Цель:-- сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков.
Задачи:
-- сформировать представления об атмосфере, ее роли в жизни Земли;
-- познакомить учащихся с составом и значением атмосферы;
-- показать необходимость охраны озонового слоя;
-- способствовать формированию представлений о составе воздуха;
-- учить разнообразным приемам работы с книгой и другими источниками информации;
-- воспитывать умения прислушиваться к мнению одноклассников.
Тип урока – урок «открытия» нового знания ( изучение и первичное закрепление новых понятий)
Планируемые результаты
Предметные
-- научиться извлекать информацию из текста учебника
Метапредметные
-- коммуникативные УУД: формировать навыки сотрудничества в ходе индивидуальной работы
-- регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
-- познавательные УУД: делать выводы о значении атмосферы для жизни на земле
-- личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.
Логика учебного процесса – мотивация – актуализация опорных знаний – восприятие, осмысление и первичное запоминание – проверка усвоения – закрепление – анализ.
Опорные знания: газы входящие в состав атмосферы, кислород и углекислый газ и их роль в жизни растений и животных.
Деятельность учащихся – частично – поисковая.
Межпредметные связи с биологией и литературой
План урока:
1 Организационный момент
2. Изучение нового материала
3. Повторение
4. Рефлексия
5. Домашнее задание
Изучение нового материала(актуализация знаний, вводная беседа)
Какие оболочки мы уже изучили?
Какую оболочку мы закончили изучать?
КАК эти оболочки между собой взаимосвязаны?
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть?
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет.
Значит тема урока?( ставится цель)
Воздушная оболочка Земли – атмосфера, по гречески «пар».
Объяснение нового материала с элементами беседы
Где на нашей планете содержится воздух?
Когда появилась атмосфера?
В чем значение атмосферы?
Почему атмосферу называют воздушной и газовой оболочкой?
По карте атласа стр. 30, назовите, входящие в состав воздуха.
Какой газ обеспечивает жизнь на планете Земля?
Всегда ли состав воздуха постоянен? Зачем проветривают помещения?
По каким причинам состав воздуха может меняться?
Что еще есть в воздухе?
(примеси)
Какие относятся к естественным примесям? Какие к искусственным?
Какие свойства воздуха вы знаете? Повторяем . Я буду читать а вы мне помогаете.
1. Воздух невидим и прозрачен потому, что он … (прозрачен и бесцветен)
2.Если пустой стакан опустить в воду вертикально вверх дном, то вода не заходит в стакан. Это доказывает, что воздух ,как все тела природы… (занимает место)
3.Резиновый мяч при ударе отскакивает от пола потому, что воздух …(сжимаем и упруг)
4.Пузырки воздуха в воде движутся…(вверх), значит воздух …(легче) воды.
5.Воздух проводит тепло …(плохо).
6. Воздушные шары наполняют теплым воздухом потому что…(теплый воздух легче холодного, и поднимается в верх)
7. Воздух как жидкие и твердые тела при нагревании …(расширяется), а при охлаждении …(сжимается).
Актуализация знаний
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, свисти,
Хоть безрукий, но бывает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он свистит.
Только, что он был везде
Миг – и нет его нигде.
Что это такое? Что такое ветер? Дайте определение
Как образуется ветер? По учебнику прочитайте причину образования ветра.
Какой прибор служит для определения направления и силы ветра? Как он устроен? Как определить откуда дует ветер или куда дует?
Белым – бело на свете белом,
Льдом звонким скованы пруды,
В саду наигрывает ветер,
Как музыкант на все лады.
В чем смыл этого стихотворения?
По отрывкам из литературных произведений определить какой силы дует ветер?
1.Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто старый сон его тревожит
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, – никто сказать не может. (С. Маршак)
2.Буря воет в саду, буря ломится в дом,
Я боюсь, чтоб она не сломила
Старый дуб, что посажен отцом,
И иву, что мать посадила… (Н.Некрасов)
3.Тиха украинская ночь
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы. (А Пушкин)
4.Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Ни пылит дорога,
Ни дрожат листы… (М. Лермонтов)
5.И было как видно,
Ему не впервые
Ломать как тростинки,
Дубы вековые
И, крыши срывая,
Врываясь в жилища.
Его называли
Ветрило! Ветрище! (С Михалков)
6.Вспоминал я как в зимнем бору,
Без ветвей от верхушек до пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру.
Корабельные сосны скрипят. (С, Маршак)
7.Как под незримою пятой
Лесные гнутся исполины;
Тревожно ропщут их вершины… (Ф.Тютчев)
8.Замерший бор шумит среди лазури,
Метет ветвями синеву небес,
И кажется, - не буря будит лес
А буйный лес, качаясь, будит бурю.(С.Маршак)
Какие еще бывают ветры? Работа по учебнику стр. 123-124, чтение вслух.
Облака
Уж не солнце виновато,
Что висит на небе вата?
Что это? Почему солнце виновато? Как образуются облака?
По рисунку учебника определить какие бывают типы облаков?
Самостоятельная работа. Подберите к названиям облаков их характерные признаки.
1 Кучевые
2 Перистые
3 Слоистые
А. Появляются летом в 10 – 11 часов на высоте 1-2 км.
Б. Однообразно серые, покрывающие небо сплошной пеленой, схожи с туманом.
В. Похожи на разбросанные по небу белые кучи ваты или огромные горы.
Г Имеют вид ослепительных белых волокон или кружев.
Д. Состоят из мельчайших кристалликов льда, так как образуются они на высоте 7 – 10 км.
Е. Сходны с туманом, чаще всего покрывают небо осенью или весной на высоте не более 2 км.
Ж. Приносят ливни и грозы.
З. Наблюдаются в пасмурную погоду.
.
Итог по уроку:
1.Как понимать «мир земного воздуха»?
2.Почему мы говорим, что воздух «вежливый»?
3.Откуда берется кислород в воздухе?
4 .Где нет воздуха?
5. Какой ветер называют ураганом? Чем он опасен?
6. Что такое ветер?
7.Что значит атмосфера?
8. Как с греческого переводится «атмо»?
Рефлексия по уроку
Что я узнал(а) нового на уроке?
Что мне не понятно?
Что нужно еще раз повторить?
Домашнее задание: параграф…., творческое задание: из произведений подобрать