Урок 19
Дата проведения:
Тема урока
Климатические пояса
Общая цель
Изучение особенностей климата Африки и факторов, формирующих климат материка с использованием компьютерной технологии.
Ожидаемые результаты
Знает характеристику климата Африки
Умеет выявлять влияние климатообразующих факторов на климат материка, характеризовать климатические пояса и области Африки.
Тип урока
Урок изучения нового материала.
Методы и методические приемы
Наглядно - иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Оборудование
Климатическая карта Африки, физическая карта полушарий, атлас по географии (7-й класс), климатические диаграммы учебника, контурные карты, таблицы, раздаточный материал, справочный материал, тесты для проверки усвоения знаний по теме урока, алгоритмы анализа климатограмм и описания климата по плану
Ход урока
Этапы урока
Действие учителя
Действие ученика
1.Организационный момент
Приветствие. Психологический настрой
Здравствуйте, садитесь. Ребята, мне приятно вас видеть. Пусть этот урок принесет нам радость познания и наполнит ваши сердца благородными чувствами.
Приветствуют учителя и друг друга
2. Целеполагание и мотивация
Сегодня на уроке мы продолжим изучение особенностей природы Африки. Африка - самый жаркий материк на Земле. Она получает больше солнечного тепла и света, чем другие материки. Там всегда высоко стоит Солнце над горизонтом, а два раза в год в любой точке оно бывает в зените.
На прошлом уроке мы исследовали особенности рельефа и с помощью специальных карт сумели объяснить, почему именно такой рельеф характерен для Африки. На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с климатом Африки – ведь во многом климат материка зависит от рельефа.
Вспомним:
-Что такое рельеф?
-Какие формы поверхности суши вы знаете? Как они делятся по высоте?
Слушают и отвечают на вопросы
3. Актуализация знаний
Объяснительная беседа учителя. Поделитесь на группы. Прием «Цвета: красный, желтый, зеленый, синий»
Слушают и отвечают на вопросы
Делятся на группы
Знакомство с алгоритмом описания климатических диаграмм.
Особенности климата любой территории характеризуют климатические диаграммы, с которыми мы сейчас и познакомимся. Наша задача – научиться читать их и определять тип климата.
Получают раздаточный материал
Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам -Средняя температура января.
-Средняя температура июля.
-Годовое количество осадков.
-Режим выпадения осадков.
-Господствующие ветры в январе, июле.
-Климатический пояс и область:
Работа в группах
№ 1 – экваториальный; № 2 – субэкваториальный № 3 – тропический, №4 - субтропический
4. Физминутка
На ноге стоит одной,
Крутит – вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ты как глобус покрутись,
А теперь остановись.
Выполняют упражнения
5. Проверка уровня усвоения материала.
Пользуясь картой в атласе (Климат Африки), текстом § 26 и слайдами заполни таблицу “Климатические пояса Африки
Выполняют задания
Самопроверка:
Внимательно рассмотри климатическую карту Африки.
Ответь на вопросы:
-На каком склоне Драконовых гор выпадает больше осадков?
-Почему на западном побережье Африки образуется пустыня Намиб?
-Почему при значительной протяженности с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?
Ответы учащихся
Узнайте климатический пояс.
-Климатический пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш. между 17-30° с. ш. и 2-30° ю. ш.
-Жарко и сухо в течение всего года.
-Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом.
-Тепло, дождливо в течение всего года.
-Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты.
-Весь год преобладают влажные воздушные массы.
-Летом влажные воздушные массы, зимой сухие.
-Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени+50 °С.
-Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или замедляется.
-Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100 мм.
-Осадков выпадает 800-1000 мм в год, главным образом летом.
-Одно время года.
-Климат средиземноморский.
Ответы учащихся
Самопроверка
6. Итог урока.
Анализ работы учеников – выставление оценок за урок.
7. Домашнее задание
1) параграф 26,
2) задание по контурной карте: указать границы климатических поясов
3) творческое задание: ответить на вопрос: какой из климатических поясов наиболее благоприятен для жизни человека и почему? (В тетрадях)
Записывают в дневник
8. Рефлексия
Прием «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок.
Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.