№ | Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Актуализация | Мы знаем два удивительных творения человечества, которые позволяют нам увидеть поверхность всей Земли, не поднимаясь в космос. Что это за творения? Назовите отличия глобуса и географической карты? Рельеф Земли. Объясняет происхождение слов А) Латинское слово relevo означает “поднимаю”, а произошедшее отсюда одно из значений французского слова relief – “очертание ”. в географии “рельеф” – это все неровности земной поверхности. Горы и равнины, хребты и долины, холмы и овраги, все это формы рельефа Земли. Б) Формулируем определение понятия В) Какие силы формируют рельеф земной поверхности? Составим схему. Какую информацию мы можем получить, используя глобус и карту? Проверим, как мы это умеем? (Приложение 1). | Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к продуктивному диалогу. | Вспоминают ранее изученный материал (П), формулируют ответы (К), слушают других (К), дополняют ответы товарищей (К), определяют направления, расстояния, географические координаты (П) |
2 | Создание проблемной ситуации | Как вы думаете, почему физические карты окрашены разными цветами? Выскажите свои предположения, что означают эти цвета? Взгляните на физическую карту или глобус. Какие цвета преобладают на карте? | Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа и выявляет разные мнения учеников класса. | Рассматривают физические карты (П), выдвигают версии (Р, К), формулируют высказывания (К), слушают высказывания одноклассников (К). |
Проверим свои догадки: на слайде фрагмент карты Прикаспийской низменности (ярко-зеленый цвет) и рядом изображение полупустыни; на слайде фрагмент карты Западно-Сибирской равнины (зел. цвет) и изображение лесов; на слайде Ставропольская возв., Среднерусская возв., Валдайская возв. – фрагменты желтого цвета, но разные природные ландшафты: степи, лесостепи, леса. | Задает вопрос, который обнажает ошибочное представление учеников. | Рассматривают изображения на слайдах (П), выявляют проблему недостатка знаний (П, Р) и осознают её (Л). |
3 | Целеполагание | Рассмотрите рисунок 3 на стр. 77 учебника и скажите, что означают цвета при изображении горы? | Предлагает сформулировать учащимся тему урока. | Рассматривают рисунок (П), отвечают на вопрос учителя (П,К). Формулируют тему (П,К), записывают в тетрадь. |
4 | Планирование | Как вы думаете, а можно ли по картам самые высокие и самые низкие точки на Земле? Какую еще информацию о поверхности Земли можно найти на картах? Рельеф Земли. Объясняет происхождение слов А) Латинское слово relevo означает “поднимаю”, а произошедшее отсюда одно из значений французского слова relief – “очертание ”. в географии “рельеф” – это все неровности земной поверхности. Горы и равнины, хребты и долины, холмы и овраги, все это формы рельефа Земли. Б) Формулируем определение понятия В) Какие силы формируют рельеф земной поверхности? Составим схему. Какими источниками географической информации мы будем пользоваться, чтобы научиться читать высоты и глубины? | Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний. Мотивирует к планированию учебной деятельности, использованию различных видов оборудования. | Предполагают (П,Р) и называют виды знаний и умений, которые будут приобретены на уроке (К). Перечисляют источники географической информации (П,К). |
5 | Открытие нового знания | Послушайте отрывок из стихотворения читает К.Д.Бальмонта “Равнина” О какой форме рельефа говорится в этом стихотворении? Что же называется равниной? Посмотрите видео и послушайте рассказ о горах. Горы - один из главных элементов рельефа суши. Какая форма рельефа называется горами? Какие основные формы рельефа вы можете назвать? Основные формы рельефа, благодаря которым поверхность Земли выглядит столь разнообразно, - это горы и равнины. Они есть на суше и на дне океанов. | Формулирует вопросы и корректирует ответы. Развивает пространственное мышление, умение формулировать вывод, подводит к пониманию понятий «равнина» , гора | Работают с текстом (П), выделяют в нем главное (П), отвечают на вопросы (П,К). Записывают определени «равнина» и «гора» в в тетрадь. Формулируют выводы по результатам своих наблюдений (П,К). |
-Найдите на карте в атласе и покажите на настенной карте равнины и горы. Отметим на карте основные формы рельефа Земли. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены горы и равнины | Развивает пространственное мышление, умение показывать объекты на карте у доски. | Находят объекты в тексте учебника, на картах атласа и настенной карте (П). Обучаются культуре показа географических объектов на настенной карте (П, Р). |
Какие горы являются самыми протяженными? Какие горы самые высокие? Объясните, могут ли горы разрушаться и если да, то какие факторы влияют на разрушение гор? Просмотрите слайды и скажите, какие по характеру поверхности различают равнины? | Формулирует вопросы, корректирует ответы. | Рассуждают (П), высказывают свою точку зрения (П, К), слушают ответы одноклассников (Р, К), комментируют их (Р,К). |
Пользуясь физической картой мира, приведем примеры равнин и отметим их на контурной карте. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены равнины. Почему равнины называются по-разному? А как называются самые низкие, плоские равнины? Пользуясь физической картой мира, приведем примеры гор и отметим их на контурной карте. Пользуясь шкалой высот на физических картах атласа, определите цвета, которыми обозначены горы. Найдите Кордильеры, Анды, Гималаи, Альпы, Кавказ
| Дает задание, предполагающее работу по группам, самостоятельный выбор источников информации. | Работают в группах (К), определяют источники географической информации (текст учебника, карта атласа (П), выполняют поиск заданной информации (П), представляют результат работы (К). |
6 | Применение нового знания | Итак, что нового мы узнали на уроке сегодня? Какие новые понятия? Перечислите все, что теперь мы можем узнать по карте. | Формулирует вопросы, комментирует ответы. | Вспоминают (П), формулируют высказывания (П, К), слушают (К), дополняют ответы одноклассников (П,Р,К). |
Сегодня на уроке мы называли много новых географических объектов. В какие группы их можно объединить? Можно ли составить схему или таблицу, разделив их по каким-либо признакам? Назовите эти признаки. Заполните схему в тетради. Поработайте с текстом учебника, ответьте на вопросы о высочайших горах нашей планеты | Предлагает назвать критерии для структурирования географических объектов, названных на уроке. | Вспоминают (П), предлагают свои признаки для классификации объектов (П,К). |
6.1. Классификация | Составьте таблицу по каким-либо признакам: “Виды равнин”, «Виды гор» самостоятельно. | Объясняет задание, предлагает работать в группах, помогает при составлении таблиц в формулировании названий колонок (Приложение 2). Корректирует результаты работы. | Выбирают признак для классификации (П), выполняют работу в группах по классификации географических объектов, названных на уроке (П, К). Озвучивают результаты своей работы (К). |
6.2. Самоконтроль | Проверочная работа. Игра «Географический альпинизм» Что такое альпинизм? Это вид спорта. Покорение вершин. Вы тоже сегодня покорите одну из вершин мира. Какую? Зависит от ваших знаний! Будьте внимательны, чтобы не допустить ошибок. Для того, чтобы покорить вершину Эльбрус (5642 м), Вам необходимо набрать 3 балла, для того, чтобы покорить вершину Аконкагуа (6960 м), Вам необходимо набрать 4 балла, для того, чтобы покорить вершину Джомолунгма (8848 м), Вам необходимо набрать 5 баллов. 1. Равнина, высоты которой более 500 м над уровнем моря – это … а. плоскогорье, б. возвышенность; в. нагорье. 2. Соотнесите горы и материк: 1. Кордильеры; 2. Анды; 3. Гималаи; 4. Атлас; А. Южная Америка; Б. Африка; В. Северная Америка; Г. Евразия. 3. Самые высокие горы мира: 1) Анды; 2) Кордильеры; 3) Гималаи 4.Определите объект по описанию. Это одна из величайших равнин мира, расположенная в России. Здесь путник может пройти большое расстояние и не встретить заметных спусков и подъёмов. Реки текут здесь медленно, лениво пробираясь сквозь дремучие леса. 5. Выберите из списка примеры внутренних сил Земли, влияющие на рельеф: а. ветер; б. Солнце; в. вулканизм; г. осадки; д. человек; е. землетрясения. | Предлагает учащимся задания на проверку новых знаний и умений (индивидуальные карточки) Организует взаимопроверку, показывает ответы на слайде. Побуждает учащихся оценить работу одноклассников и прокомментировать её. | Выполняют индивидуальную работу (П), обмениваются с соседом по парте (К), проводят взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) (Р). Оценивают одноклассников (Л,К), комментируют ответы (К). |
6.3. Взаимоконтроль | Творческая работа по проверке и закреплению знаний и умений. | Предлагает учащимся по группам подготовить задание для одноклассников, чтобы проверить умение работать с картой. Создает условия для работы учащихся в роли учителя, для взаимодействия в группах. | Взаимодействуют в группах (К), формулируют вопросы для одноклассников (П), выступают в роли учителя (Л), оценивают ответы (П, К). Отвечают на вопросы одноклассников (П, К), сопереживают товарищам (К). |
7 | Рефлексия (итог урока) | Оцените, что вам сегодня удалось, а что не очень? Что нужно доработать дома? Кто, по вашему мнению, сегодня заслуживает оценки и какой? Обоснуйте свое мнение. Урок окончен. И перед вами вновь смайлики настроения, выберите себе свое настроение. -У кого оно к концу урока изменилось?Стало грустным? А у кого весёлым? - Спасибо за урок, вы были очень хорошими помощниками сегодня. | Побуждает учащихся оценить работу свою и товарищей. Учит давать объективные оценки и аргументировать свою точку зрения. Выставляет оценки. | Оценивают свою работу, свое участие в изучении новой темы (Л). Определяют зону знания и незнания (Р). Дают оценку работе одноклассников, учатся сопереживать (Л, К). |
8 | Домашнее задание | Подготовить сообщение о любой равнине или горной системе мира | Задает домашнее задание, комментирует его | Записывают задание в дневник (Р). |