Сформировать понятия “ветер”, “бриз”, “муссон”, “роза ветров”. Выяснить причины их образования, определить роль ветра в природе. Познакомить с местными ветрами.
Сформировать умения строить “розу ветров”.
Развивать у школьников мировоззренческую идею о взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений природы на примере раскрытия связей между разницей атмосферного давления и силой ветра.
Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
ОБОРУДОВАНИЕ: Презентация по теме, схемы “Роза ветров”, картосхема “муссоны”, .
ХОД УРОКА
Активизация опорных знаний.
Какую оболочку Земли вы изучаете? (Атмосфера)
С какими понятиями, характеризующими атмосферу, вы познакомились? (Температура воздуха, атмосферное давление).
От чего оно зависит? (Температура воздуха, высота местности над уровнем моря).
Изучение нового материала.
Сегодня мы продолжаем изучение процессов, происходящих в атмосфере.
Опыт.
Горит свеча, над ней на расстоянии 10-15 см колеблются полоски бумаги.
Почему наблюдается колебание бумаги над пламенем? (Теплый воздух как более легкий устремляется вверх, захватывая полоски бумаги).
Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи, а от чего нагревается воздух атмосферы? (Солнце).
Почему воздух перемещается? (Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом.
Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей устремляется на его место. Движение воздуха является причиной образования какого-то явления.
Отгадайте загадку.
Хоть бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит. Хоть, безрукий, но бывает, Сосны с корнем вырывает, Так порою он сердит. Только что он был везде - Миг - и нет его нигде. (Ветер).
Учитель ставит проблемный вопрос, рассказывая об инспекторе Вернике и расследуемом им преступлении, «Можно ли принять алиби подозреваемого о том, что он в течении длительного времени вылавливал шляпу в море, которую по его словам относило от берега?»
Ветер - движение воздуха вдоль земной поверхности.
Итак, мы посвящаем наш урок ветру. Наша задача выяснить, почему дует ветер, чем он характеризуется, какие ветры бывают в разных уголках планеты.
ПРИЧИНА ОБРАЗОВАНИЯ ВЕТРА
В детстве многие из вас думали, что ветер дует, потому что деревья качаются. Какова же настоящая причина образования ветра? Давайте рассмотрим образование ветра на примере дневного и ночного бриза.
Бриз - это ветер, который образуется у водоема и меняет свое направление два раза в сутки. Днем суша нагревается быстрее, чем вода. Потому температура воздуха над сушей будет выше, чем над водоемом. Теплый воздух суши как более теплый будет подниматься вверх, а более прохладный воздух водоема устремится на его место. Ночью суша остывает быстрее, чем вода, поэтому над водоемом воздух будет теплее, чем над сушей. Будет наблюдаться обратный процесс - теплый воздух водоема поднимается вверх, а холодный с суши перетекает на его место. Таким образом, из-за разницы в температуре воздуха создается разница в атмосферном давлении, там, где теплее давление ниже.
Вывод: ветер дует из области высокого давления в область низкого давления.
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем быстрее перемещается воздух, и тем сильнее ветер.
Работа в группах
Учащиеся сообща выполняют задания - на рисунках расставить правильно температуру и давление для дневного и ночного бризов, указать направления движения воздуха.
Группа, которая правильно и быстрее остальных выполнила задание, получает возможность вслух обосновать свой ответ и получить дополнительные очки.
Существуют ветры схожие с бризами, дующие на побережьях океанов, но меняющие направления два раза в год. Это муссоны. Еще в древние века, когда морские и океанские просторы бороздили только парусники, многие арабы отправлялись в июне- июле в сказочно богатую Индию. В это время юго-западный ветер надувал паруса кораблей и они довольно быстро проходили весь путь от берегов Южной Аравии до полуострова Индостан.
В зимние месяцы корабли грузились необходимыми товарами и шли обратно. И попутный ветер, но теперь уже дующий в обратном направлении, подгонял суда. Ветер, который так помогал морякам, арабы назвали “маусин”, что означает “время года, сезон”. Название ветру дали очень меткое, ведь он действительно меняет свое направление по сезонам. Впоследствии
Французы то слово стали произносить на свой лад- муссон. Такие ветры наблюдаются в Юго-Восточной и Южной Азии, а также на востоке России.
Летом он дует с океана, приносит большое количество осадков, а зимой дует с континента.
Подумайте, почему он меняет свое направление? Какую погоду он приносит зимой с континента?
Что общего у бризов и муссонов?
Какие различия?
ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕТРА
По каким показателям можно характеризовать ветер, наблюдая за ним? (Направление, скорость, сила.)
Как определить направление ветра? (Откуда дует ветер: западные с запада, восточные с востока.)
Существуют направления главные и промежуточные, назовите их.
Заполнение таблицы в группах.
СЕВЕР
ЮГ
ЗАПАД
ВОСТОК
С-В
С-З
Ю-В
Ю-З
Направление можно определить по местным признакам: деревьям, дыму из труб, флажками, но более точно это можно сделать с помощью флюгера, который на метеостанциях устанавливают на высоте – 10 м.
Учитель демонстрирует макет флюгера.
Чтобы узнать преобладающие ветры какой-либо местности, строят специальный график, который называется роза ветров.
Рассмотрите рисунок на странице 118, что указано на рисунке?
Как можно построить розу ветров?
Давайте построим розу ветров для нашего города.(при наличии времени)
Учитель раздает по группам информацию о количестве дней с различными направлениями ветров в разные месяцы в течение года. Образцы построенных графиков вывешиваются на доску.
Сравните розы ветров нашего города в разные месяцы, какие ветры у нас преобладают?
Почему очень важно знать господствующие ветры?
Скорость измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра измеряется по шкале, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805году.
У каждой группы имеется образец шкалы Бофорта.(атлас)
Шкала 12-балльная. Особо выделяются штиль, шторм - 18 м/с, ураган – 30 м/с и более.
Чем больше разница в атмосферном давлении, тем сильнее ветер.
Сильные ураганы бывают и в умеренных широтах. Особенно от них страдают Северная Америка, Япония, Китай.
Сообщение ученика, подготовленное дома.
Просмотр видео о смерче.
Страшные, разрушительные ветры Северной Америки получили испанское название “торнадо” (в переводе это значит “крутит”). Торнадо движется обычно с юго-востока на северо-запад со скоростью 60-75 км/ч. Полоса действия захватывает от 8-10 до 800 метров. Торнадо может разрушить несколько городских кварталов, пока их жители спокойно занимаются своими делами в другой части города. С приближением торнадо к зданию давление внутри здания оказывается выше, чем снаружи, и здание при этом может разрушиться. Сброшенные с рельсов паровозы, разрушенные здания, вырванные с корнем деревья – все это проделки торнадо. Если торнадо замечен на открытой местности, так что его скорость и направление можно определить, то от него можно успеть укрыться. В районах, где торнадо появляется часто, при доме обычно устраивается подвал, куда прячутся с приближением опасности.
ЗНАЧЕНИЕ ВЕТРА
Какое значение для природы и человека имеет ветер?
очищает воздух от вредных газов,
вырабатывает электроэнергию,
переносит воздушные массы,
разносит семена трав,
перемещает суда в море,
ветер “съедает” горы, сглаживает формы рельефа,
сдувает плодородный слой почвы,
разрушает селения, вырывает с корнем деревья и т.д.
За несколько дней до урока учащиеся получили задание найти информацию о местных ветрах, пословицы и поговорки, стихи о ветре. Если осталось время на уроке, то можно сделать сообщения.
Держать нос по ветру.
Ищи ветра в поле.
Бросать слова на ветер.
В голове ветер гуляет.
Ехать с ветерком.
Итог урока
Какие новые знания получили на уроке?
Что из изученного раннее повторили?
Где в жизни могут пригодиться полученные знания?
Проводится диктант-викторина.
Домашнее задание
Прочитать параграф, ответить на вопросы, вести наблюдения за ветрами нашей местности. Найти произведения, характеризующие ветер(картины, стихи, рассказы ит.д.)
Использованные источники;
1. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 240 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии. Собр. соч.т.2, – М., 1982.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
4. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2008.