Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 5 классе «Первые кругосветные путешествия».»
Урок географии в 5 классе «Первые кругосветные путешествия». (Учитель Схаляхо С.А.)
Форма урока: урок – путешествие.
Цель: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в 15 – 17 вв., великими путешественниками и мореплавателями и их открытиями.
Задачи:
Образовательная:формирование системы знаний о Великих географических открытиях, выявление причин этих открытий, совершенствование умения работать с физическими и контурными картами.
Коррекционно-развивающая: коррекция образной памяти и пространственных представлений, через выполнение практических заданий. Развитие связной устной речи на основе расширения словаря.
Воспитательная:Расширение кругозора и повышение интереса к предмету. Воспитание любознательности и уважения к прошлому человечества.
Оборудование:
Физическая карта полушарий, контурная карта. Иллюстративный материал, словарные слова. Компас, каравелла, портреты мореплавателей, карточки - задания, таблица – схема: «Путешественники и их вклад в развитие географии», цветные карандаши, м/м презентация.
Тип урока: урок усвоения нового материала
Ход урока
Организационный момент.
Цель: Настрой учащихся к восприятию учебного материала.
Учитель: - Давайте сядем поудобнее. Забудем о своих обидах. Вдохнём поглубже и выдохнем. Вдохнём ещё раз и выдохнем и улыбнёмся друг другу. А теперь закройте глазки и послушайте музыку моря. У вас хорошее настроение. Вы готовы к уроку? А теперь за дело!
Постановка учебной задачи и создание проблемной ситуации.
Исходя из темы урока, постарайтесь определить цель нашего урока. Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?
Предполагаемые ответы:
● - узнать, какие открытия были сделаны в 15 – 17 веках;
● – почему их называют великими?
● – что они дали и какое имели значение для человечества?
II. Основная часть. (Изучение нового материала)
Учитель: - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в увлекательное воображаемое кругосветное путешествие. Вместе с нами наверно отправятся в далёкое путешествие и наши гости. Возьмём их с собой? – Да!!! - (ответы детей)
Вводное слово учителя: - Люди путешествовали и совершали открытия во все времена. В 21 веке – веке компьютерных и космических технологий можно совершить кругосветное путешествие всего за 50 минут, а когда – то люди тратили на это годы, жертвовали своей жизнью, рисковали ради новых открытий. Больше всего открытий было сделано в период с конца 15 до начала 17 веков.
Давайте сегодня на нашем необычном уроке заглянем в то далёкое прошлое и совершим сложный и трудный путь вместе с первооткрывателями новых земель.
Узнаем причины, побудившие европейцев отправиться в далёкие страны. Поговорим о значении этой эпохи для последующих поколений. Изучим карту великих экспедиций и новых открытий, поэтому вам на время нашего путешествия придётся стать мореплавателями
Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны немного подготовиться к нему, т.е. собрать снаряжение.
Сбор снаряжения.
- Учитель: -Мы отправляемся по следам великих путешественников. Нас влечёт интерес к дальним странствиям, новым странам. А что же влекло мореходов, что толкало их на открытия?
«Причины географических открытий».
Цель: определить причины географических открытий
Причины географических открытий
Изменения в Европе
Причины географических открытий
Увеличение производства товаров
Расширение торговли
Жажда золота и пряностей
Рост населения, перенаселённость Европы
Поиск новых земель
Жажда обогащения от торговли пряностями, которую перепродавали в 8 – 10 раз дороже
Поиск путей на Восток, в Индию, чтобы присвоить доходы от торговли с Востоком
- Учитель: - Снаряжение собрано, но отправиться в путь не позволяет погода. Прогноз будет благоприятным, если вы отгадаете загадки
Каравелла
Ветер боковой гуляет,
Большой корабль он подгоняет,
А тот бежит себе в волнах,
На треугольных парусах.
Компас
Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда.
Карта
Моря и реки есть,
А воды в них нет.
Учитель: - Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит,пора в путь. А начнём мы наше кругосветное путешествие по следам Христофора Колумба.
Экспедиция Х. Колумба (опережающее задание).
Практическая работа.
а).«Исследование маршрута экспедиции Колумба».
♣ - Работа с настенной физической картой полушарий, к/картой.
♣ - Нанести на контурную карту синим карандашом маршрут 1-ой экспедиции Х. Колумба и подписать географические объекты, которые встретились им на пути во время плавания.
Слова для справок: Испания, Канарские острова, Багамские острова, Куба, Гаити.
б). А кто нам встретился на нашем пути? – Пираты. Что же делать? Они хотят, чтобы мы отгадали загадки и только после этого мы сможем продолжить наше путешествие.
в). «Отгадай загадки».
У закутанных девиц волос ветер шевелит.
(кукуруза)
Привязан кустик к колышку, Закопали в землю в мае
На кустике – шары: И сто дней не вынимали,
Бока подставив солнышку, А копать под осень стали
Краснеют от жары. Клубни весом удивляли.
(томаты) (картофель)
г). «Значение путешествия Колумба».
Открыл новые материки – Центральную Америку и северное побережье Южной Америки.
В Европе появились ранее неизвестные культуры: перец, томаты, картофель, кукуруза, фасоль, табак.
Расширились знания о Земле.
Физминутка
Экспедиция Васко да Гама (опережающее задание).
Практическая работа.
1).« Исследование маршрута экспедиции».
2). Работа с физической картой полушарий и контурной картами.
3). Нанести на контурную карту с помощью опорных сигналов (стрелок)_маршрут путешествия Васко да Гама.
Слова для справок:
Португалия, острова Зелёного мыса, Африка, мыс Доброй Надежды, Индия, порт Каликут.
Учитель: - Ребята! Опять на нашем пути пираты, давайте узнаем, что они хотят на этот раз.
Чёрный ящик.
Вы узнаете, что находится в чёрном ящике, еслиправильно ответите на вопросы.
1). В ящике находятся пряности. Их добавляют в пищу в малых дозах с целью улучшения вкуса как мясных, так и сладких блюд. Что это за пряности?
3). Ежегодно 16 ноября отмечается Всемирный день пряностей.
Слайд «Значение путешествия Васко да Гама».
☻ - Проложен путь в страны Южной Азии;
☻ - Португалия стала сильнейшей морской державой;
☻ - Стала развиваться торговля с Индией.
Экспедиция Ф. Магеллана 1519 – 1522 гг. (опережающее задание)
Практическая работа
Учитель: - Ребята, давайте исследуем маршрут экспедиции Магеллана и нанесём путь кругосветного путешествия стрелками на физическую карту.
Слова для справок:
Испания, Атлантический океан, Карибское море, Магелланов пролив, остров Огненная Земля, Тихий океан. Филиппинские острова. Индийский океан, Африка, Испания.
Учитель: - И опять на нашем пути пираты. Требуют в срочном порядке ответить на вопросы «Морской почты»:
☻ - Когда Магеллан плыл через Тихий океан, ему «повезло». В чём это везение?
☻ - Почему корабль отправился в путь на запад, а вернулся с востока?
☻ - От какой болезни погибали моряки?
«Значение путешествия Магеллана»
Положило конец спорам о шарообразности Земли.
Доказано наличие единого Мирового океана.
Последствия Великих географических открытий:
♦ - изменились представления о мире;
♦ - получила небывалое расширение торговля, торговые пути переместились из Средиземного моря в океаны;
♦ - в Европе появился новый товар: картофель, томаты, фасоль, какао, кукуруза, табак, чай, кофе, шоколад;
♦- началось угнетение коренных народов Америки, Африки, Азии;
♦- обогащались купцы и торговцы.
Учитель: - Какие последствия можно отнести к положительным, а какие - к отрицательным?
Работа с учебником.
Учитель: – «Какой вклад в географическую науку внесли русские моряки?»
Задание 1. Прочитать статью «Для любознательных» в учебнике на стр.____ о первом русском кругосветном плавании.
«Значение первой русской кругосветной экспедиции».
Поднялся авторитет русского флота в глазах других морских держав.
Большой вклад внесла в исследования Мирового океана
Собрала коллекцию растений и животных, описала жизнь коренных жителей островов Тихого океана.
Установила торговые и дипломатические связи со странами Азии.
Но допустила ошибку при составлении карты острова Сахалин. Крузенштерн И.Ф. ошибочно подсчитал, что наш остров соединён с материком перешейком. Эту ошибку исправил Г.И. Невельской, доказав обратное.
Практическая работа
♦ Нанести на контурную карту маршрут путешествия И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, используя физическую карту полушарий.
Слова для справок:
Кронштатд, Атлантический океан, Южная Америка, Магелланов пролив, Тихий океан. Япония, Камчатка, Северная Америка (Аляска). Сахалин, Курильские острова. Китай, Индийский океан, Африка (мыс Доброй Надежды). Атлантический океан, Балтийское море, Кронштатд (Россия).
III. Закрепление
Тест: «По следам Великих географических открытий»
Кто первым из мореплавателей открыл земли западного полушария?
а) Христофор Колумб; б) Васко да Гама; в) А. Веспуччи; г) Ф. Магеллан.
Кто из мореплавателей первым открыл морской путь в Индию, обогнув Африку?
а) Ф. Магеллан; б) Х. Колумб; в) Васко да Гама. г) А. Веспуччи;
Первое плавание вокруг Земли совершил:
а) Ф. Магеллан; б) Х. Колумб; в) А. Веспуччи; г) Васко да Гама.
Кто первым подробно рассказал о существовании Тихого океана?
а) А. Веспуччи; б) Х. Колумб; в) Ф. Магеллан; г) Васко да Гама.
Он несколько раз совершил путешествие к берегам Америки и впервые сделал вывод о том, что это не Азия, а неизвестная ранее суша – Новый Свет:
а) Васко да Гама; б) А. Веспуччи; в) Ф. Магеллан; г) Х Колумб.
Кто из русских мореплавателей первыми совершили путешествие вокруг Земли?
а) Ф. Беллинсгаузен; б) М. Лазарев; в) Ф. Крузенштерн; г)Ф. Лисянский.
Вопрос
Ответ
Ф. Крузенштерн и Ю. Лисянский
Ф Магеллан
Васко да Гама
Х. Колумб
Открыл Новый Свет – Америку
(1492 г.)
Нашел морской путь из Европы в Индию, обогнув Африку (1497 г.)
Первое кругосветное путешествие
(1519 – 1522 гг.)
Первое русское кругосветное путешествие
(1803 – 1806 гг.)
Заполни перфокарту.
Рефлексия
Понравилось ли вам наше воображаемое кругосветное путешествие?
Ребята! Если бы вы жили в те далёкие от нас времена, то какие открытия вы хотели бы совершить?
IV. Задание на дом:
В учебнике п._________ прочитать текст и отв. на вопросы.