1. Организация условий для изучения темы 1) Наблюдение: А) Мяч на столе - Мяч на столе находится в состоянии покоя или движения? - Как привести мяч в движение? - Можно ли, не применив силу, привести в движение мяч? Б) Две книги разной массы. - Приведете в движение книги, лежащие на столе. - Какую книгу было сложнее сдвинуть с места? Почему? - В каком случае вы применили большую силу? 2) Определение значения слова «сила» - В каком значении используется слово сила в выражениях: Нет больше сил Применить силу. Сила света. Вооруженные силы страны. Сила воображения. Закон в силе. - Найдите определение слова в словаре. Выделите главные слова. - Прочтите определение в учебнике. Какое значение имеет сила в природе? Запись определения 3) Изучение видов сил - Какие виды сил природы вы знаете? Эксперимент для определения силы трения: А) Проведите карандашом по листочку бумаги. Что произошло? Почему грифель карандаша оставил след? Б) Проведите карандашом по предметному стеклу. Что произошло? Почему карандаш не оставляет следа? - Прочтите текст пар.34 на с.87. найдите объяснение. Какая сила природы замедляет скольжение? Какую работу производит в природе сила трения? 4)Применение знаний: 1.Почему у спортивной обуви подошва ребристая? 2.Почему лыжники смазывают специальной смазкой лыжи перед соревнованиями? 3. Все движущие детали в машинах или в станках смазывают маслом. Для чего? 4.Что помогает рыбам преодолевать силу трения? 5. Зачем гоночным автомобилям придают обтекаемую форму? Организация изучения силы тяготения: 1) Наблюдение за листком, отпущенным на высоте вытянутой руки. Почему падает лист? 2) Показ мультфильма о силе тяготения и открытии ее Ньютоном 3) Проверка усвоения: Какая сила заставляет падать на землю тела? Кто открыл эту силу? Когда вы наблюдали в природе данную силу? 2. Обобщение и расширение знаний через составление схемы 3. Проверка усвоения знаний а) Учиться, что бочку в гору толкать, отпустишь не поймаешь. (сила тяжести) б) Пошло дело как по маслу. (сила трения) г) Коси коса пока роса, роса долой и мы домой. (сила трения) д) Кабы знал, где упасть, так соломки бы припасть. (сила тяжести) е) На гору десять тянут, под гору один столкнет. (сила тяжести) |