kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка урока в 6 классе "Ветер". Урок разработан в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий в усвоении географических понятий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"»



Урок географии в 6 классе:

«Ветер. Технология поэтапного формирования умственных действий в усвоении географических понятий.















Учитель географии: Минайло Антонина Семёновна





МБОУ «Соколовская СОШ» Мглинского района Брянской области

Тема: «Ветер».

Цели и задачи:

1) Обучающая: Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров»; выяснить причинно-следственные связи образования этих ветров.

Познакомить с приборами, определяющими направление и скорость ветра.

Определить роль ветра в природе и жизни человека.

2) Развивающая: формировать познавательную активность и умения решать проблемные ситуации; активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету.

3) Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий,

  • новые понятия, написанные на доске,

  • ПК, презентация к уроку,

  • рисунки и схемы учебника,

  • схема на листах, фишки,

  • карточки с атмосферным давлением,

  • листы для схемы образования ветра.

  • стихи к теме

. Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок,
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

2. Проверка знаний.

Прежде, чем перейти к теме урока, я проведу на вас интеллектуальную атаку. За верные ответы вы получаете жетоны.

- Какую оболочку мы сейчас изучаем? Ответ: Атмосферу.

- Что такое атмосфера? Ответ: Воздушная оболочка.

- Каковы основные свойства воздуха? Ответ: Температура, влажность.

- От чего нагревается воздуха? Ответ: От земной поверхности.

- Что быстрее нагревается: суша или море? Ответ: Суша.

- Каким прибором измеряют температуру воздуха? Ответ: термометром.

- Что такое атмосферное давление?

- В каких единицах измеряется атмосферное давление? Ответ: мм.рт.ст.

- Какое атмосферное давление считается нормальным? Ответ: 760 мм.рт.ст.

- Как изменяется атмосферное давление с высотой? Ответ: (10,5м. – 1мм.рт.ст.)

- Каким прибором измеряют атмосферное давление? Ответ: барометром.

- Какой воздух более лёгкий: тёплый или холодный? Ответ: тёплый.

Поощрение активных учащихся жетонами.

3. Изучение нового материала. (переход)

Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке.

Учитель. А теперь, послушайте меня, пожалуйста!

В годы Великой Отечественной войны над городом, который оккупировали фашисты, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.

(Вывешиваю на доску рисунок трубы). СЛАЙД -1

Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Ответ детей. 757 мм. рт. ст.

(Я дописываю эту цифру на верхушке трубы).

Вопрос. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?

Ответ: внизу, а наверху – меньше.

Проблема . А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).

Ответ. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.

Вопрос: Как двигался воздух в трубе?

Ответ: вертикально.

Учитель: Да этот пример доказывает, что воздух движется вертикально, но воздух движется и горизонтально вдоль поверхности земли. И мы сегодня должны это доказать. Чем вы можете доказать, что воздух движется горизонтально? (дым, облака)

А сейчас отгадайте загадку: СЛАЙД - 2

«Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.» Ответ. Ветер. (Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”).

Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер.» - СЛАЙД - 3

(Объявляю цели урока) – слайд - 4

Вашей задачей является: усвоить, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле. Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?

Ответ: Да, нужна тяга! Она возникает из – за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение; 1ряд пытаются сами формулировать определение, а 2 ряд - (найдите его в учебнике: §39, стр. 116).

Обобщая ответы показываю определение «ВЕТЕР» на СЛАЙДЕ - 5

Дети записывают в тетрадь определение.

Учитель. Значит над земной поверхностью тоже происходит движение воздуха (ветер) А как вы думаете, какова причина возникновения ветра?

Дети. Существует разница в атмосферном давлении.

Вопрос. А почему?

Дети. По-разному нагревается поверхность и воздух над ней.

Вопрос. А почему?

Дети. Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.

Вопрос. А почему различная высота Солнца?

Дети. Из-за шарообразности Земли.

Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

Прикрепляются звенья схемы на доску. Различные звенья можно поменять местами. Тогда детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи. Затем дети переносят эту схему в тетрадь. СЛАЙД - 6

Учитель: Итак мы выяснили, что главная причина ветра – разность давления

4. Закрепление знаний по данному этапу

Учитель. А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря в летний жаркий день. Купаетесь, загораете. Вы ощущаете лёгкий ветерок. А как образуется этот ласковый ветерок.

Давайте посмотрим на схему образования этого ветра –СЛАЙД – 7

-Скажите, над какой поверхностью воздух будет нагреваться быстрее?

-Что будет происходить с нагретым воздухом?

- Какое атмосферное давление будет у поверхности над сушей?

-А что будет с холодным над морем?

-Какое атмосферное давление будет у поверхности над морем?

Как будет двигаться воздух? (Из области высокого давления в область низкого – с моря на сушу.

_Учитель: Этот ветер называется Дневной«бриз» - лёгкий ветер.

Учитель: -А как вы думаете, изменится ли направление ветра, если мы придём к этому морю поздним вечером?

Почему? –(выслушиваю аналогичное объяснение образования ночного «бриза».) – СЛАЙД-8

-Кто может сформулировать определение бриза? –СЛАЙД - 9

- В какое время года бризы будут выражены сильнее?----летом

5. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.



Образование муссона.

Учитель: На Дальнем Востоке нашей страны дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Такие ветры называются Муссоны.

Читают стих. Муссоны

Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовется муссон,

А летом всё делает наоборот –

С моря на сушу берёт разворот



Задание с опорными листами:(уч-ся работают в парах)

  1. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?

  2. На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

С помощью схем на СЛАЙДАХ – 10, 11 уч-ся проверяют правильность выполненного задания и поясняют движение муссонов.

  1. Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

.

К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”.

Сформулируйте определение муссона – показываю на СЛАЙДЕ -12

Обобщаем знания о бризах и муссонах: - Что у них общее? И чем они отличаются?

Учитель: Итак мы с вами доказали, что ВЕТЕР зависит от разницы в атмосферном давлении. И чем больше разница, тем сильнее ветер –СЛАЙД13

6. Направление, скорость и сила ветра.

Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра.

-Определите по данным атмосферного давления направление и скорость ветра

740мм.рт.ст. 745мм.рт.ст.

750мм.рт.ст. 770мм.рт.ст.

(уч-ся моделируют направление и скорость ветра)

Учитель: Как определить направление ветра? Слайд – 14, 15

(флюгером, по направлению дыма и т.д.)

(показываю флюгер и объясняю его устройство). Скорость ветра определяют с помощью флюгарки (изобрёл итальянский врач Санторио в 17 веке(в м/с, или км/ч.) и анемометра.

(дописываю понятия: флюгер, анемометр)

- Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?

Дети. От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).

(по шкале британца Бофорта – 1805г. – 12бальная. В 1874г.-была принята Международным метеорологическим комитетом)-СЛАЙД-17

Знакомлю со шкалой. (прилагается) Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с.

Направление ветра-правило – СЛАЙД-18

7. Построение «Розы ветров»- СЛАЙД -19, объясняю построение графика.

Выполнение уч-ся практической работы: «Построение розы веков» по данным таблицы. СЛАЙДЫ – 20, 21

8. Значение ветра.СЛАЙДЫ-22, 23.

Учитель. Какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле?

Ответ. 1) переносит облака; 2) очищает воздух; 3) вырабатывает электроэнергию; 4) переносит семена растений, опыляет их; 5) формирует рельеф; 6) осуществляет движение парусных судов. Учитель. Какой вред приносит ураганный ветер?

9.Проверка усвоения знаний. -Помоги друзьям Вини Пуха – СЛАЙД-24 6. Итог урока. (Предлагаю детям провести марафон из стихов, песен, загадок о ветре.) Дети за активность получают жетоны. Сообщаются оценки за урок.

7. Домашнее задание: §39 учить, выучить стихи и песни о ветре, найти пословицы и поговорки о ветре.- слайд -25

РЕФЛЕКСИЯ – СЛАЙД-26


А.С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...



Взгляните на небосвод-

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам , и

Громоздят они причудливые формы.

В Гюго.


  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. А.С. Пушкин


Объяснить: «Держать нос по ветру»

«Ищи ветра в поле»

«Бросать слова на ветер»

«Ехать с ветерком»

«В голове ветер гуляет»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"

Автор: Минайло Антонина Семёновна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая карта к уроку географии по теме: Ветер"
    ["seo_title"] => string(47) "rabochaia_karta_k_uroku_geografii_po_teme_veter"
    ["file_id"] => string(6) "608961"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654499350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Разработка урока по теме "Ветер" "
    ["seo_title"] => string(34) "razrabotka-uroka-po-tiemie-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "108918"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403936158"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация к уроку географии 6 класс, тема "Ветер""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia_k_uroku_ghieoghrafii_6_klass_tiema_vietier"
    ["file_id"] => string(6) "364442"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480532130"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока географии по теме "Атмосфера, ветер, облака""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_ghieoghrafii_po_tiemie_atmosfiera_vietier_oblaka"
    ["file_id"] => string(6) "394061"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487615791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства