kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Рельеф"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок дан по программе "Полярная звезда" есть технологическая карта с использованием УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Рельеф"»

Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда»

№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» - №5

Тип урока: урок «Открытие новых знаний»

Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа

Задачи урока: Планируемые результаты:

  1. предметные для учителя:

- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;

- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;

- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.

Предметные для обучающихся:

  • представлять рельеф как о постоянно меняющемся компоненте природы;

  • знать основные формы рельефа и распознавать их на карте;

  • сформулировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;

  • выявить отличия равнин по характеру поверхности, высоте, способу образования

  • создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности;

  • работать с физическими картами и атласом.

2. Метапредметные: - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения
• уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя;
• уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.

3. Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;

Психологическая цель урока:

- создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,

Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

№ п/п

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный этап

Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку: всем ли комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха

Начинается урок,

Точно вовремя и в срок.

Сели правильно, красиво,

чтоб на урок хватило силы

работаем старательно,

слушаем внимательно

сегодня на уроке мы будем работать в группах, а итог своей работы вы будете оценивать в своей индивидуальной карточке.


Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю.


Определение проблемы урока

Прочитайте высказывания мальчика и его учителя:

Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность

«Равнина, равнина

Ни яра, ни пади,

Равнина на Север,

Равнина на Юг.

Как будто гористую землю разгладил

Какой -то гигантский утюг.

Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы

С высот небес глядят на нас

И равнинные просторы

Завораживают глаз.

Включение всех в деловой ритм.

Чтение двух высказываний, предложенных учителем


Побуждающий диалоги




Подводящий диалог:


Что вас удивило в этих высказываниях?

Правы ли они в своих суждениях?

Предложи свои доводы.

Обратимся к высказываниям ученика и учителя

Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная?

Может быть мальчик прав?

Что считает учитель? Какой возникает вопрос?

ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли?

Обсуждение высказываний


Возможно, он живет на равнине.

Не знает карту. На большей части Земли рельеф ровный.

Поверхность Земли неровная.



Вспоминаем то , что знаем


Формулирование темы урока

Что мы уже знаем о поверхности Земли ? Какие неровности Земли вам известны которые мы встречаем в повседневной жизни?

Что такое холм? Что такое относительная высота? Что такое абсолютная высота? Какими способами изображают неровности поверхности на картах?

Подвести к понятию «рельеф».)Учебник стр. 80 «Рельеф Земли»

Сформулируем тему урока. «Поверхность Земли» или Рельеф земли .

А можно ли весь рельеф изучить за один урок?

Ямы, холмы. Горы,равнины .карьеры…….

Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли

Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение.

. Отвечают на вопросы учителя. Запись темы в тетрадь



Формулирование цели

Построить диалог, подводящий учеников к формулированию цели урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Как устроена поверхность Земли? Можете ли вы правильно и полно ответить на этот вопрос в данный момент? Какова же цель нашей работы на уроке?




Учитель: Что может помочь в изучении темы?

( 10 минн)

Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний.

Определяют цель и задачи урока

Цель: узнать больше о рельефе Земли



Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте.




САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность

2

Решение проблемы.«Открытие новых знаний»

Работа в 3 группах: 1 группа: моделирование: Я предлагаю вам взять чистые листы бумаги, пластилин. Изобразите с их помощью поверхность Земли

Анализ карты полушарий:

Вы любите путешествовать?

Я предлагаю совершить путешествие по карте.

2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли


3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните

( 5-7мин.)

1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности ( предполагается: один рисует на листе, другой смял лист бумаги в комок и расправил, третий лепит из пластилина) и обсуждают, что получилось.

Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная

2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность

3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот)

Значит рельеф Земли разнообразный, неровный



САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Запозаполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения























































Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог изменяться под воздействием различных факторов.

Подумайте , какие силы Земли могли участвовать в изменении рельефа?

Какие факторы на это влияют?

Что является строителем и разрушителем ?

Выполнять это задание вы будете самостоятельно работая с текстом учебника и рисунком 54. на стр.80 и составите кластер.

Какое новое понятие встретилось в тексте?

Понятие выветривание (учебник стр. 80)

(5-7 мин)

Заполняют схему.

И делают вывод.

Внешние факторы - выравнивают неровности

земной поверхности

В


етер Текучая вода Солнце Организмы Человек

Внутренние факторы - создают неровности

земной поверхности

Землетрясения Вулканизация

Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.

Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности.

Внешние факторы разрушают горы.


Вывевыветривание –процесс разрушения горных пород внешними силами.



САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения




Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии на сладе

Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали.

Так что же такое равнина?

Ответы учеников после просмотра слайдов:

Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности.

(горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены;

равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены)


Географический конструктор

А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия по принципу

ключевое слово + существенные признаки.


РАВНИНА - это

(2-3 мин)

- это участок земной поверхности ровный

– это форма рельефа холмистый

- это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор

Запись определения понятия «равнина».

Равнина – это слаборасчлененная часть земной поверхности, с различием относительных высот не более 200м.

(Определение записывается в тетрадь).








































Откройте атлас

используя физическую карту Мира, ответьте на вопрос: какая из этих форм рельефа ( горы или равнины) является преобладающей на Земле?

60 % - равнины

Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Мы выясним выполнив следующее задание.

Равнины, так как занимают большую площадь суши.

ВЫВОД: Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению.





Предлагаю вам совершить ещё одно путешествие по карте по заданным координатам определить о каких равнинах идет речь?

  1. . 54 ° с.ш. 37 ° в.д.

    1. с.ш. 80 ° в.д

    1. с.ш. 50 ° в.д.

4. 66 ° с.ш 100 ° в.д

Определить высоту равнин по шкале высот


Проверьте правильность выполненного задания по учебнику стр. 81 рис 55 фрагменты карт

Какая равнина самая высокая?

Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе)

– (7-10 мин)

  1. Среднерусская возвышенность от 200 до 500 м

  2. Западно-Сибирская равнина до 200 м

  3. Прикаспийская низменность до 200 м

  4. Среднесибирское плоскогорье от 500 до 100 м

(Среднесибирское плоскогорье)

(Плоская гора)




Все равнины имеют уклон. Как можно определить уклон равнины.

Определите уклон

1 группаЗападно-Сибирская равнина,

  1. группа Амазонская низменность

  2. группа Восточно- Европейская равнина

Вывод: уклон можно определить по направлению течения рек.




Если успеваю по времени: Какая форма рельефа наиболее заселённая: равнины или горы. Почему ?

На какой равнине живем мы с вами?

Вывод: равнина. Удобно. Земледелие. Менее опасно для жизни. Исторически сложилось.




САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно?

Заполнение таблицы «Самооценка»- 4 этап























Закрепление

«Так какое же решение проблемы мы получили?»

КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ?

Поверхность Земли неровная. Различают самые разные формы рельефа




САМООЦЕНКА

Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ




Рефлексия















Домашнее задание

Тест учебник стр 83 рублика « шаг за шагом»





















Таблица самооценки

этап

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап

итого


Определение проблемы, темы и цели урока

Путешествие по карте - равнина

Внешние и внутренние факторы

Виды равнин

Закрепление знаний


Активно







Неактивно







Правильно







Неправильно







С ошибками







С подсказкой учителя







С подсказкой ученика







Твоя отметка























1Карточка – задание

Составить схему

««Виды равнин по высоте»: проведите анализ рисунков на странице 81 и текст учебника. Схему составить с примерами.

Виды равнин по высоте













2Карточка – задание

Составить схему

«Виды равнин по характеру рельефа», анализируя текст учебника - страница 82 и текст на карточке.

Виды равнин по характеру рельефа




1. Как угрюмый кошмар исполина,

Поглотивший луга и леса,

Без конца протянулась равнина

И краями ушла в небеса.

И краями пронзила пространство,

И до звезд прикоснулась вдали







6.«Оцени себя» - оцените свою работу на уроке – заполните таблицу.

Вид работы

Твоя оценка

Оценка учителя

1

«Собираем багаж» - проверка домашнего задания



2

«Отправляемся в путь»-работа на уроке – заполнение схем и таблицы



3

Ответы на уроке



4

«Приехали домой!» - закрепление и проверка знаний



5

Итоговая оценка за урок



Тебе понравился урок ?

Выбери своё настроение (слайд 7)




12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Рельеф"

Автор: Кочергина Надежда Викторовна

Дата: 08.02.2017

Номер свидетельства: 389473

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "конспект урока  "Рельеф Африки "-7 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "konspiekt-uroka-riel-ief-afriki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "142316"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418271440"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация к уроку "Рельеф дна Мирового океана" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-riel-ief-dna-mirovogho-okieana-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "222216"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1436000853"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока   "Рельеф и полезные ископаемые Африки" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-riel-ief-i-polieznyie-iskopaiemyie-afriki-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "296958"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456125829"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Технологическая карта урока "Рельеф суши: горы и равнины""
    ["seo_title"] => string(64) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_riel_ief_sushi_ghory_i_ravniny"
    ["file_id"] => string(6) "361226"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479750413"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "«Рельеф суши. Горы»"
    ["seo_title"] => string(18) "relef_sushi_gory_1"
    ["file_id"] => string(6) "651596"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1716868974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства