kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природные зоны Земли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Природные зоны Земли» 6 класс (СКК VII)

Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле;

Задачи урока:

Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.

Развивающие: продолжать формирование  умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность  каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Природные зоны Земли», иллюстрации.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно – поисковый.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум. Творческое опережающее задание

Средства обучения: компьютер, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природные зоны Земли »

Тема урока: «Природные зоны Земли» 6 класс (СКК VII)

Цель урока: показать, как размещаются природные комплексы по поверхности Земли; объяснить смену природных зон на Земле;

Задачи урока:

Обучающие: конкретизировать понятия «природная зона», «широтная зональность», «высотная поясность»; сформировать понятие о природных зонах Земли как зональных природных комплексах; выявить закономерность размещения природных зон на Земле.

Развивающие: продолжать формирование умения работы с географической картой, составлять комплексные характеристики природных зон.

Воспитательные: Воспитывать интерес к изучению географии, показать уникальность каждой природной зоны, формировать бережное отношение к животному и растительному миру.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация « Природные зоны Земли», иллюстрации.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно – поисковый.

Методы осуществления учебно – познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

Форма обучения: рассказ, беседа, практикум. Творческое опережающее задание

Средства обучения: компьютер, дидактический материал.

Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная.


Прогнозируемый результат:

Учащиеся получают знания

  1. о размещении природных комплексов по поверхности Земли

  2. о разнообразии и смене природных зон Земли

  3. развивают умение работы с географическими картами, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся, фиксация отсутствующих.

  1. Сообщение темы урока. Постановка цели урока.

  2. Актуализация знаний.

Вспомните, что такое широтная зональность?

Вспомните, что такое высотная зональность?

Назовите причины смены зональности.

4. Изучение нового материала.

а) Постановка познавательной задачи.

Как размещаются природные комплексы на Земле?

б) Решение познавательной задачи.

В тропических, умеренных, и даже в полярных поясах на разных территориях неодинаково сочетание тепла и влаги. Это создает разные условие для живых организмов.
Причина зональности – неодинаковое количество тепла, поступающего на разные широты, в связи с шарообразностью Земли.
Поэтому на одной и той же широте на суше могут быть влажные прибрежные районы и внутренние сухие, защищенные горами или открытые всем ветрам.


Учащиеся знакомятся с картой природных зон, каким цветом изображены природные зоны, выясняют, как от экватора к полюсам сменяются зональные природные комплексы – природные зоны. Формируется

понятие природная зона.

а) Постановка познавательной задачи.

Как сменяются природные зоны от экватора к полюсам?

б) Решение познавательной задачи.

1. Рассказ с элементами беседы.

Внешней облик нашей планеты складывается благодаря смене разных природных зон. Не случайно они получили свои названия от характера преобладающей растительности.

Изучаются особенности природных зон на Земле и их размещение. Учитель последовательно характеризует природные зоны Земли (занимаемою территорию, особенности климата, растительный и животный мир). Учащиеся работают с картой природных зон Земли.


Влажные экваториальные леса.

Читаем и объясняем прочитанное. стр _144_

Формируются в условиях жаркого и влажного климата. Растительность образует несколько ярусов. Животный мир очень разнообразен.

Здесь нет времен года. Круглый год тепло и влажно. В кронах деревьев живут обезьяны, множество птиц,

Ползают змеи и ящерицы. В многоводных реках водятся

Крокодилы, бегемоты. Самый известный хищник – леопард

Физкультминутка: посмотрели на соседа с права, с лева. На потолок.

Саванны. это территории с травянистой

растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний сухой сезон и летний сезон дождей. Высокие травы, толстая кора редких деревьев,

как у африканского баобаба и мелкие листья, как у акации помогают запасать воду.

Дикие животные (антилопы, зебры) могут пробегать большие расстояния в поисках воды и пищи, величественно ступают слоны. Самые известные хищники – львы, гепарды.

Пустыни.

Отличительной особенностью пустыни – недостаток влаги, высокие температуры в течение всего года и их большие суточные амплитуды, скудность растительности

и животного мира. На материке Африка располагается Одна из величайших пустынь планеты – Сахара, на западе Южной Америки самая сухая пустыня – Атакама. В оазисах растет царица пустыни – финиковая пальма. Животный мир представлен грызунами (тушканчики, песчанки),копытными животными (антилопами,

верблюдами). Водятся змеи, ящерицы. Много насекомых – скорпионов, пауков, муравьев.


Степи.

В степях жаркое. Относительно сухое лето и суровая зима, плодородные почвы и богатая травянистая растительность. Степи сильно изменены человеком

(в основном распаханы и густо заселены ).

В степной зоне большое разнообразие птиц. Много птиц гнездятся на земле. Одни питаются растениями, другие и растениями и насекомыми (дрофа, стрепет, жаворонок), третьи -хищники (степной орел). Здесь водятся грызуны, хищники.

Смешанные и широколиственные леса.

Леса умеренных широт – смешанный и широколиственный лес, тайга. Здесь четко выделяется четыре времени года: зима, весна, лето, осень – выпадает достаточное количество осадков. В широколиственных лесах увеличивается число копытных:

олени, лоси, косули. Гораздо реже, чем раньше встречаются волки, лисы, медведи. Животный мир тайги богат пушным зверем (соболь, куница).

Тайга.

Рассказ учащегося. Обратить внимание, что мы живем в природной зоне тайге.

Тайга простирается южнее тундры, там где еще холодные зимы

По-якутски значит «большой лес», Тайга — это густые хвойные леса. Они растут в северных областях Евразии и Северной Америки, где суровые снежные зимы и короткое лето. Тайга славится своими елью, сосной, пихтой, кедром, лиственницей — деревьями, у которых вместо листьев узкие и плотные иголки — хвоя.

Обычно сильно заболочена

Животный мир богат, особенно пушным зверем: соболь,куница, белка . многочисленны и разнообразны птицы: кедровка, глухарь.

Тундра

  • Тундра порыжела и поникла,

Лишь озера линзами блестят.

Буря залетела и затихла,

Медленно в тише бредут олени,

Чуткими ушами шевеля.

Нам еще далеко до селений

Под ногами мерзлая земля.


Отличительные особенности тундры – недостаток тепла, долгая зима и короткое лето, мерзлотный грунт, скудная, малорослая растительность.

Слова «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки»- невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Это зона сформирована в северных областях Евразии и Северной Америки. Для этой зоны характерны короткое прохладное лето, суровая зима. Уже в декабре морозы достигают -400 , характерны сильные ветры, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников- ягель, кустарничков- брусника, черника, морошка, карликовая береза). Летом много перелетных птиц (утки, гуси, лебеди). Типичные животные : лемминги, песцы, северные олени, полярные совы., белая куропатка.

Тундра красива дважды в год, первый раз в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зеленого на красный, а потом на желтый., созревая морошка становится желтой. Второй раз в сентябре, когда желтеют листья карликовой березы и ползучих ив. Тундра раздолье для грибника. Говорят, что в тундре грибы выше деревьев, это почти правда, если учесть, что деревья имеют высоту 15-30см..

Арктические пустыни.

Рассказ учащегося сравнить, сравнить с пустыней тропического климата

Арктические и антарктические пустыни – это царство снега и льда. Животный мир в основном связан с морем. Здесь распространены ластоногие - моржи, тюлени, морские слоны. В Арктике живет белый медведь. В Антарктиде – пингвины.

5.Обобщение.

На земном шаре обитает огромное число видов растений и животных, распространение которых зависит от многих факторов, но важнейшим из них является распределение тепла и влаги, что создает в разных широтах неодинаковые условия для жизни организмов. Территории, имеющие сходные климатические условия, образуют природные зоны.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

5. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний (Фронтальная беседа) (Определяют природную зону по описанию)

Предлагает выполнить задания:

  1. О какой природной зоне идёт речь:

  1. Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло. (влажные экваториальные леса)

  2. Территории с травянистой растительностью и отдельными группами деревьев. Здесь различают зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей. (саванны)

  3. Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи. (пустыни)

  4. Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми. (степи)

  5. Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года.. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны. (смешанные и широколиственные леса)

  6. Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев. (тайга)

  7. Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность. (тундра)

8) Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь. (арктические и антарктические пустыни)

Индивидуальная работа с карточками.

Рефлексия.

7.Домашнее задание.

Изучить §47. Подготовить сообщение о животных или растениях одной из природных зон Земли. Закончить работу по контурным картам.

Природные зоны мира


Природные зоны

Условия

Растения

Животные

1. Экваториальные леса




2. Саванны




3. Пустыни




4. Леса

А. широколиственные

Б. смешанные

В. тайга




5. Тундра




6. Арктические и антарктические пустыни




Вывод:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Природные зоны Земли

Автор: Белозерцева Светлана Милентьевна

Дата: 14.06.2014

Номер свидетельства: 104489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по географии   «Природные зоны Земли» "
    ["seo_title"] => string(55) "razrabotka-uroka-po-ghieoghrafii-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "111101"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407058300"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Природные  зоны Земли "
    ["seo_title"] => string(24) "prirodnyie-zony-ziemli-1"
    ["file_id"] => string(6) "163704"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422531720"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Презентация "Природные зоны земли" "
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia-prirodnyie-zony-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "224608"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1438954494"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Презентация "Природные зоны Земли""
    ["seo_title"] => string(38) "priezientatsiia_prirodnyie_zony_ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "443515"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1512957848"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Природные зоны Земли"
    ["seo_title"] => string(20) "prirodnye_zony_zemli"
    ["file_id"] => string(6) "626570"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1677340097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства