Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
Организационный момент Цель – настроить на учебную деятельность, включить обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Ребята, посмотрите в окно: весна, просыпается природа, правда на языке естествознания все, что вокруг нас мы будем называть сегодня окружающей средой, и, надеемся, она будет способствовать мотивации на сотрудничество, понимание, доброжелательность в нашей работе. -Ребята, сегодня мы с вами будем работать в группе, выберите капитана и придумайте название команды, чтобы оно было связано с экологической темой. | Настрой на работу. Приветствуют учителя. Организуют рабочее место. Работа в группах. | Быстрое включение в деловой ритм. |
2.Актуализация и пробные учебные действия приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока. | Рассмотрите рисунок и попробуйте сформулировать тему урока (на слайде рисунок дерева с весами). Сложно? Тогда прочтите эпиграф: Кому угрожает опасность? Вам. Разве вы не видите, что перед вами весы, на одной чаше которых ваше могущество, На другой – ваша ответственность?» Виктор Гюго «Человек, который смеется» | Высказывают свое предположение Анализируют высказывание | Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; формирует умение анализировать; умение выделять и формулировать противоречие. |
3. Мотивационно- целевой этап, постановка учебной задачи | - Как вы думаете, о чем мы будем говорить? - Как бы вы сформулировали тему урока? - На какие вопросы нам предстоит ответить? Вы правы, тема нашего урока «Охрана окружающей среды» Создание проблемной ситуации «Проблемы химической экологии созданы самим человеком и возникли как результат длительной, а в последнее столетие и чрезвычайно бурной производительной деятельности человека». В.А. Легасов Сегодня задача экологии не только осмыслить губительные для человека последствия его жизнедеятельности, но и понять, что человек сам становится жертвой и заложником создавшейся экологической ситуации. О какой проблеме пойдет речь? Как вы думаете, какие вопросы нам надо рассмотреть? Давайте составим план нашего урока. План урока 1. Природа нуждается в охране. 2. Связь человека с природой. 3. Как закон охраняет природу 4. Что может сделать гражданин для защиты природы? | Учащиеся отвечают на вопросы Вместе с учителем формулируют тему урока, цели урока. Вместе с учителем формулируют план урока | Личностные: обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; Метапредметные: самостоятельно организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать тему урока. |
Усвоение новых знаний и способов действий | Погружение в проблему. Просмотр мультфильма «Смешарики» «Большое- маленькое море» Какую проблему поднимают герои этого мультфильма? Экологические проблемы бывают не только глобальные, но и местного значения, и мы нашли их в нашем городе. Составьте кластер: Экологические проблемы города Посмотрите на экран: наши ребята , готовясь к экологической конференции подготовили Видеоряд по проблемам экологии в нашем городе: свалка мусора и промышленных отходов по дороге в г. Оболенск, свалки мусора вблизи магазинов, скопление транспорта, голые и съеденные короедом сосны, обгоревшие деревья. - Какие последствия нас ожидают, если пассивно наблюдать за происходящим, а вернее закрыть на все глаза? Что мы можем сделать для защиты природы? | Сформулировать понятие «загрязнение окружающей среды»; понять различия между качественным и количественным загрязнением. Активизирует познавательные процессы. Работа в тетрадях. Заполняют кластер. Работают с презентацией, слушают учителя. Выдвигают свои версии. Знать источники и представлять последствия загрязнения различных оболочек Земли. Работа с раздаточным материалом: текст Конституции РФ и Федерального закона «Об охране окружающей среды». Приложение 2. Соотнеси иллюстрацию с законом. Формулируют вывод о правах и обязанностях граждан в защите окружающей среды. Фиксация основных териминов темы (закон, природоохранное законодательство, отвественность за нарушения закона по защите природы) | Личностные: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих и естественно-научных знаний (« вторая природа», атмосфера, закон, экологическая мораль, охрана природы); решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; осознавать значение общественных и природных факторов для человека; описывать взаимосвязь биосферы и ноосферы; Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу,целеполагание, прогнозирование Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) познавательные: анализировать художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; |
3.Локализация учебных знаний | Прием «Любознательным» Интеллектуальная разминка. В конце 10 века на основании «Закона Русского» объявлялись заповедными « бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: - Как вы думаете, почему уже с 10 века, когда еще не существовала экологическая угроза, люди задумывались об охране природы? Физкультминутку проводят 2 учащихся (2 мин) Прием – «Актуальность» Гоголевский персонаж Городничий из «Ревизора», порываясь срочно, к приезду чиновника из Петербурга, благоустроить город, приказывает разметать старый забор. И вдруг вспоминает: «Ах, боже мой! Я и позабыл, что возле того забора навалено сорок телег всякого сору. Что за скверный народ: только где - нибудь поставь какой- нибудь памятник или просто забор, черт их знает откудова нанесут всякой дряни! (Вздыхает).» П рошло более века, а эта проблема актуальна и на сегодняшний день? Традиции живучи? Как вы думаете, с чем это связано? Своё мнение аргументируйте фактами. Ситуация «с удивлением» Работа в группах. Задание. Сколько лет понадобится, чтобы выданные предметы разложились в почве? (соотнести предмет со сроком разложения). Раздает материал, инструктирует, активизирует деятельность обучающихся, мотивирует их к дальнейшей работе. Давайте сверим ваши результаты. - Что вас удивило? Информация к размышлению: в год на одного человека приходится 380 -400 кг мусора и бытовых отходов. В нашей стране долгое время были популярны лозунги: «Человек – царь природы», «Мы не можем ждать милостей то природы. Взять их у нее – наша задача». И сегодня многие в этом уверены. И ведут себя соответственно. - А какова ваша позиция? Мы предлагаем вам создать свой лозунг. Посмотрите и определите, что означают эти знаки. | Раздаточный материал. Работают с раздаточным материалом. Выдвигают свои версии. Работают с презентацией, слушают учителя Участвуют в дискуссии Работа в группах. На столах лотки с предметами и отдельно карточки с числом лет: Алюминиевая банка - 500лет С теклянная бутылка -1000лет Пластмассовая бутылка -100 лет К онсервная банка- 10 лет С таканчик из пенопласта -50 лет Б атарейка-110лет П олиэтиленовый пакет -200лет П одгузник – 500 лет Работа с раздаточным материалом Проверка результатов. Работа в группах, капитан представляет лозунг команды. Работа в группах, определяют значение знаков. . |
| Творческий этап. У вас на столах лежат конверты с прикладным набором рисунков. Я предлагаю вам сконструировать свой знак « Создай природоохранные знаки». | Работа в группах. Задание 1 и 3 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать запрещающие знаки и прокомментировать их назначение. Задание 2 и 4 группе: вам предстоит из прикладного набора рисунков создать разрешающие правоохранные знаки к теме «Охрана окружающей среды» и прокомментировать их назначение. Команды рисуют экологические плакаты и их защищают их. Формулируют правила поведения, обсуждают, записывают их в тетрадях | |
Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2-3 минуты. | Учитель подводит итог урока, - Почему необходима активная деятельность по охране природы? - С какого века государство стало заботиться о природе? Предлагает обучающимся вернуться к кластеру, составленному в начале урока, внести изменения или дополнения. - Что делает государство для охраны окружающей среды? - Выскажите свое мнение: что нужно сделать человеку, чтобы установились правильные отношения человека с природой? - Всегда ли граждане сознательны в вопросе охраны окружающей среды? Приведите примеры из своей жизни. -Что можем сделать лично мы, чтобы защитить природу? (подвести детей к пониманию раздельной переработки мусора и использование его вторично, чтобы сохранить природу) Просит выполнить творческое задание, используя прием «синквейн»: Давайте с вами вспомним правила написания синквейна. | Соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Дополняют кластер. Отвечают на вопросы, формулируют выводы по теме. Пишут «синквейн» на любую тему: «Природа», «Экология», «Охрана окружающей среды» | Личностные: понимают роль государства и человека в охране природы. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения материала Познавательные: общеучебные - формулирование ответов; Первичное осмысление и закрепление материала; Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; допускать существование различных точек зрения. |
7. Завершение урока | -Какую учебную задачу мы ставили перед собой? -Мы ее достигли? Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, объявляет оценки, задает домашнее задание | Соотносят свои действия с планируемыми результатами. Обсуждают и оценивают работу в группе. Учащиеся слушают учителя, записывают в дневники домашнее задание | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; развивают способность к самооценке. Регулятивные: прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала |
« бортные угодья» (лесные пасеки), леса, отведенные для княжеской охоты, а также места обитания особо ценных пушных зверей (например, бобров). Указами царя Алексея Михайловича, а также императора Александра I запрещалась охота и рубка леса на отдельных территориях государства. А первым государственным указом о природе стал Указ от 1 февраля 1703 года, предписывающий произвести учет лесов, древостой которых пригоден для кораблестроения. Самовольная рубка дуба, сосны, вяза и других ценных пород деревьев каралась денежным штрафом или каторгой.