Образовательная: обобщение и систематизация знаний о географическом положении, животном и растительном мире, населении материка Австралия.
Коррекционно-развивающая:коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании и сохранении в памяти географических понятий и объектов, развитие устной речи.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению природы мира через уроки географии, способствовать формированию толерантного отношения к другим народам.
Оборудование и материалы: физическая карта мира, презентация, интерактивная доска, раздаточный материал.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята!
Кто сегодня дежурный? Дежурный будет сегодня моим помощником на уроке. Все ли сегодня присутствуют на уроке? Кто отсутствует?
Проверьте, все ли готово у вас к уроку? (ручки, тетради и учебники)
Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире.
Улыбнулись друг другу. Я вижу настроение у вас хорошее. Сегодня к нам на урок пришли мои коллеги, подарите им свои улыбки. Настраиваемся на активную работу. А теперь, спокойно садимся.
II. Актуализация знаний.
1. Ребята, сколько всего материков на нашей планете? (Евразия, С.Америка, Ю.Америка, Африка, Антарктида и Австралия) СЛАЙД (работа с интерактивной доской, показывают материки на физической карте мира)
III. Подготовка к восприятию темы.
Какой удивительный материк мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков (Австралия).
А теперь найдите среди предложенных контуров материков, материк, который мы с вами изучали. (Материки подписаны цифрами)
Задание «Найти материк по контуру» Слайд
(Проверка выполнения задания)
Так, ребята, о каком материке сегодня будем говорить? (Австралия) Молодцы, вы правильно справились с заданием. Слайд «Австралия»
Сегодня мы отправимся в путешествие, т.е будем туристами. И для начала надо вспомнить, что мы знаем об Австралии.
- Послушайте отрывок из стихотворения и определите те высказывания, в которых говорится об особенностях материка Австралия. СЛАЙД
«Австралия - страна наоборот
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводнение
Столица не имеет населения. Австралия - страна наоборот …» Г.Усовой
(Ответы учащихся:
- находится в южном полушарии;
- лето наступает по календарной зиме;
- реки – крики – пересыхающие в бездождевой период;
- птицы страус эму и казуар не летают;
- утконос и ехидна выводят детенышей из яиц, а выкармливают молоком как млекопитающие;
- дикая собака динго не лает, а только тявкает;
- эвкалипт сбрасывает кору;
- много диких кроликов, которые пожирают все вокруг;
- в столице Канберре населения меньше чем в городах Сидней и Мельбурн)
Вывод: О чем мы вспомнили, прослушав стихотворение? Об особенностях материка Австралия: назвали географические объекты, представителей растительного и животного мира.
VI. Проверка изученных географических понятий и объектов.
Теперь каждый из вас сможет почувствовать себя настоящим путешественником - исследователем, который будет выполнять различные задания.
Ребята, а что путешественник должен уметь? ( ориентироваться на местности и знать различные географические объекты и их понятия).
Правильно, чтобы заметить и увидеть все чудеса и красоту материка, вам нужно быть очень внимательным. Поэтому нам понадобится «Дневник Путешественника», в котором вы будите отмечать правильность выполнения заданий. А в конце путешествия мы подведем итоги.
(Напротив выполненного задания вы ставите с своем дневнике знак +)
В нашем путешествии, нам необходимо вспомним некоторые географические понятия, которые надо помнить и знать.
1. «Географические понятия». СЛАЙД
Дайте определение географическим понятиям.
Артезианская вода-
артезианская скважина-
аборигены-
бумеранг-
скрэб-
крики-
Вывод: ребята вы хорошо знаете географические понятия и сегодня они вам пригодятся.
(Кто отвечал на мои вопросы и ответил верно ставьте знак + в своих дневниках, если ответили не верно знак -)
В нашем путешествии произошла путаница и нам нужно найти верный ответ. СЛАЙД
2. Установи соответствие.
Необходимо соединить стрелками начало и конец предложения.
1. Символ Австралии
1. Скрэб
2. Невысокие растения с темным стволом и пучком травы на верху
2. Казуарины
3. Заросли сухого кустарника
3. Мангровые леса
4. Заросли вечнозеленых деревьев и кустарников, корни которых находятся на поверхности и впитывают влагу из воздуха
4. Травяные деревья (черный мальчик)
5. «Рождественские» или «железные деревья»
5. Эвкалипты
Вывод: Вы нашли верные ответы?
А что вам помогло их найти?
- Помогло знание географических понятий.
Ребята, чтобы не заблудится необходимо ориентироваться на материке и знать расположение географических объектов.
3. Назвать географические объекты по заданным цифрам. СЛАЙД
Ребята, давайте проверим правильно ли вы обозначили объекты на контурной карте. (Проверка цепочке: один называет, все проверяют).
Вы хорошо ориентируетесь на контурной карте, теперь точно не потеряетесь на местности.
(Заполнение дневника)
А чтобы быть внимательным в дороге, нам нужно немного отдохнуть!
Физкультминутка. СЛАЙД
«Путешествие по карте». Чтобы путешествовать нужно знать стороны горизонта. Обозначим их на карте. Учитель просит всех встать и посмотреть на карту на север, на юг, на запад, на восток. А теперь закрыть глаза, опустить голову и про себя посчитать до 10. Открыли глаза, руками развели в разные стороны, как бы показывая какая у нас большая карта.
Молодцы! Теперь мы отдохнули и готовы путешествовать дальше
V. Повторение и анализ основных географических фактов.
Во время путешествия мы попали под ливень, и часть ваших путевых заметок стало невозможно прочесть. Для этого нам нужно заполнить перфокарту.
«Заполни перфокарту» СЛАЙД
ответ
Вопрос
Индийский океан
Тихий океан
Австралия
Африка
Каким океаном омывается Австралия?
Столица какого материка город Канберра?
Река Нил находится на каком материке?
На каком материке обитает Кенгуру?
Взаимопроверка.
В свои дневниках ставите знак + , если 3 -4 правильных ответа, знак « – « если 1-2 правильных ответов
Вывод: Выполнили мы задание? Теперь возможно прочесть наши путевые заметки? Что помогло выполнить вам это задание?
- Помогли знания о материке Австралия. Теперь ни какие ливни вам нестрашны.
Молодцы! Отлично поработали. Не забывайте вести свои дневники путешественника. И мы с вами отправляемся дальше.
2. Состав населения Австралии.
Любой путешественник, приезжая в чужую страну, стремится познакомиться с местными жителями. Вспомним состав населения Австралии.
Население: Коренное и пришлые. СЛАЙД
Ребята, а есть различие между коренным и пришлым населением?
Дайте краткое описание быту коренного населения Австралии.
Вывод: Ребята мы может отличить аборигена от переселенца? По каким признакам? По цвету кожи, по внешности, по образу жизни.
VI. Проверка полученных знаний. СЛАЙД
Назовите представителей сумчатых животных Австралии.
Какого медведя называют символом Австралии?
Почему в Австралии приняты законы, запрещающие вывоз растений и животных?
Есть ли вулканы на материке?
Какая форма рельефа характерна для Австралии?
Австралия по величине самый………материк.
Какие животные изображены на гербе Австралии?
В Астралии растет «хлебное дерево», почему оно так названо?
Какие животные изображены на австралийских монетах?
Нелетающая птица в Австралии?
Ребята, не зря мы с вами изучали на протяжении нескольких уроков материк Австралия? Эти знания вам помогли сегодня в нашем путешествии?
VII. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам запомнились больше всего? По какому материку мы с вами путешествовали? Какие океаны омывают материк? Как называется коренное население Австралии?
Молодцы, все знаете.
На протяжении всего путешествия вы заполняли «Дневники Путешественника». Сейчас вы озвучите свои результаты и мы подведем итоги, кто же сегодня был самым внимательным исследователем материка Австралия. Подсчитывайте свои + , и ваши результаты мы запишем на доске.
Вы все хорошо сегодня поработали. Самым внимательным по вашим результатам стал………………………………………………………, но я тоже следила за тем как вы работали на уроке. Комментарии
Объявление оценок за урок.
VIII. Рефлексия
«Счастье - когда тебе интересно жить. Интересно жить - когда ты узнаешь что-то интересное, когда тебе хорошо с другими, когда ты готов многое делать для других». СЛАЙД Мне, ребята, было интересно с вами сегодня работать, и я ощущаю именно минуты счастья. Можете ли вы эти слова отнести к себе?
Кто, то доволен собой и чувствовал себя уверенно во время урока, справился со всеми заданиями? Кто, то затруднялся при выполнении задания? И кто чувствовал себя неуверенно? На вашем столе карточки смайлики. Покажите тот смайлик чувства которое вы испытываете.