Цели урока:
образовательная: познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах, особенностях питания и режиме; продолжить формирование умений работать с географической картой – определять местонахождение некоторых крупнейших рек Земли, составлять описание географического объекта – реки.
воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к природным объектам – рекам, учить беречь эти природные богатства, разъяснить правила поведения на водоёмах во время отдыха.
развивающая: развивать мышление учащихся, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Оборудование: физические карты полушарий и России, настенная контурная карта, картины, макеты, таблицы, схемы, книги, слайды, план описание ГП реки.
Тип урока: объяснение нового материала.
Термины и понятия: река, горная река, равнинная река, русло, пойма, речная долина, исток, устье, приток, речная система, пороги, водопад,
Географические объекты: реки – Нил, Амазонка, Конго, Миссисипи, Ганг, Волга, Днепр, Енисей, Обь, Лена, Ангара, Ока, Кама, Иртыш; водопады – Анхель, Ниагара, Виктория, Игуасу.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Приветствие. Контроль подготовки к уроку учащихся и класса.
2. Новый материал. Ребята я сейчас прочитаю стихотворение В. Павлинова, а вы внимательно послушайте
Река, из чащи вырастая,
Немая, светлая, густая,
Как бы литая из стекла,
Едва текла.
Пора разливов миновала.
Река ничем не выдавала,
Что целый мир
В глубинах вод
Она несет.
Свое пружинистое тело,
Закутав в мягкие леса,
Она белела и алела,
И отражала небеса.
Вы уже поняли, что тема урока… “Река”. Итак, открываем тетради, записываем тему. Давайте попробуем поставить перед собой задачи урока: чему мы будем учиться? (Учащиеся высказывают свои мнения).
Слайд 2
Обратите внимание на картины художников А.М. Васнецова “Северный край”, «Кама» И.И.Левитана “Большая вода”,
Аполлинарий Михайлович Васнецов страстно любил природу. И не просто любил, а прямо таки обожествлял. Особое величие исходит от панорамы полноводной могучей реки с гористыми берегами, заросшими хвойным и лиственным лесом. В предрассветный час холодной осени застыла природа, ожидая солнца. Сошли, поднялись туманы, обнажив далекие просторы реки и противоположный гористый берег. Уже загорелись багровыми отблесками от далеко встающего солнца облака. Студеная нахмурившаяся Кама будто и не движет свои сонные воды. Огромная мощь чувствуется и во внешней застылости всего, и в торжественной тишине, которая царит в картине.
-Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки. Не только художники, но и писатели… Кто не помнит гоголевских строк “Чуден Днепр при тихой погоде…”, “Редкая птица долетит до середины Днепра…” Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.
- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река (дети дают свои определения). Давайте сверим свои определения с тем, что написано в тексте учебника (работа с учебником: поиск определения, зачитывание вслух, сравнение).
Слайд 3-8
Посмотрите внимательно в текст учебника и попробуйте назвать основные составные части реки (дети называют: исток, устье, русло, приток; зачитывают вслух и записывают в тетрадь новые термины и их определения; по ходу части реки показываются на макете реки и в тетради чертится схема).
-Давайте еще раз обратимся к тексту учебника и выясним, какие виды устьев существуют?
Слайд 9
(Эстуарий, дельта – учащиеся зачитывают слух определения)
-Откройте в атласах физическую карту РФ и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии (запись в тетрадь делается в виде схемы)
Мы с вами почти ответили на вопрос : что такое речная система? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать:
- Где берет начало главная река? (В озере)
- Где берет начало приток? (В горах - ледники)
- Где еще могут брать начало притоки? (В болоте, роднике)
- Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота. Сколько всего притоков получилось (Три). Как их будем различать? (Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, что есть левые и правые притоки). Как мы определим, какой левый, какой правый? (Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева – то левый). Правильно!
