kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии для 8 класса "Реки России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Реки России" формирует представление о распределении по территории страны главных речных систем

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии для 8 класса "Реки России"»

Тема урока: «Реки России»

Цели: Формирование представлений о распределении рек по территории страны, о главных речных системах, характеристиках реки

Задачи УУД:

Предметные:

- давать определения терминов, понятий по теме урока;

- выявлять и называть особенности бассейнов стока;

- читать и анализировать тематические карты;

- описывать бассейны стока;

- определить особенности влияния на реки климата и рельефа.

- сформировать представление о падении и уклоне реки.

- отработать навыки определения падения и уклона рек.

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- давать характеристику рек.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

- находить достоверные сведения в источниках географической информации;

- анализировать, находить главное, делить текст на части;

- обобщать и формулировать выводы, определять термины и понятия;

- строить логически обоснованные рассуждения, выявлять особенности объектов;

- устанавливать причинно- следственные связи, сопоставлять источники информации;

- составлять характеристику явлений и объектов.

Регулятивные:

- определять цель, проблему в учебной деятельности;

- выдвигать гипотезы, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- самостоятельно исправлять ошибки;

- оценивать способ достижения цели.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- понимать позицию другого, различать в речи другого мнения, доказательства, факты;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- создавать устные и письменные речи.

Личностные:

- аргументированно оценивать свои и чужие поступки различных ситуаций, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- понимать эмоциональное состояние других людей:

- осознавать и проявлять себя гражданином России.

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: физическая карта России, учебник, атлас, контурная карта, проектор.

УМК: учебник географии 8 класс, автор Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский, атлас, контурная карта.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Изучение новой темы. Нет на Земле напитка лучше, чем стакан холодной воды! (В.Лесков) Без воды нет жизни…….

Актуализация знаний. - Россия - одна из богатейших стран мира по запасам воды. Попробуйте доказать

Ответ: Россия обладает внушительными запасами вод в реках, озерах, болотах, ледниках, и вечной мерзлоты  .Многолетние ресурсы речного стока превышают 4 тыс. куб.км

- Какие виды внутренних вод вам известны?  

Ответ: Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота, искусственные водоемы, пруды, каналы

Итак, что же из перечисленного относится к внутренним водам России?

Ответ: реки, озера, и т.д.

А вот что из внутренних вод мы с вами будем изучать сегодня, вы мне скажите сами. Прослушайте стихотворение и определите тему урока.

Определение темы

Она, из чащи вырастая,

Немая, светлая, густая,

Как бы литая из стекла,

Едва текла.

Пора разливов миновала.

Она ничем не выдавала,

Что целый мир

В глубинах вод

Она несет.

Свое пружинистое тело,

Закутав в мягкие леса,

Она белела и алела,

И отражала небеса.


-О чём сегодня пойдёт речь сегодня на уроке? (О реках России)

- Сегодня, мы совершим путешествие по рекам России.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.

Откройте тетрадь и запишите тему нашего урока сегодня «Реки России».

С темой «Реки» мы знакомы уже с 6 класса.

А что мы с вами должны узнать сегодня?

Задание №1. На повторение понятий о реках

Устно установите соответствие:

Понятие

Определение

1.Река

А) Главная река со всеми её притоками.

2.Исток

Б)Место, откуда река берёт своё начало.

3. Устье

В) Границы между бассейнами двух рек.

4.Речная система

Г) Место впадения реки в другую реку, море, озеро, океан.

5.Бассейн реки

Д) Естественный, постоянный водный поток, текущий в выработанном углублении, называемом руслом..

6.Водораздел

Е) Углубление ,по которому течёт река.

7.Длина реки

Ё) Территория, с которой стекают в главную реку поверхностные и подземные воды.

8.Русло

Ж) Расстояние от истока до устья.

9.Падение реки


10. Уклон реки


11.Питание реки


12. Гидрологический режим



А что такое река? (Поток воды в выработанном им углублении – река)

Любая река имеет начало. Как называется начало реки? (Исток)

Что может быть истоком?

Работа с картой. Что является истоком реки Волги? (Валдайская возвышенность, озеро Селигер)

А куда впадает Волга? Как называется место впадения реки в другой водоем? (Каспийское море - озеро, устье)

Длина реки- …

Реки, впадающие в замкнутые водоемы, относятся к внутреннему стоку, а куда еще могут впадать реки? (Моря, океаны)

Вернемся опять на Волгу. По ходу течения в нее впадают другие реки. Как они называются? (Притоки)

Назовите главные притоки Волги (Кама, Ока).

Как называется река, которая протекает в Головинщино. Устье Атмиса?(Мокша)Мокша в Оку. Ока в Волгу.

Что образует река со своими притоками? (Речную систему)

Как называется территория, по которой течет река? (Речной бассейн)


Какие понятия у вас остались без определений?

(….Характеристики реки…..)

Сформулируйте, пожалуйста, какова цель нашего урокаКакие задачи мы будем решать.

Да, вы сегодня узнаете о реках рекордсменах, о характеристиках рек различных бассейнов, что такое падение, уклон реки

Россию называют «страной больших рек». Почему так называют, мы ответим на этот вопрос во время изучения темы и в конце урока вы нам его озвучите.


В нашем классе, наверное, нет такого человека, который бы не видел реки


Видеопутешествие по реке


Вспомним лето и совершим видеопутешествие по реке…

Постановка проблемного вопроса

  Реки оказывают влияние не только на хозяйственную деятельность человека, но и  на компоненты природы, а какие компоненты природы в свою очередь влияют на жизнь рек?

Какие у вас есть предположения? Итак, какие компоненты природы влияют на жизнь рек?

Ответ: 1).  осадки, 2)  места где они  протекает и т.д

Итак, у нас с вами несколько гипотез. Давайте разберемся

От чего же зависит жизнь реки?

Россия - страна великих речных систем. Прежде, чем ответить на наш вопрос, давайте выясним

 К  бассейнам каких океанов  относятся реки России?


Заполнить таблицу , используя атлас, учебник с. 144 – 146

- Я предлагаю вам поработать в парах. На слайде выведен список рек, вам нужно распределить их по бассейнам океанов

Основным вашим помощником будет Физическая карта России в ваших атласах. Те, кто выполнит работу полностью, попрошу поднять руку.

- А теперь посмотрите на слайд и проверьте правильность выполнения работы. При выполнении работы, какие вопросы у вас возникли? Ответ: Северный ледовитый океан, Тихий океан, Атлантический океан и бассейну внутреннего стока.


- К какому бассейну относятся больше половины Российской территории и почему?

Ответ: больше половины территории России относятся к бассейну Северного Ледовитого океана.

(Две трети площади (65 %) занимают бассейны рек, несущих свои воды в моря Северного Ледовитого океана. Около 20 % приходится на бассейн Тихого океана.  Менее 10% занимает бассейн Каспийского моря, относящийся к области внутреннего стока.  Остальная  небольшая  часть территории (около 5 %) относится к бассейну Атлантического океан


- Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

Сведения о крупнейших реках России нам приведены в таблице у вас в справочном материале на листах.

 Крупнейшие реки России. Показ на карте у доски

1.Назовите реку  бассейна С-Л океана,  чья площадь бассейна самая большая. ОБЬ.

2. Назовите реку бассейна Тихого Океана, чья площадь бассейна самая большая. АМУР

3. Назовите реку Атлантического океана, с самой большой площадью бассейна. ДОН

4. Назовите реку внутреннего стока, с самой большой площадью бассейна. ВОЛГА


- Мы говорим о реках, а сколько рек в России. (около 2,5 млн.)

- По справочным сведениям определите самую длинную реку России

- Самая многоводная…..(доказательство в тексте стр. 145.)

Енисей – самая многоводная

Обь с Иртышом – самая длинная

Волга – самая длинная река европейской части России

Лена – единственная река, которая полностью протекает в районе вечной мерзлоты, большая дельта, есть памятник реке


Лирическая пауза.

Многие поэты посвящали свои стихи рекам. По стихотворным строкам определить, о какой реке России идёт речь и

Отметить реки на к/к и на к/к на доске. Реки даны на слайде

Вы работаете в к/к, прослушав стихотворение и угадав о какой реке говорится в стихотворении.

 Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея,, Терек, Кубань, Урал


Николай Якушев о Волге:

Не приметен ничем, не широк,
По просторам Валдайского края
Еле слышно журчит ручеек,
Меж каменьями путь выбирая.
То он моет прибрежный песок,
То внезапно в кустах пропадает,
И не знает еще ручеек,
Что его впереди ожидает.
Сколько верст ему надо пройти,
Сквозь какие преграды пробиться,
Сколько рек с ним сольется в пути,
Сколько чаек над ним закружится.
Сколько долгих минует годов,
Сколько волн разойдется кругами,
Сколько встанет больших городов
Над крутыми его берегами.


Молчанов-Сибирский об Ангаре: 

Коварная, лихая, сумасбродная,
Родная дочь Байкала – старика,
Ты по тайге меж гор течешь, свободная, 
Могучая сибирская река.


Леонид Попов о Лене: 

У тебя, краса – река,
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.


Река - это живое природное тело. И как все живое, она живет, течет и питается.

Чем питаются реки? Источники воды, пополняющие реки – талые воды снегов, льдов, дождевые воды, подземные воды.

Ребята, в каком климатическом поясе  мы с вами живем?

Ответ: В умеренном.

А чем питаются реки в умеренном климатическом поясе?

Ответ: дождь, снег,  подземные воды.


Составить схему «Виды питания»

снеговое, ледниковое, дождевое, подземное, смешанное (снег и дождь)

Какой тип питания реки Волги – смешанное с преобладанием снегового.



Какой тип питания имеют реки Пензенской области? (смешанное, с преобладанием снегового)

Что такое режим рек? (это поведение реки в течении года).

Какие изменения уровня воды в реке могут быть и когда?

Паводок 

Межень 

Половодье

Ледостав 

Ледоход 

Т.е. Река живет и живет в своем определенном режиме.

Для чего необходимо знать режим реки?

Ответ: Режим реки важно знать для планирования работы ГЭС, транспорта, лесосплава, рыбного хозяйства, орошения. А также режим определяет величину речного стока.

- Когда на реках бывает половодье?

Ответ: когда лед на реке начинает таять, уровень воды поднимается  и затопляет пойму.

 Например:  половодье весной можно наблюдать на реках Волга, Обь, Печора и др. Питание у таких рек снеговое и дождевое. Такое питание называется смешанным.  А вот например,  р. Амур. Река с летним половодьем. Разливается в сезон муссонных дождей. т. к протекает  в муссонном климате. Питание у таких рек  дождевое

- А, что такое паводок?

Ответ: Паводок – это внезапный непредсказуемый подъем уровня воды.

- Реки с паводковым режимом разливаются после ливневых дождей.

- Межень, что это такое?

Ответ: Межень – это низкий уровень воды в реке.

Летом бывает межень в результате засушливости климата, а зимой в результате замерзания реки и в основном источником питания реки становятся грунтовые  воды.

 Таяние ледников вызывает на горных реках летнее половодье.

Определить режим Волги.( Половодье весной, ледостав- ноябрь, декабрь

Ледоход – март.)

Вспомните произведение Некрасова «Дед Мазай и зайцы», во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев ? (Половодье)

«Только весенние воды нахлынут…»


 Осадки и испарение, режим реки, питание снеговое, ледниковое, дождевое и т.д. это показатель какого компонента природы? Как мы можем уже сейчас ответить на проблемный вопрос? 

Ответ: климат

- О каких видах рек ведут речь поэты?

1. Равнинная река,
Спокойно в ней течение.
По ней наверняка
Зимой в мороз скольжение
Саней, да и коньков...
Недолго, – в продолжение
Тех ледяных оков,
От ветра заточения.
Так созерцай пока
Природу с восхищением, – 
Ещё течёт река
Здесь к устью, с наслаждением. (Нина Цымбал)


2. Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.

«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят».



Физминутка . Закройте глаза и послушайте как течёт горная река


Ответ: Равнинные и горные.

- В чем различия равнинных и горных рек?

Равнинные текут по равнине, течение плавное, спокойное, а горные берут свое начало в горах, течение быстрое.

- Какой же ещё компонент природы влияет на жизнь рек?

Большое значение на реки оказывает рельеф местности.

РЕЛЬЕФ И РЕКИ

Какая связь существуют между рельефом местности и реками?

 Найдите ответ в учебнике на стр. 155-156.


Составить кластер


Рельеф Климат


Реки


Направление и густота речной сети

характер течения питание и режим рек


Ответ: Рельеф оказывает влияние на направление течения, скорость течения реки. характер течения, уклон и падение реки.


– Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки.

III. Решение задач на определение падения реки. (раздаточный материал)

Характер течения реки можно определить с помощью таких величин, как падение и уклон реки

ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем в метрах. 

Н = Н1 – Н2, где
Н1 – абсолютная высота истока
Н2 – абсолютная высота устья.

1..необходимо определить абсолютную высоту истока реки и устья.

Обратимся к рис 134  определим падение реки Волги.

2. Для этого находим исток реки =300м.

3.Устье реки – Каспийское море, а именно Прикаспийская низменность, расположена – 28 м ниже уровня моря,

4. 300 – (-28) = 328м.


– Величина падения влияет на другую важную характеристику:

Для определение уклона реки  надо падение реки разделить на длину реки.

УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)

I = Н : L, где

I – уклон;
H – падение;
L – длина

Длину реки можно взять из статистического материала. табл. 10 стр. 152.

1.Длина реки Волга составляет 3531 км. Наше действие мы должны 2.падение реки Волга перевести из м.  в см. – 328 м = 32800 см

Уклон = 32800 : 3531 =

Ответ: падение реки Волга = 328 м., а уклон реки = 9,3 см/км


№ 1

Определить падение реки Ангары.
Исток – озеро Байкал – 456 м
Устье – река Енисей – 76 м
456 – 76 = 380 м.

№ 2

Определить падение реки Невы.
Исток – Ладожское озеро – 4 м
Устье – Финский залив – 0 м.
4 – 0 = 4 м

№ 3

Определить падение реки Лены.
Исток –Байкальский хребет – 930 м
Устье – море Лаптевых – 0 м
930 – 0 = 930 м

Решение задач на определение уклона рек.

№ 1

Определить уклон реки Ангары.
Падение = 380 м = 38000 см
Длина реки 1826 км
Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

№ 2

Определить уклон Невы.
Падение = 4 м = 400см
Длина = 74 км
Уклон = 400 : 74 = 5,4 см/км

№ 3

Определить уклон реки Лены.
Падение = 930 м = 93000 см
Длина реки = 4400
Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км

–На что же влияет уклон реки?

- Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.

– Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (Зачитывается отрывок из летописи)
В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.
Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.

Как вы считаете, уклон и падение у равнинных рек и горных одинаков или отличается

Ответ: Уклоны равнинных рек обычно невелики, в горных же реках и падение и уклон значительно увеличиваются.

Для чего  надо знать падение и уклон реки?

Ответ: Это особенно всегда учитывается при хозяйственном использовании  рек,   например, судоходство, возможно на равнинных реках и невозможно на бурных порожистых реках, но зато именно горные реки имеют большие запасы гидроэнергии.

Вывод: Жизнь реки зависит от климата и рельефа.

ВЫВОД:. Горные реки имеют большой уклон. Например, уклон Терека 500 см/км.

По характеру течения большинство рек России относится к равнинным. Они имеют малые уклоны. Наименьший уклон имеет Обь (4 см/км). Самый большой уклон из равнинных рек у Енисея (37 см/км).

В заключение небольшие загадки:

Ты меня наверно, знаешь,
Я сказки Пушкина герой,
Но если «л» на «н» сменяешь,
Сибирской стану я рекой (Енисей, Елисей)

Я – сибирская река
Широка и глубока.
Букву «е» на «у» смени –
Стану спутником Земли. (Лена, Луна)

Первый слог мой – нота,
Буква – слог второй,
Целое – широко разлилось рекой. (Дон)

К названию животных
Приставь одну из мер – 
Получишь полноводную реку в России. (Волга)


Подведем итог.

Ответим на вопрос, на который я вам сказала, что вы ответите в конце урока, изучив тему. Как вы думаете, почему Россию называют «страной больших рек». Россия обладает внушительными запасами вод в реках…..


1. Сколько рек протекает по территории России? Более 2,5 млн. рек

3. Назовите крупнейшие реки России.

4. К каким океаническим бассейнам относятся реки России?

5. Что значит бассейн внутреннего стока? Реки, впадающие в замкнутые водоемы, относятся к внутреннему стоку

6. Какая река России самая длинная и в бассейн, какого океана она несет свои воды?(Лена, Северного Ледовитого)

7. Какая река нашей страны самая полноводная(многоводная)?Енисей

8. Почему мало рек впадает в Тихий океан? на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

10. Как называется крупнейшая река Европейской части России? Что является ее бассейном? (Волга. Каспийское море)

5. Как человек использует равнинные и горные реки?

Тест « Реки России»


1. Самая длинная река России:

а)Волга;

б)Енисей;

в)Лена;

г)Амур.

2.Большинство рек России имеют питание:

а)дождевое;

б)ледниковое;

в)смешанное;

г)грунтовое.

3.Главная река со всеми ее притоками:

а) речная система;

б)режим реки;

в)бассейн реки.

4.Большинство рек России относится к бассейну:

а)Атлантического океана;

б) Тихого океана;

в)Северного Ледовитого океана;

г)внутреннего стока.

5.Внезапный подъем уровня воды в реке:

а)половодье;

б)межень;

в)паводок.

6.От климата зависит:

а)режим реки;

б)скорость течения;

в)направление течения.

7. Самая полноводная река России:

а) Лена;

б) Амур;

в) Волга;

г) Енисей.

Ответы:1-в; 2-в; 3—а; 4-в; 5-в; 6-а;7-г.

IY. Оценивание.

Y.Рефлексия.

1. Достигли ли мы заданных целей?

2. Оцените свою работу на уроке. Все ли у вас получилось.

Я знаю, что такое……

Я могу……

Я научился……

«Пейзаж» 

     Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Кораблик»

- Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился, всё поняли – алый парус, если на душе «тоска зеленая», поняли не весь материал - зеленый парус, если урок никак не тронул, ничего не поняли – черный парус.

3. Что было трудным. Что мешало достижению целей?

YI. Домашнее задание.

Параграф 23. Кроссворд «Реки России» на буквы вашего имени или фамилии. Используя план «Приложения», составьте описание одной из рек России.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок географии для 8 класса "Реки России"

Автор: Мещерякова Ольга Владимировна

Дата: 18.01.2022

Номер свидетельства: 598143

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок географии 7 класс по специальной программе 8 вида "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-ghieoghrafii-7-klass-po-spietsial-noi-proghrammie-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142591"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418317532"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Промежуточный тестовый контроль на уроке географии 8 класс "Особенности географического положения России""
    ["seo_title"] => string(120) "promiezhutochnyi-tiestovyi-kontrol-na-urokie-ghieoghrafii-8-klass-osobiennosti-ghieoghrafichieskogho-polozhieniia-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "255317"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1447914333"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "конспект урока по географии 6 класс "Река и ее части" "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-6-klass-rieka-i-ieie-chasti"
    ["file_id"] => string(6) "139332"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417699657"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока по теме "Внутренние воды России. Реки." "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-tiemie-vnutrienniie-vody-rossii-rieki-1"
    ["file_id"] => string(6) "148854"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419866644"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Урок по теме "Внутренние воды россии. Реки.""
    ["seo_title"] => string(40) "urok_po_teme_vnutrennie_vody_rossii_reki"
    ["file_id"] => string(6) "538108"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580578571"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства