kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок: "Высотная поясность Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 31 Тема: "Высотная поясность"

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Цель: создание условий по усвоению знаний по теме «Безлесные зоны на юге России»

Образовательная: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной

поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;

Развивающая: развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения

работать с картой, применять полученные знания на практике;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Средства обучения: презентация, географический атлас 8кл, учебник.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок: "Высотная поясность Земли"»

Урок № 31 Тема: "Высотная поясность"

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Цель: создание условий по усвоению знаний по теме «Безлесные зоны на юге России»

Образовательная: сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах, закрепить знания о высотной поясности, познакомить с ПТК альпийских и субальпийских лугов, формировать обзор гор;

Развивающая: развивать интерес к изучаемому материалу, развивать память, мышление, познавательную активность, совершенствовать умения работать с картой, применять полученные знания на практике;

Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Средства обучения: презентация, географический атлас 8кл, учебник.

Планируемый результат







Личностные

Предметные

МетапредметныеУУД

Формирование познавательного интереса к предмету и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; постепенное выстраивание собственной целостной картины мира.

Научиться сравнивать компоненты природы двух природных зон; называть безлесные зоны юга России и их типичные черты; приводить примеры типичных представителей зоны степей, полупустынь и пустынь России; показывать на карте расположение безлесных зон юга России; работать с тематическими картами

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; работать с текстовым и нетекстовым компонентом.

Регулятивные УУД: работать в соответствии с поставленной учебной задачей, планировать свою деятельность

Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и коллективной работы.



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент

Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка всего необходимого к уроку.

Не имея всего необходимого не достигнуть высоких результатов.


Подготовка класса к работе

Личностные: самоопределение

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2

Актуализация знаний

Задание 1: «Узнай по описанию природную зону»:

1. Эта территория местами сильно заболочена. Здесь в обилии произрастают разные ягоды: смородина, черника, голубика, малина, рябина. Сфагновые болота покрываются красным ковром клюквы. Хлопая крыльями, тяжело поднялись в небо птицы. Задвигались высокие травы - очевидно, уходят осторожные маралы. Символом этой зоны можно считать сибирский кедр или лиственницу. Иногда встречаются кедры-великаны до 2м в диаметре. Их возраст достигает 600 лет.

2. Всюду видны летающие поморники, и горе зазевавшемуся или выбежавшему на снег леммингу. Летом яркие ковры полярных маков, куропаточной травы, лютиков, астрагалов устилают сухие речные террасы. Гудят над цветами огромные шмели, а на венчиках качаются маленькие мушки-любительницы сладкого нектара.

3. По склонам сопок тропы вьются круто.

Там, в буйных зарослях душистых трав ,

Могучая ветвистая лиана

Деревья обвивает, как удав.

Сверкают ильмы, ольхи жмутся к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд,

Густо-зелёный, с палевым отливом

Гирляндами, прижавшись к хвойным гривам,

Нет-нет, да глянет дикий виноград.

(П. Комаров)

Задание 2: «Найди лишнего»

  1. Лемминг, ягель, клюква, суслик;

  2. Морж, белый медведь, лисица, тюлень;

  3. Лиственница, тушканчик, лось, рябчик;

  4. Ковыль, белка, шалфей, сайгак;

  5. Змеи, джейран, песец, саксаул;

  6. Дуб, ель, ясень, белка, медведь, клён, черепаха.

Задание 3: «Распредели представленные растения и животных по природным зонам, в которых они произрастают и обитают: морж, ягель, лиственница, тигр, типчак, черепаха, белый медведь, песец, кедровка, кабан, сайгак, верблюжья колючка, серый олень, клёст, липа, ковыль, ящерица, солянка.


Тайга










Тундра







Смешанно-широколиственный лес,

уссурийская тайга









Суслик

Лисица

Тушканчик

Белка

Песец

Черепаха

Личностные

- понимать значение знаний прошлых уроков для освоения новой темы


3

Целеполагание мотивация,

Мы с вами знаем, что природные зоны на равнинах размещаются не хаотично.

Какому закону они подчиняются?

Природные зоны на равнинах при движении сменяются с севера на юг.

Откройте атласы на стр.22. Смена природных зон происходит медленно, через сотни км

 А где можно увидеть быструю смену природных комплексов, на расстоянии 3-5 км?

Как называется смена природных зон с высотой?

Как Вы думаете, какова тема нашего урока? 

Какова же цель нашего урока?

Ответы учащихся

Учащиеся высказывают разные мнения.


Умение выражать свои мысли, определять цели и задачи

4

Освоение нового материала






























Как изменяются природные зоны в горах? Почему в горах происходит смена ПТК? Что изменяется в горах с высотой







-Что такое высотная поясность? Учебник стр.146(запись в тетрадь)

Какие горы находятся на территории России? вопрос классу: (Уральские, Северный Кавказ, горы  юга Сибири, горы Дальнего Востока) - учащиеся показывают на физической карте России.

Во всех горах одинаковый набор природных зон?

- В каких горах богаче природа?

Первым обратил внимание на связь климатических условий с горизонтально-широтным распределением растительности на равнинах и высотным в горах, как на всеобщую закономерность Александр Гумбольдт. 

 –Существует определенная закономерность расположения природных зон. Определим закономерности изменения природных зон

Анализ Высотной поясности (слайд) Кавказа, Урала, гор Юга Сибири.

  1. Первая природная зона у подножья та, в которой находятся горы.

Северный Кавказ (схема)

Кавказ – обширная территория между Черным, Азовским и Каспийским морями площадью 440 тыс. кв. км. (запись в тетради). Природные условия Кавказа изменяются от субтропиков на низменностях Закавказья, до вечных снегов и льдов в области Большого Кавказа.

Схема Уральских гор

Уральские горы – протягиваются с севера на юг более чем на 2000 километров (запись в тетради)

- Чем отличается высотная поясность Северного Урала от Южного Урала? (набором природных зон) – определяем по схеме, представленной на слайде

Юг Сибири (схема)

В горах Юга Сибири (Алтай, Западный Саян, Восточный Саян, горы Прибайкалья и Забайкалья) отчетливо выражена высотная поясность. Её спектр определяется географическим положением и высотами горных массивов. В горах выделяется несколько высотных поясов: горно - степной, горно-таёжный и высокогорный (учащиеся записывают в тетради).

–А теперь давайте посмотрим как влияют горы на другие компоненты природы и человека.

–Горы являются главной причиной нарушения горизонтального расположения природных зон на земном шаре.

­Жизнь в горах подчиняется ходу природных процессов. Учебник стр. 145

–Люди до высоты 3000м чувствуют себя в горах нормально, но при подъеме выше, даже у тренированных спортсменов возникают проблемы.



Горы оказывают влияние на природу:

1. Холодный климат.

2. Низкое атмосферное давление.

3. Мало кислорода.

4. Больше ультрафиолетовой радиации.

Закономерная смена почв, растительного и животного мира с поднятием в горы называется – высотной поясностью.



Чем выше горы, тем больше природных зон. Но если горы расположены в тундре, то как бы они ни были высоки, будут только 2 природные зоны - тундра и снегов.













  1. Чем выше горы, тем больше набор природных зон (многоэтажность).

  2. Чем ближе к экватору, тем разнообразнее природные комплексы в горах.

  3. Смена природных зон в горах схожа со сменой природных зон на равнине, с юга на север.

  4. Смена природных зон на северных и южных склонах отличаются. Снега на северных склонах начинаются на меньшей высоте.





–Но тем не менее человек освоил горы.

–на Кавказе на высоте 2500м, возделывают ячмень.

–На Алтае на высоте до 1600м выращивают ячмень, овес, рожь, пшеницу.

–В Саудовской Аравии до высоты 2600м произрастает финиковая пальма

–В Тибете и Гималаях до высоты 4500м выращиваю горох, гречиху, горчицу, картофель.


познавательные:

работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;умение работать с картами атласа

коммуникативные:

умение выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество.

регулятивные: целеполагание к определенному заданию.



