Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по теме: "План и карта".»
Тема урока: "План и карта"
(Урок обобщающего повторения)
Цели и задачи:
формирование и развитие навыков работы с планом местности, географической картой и глобусом;
-формирование умения измерять расстояния на плане, географической карте и глобусе;
-формирование умения пользоваться масштабом плана, географической карты и глобуса.
Образовательные: отработать и закрепить навык умения работы с планом местности, географической картой и глобусом.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся через работу с планом местности, географической картой и глобусом, умения работать в группе, умения работать с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание культуры общения и географической этики.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Планируемые результатыПредметные:
• Знать – теоретический и практический материал темы;
• Уметь – решать географические задачи по теме.
Личностные: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения: для чего необходимо ориентироваться на местности, зачем необходимо определять расстояния на планах, картах и глобусах, как использовать масштаб карты и где в жизни это может пригодиться, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия Ориентирование, стороны горизонта, азимут, план местности, относительная и абсолютная высота, топографическая карта, глобус, масштаб, численный масштаб, именованный масштаб, линейный масштаб, градусная сетка, географические координаты
Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку.
Подготовка к уроку, приветствие учителя
Самоконтроль готовности к уроку
2
Мотивация учебной деятельности
На протяжении нескольких уроков мы изучали тему «План и карта», изучали способы ориентирования на местности, знакомились с планом местности и географической картой, градусной сеткой и географическими координатам . Что мы сегодня будем делать на уроке?
Отвечают на вопросы учителя:
-Подведём итог по теме «План и карта».
Формулирование темы и целей урока
Формирование мотивационной основы учебной деятельности. Осознание цели урока.
3. Практическая деятельность
урока
Учитель задает вопросы на понимание:
• Масштаб - это отношение размеров изображенного на чертеже предмета к его действительным размерам.
• Какие виды масштаба вы знаете?
- Что такое географическая широта?
-Что такое географическая долгота?
-Что такое географические координаты?
- Есть ли на Земле точки, которые можно определить только одной широтой? Что это за точки?
-Что значит ориентироваться?
-Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.
-Итак, мы знаем основные и промежуточные стороны горизонта. Однако, часто направление бывает; например, не точно на север, а чуть-чуть смещено к востоку. Как же в таких случаях определить точное направление? Здесь на помощь приходит азимут.
Географическая широта – расстояние в градусах от экватора до какой – либо точки, т.е. на какой параллели она находится.
Географическая долгота – расстояние в градусах от начального меридиана до какой – либо точки, т.е. на каком меридиане она находится.
Географические координаты – это географическая широта и географическая долгота какой-либо точки на земной поверхности.
(Северный и южный полюсы, 900 широты).
Ориентироваться - это значит определять на местности или на карте стороны горизонта
(с, з, ю, в, с-з, с-в, ю-з, ю-в).
Азимут-это угол между направлением на север и направлением на какой-нибудь предмет местности
Выполняют задания. Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения
Повторение ранее пройденного материала, закрепление знаний по изученной теме
Выполнение учебных действий в соответствии с заданием.
4
Рефлексия
Подводит итоги урока.
-Чему научились при изучении темы «План и карта»?
Что вызвало затруднение при работе?
-Где можем применять полученные знания?
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения: чему научились и где полученные навыки можно применять.
Закрепление знаний по изученной теме
Оценка достигнутых результатов. Самоконтроль и взаимоконтроль
5
Домашнее задание
Параграф 11 выучить, приготовить доклады или презентации о народах земного шара (о японцах, китайцах, русских, арабах, американцах и т.д.)
Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике
Приложение №1
Во время похода туристы фиксировали все географические объекты, которые встречали на своем пути. Прочитайте по рисунку путь туристов:
(От станции наш путь шел по шоссе до металлического моста через реку. Затем мы пошли по лугу, где нам встретилось болото и кустарник. К вечеру мы вошли в смешанный лес, прошли 2 км. по просёлочной дороге вдоль линии электропередач и у дома лесника сделали привал.)
«Географический лабиринт». Чтобы выйти из лабиринта вы должны будете нарисовать свой путь в тетради. Оставив сверху 12 см., в середине листа поставьте точку. Не отрывая карандаш от тетради, выполните следующие действия.
(Зная, что такое азимут и как он отсчитывается по компасу, вы можете расшифровать это письмо и узнать, в каком направлении нам следует идти дальше, Ключом для расшифровки служит шкала компаса).
Свое местонахождение, а также положение различных пунктов и точек на Земле и на карте можно указать географическими координатами: широтой и долготой.
Определите координаты крайних точек нашей республики: с. Грушка, с. Фрунзовка, с. Незавертайловка и пгт Первомайск.