Предмет: география
Класс: общеобразовательный
Тема: Эпоха географических открытий
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Цель: познакомить обучающихся с эпохой Великих географических открытий
Задачи:
-
изучить основные события эпохи великих географических открытий и их значение для развития географических знаний;
-
развивать умения самостоятельно приобретать новые знания, выделять главное, делать выводы, работать с таблицей, атласом, контурной картой;
-
формировать уважительное отношение к людям с героическими судьбами и характерами, нравственные чувства.
Познавательные УУД: умение делать обобщение, выводы, анализировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), поиск информации, работа с текстом.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, формировать речевую деятельность для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, умение оценивать достигнутые результаты.
Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности, формировать умение способности к саморазвитию.
Средства обучения: физическая карта, ПК, медиапроектор, портреты путешественников.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
Организационный момент
(1-2 минуты)
Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
С добрым утром, начат день. Первым делом гоним лень. Путешествуй, начинай и активно отвечай.
Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. А куда и с кем узнаете немного позже.
Приветствуют учителя
Настраиваются на урок, психологически готовятся к общению.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество с учителем
Актуализация субъектного опыта обучающихся
(4-5 минут)
Дети, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? (Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? ( Это багаж наших знаний). Вспомните, как люди в древности представляли себе Землю? Какие открытия совершены в эпоху Средневековья? (основные этапы на слайде)
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь.
Диалог с учителем
Работают с информацией, представленной на слайде, с целью поиска и выделения необходимой информации.
Личностные УУД: формирование мотивационной основы учебной деятельности
Познавательные УУД: умение анализировать и обобщать факты.
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу.
Постановка учебной задачи
(4-5 минут)
Мы вспомнили, что как представляли себе нашу планету люди в древности, какие путешественники внесли вклад в изучение Земли в Средневековье. Давайте определим тему сегодняшнего урока. С XV века начинается новый этап в исследовании планеты, связанный с поисками морского пути в Индию, открытием Нового Света, первым кругосветным плаванием. Как вы думаете, как называется эта эпоха в истории географии.
Итак, тема нашего урока «Эпоха великих географических открытий». И в путешествие мы отправляемся вместе с великими мореплавателями.
Сегодня на уроке мы узнаем: почему XV-XVIIвв. называют эпохой Великих географических открытий; чем прославились путешественники этого времени; значение Великих географических открытий.
Работают с информацией, представленной учителем.
Высказывают предположения относительно темы урока.
Целеполагание
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умение находить несколько вариантов решения проблемы;
Личностные УУД: формировать умение способности к саморазвитию.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать учебную тему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; извлекать необходимую информацию.
Изучение новых знаний и способов действий
Физкульминутка
Итак, начинаем наше путешествие. Итогом нашей работы станет таблица.
Имена путешест-венников
Время, дата
Маршруты путешествий
Результаты
1.Ребятя, давайте совершим путешествие с Х.Колумбом до Индии и Китая не через Индийский океан, а проплывем вокруг Земли.
Сначала заслушаем сообщение «Биография Х.Колумба».
Рассказ о путешествии Х. Колумба.
Роль А. Веспуччи
А теперь кратко запишем в таблицу полученную информацию.
2.Первое кругосветное путешествие. Совершено под руководством португальского мореплавателя Ф. Магеллана. Он родился в 1480 году в г. Саброде. В 1504 году Магеллан записался добровольцем в отряд португальской армии, отправляющейся в армию. Вернувшись в 1512г. в Португалию с твердым убеждением проложить дорогу в Индию западным путем. Он попросил помощи у португальского короля, но тот прогнал его. Карл V (император Испании) заинтересовался этим проектом, и летом 1519г. Магеллан назначен капитаном флота из пяти кораблей.
О путешествии Ф. Магеллана вы прочитаете в учебнике, расскажите соседу по парте.
Ребята, какие открытия совершены в результате путешествия.
А теперь кратко запишем в таблицу полученную информацию.
3.Открытие морского пути в Индию. Васко да Гама.
Рассказ обучающегося о путешествии Ф. Магеллана (рассказ сопровождается слайдами).
А теперь самостоятельно заполняете таблицу, друг у друга проверяете.
Переносят таблицу в тетрадь
Рассказ обучающегося о жизни Х. Колумба (задание дано заранее).
Обучающиеся слушают, задают вопросы.
Слушают
Работа с таблицей в тетради.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем
Получение информации из текста учебника, работа в паре, рассказывают друг другу прочитанное, делятся впечатлениями.
Высказывают свои мнения, приводят доводы.
Работа в тетради
Слушают, задают вопросы
Работа в тетради в парах
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, формировать речевую деятельность в соответствии для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, монологическая речь.
Личностные УУД: умение оценивать с позиций общечеловеческих норм героические поступки людей.
Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, сверять свои действия с целью, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля.
Познавательные УУД: умение делать обобщение, делать выводы, анализировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу), поиск информации, работа с текстом.
Первичная проверка понимания изученного
Ребята, в чем значение и почему так названа эпоха Великих географических открытий?
Ребята, что вам было не понятно? Что вас заинтересовало?
Высказывают своё мнения, приводят доводы.
Коммуникативные УУД: умение формировать речевую деятельность для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение.
Познавательные УУД: умение делать обобщение, выводы.
Информация о домашнем задании
Составить кроссворд по теме «Эпоха Великих географических открытий»
Записывают домашнее задание
Закрепление изученного, обобщение и систематизация
1.Какие географические объекты носят имена путешественников эпохи Великих географических открытий? Найдите их на карте.
2.С помощью атласа нанести на контурную карту маршруты путешествий Х. Колумба, Ф. Магеллана, В. да Гамма.
Работают с картой
Работают с атласом, контурной картой, осуществляют взаимопроверку, ставят оценки
Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, работать индивидуально.
Регулятивные УУД: способности к самостоятельному приобретению новых знаний
Этап подведения итогов
-
Выставление оценок.
-
Отметить обучающихся, которые правильно сформулировали тему урока.
-
Отметить обучающихся, которые хорошо отвечали на вопросы, корректно вели дискуссию и делали вывод.
слушают
Регулятивные УУД: умение слушать
Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Высказывают свои мнения, чувства
Регулятивные УУД: умение оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные УУД: владение монологической речью.