5

Физкультминутка для глаз

Быстро моргать, потом закрыть глаза и медленно сосчитать до 5.

Крепко зажмуриться на пару секунд, открыть глаза и посмотреть в окно.

Делаем круги глазами влево, затем – вправо. Потом – фиксируем взгляд на дальнем предмете за окном.



6


Первичное закрепление.



– Ребята! Давайте проверим знания, которые получили сегодня на уроке.

Собрать природные пояса  в горах в соответствии с закономерностью чередования зон. Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)

Приложение.

Выполняют задание





личностные: ценностное отношение к окружающему миру;

познавательные: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей;

регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата.

7

Домашнее задание

Параграф 28


Записывают домашнее задание.



8

Рефлексия

- Наш урок завершён. Я довольна, что вы активно работали и хорошо усвоили тему. Скажите, достигли мы сегодня на уроке поставленных целей?

Что на уроке показалось вам интересным?

Что вызвало затруднения?

Что вас удивило?

Что вы узнали впервые?


Ответы учащихся.

Регулятивные: Осознание причин успеха и неуспеха

Личностные: Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом



ТК учитель географии:

https://kopilkaurokov.ru/geografiya/uroki/tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_po_ghieoghrafii_na_tiemu_vysotnaia_poiasnost_r

https://compendium.su/geographic/8klas_2/12.html

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2014/01/05/podrobnyy-konspekt-uroka-po-teme-vysotnaya-poyasnost-8-klass

https://infourok.ru/tema_uroka_bezlesnye_zony_na_yuge_rossii-303266.htm


Приложение

Собрать природные пояса  в горах в соответствии с закономерностью чередования зон  – источник атлас стр.20-21

Ученики получают набор полосок с указанными природными зонами. Собрать правильно высотную поясность (работа в парах)

1ряд

2 ряд

3 ряд

Кавказ

Алтай

Урал

  1. Альпийские луга

  1. Пояс горных тундр

  1. Горная тундра

  1. Горно- широколиственные леса

  1. Пояс предгорной степи

  1. Лесостепь

  1. Горно-хвойные леса

  1. Пояс лиственничных лесов

  1. Лесотундра

  1. Криволесье

  1. Пояс высокогорных кедровых лесов

  1. Гольцы

  1. лесостепь

  1. Нивально - гольцовый пояс

  1. Тайга

  1. Снег и льды

  1. Пояс альпийских лугов


  1. Субальпийские  луга





Тест по изученной теме:

1. Причиной смены природных зон в горах является изменение климата в зависимости от…

1) географической широты

2) высоты места

3) удаленности территории от океана

2. Дайте определение высотной поясности –

3. До какой высоты в Тиббете и Гималаях выращивается горох, горчица, картофель?

1)4500м

2)4550м

3)4600м

4. Кто первым обратил на связь климатических условий с горно-широтным распределением растительности на равнинах и высотном в гороха, как на всеобщую закономерность?

1)Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский

2)Василий Васильевич Докучаев

3)Александр Гумбольдт

5. До какой высоты человек может забраться в горы чувствуя себя нормально?

1)2900м

2)3000м

3)3100м

Ответы:

1-1

2- высотной поясности – это закономерная смена природных условий, природных зон, ландшафтов в горах.

3-1

4-3

5-2







Тест опрос по прошлой теме урока:

Вариант 1.

1. Типичным представителей природной зоны степей является растение

А пихта

Б ягель

В ковыль

Г морошка

2. Подзолистые почвы тайги содержат мало перегноя вследствие

А недостатка тепла

Б интенсивного промывания почвы

В активной деятельности микроорганизмов

3. В тундре нет высоких деревьев так, как там…

А недостаточно тепла и дуют сильные ветры

Б выпадает мало осадков

В существует полярный день и полярная ночь

Г существует вечная мерзлота

4. Темнохвойными лесами считаются

А из лиственницы и ели

Б ели и пихты

В сосны и лиственницы

5. На территории России встречаются природные зоны…

А саванн и редколесий

Б тайги

В степей

Г широколиственных лесов

Д влажных вечнозеленых лесов

Е жестколистных лесов и кустарников


Вариант 2.

1. Наиболее измененная зона в результате хозяйственной деятельности человека

А тайга

Б смешанные леса

В широколиственные леса

Г лесотундра

2. Климатические показатели: средняя температура июля +5…+10 градусов, долгая холодная зима, избыточное увлажнение при количестве осадков 200-300 мм в год, характерны для природной зоны

А смешанные леса

Б тайга

В тундра

Г широколиственные леса

3. В зоне широколиственных лесов увлажнение

А избыточное

Б достаточное

В недостаточное

4. Северный олень – типичный представитель животного мира

А тайги

Б степей

В тундры

Г арктических пустынь

5. На территории России встречаются природные зоны

А широколиственных лесов

Б саванн и редколесий

В полупустынь и пустынь

Г тайги

Д влажных вечнозеленых лесов

Е жестколистных лесов и кустарников


Ответы

Вариант 1

1

2

3

4

5

в

б

а

б

бвг


Вариант 2

1

2

3

4

5

в

в

б

в

авг







Приложение 2

Тест опрос по изученной теме.

  1. Самая большая природная зона? А) смешанных лесов Б) тундры В) тайги

  2. Напишите какие растения произрастают на хребте Сихотэ-Алинь…

  3. В какой зоне выращивают растения, имеющие короткий период вегетации? А) северной тайге Б) северной и средней тайге В) южной подзоне тайги

  4. На какой равнине расположена зона смешенных и широколиственных лесов? А) Западно-Сибирской Б) Русской В) Средней Сибири

  5. Переходная зона от леса к степи – это …

Ответы

1

2

3

4

5

в

Ели, пихты и южные виды: амурский бархат, пробковый дуб

б

б

Лесостепная зона



Тест по теме “Безлесные зоны России”

1.Коэфициент увлажнения в зоне степи

А) Больше 1;
Б) Меньше 1;
В) Равен 1.

2.Климатические условия в зоне степи меняются

А) С севера на юг;
Б) С запада на восток;
В) С севера на юг и с запада на восток.

3.Более высокие среднегодовые температуры в зоне полупустынь и пустынь по сравнению с лесной зоной объясняются…

А) Отепляющим влиянием океана;
Б) Более южным географическим положением;
В) Расположением горных хребтов на пути движения ВМ.

4.Лесостепи и степи расположены в климатическом поясе…

А) Субарктическом;
Б) Арктическом;
В) Умеренном.

5.Большое разнообразие грызунов в безлесных зонах России объясняется…

А) Отсутствием хищников;
Б) Быстрым размножением;
В) Обилием растительной пищи.

6.Чернозёмы формируются под …

А) Травянистой растительностью сухих степей;
Б) Травянистой растительностью лесостепей и степей;
В) Лиственными лесами с богатым травянистым покровом.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок: "Высотная поясность Земли"

Автор: Мальцева Нина Алексеевна

Дата: 16.12.2020

Номер свидетельства: 567416

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок на тему :Географическая зональность "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-na-tiemu-gieoghrafichieskaia-zonal-nost"
    ["file_id"] => string(6) "114394"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411479745"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Урок изучения нового материала. Тема: «Природные комплексы суши и океана. Природная зональность.  Природные комплексы нашей местности» "
    ["seo_title"] => string(142) "urok-izuchieniia-novogho-matieriala-tiema-prirodnyie-komplieksy-sushi-i-okieana-prirodnaia-zonal-nost-prirodnyie-komplieksy-nashiei-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "132016"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416257673"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока "Природные зоны Южной Америки" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-prirodnyie-zony-iuzhnoi-amieriki"
    ["file_id"] => string(6) "239330"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756563"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "презентация для урока окружающий мир "Экосистема горы" (на якутском языке) "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-dlia-uroka-okruzhaiushchii-mir-ekosistiema-ghory-na-iakutskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "227604"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440823898"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Природные зоны Земли "
    ["seo_title"] => string(22) "prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "104489"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402720240"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства