Орган момент. Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Сегодня у меня прекрасное настроение, и я думаю, что и у вас такое же. - Внимание! Сегодня у нас необычный урок - это урок- путешествие. Значит, куда с вами отправляемся? Вы, ребята, будете не учениками, а юными моряками – юнгами, а я буду вашим капитаном.
Во время путешествия вы можете заработать так называемые «гео» - это наши жетоны. В конце урока можно получить морские звания. . 1 гео-матрос,2 гео - боцман, 3 гео- командир 2 ранга,4 гео- командир 1 ранга.
«Это наш корабль. Но для того, чтобы поднять паруса нашего корабля и отправиться в путешествие, нужно иметь представление об этом месте.
«Она располагается под нами
Там очевидно ходят вверх ногами
Там наизнанку вывернутый год
Там расцветают в октябре сады
Там, в январе, а не в июле лето
Там протекают реки без воды
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут без коры
Там кролики страшнее, чем наводнение » Г.Усова.
Что это за материк?
Слово «austral» в переводе с латинского языка означает – «южный». Ребята, найдите здесь географическую ошибку?
Вы обратили внимание на слова стихотворения? Там наизнанку вывернутый год? Что это означает? Австралия полностью располагается в южном полушарии, значит - когда в Северном полушарии зима, то в южном – лето. Сейчас у нас какое время года? а в Австралии? Значит, мы с вами поплывет в лето.
Прежде чем отправимся в плавание. Поговорим о домашнем задании. Параграф 35 прочитать, составить «Рекламный буклет», в котором вам необходимо указать 10 причин посетить Австралию. Сделаем Австралии подарок, ведь в последний понедельник января празднуется - День Австралии. Буклет будет интересен, если вы его оформите красочно. Вам это задание на неделю. Задание в к.к- надписать моря, заливы и проливы, формы рельефа, полезные ископаемые материка.
Но для того чтобы плыть до Австралии, уважаемые юнги, мы должны знать, куда плыть, то есть географическое положение материка. Итак, цель нашего урока: определить географическое положение Австралии. Будем изучать материк в парах по плану.
Ребята, напомните нам, пожалуйста, как работают в группе? (дружными, уважающими своих соседей, не кричим)
В плавание берут только надежных и честных; жетончики, которые лежат у вас на столах набираете самостоятельно, при правильном вашем ответе.
Плыть мы с вами будем по маршрутным листам.
Итак, лист № 1 "Географическое положение Австралии".
Пары работают по листам, затем каждая пара отвечают и получают жетон. Каждый из вас должен по мере прослушивания записывать ответы на маршрутных листах. Используйте страницу в атласе 17. В ходе прослушивания ответов – работа в к. к: выделить на контуре материка красным цветом южный тропик, черным цветом надписать крайние точки Австралии.
№ п/п
Вопросы плана
Ответы
1
Как расположен относительно экватора, тропиков (полярных кругов), и 0 меридиана.
__экватор _______, южный тропик проходит через ___________ часть материка, 0 меридиан располагается __
2
Найдите крайние точки материка, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток:
мыс Йорк - ______________
мыс Юго – Восточный –
мыс Стип- Пойнт - _______
мыс Байрон - __________
Протяжённость 1) с запада на восток в градусах и километрах по параллели 26° ю. ш.:
а) 154°–114°= ___° (длина 1° на параллели 26° приблизительно равна 100 км); б) ___ км Х 40 °= _____ км
2) с севера на юг в градусах и километрах по меридиану 142° в. д.:
Как Австралия расположена относительно других материков? Как отразилось на растительном и животном мире Австралии?
Изрезанность береговой линии материка: во время демонстрации фильма учитель рассказывает
УЧИТЕЛЬ: берега Австралии, как и Африки, очень слабо изрезаны. Здесь мало бухт, наиболее удобные из них расположены на юго-востоке материка, где и находятся крупные порты. Больше изрезана береговая линия северного побережья. Австралию омывают теплые воды Индийского и Тихого океанов. Температурные условия способствуют росту кораллов, которые образуют известковые постройки причудливой формы. Поэтому вдоль северо-восточной части Австралии, как бы повторяя очертания береговой линии, тянется на протяжении более 2 тыс.км самый большой в мире коралловый риф, называемый БОЛЬШИМ БАРЬЕРНЫМ РИФОМ.
Демонстрация коралла.
Кораллы могут жить только в теплом и чистом море. В далеком геологическом прошлом на территории Башкортостана был древний океан Тетис, И сейчас горы-одиночки - шиханы в районе Стерлитамака, сложены мелом и известняками, на горных породах находят отпечатки древних моллюсков, что напоминает нам о морском прошлом территории нашего Башкортостана
Физкультминутка.
А теперь, ребята, выпрямим спинки, наберем в грудь морского воздуха, посмотрим налево, посмотрим направо, посмотрим за линию горизонта, не видна ли там Земля!
- Молодцы! Теперь дальше отправляемся в путешествие. Вот, наконец, достигли мы берегов Австралии, но до нас здесь кто-то уже побывал. Давайте вспомним путешественников, которые были до нас.
Следующий маршрутный лист № 2 «История открытия материка»
Работа по учебнику. Открыли 149 страницу учебника. Прочитать: 1 ряд- 1 абзац ,2 ряд- второй абзац, 3 ряд- третий абзац.
Высвечиваются вопросы с помощью анимации, ребята отвечают на них и получают «гео».
Вопросы:
Народ, первый побывавший на материке Австралия? (Голландцы)
Голландский мореплаватель, исследовавший северные и северо-западные берега материка, первооткрыватель острова Тасмания -1642г. (Абель Тасман)
Путешествия какого английского мореплавателя доказали, что Австралия – самостоятельный материк? (Джеймс Кук).
Когда и какая страна объявила Австралию своей колонией? ( В день Австралии - сопровождается грандиозным военным парадом и масштабной постановкой на тему прибытия первого транспорта с каторжниками. «Первый флот» (11 судов) доставил сюда 850 каторжан и около 200 солдат и офицеров. Под грохот пушек и кандальный звон началась колонизация Австралии).
Не только голландцы и англичане изучали материк. Там побывали и русские путешественники - Миклухо-Маклай.
Геотектоника- отрасль геологии, изучающая движение земной коры, изменения формы геологических тел под воздействием этих движений.
Какая тектоническая структура лежит в основании большей части материка? Сделай предположение какие формы рельефа будут преобладать на поверхности материка. Соотнеси карту «Строение земной коры» стр 4-5 с физической картой Австралии стр 17 и проверь свои предположения.
2 Группа - Геоморфологи.
Геоморфология- наука, изучающая строение и развитие рельефа.
Назовите самую высшую точку Австралии. Где она расположена. Как называется хребет? (Используйте стр учебника 149 и атлас стр 17). Почему горы Австралии более разрушены и низки по сравнению с горами Африки. (Смотри карту «Строение земной коры»).
3 группа-Геоморфологи.
Геоморфология- наука, изучающая строение и развитие рельефа.
Какие равнины соответствуют Австралийской платформе? ( Смотри стр 4-5 атласа и 17 стр атласа) .Назовите самое низкое место в Австралии?
4 группа - Геотектоники.
Геотектоника- отрасль геологии, изучающая движение земной коры, изменения формы геологических тел под воздействием этих движений.
Почему Австралия самый спокойный в геологическом отношении материк? Там нет ни одного действующего вулкана и области землетрясений. Материк, где нет современного оледенения.
5 группа - Геологи.
Геология- наука о составе, строении земной коры, а также размещении в земной коре полезных ископаемых.
Каковы закономерности размещения месторождений полезных ископаемых на территории Австралии?
Выводы по « Рельефу и полезным ископаемым»
Австралия лежит на древней платформе
-В Австралии нет высоких гор, больше низменностей.
-В западной части находится Западно-Австралийское плоскогорье.
-На востоке побережья - Большой Водораздельный хребет.
- В центре Австралии лежит Центральная низменность
-Австралия - самый плоский материк в мире!
- Молодцы! А теперь нам пора возвращаться на корабль. Но для того, чтобы вы могли удачно выполнить творческую домашнюю работу, заполните таблицу - маршрутный лист №3 со словом САМЫЙ, характеризующие материк, на котором мы побывали.
Ответ ХОРОМ!
Найдите главную мысль в каждом абзаце, запишите её в колонке напротив
Текст
Главная мысль
Площадь (в тыс. кв. км):
Евразии – 54900
Африка – 30320
Северная Америка – 24250
Южная Америка – 17830
Антарктида – 14110
Австралия - 7687
Самый______________________материк
2. В Австралии выпадает наименьшее количество осадков
Самый ____________________ материк
3. Огромные океанские просторы отделяют Австралию от Европы, Африки и Америки.
Самый ____________________ материк
4. Почти половина материка не превышает по высоте 300 м.
Самый ____________________ материк
5. Отсутствуют вулканы, не случаются землетрясения
Самый ____________________ материк
6. 75 % растений и 95 % животных встречаются только в Австралии. Много животных, которые вымерли на других материках и сохранились только здесь
Самый ____________________ материк
Рефлексия. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Понравилось ли вам наше плавание? Спасибо вам за работу.
Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:
«Я все понял (а), смогу объяснить этот материал другому».
«Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».