Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 11 классе. Общая характеристика Африки.»
Тема урока:Общая характеристика Африки. Учитель географии высшей квалификационной категории.
Цель урока:
обучающая –
изучить общие черты ЭГП и ПГП стран Африки,
выяснить историю развития стран Африки,
оценить природно-ресурсный потенциал и уровень развития Африканского континента в целом и отдельных государств,
составить характеристику населения Африки вед – изучить общие сведения и уровень развития Африканского континента;
развивающая–
развивать умение работать с картами и статистическими материалами,
отрабатывать умение решать проблемные задачи,
формировать у обучающихся собственные суждения по отношению к негативным социальным явлениям на основе выявленных проблем населения региона,
способствовать развитию интереса у обучающихся к изучению данной темы через самостоятельную учебную деятельность;
воспитывающая – воспитывать политическое мировоззрение у обучающихся, толерантность, интерес к предмету.
Тип урока:изучение нового материала (технология «Создание проблемной ситуации»).
Оборудование: политическая карта мира, атлас, политическая карта Африки, презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока.
Оргмомент.
Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я хочу начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, радости жизни, творчеству. Пусть они станут нашим девизом:
Кто же, если не мы?
Когда же, если не сейчас?
II. Актуализация знаний и определение темы урока.
Учитель: мы уже изучили 4 региона. Вспомните, какие?
-Впереди нас ожидает еще много интересного, еще не изучены 2 региона.
- Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент, и вы сами поймете, изучением какого региона мы займемся на ближайших уроках (просмотр фрагмента)
СЛАЙД 1
Учитель:
1.Это регион, расположен к югу от Средиземного и Красного морей. С уникальной по красоте природой и уникальными видами животных.
2. По просторам региона протекает одна из величайших рек в мире. Даже сегодня, во время технического прогресса, она поражает своей красотой и величием.
3. Заснеженные вершины вулканов сияют своим великолепием прямо перед экватором.
4. Регион считают местом появления человека, здесь же нашли остатки по предположениям первого человека.
5. Центр работорговли и колониальной зависимости XV-XIX веков.
6. По сей день является самым отсталым регионом мира?
(мы будем изучать регион Африка).
Учитель: сформулируем тему урока (предполагаемый ответ: Общая характеристика Африки).
СЛАЙД 2
- Итак, запишем в карте урока тему: «Общая характеристика Африки» (запись темы.)
СЛАЙД 3
III.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 23, 24. Р/Т стр. все задания.
Дополнительное задание по желанию. Составить кроссворд по теме урока.
СЛАЙД 4
VI.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
План урока.
1.ЭГПи ПГП Африки.
2.Природно-ресурсный потенциал региона.
3.Население.
4.Хозяйство региона - изучить самостоятельно
Учитель: Исходя из плана урока сформулируйте цели и задачи урока.
Цель: изучить экономико-географические особенности африканского региона.
Задачи:
1. Ознакомиться с особенностями ЭГП и ПГП Африки.
2. Дать оценку природно-ресурсному потенциалу региона.
3. Изучение населения и хозяйства региона.
СЛАЙД 4
ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ
Задание№1.
Составьте визитную карточку Африки. Используя текст учебника§ 23, карты атласа.
Площадь материка- S =_____________________________;
Имеет выход в моря и океаны___________________________________________________________
Остальные государства республики(какие?) _________________________.
По форме территориального устройства:
Унитарные государства-большинство.
Федеративные:
1._______________________________________;
2._______________________________________ ;
3.________________________________________;
4_________________________________________;
Задание №2 Карта урока.
Особенности ЭГП Африки. Учитель организует работу в парах.
Используя план, текст учебника§ 23 и географические карты атласа, дайте оценку географического положения Африки. Ответы запишите в таблицу.
План:
1.Положение по отношению к соседним регионам.
2.Наличие или отсутствие выхода к морям и океанам.
3.Положение по отношению к главным сухопутным и морским транспортным путям.
4.Положение по отношению к сырьевым базам, главным районам сбыта продукции.
5.Вывод о влиянии ЭГП на развитие региона.
№
Особенности ЭГП
Оценка для развития экономики
1.
2.
3.
4
5.Вывод:
Дополнения учителя
- Страны центральной части не имеют выхода к морю и находятся на расстоянии 1,5 тыс. км от берега, удалены от центров экономической мощи, таких в Африке 15 государств (приведите примеры) Чад, Замбия, Ботсвана и тд.
- Особенности государственных границ - условны.
40% границ - не демаркированы
44% - по параллелям и меридианам
30% - по дугообразным и кривым линиям
26% - по естественным рубежам, совпадающим с этническими границами.
- Если границы государств не сформированы, то часто возникают территориальные споры (1/5 всей территории является областью территориальных споров (Например, Эфиопия и Сомали, Марокко и Западная Сахара, Чад и Ливия)
Учитель: выделим положительные и отриц. черты, каких черт больше? Какой вывод можно сделать об ЭГП региона?
Предполагаемые ответы учащихся: в целом ЭГП Африки выгодное, способствует развитию хозяйства.
ПРОЕКТОР ВЫКЛЮЧИТЬ
Дополнение учителя.
В) ПГП: все государства Республики, исключение Свазиленд, Лесото, Марокко, республики в основном президентские. Однако под республиканской формой правления часто скрываются военные, диктаторские политические режимы.
Все унитарные государства, исключение составляют 4 государства (ЮАР, Федеративное государство Нигерия, Эфиопия, Коморские острова со столицей Морони).
Современная Африка представляет собой арену активной, межнациональной политической и экономической интеграции. Для решения проблем континента было создано несколько организаций:
Дополнительная информация в карте урока
АфБР - Африканский банк развития
ВАС - Восточноафриканское сообщество.
ЭКОЗАГ - экономическое сообщество западноафриканских государств
СОДРУЖЕСТВО, возглавляемое Великобританией
ОАЕ - организация Африканского единства, в которое входит 53 государства (образовано в 1963 году), оно преобразовано в 2002г. в Африканский Союз.
2.Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.
Учитель: Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайды):
-Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.
В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:
1. Алжиро-Ливийский;
2. Атласский;
3. Египетский;
4. Западно-Гвинейский;
5. Восточно-Гвинейский;
6. Медный пояс;
7. Южно-Африканский.
А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов.
Работу выполним в карте урока.
Задание №3
Используя карты атласа, проведите классификацию стран Африки по степени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.
Страны, богатые ресурсами разнообразного минерального сырья.
Страны, бедные минеральным сырьем.
1.
1.
1.
2.
2.
2.
3.
3.
3.
Какими ещё ресурсами богата Африка? Перечислите.
Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.
Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока. Вам на работу 3 минуты.
Учитель
Проверим.
Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Учитель
Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.
Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона .
Объяснение учителя:
Этнический состав отличается большой пестротой. Здесь выделяется более 300 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство находятся на уровне народностей: сохраняются и пережитки родоплеменного строя. Отсюда, этнополитические конфликты – в Судане, Кении, Демократической республике Конго, Нигерии, Анголе, зачастую приобретают характер геноцида.
Геноцид (запись в тетрадь) – истребление целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам.
Пример. В 1994г. между племенами тутси и хуту возник конфликт в густонаселённой Руанде. В результате погибло около 1 млн. человек, 2млн. – бежали в соседние страны.
В целом на Африку приходится половина всех беженцев. И такой вид миграций всегда приводит к вспышкам голода, эпидемий, увеличивают младенческую и общую смертность.
Наследием прошлого являются государственные языки – стран метрополий: в 11 странах английский, в 17 – французский, в 5- португальский.
Размещение населения: ср. плотность 34 чел/км2,это меньше, чем в Европе. Население размещено неравномерно (в долине Нила -1700 чел/км2, а в пустыне – 1)
Урбанизация по карте «Население» , крупные агломерации
В Тропической Африке: Бурунди – столица Бужумбуре -100% гор. нас.
Гвинея – столица Конакри – 81% гор. нас.
Главные черты урбанизации Африки: низкий показатель, но самые высокие в мире темпы урбанизации: население городов удваивается каждые 10 лет
Вывод: с демографическим взрывом в Африке связаны проблемы (экологические проблемы, избыток детей по отношению к трудоспособному населению, проблема занятости, проблема здоровья, «городской взрыв».
Но, несмотря на масштабы «городского взрыва», 2/3 африканцев еще живет в сельской местности.
Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?
Учитель
Мы выяснили особенности населения региона.
Задание №4 Закрепление.
Вставьте вместо многоточий слова характеризующие особенности населения Африки.
Для населения Африки характерны:
Самые ……. …………………показатели и темпы воспроизводства,
Самая …………………..........доля детей,
Самый ……………………… этнический состав,
Самый ……………………… уровень урбанизации,
Самые …………………………темпы урбанизации,
Самый ……………………… уровень грамотности и продолжительности жизни в сравнении с другими регионами мира.
Проверим. Зачитаем ответы по цепочке.
-Какой вывод можно сделать?
-Какая главная причина отсталости региона?
Итог урока: -Какие цели и задачи мы с вами ставили в начале урока?
Как вы считаете мы их выполнили?
Рефлексия.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Общие черты исторического развития (сообщение учащегося)
Исторический путь большей части африканских государств прошел через три этапа:
1) Европейская колонизация.
2) Национально-освободительные движения.
3) Деколонизация и образование новых независимых государств.
Колонизация африканских земель европейцами проходила по-разному в северной и южной части материка. Так, если Северная Африка без особых трудностей была полностью поделена между колонизаторами на протяжении XIX века, то завоевание южной и центральной части континента проходило медленнее и труднее. Причиной этому было полное отсутствие инфраструктуры на этих территориях, а также различные опасные тропические заболевания. Так или иначе, но к началу ХХ века в Африке было лишь два независимых государства: Эфиопия и Либерия (как колонии каторжников). Все остальные страны контролировались европейскими метрополиями: Францией, Италией, Германией, Португалией и Британией. Разные страны Африки по-разному переживали период деколонизации, который начался в 20-х годах и закончился уже в конце ХХ столетия. И если в Северной Африке национально-освободительные движения были более успешными, то в Южной - они носили характер отдельных ситуаций. Первой обрела независимость Ливия в 1951 году. А кульминационным для деколонизации континента стал 1961 год, который историки прозвали "годом Африки". В этом году целых 17 стран материка стали независимыми.
Последним государством, ставшим независимым, была Намибия, которая освободилась от Германии в 1990г.
Но еще позже. Эритрея в 1993г (с 1950г она была в составе Эфиопии)
Южный Судан в 2011г в результате референдума выделился из состава республики Судан.