа в группах, капитан представляет лозунг команды.                                          Работа в группах, определяют значение знаков.   .       |  
  |        |    Творческий этап.  У вас на столах лежат конверты с прикладным набором рисунков. Я предлагаю вам сконструировать свой знак    « Создай природоохранные знаки».             |    Работа в группах.  Задание 1 и 3 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать запрещающие знаки и прокомментировать их назначение.  Задание 2 и 4 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать разрешающие правоохранные знаки к теме «Охрана окружающей среды» и прокомментировать их назначение.  Команды рисуют экологические плакаты и их защищают их.  Формулируют правила поведения, обсуждают, записывают их в тетрадях       |         |  
  |   Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2-3 минуты.       |    Учитель подводит итог урока,    - Почему необходима активная деятельность по охране природы?  - С какого века государство стало заботиться о природе?  Предлагает обучающимся вернуться к кластеру, составленному в начале урока, внести изменения или дополнения.      - Что делает государство для охраны окружающей среды?  - Выскажите свое мнение: что нужно сделать человеку, чтобы установились правильные отношения человека с природой?   - Всегда ли граждане сознательны в вопросе охраны окружающей среды? Приведите примеры из своей жизни.  -Что можем сделать лично мы, чтобы защитить природу? (подвести детей к пониманию раздельной переработки мусора и использование его вторично, чтобы сохранить природу)      Просит выполнить творческое задание, используя прием «синквейн»: Давайте с вами вспомним правила написания синквейна.   |    Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.            Дополняют кластер.                               Отвечают на вопросы, формулируют выводы по теме.                  Пишут «синквейн» на любую тему:  «Природа», «Экология»,  «Охрана окружающей среды»   |     Личностные: понимают роль государства и человека в охране природы.  Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения материала  Познавательные:    общеучебные - формулирование ответов; Первичное осмысление и закрепление материала;  Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения.   |  
  |   7. Завершение урока   |    -Какую учебную задачу мы ставили перед собой?  -Мы ее достигли?      Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, объявляет оценки, задает домашнее задание   |    Соотносят свои действия с планируемыми результатами. Обсуждают и оценивают работу в группе.  Учащиеся слушают учителя, записывают в дневники домашнее задание   |    Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке.  Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения   изучаемого материала   |  
 
  « бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.