На доску вывешивается таблица:
Самые длинные реки мира
Название реки
Длина, км
Материк
Притоки
Нил (с Кагерой)
Миссисипи (с Миссури)
Амазонка (с Мараньоном)
Янцзы
Обь (с Иртышом)
Хуанхэ
Меконг
Амур (с Аргунью)
Лена
Парана
Конго
6671
6420
6400
5800
5410
4845
4500
4440
4400
4380
4320
Африка
Северная Америка
Южная Америка
Евразия
Евразия
Евразия
Евразия
Евразия
Евразия
Южная Америка
Африка
Голубой Нил, Атбара, Огайо
Укаяли, Журуа,
Мадейра
Ялунцзян
Ишим
Хуайхэ
Сан, Конг
Уссури, Зея, Бурея
Алдан, Вилюй
Парагвай
Луалаба, Касай
-
Используя карту РФ, описать р. Обь (коллективная работа)
по плану:
1. Главная река
2. Исток, устье главной реки
3. Направление течения
4. Притоки (левые и правые, I и II порядка)
Учитель приводит примеры и демонстрирует на карте речную систему Волги, бассейн Оби, Уральские горы как водораздел)
Слайд 10-12
Посмотрите внимательно на эти две картины (учитель показывает две картины, на одной из которых изображена равнинная река, на другой - горная). Назовите, что изображено на картинах и какой их главный отличительный признак (реки; горные, равнинные). Какие вы можете дать характеристики этим рекам? (У горных рек быстрое течение, долины рек узкие, реки неглубокие. У равнинных рек течение спокойное, долины широкие, реки глубокие). Правильно! Молодцы!
Практическая работа: «Определение характера течения реки»
А теперь вновь обратимся к нашим картинам! (Учитель показывает слайды величайших водопадов и порогов; дети определяют, что это, чем отличаются водопады от порогов, выдвигают свои определения, затем ищут в тексте учебника определения этих понятий, сравнивают со своими, делают выводы. Учащиеся пишут определения в тетрадь. Два ученика (заранее подготовившие сообщения) читают сообщения о водопадах Анхель и Ниагарский (1-3 минуты ).
Давайте посмотрим еще раз текст учебника и выясним, какой вопрос мы еще не рассмотрели? Правильно, это питание рек. Прочитайте самостоятельно пункт 4 нашего параграфа и составьте кластер в тетради “Питание реки”. (Дети читают и составляют в тетради кластер “Питание реки”, указав в виде рисунка виды питании: дождь; талые воды снега, льда; подземные воды, указав примеры)
(Проверка творческого задания, прослушать 2-3 произведения – стихотворения о реках).
3. Закрепление изученного материала.
Географический диктант" Верно (+) -Неверно(-)"
1. Начало реки - это устье
2. Река со всеми притоками - речная система
3. Место, с которого появляется постоянное течение воды в русле - это исток
4. Самая низкая часть речной долины, по которой происходит сток воды - приток
5. Форма устья Волги - Дельта
Вставьте пропущенные слова:
6. Спокойное течение, извилистое русло, широкая долина, пригодная для судоходства - это ... река
7. Бурное течение, не образует больших извилин, узкая долина - это ... река
5.2 Самопроверка в парах
Ответы:
1. -
2. +
3. +
4. -
5. +
6. равнинная
7. горная
4. Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Чему научились? (Учащиеся высказывают свои мысли). Оценки, их комментирование.
Задание на дом. § 44. Выберите понравившуюся одну картинку, которую мы использовали на уроке и напишите сочинение-миниатюру по ней. Тему можно придумать свою собственную. Вы можете использовать как художественное, так и научное описание картинки. (Опережающее задание: подготовить картинки с изображением разного типа озер)
Рефлексия: уходя, поставьте на листе бумаги, который висит на доске, восклицательный знак напротив той мимики, которая вам сейчас больше подходит по состоянию души, выразив тем самым, понравился вам урок или нет.