Разработка урока в 6 классе "Ветер". Урок разработан в соответствии с технологией поэтапного формирования умственных действий в усвоении географических понятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по географии в 6 классе по теме "Ветер"»
Урок географии в 6 классе:
«Ветер. Технология поэтапного формирования умственных действий в усвоении географических понятий.
Учитель географии: Минайло Антонина Семёновна
МБОУ «Соколовская СОШ» Мглинского района Брянской области
Тема: «Ветер».
Цели и задачи:
1)Обучающая: Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон», «роза ветров»; выяснить причинно-следственные связи образования этих ветров.
Познакомить с приборами, определяющими направление и скорость ветра.
Определить роль ветра в природе и жизни человека.
2) Развивающая: формировать познавательную активность и умения решать проблемные ситуации; активизировать мыслительную и познавательную деятельность учащихся; развивать интерес к предмету.
3) Воспитательная: способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности и самостоятельности.
Оборудование:
физическая карта полушарий,
новые понятия, написанные на доске,
ПК, презентация к уроку,
рисунки и схемы учебника,
схема на листах, фишки,
карточки с атмосферным давлением,
листы для схемы образования ветра.
стихи к теме
. Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
Обращение к ребятам:
И прежде чем начать урок, Хочу сказать: “Вас видеть рада я, Глядеть в смышленые глаза, Ведь для меня награда!”
Обращение к гостям:
Гостей приветствовать хочу, В душе надеясь честно, Урок хочу так провести, Чтоб было интересно!
2. Проверка знаний.
Прежде, чем перейти к теме урока, я проведу на вас интеллектуальную атаку.За верные ответы вы получаете жетоны.
- Какую оболочку мы сейчас изучаем? Ответ: Атмосферу.
- Что такое атмосфера? Ответ: Воздушная оболочка.
- Каковы основные свойства воздуха? Ответ: Температура, влажность.
- От чего нагревается воздуха? Ответ: От земной поверхности.
- Что быстрее нагревается: суша или море? Ответ: Суша.
- Какой воздух более лёгкий: тёплый или холодный? Ответ: тёплый.
Поощрение активных учащихся жетонами.
3. Изучение нового материала. (переход)
Перед вами опорные понятия на доске (воздух, атмосфера, атмосферное давление, температура воздуха). Они помогут нам сегодня на уроке.
Учитель. А теперь, послушайте меня, пожалуйста!
В годы Великой Отечественной войны над городом, который оккупировали фашисты, несколько дней подряд кружились в воздухе листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные следили за небом, пытаясь обнаружить там самолёт, но безуспешно. Самолёта не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров.
(Вывешиваю на доску рисунок трубы).СЛАЙД -1
Вопрос. Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм. рт. ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Ответ детей. 757 мм. рт. ст.
(Я дописываю эту цифру на верхушке трубы).
Вопрос. И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?
Ответ: внизу, а наверху – меньше.
Проблема . А теперь подумайте и продолжите мой рассказ дальше (что происходило с воздухом в трубе?).
Ответ. Воздух устремляется снизу вверх и уносит с собой листовки. Возникло движение воздуха.
Вопрос: Как двигался воздух в трубе?
Ответ: вертикально.
Учитель: Да этот пример доказывает, что воздух движется вертикально, но воздух движется и горизонтально вдоль поверхности земли. И мы сегодня должны это доказать. Чем вы можете доказать, что воздух движется горизонтально? (дым, облака)
А сейчас отгадайте загадку: СЛАЙД - 2
«Хоть бескрылый, а летает, безголосый, а свистит, хоть безрукий, но бывает груши с веток обрывает, сосны с корнем вырывает. Так порою он сердит. Только что он был везде – миг – и нет его нигде.» Ответ. Ветер. (Вывешивается на доску новое понятие “Ветер”).
Учитель. Вот мы и подошли к теме нашего урока: “Ветер.» - СЛАЙД - 3
(Объявляю цели урока) – слайд - 4
Вашей задачей является: усвоить, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле. Итак, из примера с трубой мы выяснили, что самое главное условие движения воздуха – это разница в атмосферном давлении. Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?
Ответ: Да, нужна тяга! Она возникает из – за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).
Вопрос. Что же такое ветер, дайте его определение; 1ряд пытаются сами формулировать определение, а 2 ряд - (найдите его в учебнике: §39, стр. 116).
Обобщая ответы показываю определение «ВЕТЕР» на СЛАЙДЕ - 5
Дети записывают в тетрадь определение.
Учитель. Значит над земной поверхностью тоже происходит движение воздуха (ветер) А как вы думаете, какова причина возникновения ветра?
Дети. Существует разница в атмосферном давлении.
Вопрос. А почему?
Дети. По-разному нагревается поверхность и воздух над ней.
Вопрос. А почему?
Дети. Из-за различного угла падения солнечных лучей, из-за различной высоты Солнца.
Вопрос. А почему различная высота Солнца?
Дети. Из-за шарообразности Земли.
Учитель. А сейчас давайте представим эту закономерность в виде схемы связей между причинами образования ветра.
Прикрепляются звенья схемы на доску. Различные звенья можно поменять местами. Тогда детям ставится задача: установить правильную последовательность звеньев цепи. Затем дети переносят эту схему в тетрадь. СЛАЙД - 6
Учитель: Итак мы выяснили, что главная причина ветра – разность давления
4. Закрепление знаний по данному этапу
Учитель. А для закрепления знаний я предлагаю вам, ребята, немного пофантазировать.
Представьте, что вы находитесь на берегу моря в летний жаркий день. Купаетесь, загораете. Вы ощущаете лёгкий ветерок. А как образуется этот ласковый ветерок.
Давайте посмотрим на схему образования этого ветра –СЛАЙД – 7
-Скажите, над какой поверхностью воздух будет нагреваться быстрее?
-Что будет происходить с нагретым воздухом?
- Какое атмосферное давление будет у поверхности над сушей?
-А что будет с холодным над морем?
-Какое атмосферное давление будет у поверхности над морем?
Как будет двигаться воздух? (Из области высокого давления в область низкого – с моря на сушу.
_Учитель: Этот ветер называется Дневной«бриз» - лёгкий ветер.
Учитель: -А как вы думаете, изменится ли направление ветра, если мы придём к этому морю поздним вечером?
Почему? –(выслушиваю аналогичное объяснение образования ночного «бриза».) – СЛАЙД-8
-Кто может сформулировать определение бриза? –СЛАЙД - 9
- В какое время года бризы будут выражены сильнее?----летом
5. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
Образование муссона.
Учитель: На Дальнем Востоке нашей страны дуют ветры, которые меняют направление дважды в год. Такие ветры называются Муссоны.
Читают стих. Муссоны
Зимой дует с суши на море он,
Ветер, который зовется муссон,
А летом всё делает наоборот –
С моря на сушу берёт разворот
Задание с опорными листами:(уч-ся работают в парах)
Представьте, что вы летом и зимой находитесь на берегу Тихого океана. Как будет изменяться движение ветра по сезонам: зимой и летом?
На листе показать движение ветра летом и зимой стрелкой и подписать название этого ветра (с моря на сушу или с суши на море).
С помощью схем на СЛАЙДАХ – 10, 11 уч-ся проверяют правильность выполненного задания и поясняют движение муссонов.
Объяснить (устно) условия его образования: а) Какое давление над сушей и над морем по сезонам: летом и зимой? Почему? б) В каком направлении перемещается ветер и почему по сезонам года? в) Как вы ощущаете это движение воздуха, какие будут последствия?
.
К новым понятиям добавляются понятия “дневной и ночной бриз”, “летний муссон”, “зимний муссон”.
Сформулируйте определение муссона – показываю на СЛАЙДЕ -12
Обобщаем знания о бризах и муссонах: - Что у них общее? И чем они отличаются?
Учитель: Итак мы с вами доказали, что ВЕТЕР зависит от разницы в атмосферном давлении. Ичем больше разница, тем сильнее ветер –СЛАЙД13
6. Направление, скорость и сила ветра.
Учитель. Ветер характеризуется тремя показателями: направление, скорость и сила ветра.
-Определите по данным атмосферного давления направление и скорость ветра
740мм.рт.ст. 745мм.рт.ст.
750мм.рт.ст. 770мм.рт.ст.
(уч-ся моделируют направление и скорость ветра)
Учитель: Как определить направление ветра? – Слайд – 14, 15
(флюгером, по направлению дыма и т.д.)
(показываю флюгер и объясняю его устройство). Скорость ветра определяют с помощью флюгарки (изобрёл итальянский врач Санторио в 17 веке(в м/с, или км/ч.) и анемометра.
(дописываю понятия: флюгер, анемометр)
- Ребята, отчего будет зависеть сила и скорость ветра?
Дети. От разности давления (чем больше разница, тем сильнее ветер).
(по шкале британца Бофорта – 1805г. – 12бальная. В 1874г.-была принята Международным метеорологическим комитетом)-СЛАЙД-17
Знакомлю со шкалой. (прилагается)Самое ветряное место на Земле – в Антарктиде. На большой высоте скорость ветра постоянная – 20 – 25м/с.
Выполнение уч-ся практической работы: «Построение розы веков» по данным таблицы. СЛАЙДЫ – 20, 21
8. Значение ветра. – СЛАЙДЫ-22, 23.
Учитель. Какое значение имеет ветер в природе и для жизни людей на Земле?
Ответ. 1) переносит облака; 2) очищает воздух; 3) вырабатывает электроэнергию; 4) переносит семена растений, опыляет их; 5) формирует рельеф; 6) осуществляет движение парусных судов. Учитель. Какой вред приносит ураганный ветер?
9.Проверка усвоения знаний. -Помоги друзьям Вини Пуха – СЛАЙД-24 6. Итог урока. (Предлагаю детям провести марафон из стихов, песен, загадок о ветре.) Дети за активность получают жетоны. Сообщаются оценки за урок.
7. Домашнее задание: §39 учить, выучить стихи и песни о ветре, найти пословицы и поговорки о ветре.- слайд -25
РЕФЛЕКСИЯ – СЛАЙД-26
А.С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море...
Взгляните на небосвод-
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам , и
Громоздят они причудливые формы.
В Гюго.
Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.