Тема урока: «Природные зоны Земли» 6 класс (СКК VII)
Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле;
Задачи урока:
Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Земли »
Тема урока: «Природные зоны Земли» 6 класс (СКК VII)
Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле;
Задачи урока:
Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.
Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.
Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.
В тропических, умеренных, и даже в полярных поясах на разных территориях неодинаково сочетание тепла и влаги. Это создает разные условие для живых организмов. Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли. Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.
Учащиеся знакомятся с картой природных зон, каким цветом изображены природные зоны, выясняют, как от экватора к полюсам сменяются зональные природные комплексы – природные зоны. Формируется
понятие природная зона.
а) Постановка познавательной задачи.
Как сменяются природные зоны от экватора к полюсам?
б) Решение познавательной задачи.
1. Рассказ с элементами беседы.
Внешней облик нашей планеты складывается благодаря смене разных природных зон. Не случайно они получили свои названия от характера преобладающей растительности.
Изучаются особенности природных зон на Земле и их размещение. Учитель последовательно характеризует природные зоны Земли (занимаемою территорию, особенности климата, растительный и животный мир). Учащиеся работают с картой природных зон Земли.
Влажные экваториальные леса.
Читаем и объясняем прочитанное. стр _144_
Формируются в условиях жаркого и влажного климата. Растительность образует несколько ярусов. Животный мир очень разнообразен.
Здесь нет времен года. Круглый год тепло и влажно. В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц,
Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся
Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник – леопард
Физкультминутка: посмотрели на соседа с права, с лева. На потолок.
Саванны.это территории с травянистой
растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев,
как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.
Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники – львы, гепарды.
Пустыни.
Отличительной особенностью пустыни – недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности
и животного мира. На материке Африка располагается Одна из величайших пустынь планеты – Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня – Атакама. В оазисах растет царица пустыни – финиковая пальма. Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами,
верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых – скорпионов, пауков, муравьев.
Степи.
В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком
(в основном распаханы и густо заселены ).
В степной зоне большое разнообразие птиц. Много птиц гнездятся на земле. Одни питаются растениями, другие и растениями и насекомыми (дрофа, стрепет, жаворонок), третьи -хищники (степной орел). Здесь водятся грызуны, хищники.
Смешанные и широколиственные леса.
Леса умеренных широт – смешанный и широколиственный лес, тайга. Здесь четко выделяется четыре времени года: зима, весна, лето, осень – выпадает достаточное количество осадков. В широколиственных лесах увеличивается число копытных:
олени, лоси, косули. Гораздо реже, чем раньше встречаются волки, лисы, медведи. Животный мир тайги богат пушным зверем (соболь, куница).
Тайга.
Рассказ учащегося. Обратить внимание, что мы живем в природной зоне тайге.
Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы
По-якутски значит «большой лес»,Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.
Обычно сильно заболочена
Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.
Тундра
Тундра порыжела и поникла,
Лишь озера линзами блестят.
Буря залетела и затихла,
Медленно в тише бредут олени,
Чуткими ушами шевеля.
Нам еще далеко до селений
Под ногами мерзлая земля.
Отличительные особенности тундры – недостаток тепла, долгая зима и короткое лето, мерзлотный грунт, скудная, малорослая растительность.
Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.
Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см..
Арктические пустыни.
Рассказ учащегося сравнить, сравнить с пустыней тропического климата
Арктические и антарктические пустыни – это царство снега и льда. Животный мир в основном связан с морем. Здесь распространены ластоногие - моржи, тюлени, морские слоны. В Арктике живет белый медведь. В Антарктиде – пингвины.
5.Обобщение.
На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.
Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
5. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний (Фронтальная беседа) (Определяют природную зону по описанию)
Предлагает выполнить задания:
О какой природной зоне идёт речь:
Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)
Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)
Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)
Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года.. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны. (смешанные и широколиственные леса)
Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев. (тайга)