Модульный урок по географии в 7 классе по теме « Внутренние воды Африки».
Учебный элемент, время.
Учебный материал с указанием заданий.
Руководство по усвоению учебного материала.
УЭ-0
1-2 мин.
Цель: изучить внутренние воды Африки.
Задачи:
1. в процессе работы над учебным элементом вы должны знать крупнейшие речные и озерные системы материка; определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа;
2. объяснять особенности питания и режим рек;
3. развивать умение составлять характеристику по плану; воспитывать чувство ответственности по принципу доверия, относительно контроля.
Тип урока: изучение нового материала
Форма: групповая.
Методы: проблемно-поисковый и самоконтроля.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта климатических поясов Африки, атласы, учебники.
Внимательно
прочитайте цели урока.
УЭ-1.
5 мин.
Цель: определить ваш исходный уровень знаний о реках и озерах; уметь разъяснять смысл изученных понятий.
1.Выполните контрольный диктант по теме «Речная система». Внимательно прочитайте вопросы и варианты ответов, определите правильный ответ. Напротив вопроса запишите букву, которая соответствует правильному ответу. Ответы: Ж- исток,
З- устье, Е- русло, Д- дельта, Г- речная система, В- река, Б- озеро, А-водопад.
Последовательность диктовки:
1. Место, где начинается река.
2. Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
3. Углубление в речной долине, по которому река течет постоянно.
4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
5. Река со своими притоками.
6. Поток воды текущий в углублении, называемый руслом.
7. Скопление воды в природном углублении на суше.
8. Падение воды с высокого уступа.
II. Проверьте правильность выполнения диктанта.
III. Определите уровень ваших знаний по следующей схеме:
8-правильных ответов «5»;
7- «4»; 6-«3»; 5-«2».
Работайте самостоятельно
Взаимопроверка
Приложение № 1
Ответы у учителя.
УЭ -2
10 мин.
Цель: составьте общее представление о внутренних водах материка на основе установления их зависимости от рельефа и климата; развивать умение связанно и доказательно излагать учебный материал, раскрывать взаимосвязи между компонентами природы.
I. Пользуясь текстом учебника с.106-108, подготовьте устные ответы на вопросы:
1. Какие крупные реки протекают на территории материка?
2. К бассейну какого океана они относятся?
3. Почему распределение речной системы по территории материка неравномерно?
4. Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?
5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?
6. Какое питание характерно для рек Африки.
II. Обсудите эти вопросы в классе.
Работайте в парах
Работа с классом.
УЭ-3
15 мин.
Цель: составить характеристику речных систем материка; совершенствовать умения выделять главное в лекционном сообщении.
I.Вспомните план характеристики реки.
1 в. Нил; 2 в. Конго. 3 в. Замбези.
II. Представьте, что вы – студенты географического факультета, слушаете лекцию по теме «Внутренние воды Африки». Внимательно слушайте выступления ваших товарищей. Сведения, полученные во время лекции, зафиксируйте в таблице.
№
Реки
Притоки
Площадь
Длина
реки
Тип питания
Срок половодья
1
Нил
2
Конго
3
Замбези
III. Проверьте правильность заполнения таблицы по приложению № 2. Каждый правильный ответ оценивается в один балл, если в ответе есть ошибка-0 баллов. Сумму баллов поделите на 3.
План с.278
Делайте записи в тетради.
УЭ-4
5 мин.
Цель: сформировать знания о крупнейших озерах Африки, и их особенностях, размещении; развивать память, запомнить прочитан-
ное.
1. Прочитайте текст учебника с. 107.
2. Используйте дополнительные сведения об озерах Африки. Ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения. В графе «Ответы» напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если верно, и «-», если утверждение не верно.
Утверждения. Ответы.
1.На материке много крупных озер.
2.Танганьика- самое крупное озеро в Африке?
3.Озеро Танганьика- самое крупное тектоническое озеро на материке?
4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире?
5.Берега озера обрамляют горы.
6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?.
7. Вода в озере Танганьика соленое.
8 Глубина оз.Танганьика 1435 м.
9.Озеро Виктория самое большое по площади?
10. Котловина озера Виктория находится в тектоническом разломе?
11. Озеро Чад самое глубокое озеро?
Проверьте правильность ваших ответов по приложению №3.
11 правильных ответов-«5»; 9-.10-«4»; 7-8-«3». Менее 7-«2».
Работайте индивиду-ально
Проведите взаимо-
проверку.
УЭ-5
5 мин.
Цель: закрепить знания по теме «Внутренние воды Африки», уметь самостоятельно применять полученные знания.
I. Разгадайте кроссворд:
1. Самое длинное пресное озеро мира.
2. На какой реке находится водопад Виктория?
3. В какой океан впадает река Замбези?
4. В какой океане впадает Конго?
5. При слиянии каких двух рек образуется река Нил?
6. Какая река полноводна в течение всего года?
7. Какая река пересекает экватор дважды.
II. Проверьте правильность ваших ответов по приложению №4.
Оцените вашу работу: 7 правильных ответов-«5», 6-«4», 5-«3», 4-«2».
Всё закрыть.
УЭ-6
3 мин.
Цель: подведение итогов.
1. Прочитайте еще цели урока. Достигли вы заданных целей? В какой степени? Что мешало?
2. Оцените свою работу на уроке.
3. Д. з. § 15
Приложение.
№ 1. 1 ж, 2 з, 3 е, 4 д, 5 г, 6 в, 7 б, 8 а.
№ 2
№
Название реки
Притоки
Площадь бассейна
тыс. км2
Длина
Питание
Срок половодья
1
Нил
Белый и Голубой Нил
2870
6671
дождевое
Весь год
2
Конго
Луалаба
3691
4320
дождевое
Весь год
3
Замбези
Квандо
1330
2660
дождевое
зимой
№ 3: 1+; 2+; 3 +; 4 +; 5 +; 6 - ; 7 -; 8 +; 9+; 10 -; 11-.
№ 4: 1 Танганьика; 2. Замбези.; 3 Индийский океан; 4 Атлантический океан; 5 Белый и Голубой Нил; 6 Конго; 7 Конго.