Тип урока: изучение нового материала. Задача учителя: сформировать представление об образовании ветра, роль ветра, познакомить с видами ветров ( с местными ветрами ) Развивать умение чертить розу ветров и анализировать ее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Учитель держит полоски папиросной бумаги над зажженной свечой. Они поднимаются.
Объяснение: теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх, захватывая полоски бумаги. Значит, воздух движется, перемещается. Вот и поговорим сегодня о движении воздуха.
- Ребята, давайте с вами отгадаем загадки:
«Без рук, без ног, а дерево гнет?»
«Летит без крыльев и поет, прохожих задирает. Одним проходу не дает, других он подгоняет!»
ВЕТЕР!
- Верно, вот и тема нашего урока ВЕТЕР (пишет на доске).
2. Рассказ учителя.
Источником нагревания воздуха в нашем опыте было пламя свечи. А от чего нагревается воздух атмосферы? Почему он перемещается?
Солнечный обогрев распределяется на нашей планете неравномерно, и это приводит к тому, что в атмосфере имеются области с теплым и холодным воздухом. Поверхность Земли нагревается неравномерно, это является причиной разности давления воздуха, а перемещение воздуха с области пониженного давления в область повышенного и является главной причиной возникновения ветров.
Вы уже знаете, что теплый воздух более легкий, и он поднимается вверх, а более холодный воздух соседних областей перемещается на его место. - Воздушная оболочка Земли, особенно ее нижняя часть (тропосфера) очень редко бывает спокойной.
Воздушные массы – вечные странники. Они находятся в постоянном движении, перемещаясь из одной области земного шара в другую.
Термин «Ветер» - движение воздуха в горизонтальном направлении.
СТИХ:
Прозрачен воздух и бесцветен,
Но все же существует он.
Мы чувствуем движенье – ветер,
И знаем, воздух есть и он не сон.
В науке ветер – есть движенье
Невидимых воздушных масс
В горизонтальном направлении.
Он дует, освежая нас.
Причиною его возникновения
Является различие на местности
Всех данных атмосферного давления
Над разными участками поверхности.
3. Характеристика ветра. {Во время рассказа учитель делает краткие записи на доске, дети в тетрадях.)
• Ветер всегда дует из области ВД в область НД (ВД — НД). Он обладает скоростью и направлением (скорость ветра измеряется в м/с).
• Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер (б разница Д — б ветер).
• Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра.
• На направление ветра так же влияет и отклоняющая сила полушарий, вправо - в северном, влево - в южном (вправо - СП; влево - ЮП).
4. Значение ветра.
• Ветер великий в природе работник. Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:
Взгляни на небосвод –
Повсюду облака плывут,
Послушные ветрам, и
Громоздят они причудливые формы.
В. Гюго
Очищает воздух.
Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.
• Вырабатывает электроэнергию.
Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.
• Ветер «съедает» горы, сглаживает их.
Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.
• Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.
• Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А. С. Пушкин
На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый танцующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе. А главный руководитель этого ансамбля – ветер
5. Шкала Бофорта.
- Как вы думаете, где ветры сильнее - у поверхности земли или на высоте? (На высоте - они постоянны и дуют со скоростью 20-25 м/с.)
Ветер характеризуют по следующим показателям: направление, скорость и сила.
Направление ветра - это направление, откуда дует ветер (западные ветра дуют с запада, восточные - с востока). Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная, а в Америке - 17-балльная.
На доске таблица
Балл
Название
Скорость, м/с
0
Штиль
0-0,2
1
Тихий ветер
0,3-1,5
2
Легкий ветер
1,6-3,3
3
Слабый ветер
3,4-5,4
4
Умеренный ветер
5,5-7,9
5
Свежий ветер
8,0-10,0
6
Сильный ветер
10,1-13,8
7
Крепкий ветер
13,9-17,1
8
Очень крепкий ветер
17,2-20,7
9
Шторм
20,8-24,4
10
Сильный шторм
24,5-28,4
11
Жестокий шторм
28,5-32,6
12
Ураган
32
На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.)
Самое ветреное место на Земле в Антарктиде.
6. Характеристика типологии ветров и рассмотрение рисунков.
Ветры, наблюдаемые у земной поверхности, весьма разнообразны. Их обычно делят на три группы: местные ветры, вызванные местными условиями (температурой, орографией); ветры циклонов и антициклонов; ветры, являющиеся частью общей циркуляции атмосферы.
• К местным ветрам термического происхождения относятся бризы - это ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время года, когда контраст температуры (вода-суша) наибольший.
СТИХИ:
Земная поверхность нагрелась,
И воздух над сушей теплей.
Вот только вода не согрелась.
И над ней холодней.
Возникло различье в давлении
Над сушей, а также водой.
И свежего ветра движение
Почувствуешь ты над землей.
А ночью земля остывает,
И выше давленье над ней.
А водная гладь согревает.
И воздух над нею теплей.
У моря есть ветра движенье,
Что бризом в науке зовут.
И дважды свое направление
За сутки меняет он плут.
Днем дует он с моря на сушу,
А ночью наоборот
Запомните это получше,
Он с суши на море идет.
(рассмотрение схемы)
Ночной (береговой) бриз дует со стороны быстро остывшей суши в сторону водоема, дневной (морской) бриз - со стороны водоема в сторону нагретой суши. Они охватывают слой воздуха в сотни метров и проникают в глубь суши (моря) на несколько километров или десятки километров. Лучше выражены в безоблачную антициклональную погоду. Весьма характерны на западных побережьях тропиков, где нагретые материки омываются водами холодных течений. Этим объясняется глубокое (до 50 км) проникновение на сушу дневного морского бриза. С бризами связаны весьма низкие для тропиков температуры побережий (15...20 °С) и большая влажность воздуха береговых пустынь
Есть сезонные ветры- МУССОНЫ
Есть муссоны на Дальнем Востоке,
Ветры те незнакомые вам.
Летом все ветровые потоки
Поставляет для нас океан.
Материк летом больше прогрелся,
А вода холоднее его.
Океан ведь еще не согрелся.
Ветер дует на сушу с него.
С океана идет влажный воздух,
Летом пасмурно, синий туман,
С затяжными дождями погода
В это время господствует там.
А зимой материк остывает.
Океан сохраняет тепло.
Сухой ветер, зимой завывая,
Дует на море, как бы назло.
И зима там такая холодная,
Да к тому же сухая совсем,
А еще она чаще безоблачная –
Вот зима замечательна чем.
(работа с рисунком)
Циклоны и антициклоны.
В циклонах ветра дуют от периферии к центру, где наиболее НД. При этом в северном полушарии они отклоняются вправо и образуют круговые вихревые поднимающиеся потоки воздуха диаметром до 1000-2000 км против часовой стрелки. В южном полушарии они отклоняются влево и соответственно по часовой стрелке
В антициклонах ветры дуют от центра, где наиболее высокое давление, к периферии. В результате отклонения возникают такие же крупные вихревые опускающиеся потоки воздуха по часовой стрелке в Северном полушарии и против часовой в Южном
Заполните таблицу
Признаки
Циклон
Антициклон
Условия возникновения
При вторжении теплого воздуха в холодный
При вторжении холодного воздуха в теплый
Давление в центре
Низкое
Высокое
Движение воздуха
Восходящее, против часовой стрелки,
в Северном полушарии и по часовой –
в Южное полушарии
Нисходящее, по часовой стрелке, в Северном полушарии и против часовой - в Южном полушарии
Влияние на погоду
Уменьшает жару летом и холод зимой;
ненастная и ветреная погода
Усиливает жару летом и холод зимой; ясная погода и штиль
Постоянные ветры
Название ветра
Районы распространения
Направление
Пассаты
Тропики
с-в, ю-в
Ветры западного переноса
Умеренные широты
3, С-3
Муссоны
Восточное побережье Евразии
и Северной Америки
Летом - с океана на материки,
зимой - с материка на океан
Стоковые ветры
Антарктида
От центра материка к периферии
ФИЗ.МИНУТКА.
II. Рассказ учителя.
А знаете ли вы?
В разных местах жители давали свои названия местным ветрам: «женатый» - на оз. Селигер (стихает на ночь); «мужичий» - северный ветер на Дону; «бабий ветер» - слабый камчатский ветер (сопровождается ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер» - в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун» - западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождается дождем); «фен» - районы распространения: горные системы, особенно Альпы, Памир, Кавказ (направление ветра с гор в долины); «самум» - властелин пустынь, несущий раскаленный песок.
Мы знаем, атмосферное давление
Различно в разных уголках Земли.
Весь воздух превращается в движение.
Он движет парусные корабли.
И вызывают ветры в море волны,
Теченья в океане создают,
И к перемешиванию вод способны,
А людям ветры ток дают.
Но ветер может вызвать разрушения,
На суше – ураган, на море – шторм.
Причиною речного наводнения
Становиться нагон из моря волн.
Определение направления и силы ветра.
Давно когда-то не было приборов,
Чтоб скорость, силу ветра измерять.
По местным признакам на суше и на море
Учился человек о ветре узнавать.
Как ветер действует на воду?
Как надувает парус кораблей?
Как из трубы дым рвется на свободу?
Как вызывает колыхание ветвей?
С учетом многолетних наблюдений
Придумана та балльная шкала.
По ней мы производим измерения,
Какие дуют каждый день ветра.
III. Итог урока.
1. Игра «Кто такой? Что такое?»
1) Ветер ____________________
2) Самум ___________________
3) Бриз _____________________
4) Муссоны _________________
5) Пассаты __________________
6) Бофорт ___________________
7) Штиль ____________________
8) Фен ______________________
9) Стоковые ветры ____________
10) «Гнилой ветер» ___________
2.Построение розы ветров
IV. Задание на дом: § 39; подготовить сообщения об урагане и смерче.
. Закончить построение розы ветров
Стихи взятии из статьи Е.В.Бровко №1, 2004 год журнал География в