Просмотр содержимого документа
«Урок географии на тему: "География - наука о Земле".»
5 класс урок №3
Тема: «География — наука о Земле».
Цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека.
Содержание урока:
1.Организационный этап.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Географию, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это география!
2. Актуализация опорных знаний:
Географический диктант.
Как называли природу в старину? (естество)
Что в переводе с греческого обозначает «логос»? ( наука, учение)
Эта наука изучает происхождение , строение и движение небесных тел? (астрономия)
Наука о веществах и их превращениях? (химия)
В переводе с греческого языка эта наука означает учение о живых организмах. О какой науке идёт речь? (биология)
Наука , изучающая разнообразные явления природы? (физика)
Эта наука возникла как часть биологии. Сейчас это самостоятельная наука о природном доме человечества? (экология)
Эта наука описывает нашу планету и в переводе с греческого означает «землеописание»? (география)
Взаимопроверка. Шкала оценок. «5» - 8 баллов
«4» - 6-7 баллов
«3» - 4-5 баллов
«2» - менее 4 баллов
3.Мотивация к учебной деятельности.
Загадка.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все - и млад, и стар,
Что она - большущий шар.
1.Вопрос учителя: О чем идет речь в этой загадке? (Фото Земли из космоса.)
2.Вопросы учителя:
Вот вид Земли из космоса. Какая она?
Кто впервые увидел Землю из космоса?
3. Учитель читает стихотворение.
Я Землю сравнил бы с моей Головой: Как наша планета – лесами, Покрыта местами она бородой, Усами и волосами. Мой взгляд называют бездонным не зря: Глаза, как озера, И даже – моря... Бывает, что слезы щекою Оттуда сбегают рекою. А гордый мой нос – он подобен хребту, И тянется горною цепью ко рту. А эти чудесные уши – Как часть неизвестная суши! Все части лица моего не пусты: Его поднесешь к микроскопу – И Азии где-то заметишь черты, А где-то увидишь Европу! Кругла, как земля, голова у меня,
И так же она хорошеет, И так же меняется день ото дня, И вертится. Только на шее... Ну, в общем, всем ясно, Что наша планета Сходство имеет.
С портретом поэта.
Во время стихотворения появляются фотографии леса, озера, моря, горы.
4. Формулирование темы и целей урока
Вопрос учителя: Все это изучает наука?
Вопросы:
Что такое география и какие науки входят в «семью» географических наук?
Какие разделы есть в географии?
Чем различаются эти два раздела географии?
Если мы не знаем ответы на эти вопросы, то какие вопросы мы должны задать?
В течение урока мы должны ответить на эти 3 вопроса.
5. Изучение нового материала.
Учитель:
Ребята, мы с Вами начинаем изучать географию.
-Что означает «география» в переводе древнегреческого?
-Как появилась наука география?
-Почему география долгое время была описательной наукой?
-Чем занимается современная география?
Физкультминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем , как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
География – наука древняя. Знания о Земле накапливались тысячелетием. Кого называют «отцом географии?» (Слайд Эратосфен)
Что такое современная география?
Какую географию вы будете изучать?
Работа в парах. Задание прочитать текст стр. 18-21 и проанализировать рис.1 2
6. Закрепление.
Хорошо подумай и приведи примеры профессий, где знания географии особо необходимы?
Рельеф Земли представлен горами и равнинами. Покажите горы и равнины, которые Вы знаете? Как называется наука, изучающая рельеф Земли? А люди, занимающиеся изучением рельефа?
Назовите столицу нашей Родины?
В г. Москва проживает 13 млн. человек. Как называется наука, изучающая численность населения и условия жизни?
Люди, занимающиеся изучением условий жизни людей?
Назовите крупные реки России?
Сегодня на уроке мы использовали карту полушарий. Какие карты вы ещё знаете?
Как называется наука, об использовании и создании карт?