Урок-путешествие по Австралии и Океании.
Задачи:
1. Повторить и обобщить знания учащихся по разделу: «Австралия и Океания».
2.Осуществить нравственное, эстетическое воспитание.
3.Развивать умение работать в группах, анализировать, делать выводы.
Тип урока: нетрадиционный (игра путешествие).
Вид урока: работа в группах
Оборудование: Физическая карта мира, таблицы, контурные карты, раздаточный материал.
Ход урока
- Орг. момент.
- Вступительное слово учителя.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда-
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе - гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений-
Мы вместе сочиним урок!
Мои соавторы и судьи!
Оценкой вас не накажу.
За странный слог не обессудьте,
А дальше прозой я скажу.
Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Жюля Верна, Обручева, Ферсмана, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних странствий зовёт за собой. Однако в реальной жизни не каждому из нас удаётся стать участником открытий.
Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие к берегам Австралии!
3.Представление команд.
В нашем путешествии участвует четыре команды. Во главе каждой команды – капитаны.
- конкурс
«Путешествие по карте».
Я читаю маршрут движения путешествия, а все учащиеся должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.
«Наш корабль пришвартовался у самого крупного города Австралии (Сидней). Пересев на вертолёт мы пролетели над самыми высокими горами материка (Большой Водораздельный хребет). Через несколько часов полёта вертолёт приземлился на самой высокой точке этих гор ( г. Косцюшко). У подножия гор нас ждали могучие вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие до самой низкой точки над уровнем моря Австралии (озеро Эйр-Норт), за тем по самой большой пустыне материка (Большая Песчаная). В общем пересекли мы Австралию от самой северной точки материка (м. Йорк) до самой южной (м.Саут-Ист-Пойнт), от самой западной точки (м.Стип-Пойнт) до самой восточной точки (м. Байрон). Переезжая от мыса к мысу, мы пересекли самую длинную реку материка и её приток (Муррей-Дарлинг), откуда добрались до столицы страны (г. Канберра).
2. конкурс
«Таможня».
Единственная валюта, которой можно рассчитаться на таможне -знание географии. За две минуты учащиеся команд должны ответить на большее количество вопросов.
1. Самое распространённое растение пустынь? (Кактус)
- Назовите площадь Австралии. (7.7 млн. кв.км.)
- Какая сосна имеет самые длинные в мире шишки? (Араукария)
- Какое отношение к Австралии имеет Флиндерс? ( Доказал, что это самостоятельный материк и дал ему название)
- Самые красивые морские сооружения? (Коралловые рифы)
- Самые известные морские «архитекторы»? (Кораллы)
- Как называлась Австралия до 1814 года? (Новая Голландия)
- Почему кенгуру не боятся тигров? (Потому что тигры в Австралии не живут)
- Сколько раз в году меняют своё направление пассаты? (Ни одного)
- Для какого материка характерно большее количество эндемиков и реликтов? (Для Австралии)
- Что называют Океанией? (Группа островов, сосредоточенные в центральной и юго-заподной части Тихого океана)
- Какое животное, завезенное в Австралию из Европы, стало, её национальным бедствием? (Кролик)
- Какие птицы несут самые большие яйца? (Страусы)
- Какой цвет имеет цветок папоротника? (Никакой, папоротник не цветёт)
- Что такое атолл? (Коралловый остров)
- Коренное население Австралии? (Аборигены)
- Площадь Тихого океана? (178,6 млн. кв. км.)
- Как называются заросли колючих кустарников в Австралии? (Скрэб)
- Самый глубокий участок Мирового океана? (Марианский желоб)
- Одичавшие собаки Австралии? (Динго)
- Дерево-насос? (Эвкалипт)
- Средняя температура воды в Тихом океане? (+19,4С)
- Высыхающие реки Австралии? (Крики)
- Какая платформа лежит в основе Австралии? (Гондвана)
- Почему трудно определить точную площадь озера Эйр? (Потому что его площадь меняется в зависимости от осадков)
- Как называется крупный приток самой большой реки Австралии?
- Назовите боевое и охотничье оружие аборигенов. (Бумеранг)
- Назовите действующий вулкан Австралии. (Здесь нет вулканов)
- К какой расе относится коренное население Австралии? (Негроидной)
- Назовите национальный парк Австралии с одноимённым названием птицы. (Какаду)
- Какое животное изображено на гербе Австралийского Союза? (Кенгуру)
- За что австралийцы установили памятник гусенице? (Она «помогла» в борьбе с кактусом)
- Пролив, отделяющий Тасманию от Австралии? (Бассов)
- Самый древний океан? (Тихий)
- конкурс
«Исторический»
Правильно соотнести имена путешественников и исследования.
1606 г. Л. Торрес (Голландия) - Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи.
1642-1644 гг. А. Тосман (Голландия) - Открытие северного и западного побережий материка, доказательство того, что Австралия-единый материк.
1769-1770 гг. Дж. Кук (Англия) - Открыти восточного побережья, Большого Барьерного рифа. Окончательное доказательство самостоятельности материка.
1839-1841 гг. Дж.Эйр (Англия) - Открытие озера, Хребта Флиндерс, равнины Налларбор.
1871-1872 гг. Н. Миклухо-Маклай (Россия) - Исследование о. Новая Гвинея.
1872-1876 гг. Э. Джайлс, П. Уорбертон (Австралия) - Открытие и исследование пустынь Центральной Австралии.
1943 г. Жак Ив Кусто и Э.Ганьян (Франция) - Изобретение акваланга. Научное исследование просторов океана на судне «Калипсо».
1947 г. Тур Хейердал (Норвегия) - Путешествие на плоту «Кон-Тики». Доказательство о первоначальном заселении из Америки.
- конкурс
«Географическая почта».
Карточка-задание геоморфологам.
Геоморфология- наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Полученные данные геоморфологи используют при поиске полезных ископаемых.
1.Что лежит в основе материка?
2.Главные черты рельефа. Основные черты рельефа.
3.Какими породами сложена поверхность материка?
4.Полезные ископаемые Австралии. Их размещение.
Карточка-задание гидрологам.
Гидрология-наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, озёр, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного их использования.
1.Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озёр?
2.Что такое «крики»? Главные источники питания рек материка.
3.Речная система Муррей-Дарлинг. Озеро Эйр-мёртвое сердце Австралии.
4.Подземные воды.
Карточка-задание зоогеографам.
Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерность их размещения.
1.Как животный и растительный мир Австралии распределён по природным зонам?
2.В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
3.Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.
Карточка-задание этнографам и страноведам.
Этнографы - учёные изучающие жизнь, быт, традиции, обычаи народов, племён.
1.Расскажите о Австралийском Союзе.
2.Коренное население материка. Как сформировалось современное население материка?
3.Развитие экономики страны.
5. конкурс
«Меч географа»
К карте мира поочереди выходят капитаны команд и показывают по пять географических объектов, указанных на стиках на доске.
6.конкурс
«Путёвые заметки».
Командам необходимо составить «Памятку отправляющемуся туристу в Австралию», при этом как можно больше разработать пунктов, в которых надо кратко изложить необходимые сведения о материке. (Командам раздаются листочки с началом текста, где они продолжаёт работу).
Дорогой турист!
Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя осведомить и проинструктировать:
7.конкурс
«Чёрный ящик».
В этом ящике находится символ победы, славы. Ещё в древности греки одаривали им победителей соревнований, певцов, поэтов, ораторов. Древние маги верили в чудодейственные свойства этого растения. С этим растением мы встречаемся в повседневной жизни практически ежедневно. О каком растении идет речь? (Лавр).
4.Подведение итогов урока: подсчёт баллов и выставление оценок учащимся.
5.Домашнее задание: написать доклад, реферат на тему: «Достижение Южного полюса», «Животный и растительный мир Антарктиды», «Суровая природа Антарктиды».