kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии по теме "Движение Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Движение Земли"»

Урок по предмету «География» для 5 класса по теме:

«Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России».

Цель: Углубить систему знаний учащихся о Вселенной путем изучения видов движения Земли и связанных с этим явлений;

Задачи: ознакомить учащихся с устройством и назначением прибора теллурий и научить их проводить опыты с использованием этого прибора; сформировать у учащихся первичные навыки исследовательской работы.
Оборудование: теллурий, учебник «География 5-6 класс»/А.И.Алексеев, В.В. Николина, атласы.
Тип урока: формирование новых знаний. (Соответствует обновлённому ФГОС)

На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Инструкция по выполнению практической работы», «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики», «Чек-лист».

Ход урока
I. Организационный момент

Учитель делит класс на четыре группы

II. Актуализация опорных знаний и умений
Экспресс-опрос
1. Как со временем менялось представление о форме Земли?
2. Какую форму имеет Земля?
3. Назовите размеры Земли и Луны?
4. Как соотносятся размеры Земли и Луны?
5. К какому типу небесных тел принадлежит Луна?
6. Почему на поверхности Луны много кратеров?
Мини-практикум

   Какие последствия могли возникнуть, если бы:
- изменилась скорость вращения Луны вокруг своей оси?
- изменилась скорость вращения Луны вокруг Земли?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Беседа
1. Что является причиной смены дня и ночи?
2. От чего зависит продолжительность дня и ночи?
3. Почему происходит смена времен года?
























Учитель. Для того чтобы без осложнений ответить на поставленные вопросы нам поможет просмотр следующего видеоролика

Запись в тетрадях темы урока и определение целей урока.

IV. Изучение нового материала
   Нам, жителям Земли, кажется, что Солнце и весь небосвод движется - с востока на запад. Но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси с запада на восток или против часовой стрелки, если смотреть на Землю сверху, со стороны Северного полюса. Безусловно, причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. Оборот на 360 градусов Земля совершает за 23 часа 56 минут 4 секунды, но для удобства считают, что в сутках 24 часа.

Чтобы узнать какие еще изменения в природе земли происходят из-за вращения Земли вокруг своей оси, посмотрим обучающий видеоролик

 Беседа
1. Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси?
2. Можем ли мы объяснить изменение продолжительности дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси?
3. Можно вращением Земли вокруг своей оси объяснить смену времен года?
Учитель. Не все явления и процессы, возникающие на Земле, обусловлены ее вращением вокруг своей оси. Итак, нам необходимо рассмотреть другой вид движения Земли - вокруг Солнца. Полный оборот вокруг звезды наша планета совершает за 365 суток 5:00 48 минут 48 секунд. Что же удерживает Землю на определенном расстоянии от Солнца и заставляет вращаться нашу планету на одной и той же орбите вокруг звезды из года в год уже несколько миллиардов лет?
   Чтобы легче было ответить на этот вопрос, рассмотрим следующий пример. Если к одному концу веревки привязать камень, а другой конец взять в руки и начать вращать веревку с камнем над головой, то чем быстрее вращать веревку, тем сильнее будет ее натяжение. Если веревку отпустить из рук, то камень улетит. А теперь проведем аналогию: в опыте рука относительно камня действует так же, как и Солнце относительно Земли- удерживает ее. Это сила тяжести. А теперь попробуем ответить на поставленный ранее вопрос. Сила притяжения постоянно удерживает Землю, заставляя ее двигаться определенным путем.
  Строго говоря, путь, или орбита Земли, ─ не совсем круг. Великий немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 - 1630) открыл, что все планеты Солнечной системы, в том числе и Земля вращается вокруг Солнца по продолговатым орбитам – эллипсам. Поэтому расстояние от Земли до Солнца в течение года меняется. В конце декабря это расстояние минимальное - 152 млн. км.
   А теперь с помощью теллурия проследим путь Земли вокруг Солнца. Например, установим модель Земли на отметке «день весеннего равноденствия» - 21 марта. Граница света и тени проходит одновременно через оба полюса. А теперь повернем модель Земли вокруг оси.
 Вопрос
Сместилась ли граница света и тени? Что из этого следует?
Учитель. Теперь проведем такой опыт. Вставьте иголку перпендикулярно к поверхности глобуса в экватор таким образом, чтобы верхушка иголки была обращена прямо к модели Солнца.
Вопрос



Падает ли от иголки тень? Что из этого следует?
Учитель. Вокруг модели Солнца против часовой стрелки обращаем модель Земли и останавливаем ее на отметке «день летнего солнцестояния» ─ 22 июня.
Вопрос
Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените?
Учитель. Продолжим вращение Земли к отметке «день зимнего солнцестояния» ─ 22 декабря.
Вопрос
Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените?
Учитель. Пройдя на теллурии еще четверть пути, модель Земли возвращается в исходное положение.
   Теперь проведем еще один интересный опыт: расположим ось глобуса перпендикулярно плоскости его орбиты и проведем модель нашей планеты вокруг модели Солнца.
 Вопрос
Что вы заметили? Можете ли вы сейчас сказать, от чего зависит продолжительность дня и ночи?
А что является причиной смены времен года?
Работа в малых группах
Задания
• Какова продолжительность дня и ночи на Северном и Южном полюсах? На экваторе? В нашей местности?
• В каких точках земного шара Солнце находится в зените раз в год? Бывает в зените Солнце в нашей местности?
• В каких точках земного шара Солнце не появляется над горизонтом в течение суток раз в год? Не заходит за горизонт?
• В конце декабря Земля находится ближе к Солнцу. Почему же зимой в нашей местности холодно, а летом - тепло?
Учитель. Мы часто наблюдаем, как летним солнечным днем тень от облака, которое несет ветер, пробегает по земле и достигает того места, где мы находимся. Облако закрывает Солнце. В то же время другие места, которые находятся вне этой тени, остаются освещенными Солнцем.
   Во время солнечного затмения Луна проходит между нами и Солнцем и прячет его от нас. Происходит солнечное затмение.
   Ежегодно в среднем происходит от двух до четырех солнечных затмений и от одного до трех лунных. Но бывают исключения из правил. Так, в 1935 году состоялось пять солнечных затмений, а в 1951 году не было ни одного лунного затмения.

Проверка первичного усвоения

Диагностическая работа



Применение изученного материала

Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

 V. Закрепление новых знаний и умений
Беседа
1. Когда планета Земля находится ближе к Солнцу?
2. Сколько часов длится день на Северном полярном круге 22 июня?
3. В какие дни года день равен ночи на всех широтах?
4. При каких условиях происходит солнечное затмение?
Проверка приобретённых знаний, умений и навыков

Диагностическая работа


VI. Итог урока
 Земля в солнечной системе осуществляет два вида движений: вокруг своей оси (оборот 23 ч 56 мин 4 с) и вокруг Солнца (365 суток 5 ч 48 мин 48 с).
 Причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси.
 Причиной смены времен года является движение Земли вокруг Солнца и наклон ее оси к плоскости орбиты.

Выставление оценок за работу на уроке

Подведение итогов, домашнее задание



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок географии по теме "Движение Земли"

Автор: Волкова Евгения Владимировна

Дата: 28.12.2023

Номер свидетельства: 643447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Технологическая карта урока по теме "Движение Земли в околоземной орбите". "
    ["seo_title"] => string(85) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-dvizhieniie-ziemli-v-okoloziemnoi-orbitie"
    ["file_id"] => string(6) "237216"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444245451"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "урок по географии на тему :Строение Земли"
    ["seo_title"] => string(47) "urok-po-ghieoghrafii-na-tiemu-stroieniie-ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "264310"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449681368"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Урок по теме "Слои твердой Земли""
    ["seo_title"] => string(35) "urok_po_tiemie_sloi_tvierdoi_ziemli"
    ["file_id"] => string(6) "400634"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489591097"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Конспект урока по географии 5 класс Вулканы. "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-5-klass-vulkany"
    ["file_id"] => string(6) "204308"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429631508"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства