Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии по теме "Движение Земли"»
Урок по предмету «География» для 5 класса по теме:
«Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Практические работы. Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории России».
Цель: Углубить систему знаний учащихся о Вселенной путем изучения видов движения Земли и связанных с этим явлений;
Задачи: ознакомить учащихся с устройством и назначением прибора теллурий и научить их проводить опыты с использованием этого прибора; сформировать у учащихся первичные навыки исследовательской работы. Оборудование: теллурий, учебник «География 5-6 класс»/А.И.Алексеев, В.В. Николина, атласы. Тип урока: формирование новых знаний. (Соответствует обновлённому ФГОС)
На уроке предусмотрено использование следующих типов электронных образовательных материалов: «Диагностическая работа», «Инструкция по выполнению практической работы», «Кейсы по работе с информацией», «Обучающие видеоролики», «Чек-лист».
Ход урока I. Организационный момент Учитель делит класс на четыре группы
II. Актуализация опорных знаний и умений Экспресс-опрос 1. Как со временем менялось представление о форме Земли? 2. Какую форму имеет Земля? 3. Назовите размеры Земли и Луны? 4. Как соотносятся размеры Земли и Луны? 5. К какому типу небесных тел принадлежит Луна? 6. Почему на поверхности Луны много кратеров? Мини-практикум
Какие последствия могли возникнуть, если бы: - изменилась скорость вращения Луны вокруг своей оси? - изменилась скорость вращения Луны вокруг Земли?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности Беседа 1. Что является причиной смены дня и ночи? 2. От чего зависит продолжительность дня и ночи? 3. Почему происходит смена времен года?
Учитель. Для того чтобы без осложнений ответить на поставленные вопросы нам поможет просмотр следующего видеоролика
Запись в тетрадях темы урока и определение целей урока.
IV. Изучение нового материала Нам, жителям Земли, кажется, что Солнце и весь небосвод движется - с востока на запад. Но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси с запада на восток или против часовой стрелки, если смотреть на Землю сверху, со стороны Северного полюса. Безусловно, причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. Оборот на 360 градусов Земля совершает за 23 часа 56 минут 4 секунды, но для удобства считают, что в сутках 24 часа.
Чтобы узнать какие еще изменения в природе земли происходят из-за вращения Земли вокруг своей оси, посмотрим обучающий видеоролик
Беседа 1. Что является следствием вращения Земли вокруг своей оси? 2. Можем ли мы объяснить изменение продолжительности дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси? 3. Можно вращением Земли вокруг своей оси объяснить смену времен года? Учитель. Не все явления и процессы, возникающие на Земле, обусловлены ее вращением вокруг своей оси. Итак, нам необходимо рассмотреть другой вид движения Земли - вокруг Солнца. Полный оборот вокруг звезды наша планета совершает за 365 суток 5:00 48 минут 48 секунд. Что же удерживает Землю на определенном расстоянии от Солнца и заставляет вращаться нашу планету на одной и той же орбите вокруг звезды из года в год уже несколько миллиардов лет? Чтобы легче было ответить на этот вопрос, рассмотрим следующий пример. Если к одному концу веревки привязать камень, а другой конец взять в руки и начать вращать веревку с камнем над головой, то чем быстрее вращать веревку, тем сильнее будет ее натяжение. Если веревку отпустить из рук, то камень улетит. А теперь проведем аналогию: в опыте рука относительно камня действует так же, как и Солнце относительно Земли- удерживает ее. Это сила тяжести. А теперь попробуем ответить на поставленный ранее вопрос. Сила притяжения постоянно удерживает Землю, заставляя ее двигаться определенным путем. Строго говоря, путь, или орбита Земли, ─ не совсем круг. Великий немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571 - 1630) открыл, что все планеты Солнечной системы, в том числе и Земля вращается вокруг Солнца по продолговатым орбитам – эллипсам. Поэтому расстояние от Земли до Солнца в течение года меняется. В конце декабря это расстояние минимальное - 152 млн. км. А теперь с помощью теллурия проследим путь Земли вокруг Солнца. Например, установим модель Земли на отметке «день весеннего равноденствия» - 21 марта. Граница света и тени проходит одновременно через оба полюса. А теперь повернем модель Земли вокруг оси. Вопрос Сместилась ли граница света и тени? Что из этого следует? Учитель. Теперь проведем такой опыт. Вставьте иголку перпендикулярно к поверхности глобуса в экватор таким образом, чтобы верхушка иголки была обращена прямо к модели Солнца. Вопрос
Падает ли от иголки тень? Что из этого следует? Учитель. Вокруг модели Солнца против часовой стрелки обращаем модель Земли и останавливаем ее на отметке «день летнего солнцестояния» ─ 22 июня. Вопрос Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените? Учитель. Продолжим вращение Земли к отметке «день зимнего солнцестояния» ─ 22 декабря. Вопрос Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените? Учитель. Пройдя на теллурии еще четверть пути, модель Земли возвращается в исходное положение. Теперь проведем еще один интересный опыт: расположим ось глобуса перпендикулярно плоскости его орбиты и проведем модель нашей планеты вокруг модели Солнца. Вопрос Что вы заметили? Можете ли вы сейчас сказать, от чего зависит продолжительность дня и ночи? А что является причиной смены времен года? Работа в малых группах Задания • Какова продолжительность дня и ночи на Северном и Южном полюсах? На экваторе? В нашей местности? • В каких точках земного шара Солнце находится в зените раз в год? Бывает в зените Солнце в нашей местности? • В каких точках земного шара Солнце не появляется над горизонтом в течение суток раз в год? Не заходит за горизонт? • В конце декабря Земля находится ближе к Солнцу. Почему же зимой в нашей местности холодно, а летом - тепло? Учитель. Мы часто наблюдаем, как летним солнечным днем тень от облака, которое несет ветер, пробегает по земле и достигает того места, где мы находимся. Облако закрывает Солнце. В то же время другие места, которые находятся вне этой тени, остаются освещенными Солнцем. Во время солнечного затмения Луна проходит между нами и Солнцем и прячет его от нас. Происходит солнечное затмение. Ежегодно в среднем происходит от двух до четырех солнечных затмений и от одного до трех лунных. Но бывают исключения из правил. Так, в 1935 году состоялось пять солнечных затмений, а в 1951 году не было ни одного лунного затмения.
Проверка первичного усвоения
Диагностическая работа
Применение изученного материала
Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
V. Закрепление новых знаний и умений Беседа 1. Когда планета Земля находится ближе к Солнцу? 2. Сколько часов длится день на Северном полярном круге 22 июня? 3. В какие дни года день равен ночи на всех широтах? 4. При каких условиях происходит солнечное затмение? Проверка приобретённых знаний, умений и навыков
Диагностическая работа
VI. Итог урока Земля в солнечной системе осуществляет два вида движений: вокруг своей оси (оборот 23 ч 56 мин 4 с) и вокруг Солнца (365 суток 5 ч 48 мин 48 с). Причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. Причиной смены времен года является движение Земли вокруг Солнца и наклон ее оси к плоскости орбиты.