kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по теме "Движение Земли в околоземной орбите".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта урока составлена по теме "Движение Земли по околосолнечной орбите"в 5 классе по учебнику География. 5 класс. Начальный курс. Летягин А.А.   

Содержание урока.

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме "Движение Земли в околоземной орбите". »

Урок5.

Тема:

Движение Земли по околосолнечной орбите.

Содержание урока.

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий).

Организация проведения осенних фенологических наблюдений.


Готовить «Календарь природы»

Технологическая карта урока географии в 5 классе.

Разработала: учитель МБОУ «СОШ №9 с углублённым изучением

отдельных предметов» г. Череповца,

Шигалева Татьяна Павловна.

Тема урока: Движение Земли в околоземной орбите.



Образовательные результаты урока.

Предметные результаты.

Представление о движении Земли по околосолнечной орбите, о земной оси и географических полюсах, тропиках и полярных кругов.

Представление о временах года.

Метапредметные результаты.

1) Межпредметные понятия.

Время, жизнь космос, метод, планета Земля, природа, пространство (положение), процесс.

2) УУД.

Регулятивные: Р1,Р2,Р3,Р4,Р5,Р6,Р7,Р8.

Познавательные: ПО8; ПЗ1,ПЗ2; ПЛ1, ПЛ2, ПЛ3, ПД4, ПЛ5, ПЛ6, ПЛ7, ПЛ8; ПП1, ПП2;

Коммуникативные:

К1, К2, К3, К4, К5

Личностные результаты.

Л1, Л2, Л3.



Инструктивно-методический материал к уроку (план урока).

1 Орг. момент. Развитие умения организовать рабочую среду.

2. Актуализация знаний (Стадия вызова). Прослушивание музыки П.И.Чайковского "О временах года" (импровизация). Определить тему и цели урока (3 минут).

3. Сообщение темы и формулировка целей. Цели урока.

Смена времен года происходит ежегодно. ТО мы одеваемся в теплые вещи, то идем купаться или берем зонтик, чтобы не промокнуть в холодный осенний день. Задумывались ли вы, почему сменяются времена года?

Ответ: Земля, как и другие планеты Солнечной системы, все время находится в движении. В каком? Вокруг своей оси и вокруг Солнца. Сегодня мы поговорим о вращении Земли вокруг Солнца. Тема: Вращение Земли вокруг Солнца.

Рефлексия: Какой из известных методов нужно применить, чтобы изучить вопрос, как Земля обращается вокруг Солнца. (Моделирование, так как Солнечная система и Земля имеют необозримые для человека размеры).

4.Изучение нового материала (стадия осмысления):

А) Земная ось и географические полюса (10 минут).

Земля движется вокруг Солнца по орбите. Земная ось наклонена к орбите под углом 66,5градусов. Точки пересечения оси с земной поверхностью называются полюсами. На равном удалении от полюсов проходит экватор.

Работа с моделью – глобусом. На картинках(см. приложение) отмечают линии: экватор, северный и южный тропик, полярные круги и полюс, отображают наклон земной оси. Демонстрируют результат своей работы.

Рефлексия: правильно ли мы выбрали метод исследования и почему?

Физпауза (3 мин).

Вспомним стороны горизонта, сделайте три наклон, показав, где на карте север, три на восток, три на запад, вращение туловищем в сторону осевого вращения Земли.



Б) Географические следствия движения вокруг Солнца (15 минут)

http://www.youtube.com просмотр ролика до 1:31.

Формулируем вывод. Вследствие того, что Земля вращается вокруг Солнца и сохраняется ось наклона - наступает смена времен года.

Ежегодно наша планета занимает 4 положения, по которым астрономы ведут счет времен года.

Рассмотрим 4 положения планеты на орбите вокруг Солнца. (Работа в группах).

Работа с текстом учебника как источником информации: исследование астрономических времен года. Выполнение задания по заданному плану. По плану (стр.27-28) с использованием текста на страницах 20 -21. 7 пунктов + рисунок отображающий явления вашего времени года или стихотворение, создающее образ времени года. Ответы группы.



Рефлексия: можно ли применить метод наблюдения для изучения того, что мы сегодня изучали на уроке? (Да, наблюдение за полярной звездой и сезонными явлениями природы).


5. Диагностика предметных результатов (6 минут). Тест .

6. Домашнее задание (2 минуты). Комментирование и обсуждение. Параграф 4. Знать новые слова урока.



Технологическая карта урока.



Этап урока

Деятельность Учителя

Деятельность учеников

УУД

ЭОР

Время

1

Орг. момент. Развитие умения организовать рабочую среду.

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.


2 мин.

2.

Актуализация знаний

(Стадия вызова).

Включаем музыку (П.И.Чайковский – "О временах года").

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы услышали эту музыку?


Слушают мелодию.

Называют свои ассоциации.

Высказывают свои предположения.

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Познавательные УУД: формулировать информационный запрос.

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности.


3

3.

Сообщение темы и формулировка целей. цели урока.

Тема: Вращение Земли вокруг Солнца.

Записывают в тетрадь.



1

4.

Изучение нового материала (стадия осмысления):

А) Земная ось и географические полюса.


Вместе с учащимися изучаем теорию:

Земля движется вокруг Солнца по орбите. Земная ось наклонена к орбите под углом 66,5градусов. Точки пересечения оси с земной поверхностью называются полюсами. На равном удалении от полюсов проходит экватор.


Работа с моделью – глобусом.

На картинках(см. приложение) отмечают линии: экватор, северный и южный тропик, полярные круги и полюс, отображают наклон земной оси. Демонстрируют результат своей работы.




8


Физкультминутка.

Вспомним стороны горизонта, сделайте три наклона, показав, где в классе север, три на восток, три на запад, вращение туловищем в сторону осевого вращения Земли.


Выполняют движения.

Л.: Ответственное отношение к своему здоровью.


3


Б) Географические следствия движения Земли вокруг Солнца.

просмотр ролика до 1:31.















Ежегодно наша планета занимает 4 положения на околоземной орбите, по которым астрономы ведут счет времен года.

Рассмотрим 4 положения планеты на орбите вокруг Солнца.








Формулируют вывод.

Вследствие того, что Земля вращается вокруг Солнца и сохраняется ось наклона - наступает смена времен года.



(Работа в группах).

Работа с текстом учебника как источником информации: исследование астрономических времен года. Выполнение задания по заданному плану. По плану (стр.27-28) с использованием текста на страницах 20 -21. 7 пунктов + рисунок отображающий явления вашего времени года или стихотворение, создающее образ времени года. Ответы группы. Участие группы в создании схемы вращения Земли по околоземной орбите.











ПУУД: умение самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

РУУД.: Уметь работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

П.: Уметь выделять главное, существенные признаки понятий;

Р.: участвовать в совместной деятельности;










http://www.youtube.com

15

5.

Рефлексия.

Диагностика предметных результатов.

Предлагает тест для выполнения.

Выполняют тест, самопроверка.

– выполнение действий по

алгоритму (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

– оценка (Р);

Л.: Формирование умения осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями.



6

6.

Домашнее задание:

Комментирование и обсуждение. Параграф 4. Знать новые слова урока.

Записывают домашнее задание в дневник.



2











































































План работы группы.

21 марта.

Для работы используйте текст стр.20.

1. Нарисуйте положение оси в данный день.

2. Подпишите на рисунке: Экватор, тропики, полярные круги и полюса. Выделите цветным карандашом.

2. Освещение Земли в этот день. Закрасьте ту часть земного шара, которая освещается в данный день. Вырежьте рисунок и используйте для ответа у доски.

3. Составьте рассказ по плану, назначив ответственного за каждый вопрос.

1. Времена года, которые начинаются и заканчиваются в этот день.

ФИО

2. Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день.

ФИО

3. Время восхода и захода Солнца в этот день.

ФИО

4. Продолжительность дня и ночи в этот день.

ФИО

5. Линия, на которой Солнце находиться в зените.

ФИО

6. Районы Земли, в которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

ФИО



4. Рисунок отображающий явления вашего времени года или стихотворение, создающее образ времени года (ФИО).

















































План работы группы.

22 июня.

Для работы используйте текст стр.20.

1. Нарисуйте положение оси в данный день.

2. Подпишите на рисунке: Экватор, тропики, полярные круги и полюса. Выделите цветным карандашом.

2. Освещение Земли в этот день. Закрасьте ту часть земного шара, которая освещается в данный день. Вырежьте рисунок и используйте для ответа у доски.

3. Составьте рассказ по плану, назначив ответственного за каждый вопрос.

1. Времена года, которые начинаются и заканчиваются в этот день.

ФИО

2. Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день.

ФИО

3. Время восхода и захода Солнца в этот день.

ФИО

4. Продолжительность дня и ночи в этот день.

ФИО

5. Линия, на которой Солнце находиться в зените.

ФИО

6. Районы Земли, в которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

ФИО



4. Рисунок отображающий явления вашего времени года или стихотворение, создающее образ времени года (ФИО).















































План работы группы.

23 сентября.

Для работы используйте текст стр.21.

1. Нарисуйте положение оси в данный день.

2. Подпишите на рисунке: Экватор, тропики, полярные круги и полюса. Выделите цветным карандашом.

2. Освещение Земли в этот день. Закрасьте ту часть земного шара, которая освещается в данный день. Вырежьте рисунок и используйте для ответа у доски.

3. Составьте рассказ по плану, назначив ответственного за каждый вопрос.

1. Времена года, которые начинаются и заканчиваются в этот день.

ФИО

2. Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день.

ФИО

3. Время восхода и захода Солнца в этот день.

ФИО

4. Продолжительность дня и ночи в этот день.

ФИО

5. Линия, на которой Солнце находиться в зените.

ФИО

6. Районы Земли, в которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

ФИО



4. Рисунок отображающий явления вашего времени года или стихотворение, создающее образ времени года (ФИО).

















































План работы группы.

22 декабря.

Для работы используйте текст стр.21.

1. Нарисуйте положение оси в данный день.

2. Подпишите на рисунке: Экватор, тропики, полярные круги и полюса. Выделите цветным карандашом.

2. Освещение Земли в этот день. Закрасьте ту часть земного шара, которая освещается в данный день. Вырежьте рисунок и используйте для ответа у доски.

3. Составьте рассказ по плану, назначив ответственного за каждый вопрос.

1. Времена года, которые начинаются и заканчиваются в этот день.

ФИО

2. Стороны горизонта, откуда восходит и где заходит Солнце в этот день.

ФИО

3. Время восхода и захода Солнца в этот день.

ФИО

4. Продолжительность дня и ночи в этот день.

ФИО

5. Линия, на которой Солнце находиться в зените.

ФИО

6. Районы Земли, в которых наблюдается полярный день и полярная ночь.

ФИО



4. Рисунок отображающий явления вашего времени года или стихотворение, создающее образ времени года (ФИО).















































Диагностика предметных результатов.

Вариант 1.

Выберите правильный ответ. Запишите ответ (букву) соответственно номеру задания.





1.Самый длинный день в Южном полушарии

а) 23 сентября

б) 22 декабря

в) 22 июня

г) 21 марта



2. Точка, в которой Солнце бывает в зените только один раз в году

а) Северный или Южный тропик

б) Северный или Южный полярный круг

в) экватор



3.Точка, в которой Солнце находится в зените 23 сентября

а) северный тропик

б) южный тропик

в) экватор

г) северный полярный круг

д) южный полярный круг



4. Выбери правильное утверждение

Смена времён года происходит благодаря

а) наклону Земли и орбитальному вращению

б) наклону оси Земли

в) осевому вращению Земли

г) орбитальному вращению Земли

д) наклону Земли и осевому вращению



5. Выбери положение Земли, в котором будете находиться Земля 21 марта. Запиши в ответе цифру, соответствующую этому положению.

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4


Вариант 2.

Выберите правильный ответ. Запишите ответ (букву) соответственно номеру задания.



1. Самый короткий день в Южном полушарии

а) 22 июня

б) 23 сентября

в) 21 марта

г) 22 декабря



2.Точка, в которой Солнце бывает в зените два раза в году

а) Северный или Южный тропик

б) экватор

в) Северный или Южный полярный круг





3. Точка, в которой Солнце находится в зените 21 марта

а) экватор

б) южный тропик

в) северный тропик

г) северный полярный круг

д) южный полярный круг



4. Выбери правильное утверждение

Смена времён года происходит благодаря

а) наклону оси Земли

б) осевому вращению Земли

в) орбитальному вращению Земли

г) наклону Земли и осевому вращению

д) наклону Земли и орбитальному вращению



5. Выбери положение Земли, в котором будете находиться Земля 22 июня. Запиши в ответе цифру, соответствующую этому положению.

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по теме "Движение Земли в околоземной орбите".

Автор: Шигалева Татьяна Павловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 237216


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства