kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка урока в 6 классе "Ветер". Урок разработан в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий в усвоении географических понятий.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"»



Урок географии в 6 классе:

«Ветер. Технология поэтапного формирования умственных действий в усвоении географических понятий.















Учитель географии: Минайло Антонина Семёновна





МБОУ «Соколовская СОШ» Мглинского района Брянской области

Тема: «Ветер».

Цели и задачи:

1) Обучающая: Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров»; выяснить причинно-следственные связи образования этих ветров.

Познакомить с приборами, определяющими направление и скорость ветра.

Определить роль ветра в природе и жизни человека.

2) Развивающая: формировать познавательную активность и умения решать проблемные ситуации; активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету.

3) Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

Оборудование:

  • физическая карта полушарий,

  • новые понятия, написанные на доске,

  • ПК, презентация к уроку,

  • рисунки и схемы учебника,

  • схема на листах, фишки,

  • карточки с атмосферным давлением,

  • листы для схемы образования ветра.

  • стихи к теме

. Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

Обращение к ребятам:

И прежде чем начать урок,
Хочу сказать: “Вас видеть рада я,
Глядеть в смышленые глаза,
Ведь для меня награда!”

Обращение к гостям:

Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хочу так провести,
Чтоб было интересно!

2. Проверка знаний.

Прежде, чем перейти к теме урока, я проведу на вас интеллектуальную атаку. За верные ответы вы получаете жетоны.

- Какую оболочку мы сейчас изучаем? Ответ: Атмосферу.

- Что такое атмосфера? Ответ: Воздушная оболочка.

- Каковы основные свойства воздуха? Ответ: Температура, влажность.

- От чего нагревается воздуха? Ответ: От земной поверхности.

- Что быстрее нагревается: суша или море? Ответ: Суша.

- Каким прибором измеряют температуру воздуха? Ответ: термометром.

- Что такое атмосферное давление?

- В каких единицах измеряется атмосферное давление? Ответ: мм.рт.ст.

- Какое атмосферное давление считается нормальным? Ответ: 760 мм.рт.ст.

- Как изменяется атмосферное давление с высотой? Ответ: (10,5м. – 1мм.рт.ст.)

- Каким прибором измеряют атмосферное давление? Ответ: барометром.

- Какой воздух более лёгкий: тёплый или холодный? Ответ: тёплый.

Поощрение активных учащихся жетонами.

3. Изучение нового материала. (переход)

Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке.

Учитель. А теперь, послушайте меня, пожалуйста!

В годы Великой Отечественной войны над городом, который оккупировали фашисты, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.

(Вывешиваю на доску рисунок трубы). СЛАЙД -1

Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Ответ детей. 757 мм. рт. ст.

(Я дописываю эту цифру на верхушке трубы).

Вопрос. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?

Ответ: внизу, а наверху – меньше.

Проблема . А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).

Ответ. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.

Вопрос: Как двигался воздух в трубе?

Ответ: вертикально.

Учитель: Да этот пример доказывает, что воздух движется вертикально, но воздух движется и горизонтально вдоль поверхности земли. И мы сегодня должны это доказать. Чем вы можете доказать, что воздух движется горизонтально? (дым, облака)

А сейчас отгадайте загадку: СЛАЙД - 2

«Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.» Ответ. Ветер. (Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”).

Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер.» - СЛАЙД - 3

(Объявляю цели урока) – слайд - 4

Вашей задачей является: усвоить, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле. Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?

Ответ: Да, нужна тяга! Она возникает из – за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение; 1ряд пытаются сами формулировать определение, а 2 ряд - (найдите его в учебнике: §39, стр. 116).

Обобщая ответы показываю определение «ВЕТЕР» на СЛАЙДЕ - 5

Дети записывают в тетрадь определение.

Учитель. Значит над земной поверхностью тоже происходит движение воздуха (ветер) А как вы думаете, какова причина возникновения ветра?

Дети. Существует разница в атмосферном давлении.

Вопрос. А почему?

Дети. По-разному нагревается поверхность и воздух над ней.

Вопрос. А почему?

Дети. Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.

Вопрос. А почему различная высота Солнца?

Дети. Из-за шарообразности Земли.

Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.

Прикрепляются звенья схемы на доску. Различные звенья можно поменять местами. Тогда детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи. Затем дети переносят эту схему в тетрадь. СЛАЙД - 6

Учитель: Итак мы выяснили, что главная причина ветра – разность давления

4. Закрепление знаний по данному этапу

Учитель. А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать.

Представьте, что вы находитесь на берегу моря в летний жаркий день. Купаетесь, загораете. Вы ощущаете лёгкий ветерок. А как образуется этот ласковый ветерок.

Давайте посмотрим на схему образования этого ветра –СЛАЙД – 7

-Скажите, над какой поверхностью воздух будет нагреваться быстрее?

-Что будет происходить с нагретым воздухом?

- Какое атмосферное давление будет у поверхности над сушей?

-А что будет с холодным над морем?

-Какое атмосферное давление будет у поверхности над морем?

Как будет двигаться воздух? (Из области высокого давления в область низкого – с моря на сушу.

_Учитель: Этот ветер называется Дневной«бриз» - лёгкий ветер.

Учитель: -А как вы думаете, изменится ли направление ветра, если мы придём к этому морю поздним вечером?

Почему? –(выслушиваю аналогичное объяснение образования ночного «бриза».) – СЛАЙД-8

-Кто может сформулировать определение бриза? –СЛАЙД - 9

- В какое время года бризы будут выражены сильнее?----летом

5. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.



Образование муссона.

Учитель: На Дальнем Востоке нашей страны дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Такие ветры называются Муссоны.

Читают стих. Муссоны

Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовется муссон,

А летом всё делает наоборот –

С моря на сушу берёт разворот



Задание с опорными листами:(уч-ся работают в парах)

  1. Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?

  2. На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).

С помощью схем на СЛАЙДАХ – 10, 11 уч-ся проверяют правильность выполненного задания и поясняют движение муссонов.

  1. Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?

.

К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”.

Сформулируйте определение муссона – показываю на СЛАЙДЕ -12

Обобщаем знания о бризах и муссонах: - Что у них общее? И чем они отличаются?

Учитель: Итак мы с вами доказали, что ВЕТЕР зависит от разницы в атмосферном давлении. И чем больше разница, тем сильнее ветер –СЛАЙД13

6. Направление, скорость и сила ветра.

Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра.

-Определите по данным атмосферного давления направление и скорость ветра

740мм.рт.ст. 745мм.рт.ст.

750мм.рт.ст. 770мм.рт.ст.

(уч-ся моделируют направление и скорость ветра)

Учитель: Как определить направление ветра? Слайд – 14, 15

(флюгером, по направлению дыма и т.д.)

(показываю флюгер и объясняю его устройство). Скорость ветра определяют с помощью флюгарки (изобрёл итальянский врач Санторио в 17 веке(в м/с, или км/ч.) и анемометра.

(дописываю понятия: флюгер, анемометр)

- Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?

Дети. От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).

(по шкале британца Бофорта – 1805г. – 12бальная. В 1874г.-была принята Международным метеорологическим комитетом)-СЛАЙД-17

Знакомлю со шкалой. (прилагается) Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с.

Направление ветра-правило – СЛАЙД-18

7. Построение «Розы ветров»- СЛАЙД -19, объясняю построение графика.

Выполнение уч-ся практической работы: «Построение розы веков» по данным таблицы. СЛАЙДЫ – 20, 21

8. Значение ветра.СЛАЙДЫ-22, 23.

Учитель. Какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле?

Ответ. 1) переносит облака; 2) очищает воздух; 3) вырабатывает электроэнергию; 4) переносит семена растений, опыляет их; 5) формирует рельеф; 6) осуществляет движение парусных судов. Учитель. Какой вред приносит ураганный ветер?

9.Проверка усвоения знаний. -Помоги друзьям Вини Пуха – СЛАЙД-24 6. Итог урока. (Предлагаю детям провести марафон из стихов, песен, загадок о ветре.) Дети за активность получают жетоны. Сообщаются оценки за урок.

7. Домашнее задание: §39 учить, выучить стихи и песни о ветре, найти пословицы и поговорки о ветре.- слайд -25

РЕФЛЕКСИЯ – СЛАЙД-26


А.С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...



Взгляните на небосвод-

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам , и

Громоздят они причудливые формы.

В Гюго.


  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах. А.С. Пушкин


Объяснить: «Держать нос по ветру»

«Ищи ветра в поле»

«Бросать слова на ветер»

«Ехать с ветерком»

«В голове ветер гуляет»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"

Автор: Минайло Антонина Семёновна

Дата: 28.10.2019

Номер свидетельства: 524577

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Разработка урока по теме "Ветер" "
    ["seo_title"] => string(34) "razrabotka-uroka-po-tiemie-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "108918"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403936158"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Презентация к уроку географии 6 класс, тема "Ветер""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia_k_uroku_ghieoghrafii_6_klass_tiema_vietier"
    ["file_id"] => string(6) "364442"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1480532130"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока географии по теме "Атмосфера, ветер, облака""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_ghieoghrafii_po_tiemie_atmosfiera_vietier_oblaka"
    ["file_id"] => string(6) "394061"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487615791"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок географии в 6 классе  по теме Ветер"
    ["seo_title"] => string(47) "urok-ghieoghrafii-v-6-klassie-po-tiemie-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "314791"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459772091"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1500 руб.
2300 руб.
1870 руб.
2880 руб.
1260 руб.
1940 руб.
1790 руб.
2760 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства