Просмотр содержимого документа
«Урок географии для 6 класса по теме: "Атмосфера и ее строение"»
Урок географии в 6 классе «Атмосфера и её строение»
Цель: сформировать представление об атмосфере, её границах; составе и строении; роли в жизни Земли.
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Решаемая учебная проблема
Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле? Формы организации деятельности учащихся – парная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование: презентация, раздаточный материал – таблицы для самостоятельного заполнения
Ход урока
Организационный момент
И прежде, чем начать урок
Хочу сказать «Вас видеть рада я,
Глядеть в смышлёные глаза,
Ведь для меня награда!»
Гостей приветствовать хочу,
В душе надеясь честно,
Урок хотелось бы так провести,
Чтоб было интересно
Актуализация знаний.
Вспомните, какие существуют внешние оболочки Земли, какую мы уже изучили?(литосферу)
И мы изучили внутреннее строение Земли и узнали, что наша планета сделана прочно, на совесть. Теперь можно с облегчением оглянуться и посмотреть, что же ещё есть вокруг нас.
Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану, которого нет на карте.
-Задумывались ли вы когда-нибудь, почему существует жизнь на Земле?
-Почему она единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?
-Почему существует человечество?
-Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?
Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.
Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана. Какие это океаны?
Про них есть стихотворение А.Усачева.
« На нашей планете океанов – 4
Индийский - самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями,
Ледовитый все время спит подо льдами,
А Тихий, конечно вовсе не Тихий,
А буйный, глубокий и самый великий.»
Но еще есть и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая « купаетесь в нем». Догадались? Какой это океан? Мы живем на дне океана. Он, словно невидимое одеяло, окружает Землю и создает оболочку, которая называется… (атмосфера).
Определение темы и целей урока
Речь сегодня на уроке пойдет об АТМОСФЕРЕ.
Следовательно, тема нашего урока — "Атмосфера и ее строение".
Целеполагание.
Организация работы с понятием «атмосфера»
Что вы на данный момент уже знаете об атмосфере?
Какие задачи мы поставим перед собой на урок?
Что именно мы должны будем узнать об атмосфере?
На уроке ответим на вопросы:
Что называют атмосферой?
Из чего она состоит?
Строение атмосферы.
Значение атмосферы (Решаемые учебные проблемы
Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле?)
1) «Есть граница!» и «Безгранична!»;
2) «Атмосфера однородна» и «Атмосфера состоит из различных газов»;
3) «Атмосфера одинаковая по высоте» и «Атмосфера состоит из разных слоёв».
1 Что называют атмосферой
О том, как возникла атмосфера, сейчас расскажет ……
Нам уже известно, что Земля возникла из холодного газового облака, имеющего очень низкую температуру. При таких условиях из известных газов могли существовать только водород и гелий. Значит первичная атмосфера состояла из них.
Позже, в результате извержений вулканов, углекислый газ стал вытеснять водород и гелий.
С появлением на Земле растений, которые способны выделять кислород, количество углекислого газа в атмосфере уменьшилось.
Современный состав атмосферы сформировался около 2 млн. лет назад. Атмосфера - это воздух, состоящий из газов.
Вопросы по сообщению:
Какие газы первоначально входили в состав атмосферы?
Какие этапы развития прошла атмосфера?
Я немного дополню сообщение Вики. Атмосфера делает нашу планету единственной и неповторимой во всей Солнечной системе. Когда наша планета только образовалась, она походила на гигантскую лабораторию, в которой происходила кипучая работа по распределению вещества. Самые тяжёлые химические элементы опускались к центру Земли, а самые лёгкие поднимались к её поверхности. Постепенно Земля приобрела слоистое строение. Из тяжёлых химических элементов сформировался собственно земной шар, а из лёгких газов - атмосфера
Однако называться так газовая оболочка Земли стала позже.
В 1765г. М.В. Ломоносов открыл атмосферу Венеры и ввёл в научную терминологию термин «атмосфера». (Атмосфера возникла в результате выделения газов при вулканических извержениях) На её формирование впоследствии оказало влияние появление океанов и биосферы.
- Сравните воздух в лесу и в большом городе. Где дышится легче ? Почему ?
- Итак, воздух атмосферы – смесь газов, в которой находится твёрдые и жидкие частицы.
Сформулируйте и запишите определение понятия «атмосфера» (используя текст учебника)
Понятие определение Существенные признаки
Атмосфера = оболочка Земли + состоит из смеси газов
Мы ответили на первый пункт нашего плана
2. Состав атмосферы
Работа с учебником
Итак, переходим к изучению состава атмосферы. Что вы знаете по этому вопросу?
(Воздух – это смесь газов. Он состоит из кислорода, углекислого газа (возможно, кто-то из учащихся назовет и азот)
На несколько минут мы превратимся в химиков 17-18-го веков, изучающих этот вопрос.
- Определите состав воздуха
Давайте проанализируем рисунок
Из каких газов состоит атмосфера сегодня?
Какого газа больше?
Какова доля кислорода (1/5), азота (4/5)?
Задание 1. стр. 106. От теории к практике. Построение диаграммы
Работа в парах. ( кислород – 1 пара и т.д.) Ответить на вопрос:
Какие функции выполняют газы, которые входят в состав воздуха?
Функции газов атмосферы:
Кислород - для дыхания организмов, для горения.
Азот - участвует в питании растений, входит в состав белков и углеродов.
Углекислый газ - участвует в фотосинтезе, необходим для развития растений, утеплитель атмосферы.
Озон - поглощает ультрафиолетовое излучение.
Входящие в состав воздуха газы, в том числе водяной пар (воздух никогда не бывает абсолютно сухим) и твёрдые частицы удерживаются силой притяжения Земли и вращаются вместе с земным шаром.
Кислород
Воздух невидим, и как же мы докажем, что в нем есть кислород? (Если бы не было кислорода, не было бы ни дыхания, ни горения)
Как определить, какую часть воздуха занимает кислород? (Опыт). Вода в цилиндре поднялась на 1/5 часть. Сколько же % кислорода в воздухе? Верно, 20%, а точнее – 21%) и этого достаточно ( учебник стр. 101)
Углекислый газ
Как мы докажем, что в воздухе есть углекислый газ? (Живые существа выделяют его при дыхании; если бы его не было, у растений бы не было фотосинтеза) Как вы думаете, много ли углекислого газа в воздухе? (Мало) Почему? (Его поглощают растения) Верно, углекислого газа в воздухе очень мало, всего 0,03%. Как пополняются запасы углекислого газа, кроме дыхания? (Горение топлива и извержение вулканов)
На заре зарождения нашей планеты соотношение газов атмосферы было совсем иным. Углекислого газа было много, а кислорода не было совсем. Отчего же изменился состав атмосферы? (Появились живые существа, растения изменили состав атмосферы)
Углекислый газ, кроме участия в фотосинтезе, играет еще одну важную роль на Земле: вместе с водяным паром он сохраняет тепло в атмосфере ( парниковый эффект)
Азот
Итак, кислорода в атмосфере 21%, углекислого газа 0,03%, а какой же газ занимает большую часть атмосферы? Найдите информацию в учебнике на рис.80 (Азот, его 78%)
Азот в переводе значит «безжизненный». Ученый, который его обнаружил в атмосфере, посадил под колпак с азотом мышку, и она умерла. Почему умерла мышка? (Не было кислорода).
Примеси воздуха
А что же еще входит в состав атмосферы? Остается почти 1% каких-то газов. Найдите информацию в тексте учебника. (Это водяные пары и озон и др. )
Озон – это видоизмененный кислород
- Какую он играет роль? (Образует озоновый слой на высоте 20-30 км, этот озоновый экран защищает все живое от губительного излучения солнца (УЛЬТРАФИОЛЕТОВОГО излучения солнца, которое вызывает ожоги и рак)
Откуда берется озон в атмосфере? (Образуется из кислорода при грозе)
А какие твердые частички есть в воздухе? (Конечно, это и пыль, и споры растений, и пыльца, , сажа, вулканический пепел, соль от морских брызг Их называют твердыми примесями воздуха. Они играют свою роль вместе с водяным паром при образовании облаков).
Физкультминутка
Дыхательные упражнения.
«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую
свечу ( на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
Не погасла, попробуем еще раз.
« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули
( повторить 2-3 раза).
« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,
и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и
наклоняясь вперёд ( повторить 2-3 раза).
3. Строение атмосферы
Атмосферу составляют очень разные слои,
С высотою, кто не знает изменяются они.
Толщина воздушной оболочки немаленькая – приблизительно 1000 км. Почему приблизительно? С.102
По вопросу о строении атмосферы, ее слоях и их особенностях я предлагаю поработать самостоятельно в парах с текстом стр. 102 и рисунком 72 и через 5 минут доложить результат поиска ответа на вопросы, которые я вам раздам.
Атмосферные слои (работа в парах)Заполнение таблицы
На доске шкала высот, на партах белые листы с названием слоёв и фломастеры. Учащиеся с помощью рисунка в атласе определяют слои атмосферы и рисуют их характерные признаки.
Работа в парах по вопросам, используя слайд, рисунок и текст учебника . После 5-минутной подготовки переход к обсуждению, затем к самостоятельному заполнению таблиц с последующей их самопроверкой (слайд):
Строение атмосферы
Слои атмосферы
Верхняя граница (км)
Особенности воздуха
Наличие влаги и облаков
Особенности температуры
Тропосфера
8-10 или 16-18 км
Содержит 4/5 всего воздуха
Содержится почти вся влага и много облаков
С высотой понижается, достигая -550С
Стратосфера
55 км
Содержит разреженный воздух
Очень мало влаги, почти нет облаков
С высотой повышается, достигая 00С
Верхние слои атмосферы
Примерно 1000 км
Воздуха почти нет
Влаги и облаков нет
Температура с высотой понижается до -2700С
1-я группа:
-Как называется самый нижний слой атмосферы?
- Какова его толщина на полюсах и над экватором?
- Предположите, почему толщина этого слоя разная.
- Как определяют, где именно заканчивается этот слой?
- Почему этот слой называют фабрикой погоды?
- Нарисовать характерные признаки слоя
(Тропосфера; на полюсах 8-10 км, над экватором 16-18 км. Этот слой содержит 4/5 всего атмосферного воздуха, и температура в нем убывает с высотой, достигая у верхней границы -550С.
(Это тропосфера – нижний слой атмосферы. Доказательства того, что тропосфера – фабрика погоды: 1) Это самый нижний слой атмосферы, поэтому он отвечает за погоду на поверхности земли 2) Здесь сосредоточена вся влага атмосферы, поэтому здесь формируются облака и осадки. 3) Здесь происходит постоянное движение воздуха и образуется ветер, приносящий холодный или теплый воздух.)
2-я группа:
- Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы?
- На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя?
-В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте?
- Почему озоновый слой называют озоновым экраном? Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет?
- Есть ли в стратосфере такой же воздух, как у Земли?
- Нарисовать характерные признаки слоя
(Это стратосфера; нижняя граница от 8 до 18 км, в зависимости от положения над полюсами или экватором; верхняя граница – на высоте 55 км. Границы тропосферы установили по таким признакам: 1) в ней еще есть разреженный воздух 2) в ней есть очень мало водяного пара и облаков 3) в ней температура воздуха растет с высотой от -550 до 00.
(Озоновый экран расположен в нижней части стратосферы, на высоте 20-30 км. Он отражает от себя ультрафиолетовые лучи, поэтому называется защитным экраном. Выше озонового слоя все живые существа сгорают в ультрафиолетовом излучении)
3 группа:
- Как называются верхние слои атмосферы?
- Какие природные явления в них происходят?
- Нарисовать характерные признаки слоя
4-я группа
- Как называется наука о строении и свойствах земной атмосферы?
- Что такое метеорологические наблюдения?
- Как изучают верхние слои атмосферы?
А теперь будьте внимательны я вам задам вопросы::
где летают птицы?
где образуются облака и дождь?
где летают на воздушном шаре?
где живем мы с вами?
где образуется северное сияние?
(повесить на доске рисунки)
1) «Есть граница!» и «Безгранична!»;
2) «Атмосфера однородна» и «Атмосфера состоит из различных газов»;
3) «Атмосфера одинаковая по высоте» и «Атмосфера состоит из разных слоёв».
Опыт 1.Давайте проведём эксперимент: зажмите пальцами нос. А я буду считать. Долго смогли? Нет! Какой вывод можно сделать? –Воздух необходим для дыхания.
Опыт 2: Наденьте шапку и скажите, для чего она нужна? Для защиты.-Так атмосфера защищает землю от метеоритов; -для согревания и терморегуляции. Благодаря газообразной оболочке, поверхность Земли не нагревается днём и не остывает ночью так сильно, как поверхность Луны.
Опыт 3: Наденьте солнцезащитные очки, для чего вы это делаете? – Озоновый экран защищает человечество от избыточного ультрафиолетового излучения, большая доза которого губительна для организма. Итак, какое значение имеет атмосфера для жизни на Земле?
По рисунку расскажите о значении атмосферы на нашей планете. Почему на других планетах Солнечной системы нет жизни?
(-Защита от вредного солнечного и космического излучения;
-условие для жизни растений и животных;
-защита поверхности земли от перегрева и переохлаждения;
-условие для образования звуков, ветров, осадков;
-возможность выветривания твердых горных пород (образования на их месте песка, глины и почвы)
-защита от падения метеоритов
На других планетах нет такой атмосферы, нет воды и нет нормальных для жизни температур.)
Возвращаемся к нашей проблеме. Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле?(Атмосферу можно назвать оболочкой жизни. Как вы думаете почему?)
Вывод: наша жизнь, каждого из нас зависит от атмосферы и ее состава.
Какие функции выполняет атмосфера?
1. Источник воздуха.
2. Предохраняет землю от метеоритов.
3. Защищает от ультрафиолетового излучения.
4.Поддерживает температуру днем и ночью (днем сильно не нагревается, а ночью быстро не остывает).
Как человек влияет на атмосферу?
А что происходит с атмосферой сейчас?
Что с ней может произойти в будущем?
А возможно нам понадобиться другая планета для проживания, можем ли мы воспользоваться планетой Марс? Что нам необходимо сделать?
Создать условия для формирования необходимого нам состава атмосферы.
Выводы: надо каждому из нас бережно относиться к атмосфере.
В книге шведской писательницы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» рассказывается о глупом Тролле, который решил : « Построю дом ближе к солнцу – пусть оно меня и греет. И принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть лине до самых туч. «Вот теперь, пожалуй хватит !»- сказал Тролль. Теперь я построю дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с Солнцем не замерзну». И Тролль полез на гору. Только , что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины. «Ну, - думает,- отсюда до Солнца рукой подать». А у самого зуб на зуб не попадает. Тролль был упрямый: если уж ему в голову что западает – ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом – и построил. Солнце как будто бы близко, всё равно до костей пробирает. Так этот глупый Тролль и замёрз».
«И почему это? — думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. — Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?»
Вопросы после прочтения:
- В какой земной оболочке он строил дом?
- О каком слое атмосферы идёт речь?
- Почему замёрз глупый тролль? Что происходит с температурой с высотой и почему ?
На следующем уроке мы узнаем, на какой высоте нужно строить дом, чтобы температура не опускалась ниже нуля градусов
2) Выпишите буквы, соответствующие свойствам воздуха.
А. Прозрачность Б. Текучесть В. Отсутствие запаха Г. Плохая теплопроводность
Д. Отсутствие вкуса.
Е. Постоянная форма Ж. Газообразное тело З. Отсутствие постоянной формы И. Бесцветен
3) Для измерения температуры воздуха используют:
а) термометр; б) барометр; в) манометр.
Напишите ответы рядом с вопросом
Какого газа в воздухе больше всего?
Какой газ воздуха нужен для фотосинтеза?
Какой газ воздуха нужен для горения, гниения и дыхания?
Как называется слой атмосферы, где живем мы с вами?
Рефлексия.
Подведите итоги сегодняшнего урока. Все ли цели урока достигнуты?
Мне интересно было узнать…
Для меня тема урока важна, потому что…
После урока я хочу разобраться в…
Домашнее задание. Параграф
Составить синквейн
Существительное
Прилагательное, прилагательное
Глагол, глагол, глагол
Фраза
Существительное
Атмосфера
Лёгкая, верхняя
Окружает, защищает, заполняет
Воздушный слой Земли
Оболочка
Слой снегов, дождей и ветров –
Тропос – значит, он живой
Восемнадцать километров
Тропосферы – первый слой
Есть здесь всё, но в большей мере –
Кислород, азот, озон,
В малых дозах – йод и гелий,
Водород, неон, радон.
Выше в небо – стратосфера, очень даже важный слой,
Радиацию во-первых ,
Поглащает он собой.
Даль в небо – мезосфера,
Этот слой совсем иной:
Слой ионного влиянья,
Метеоров и комет,
Слой полярного сиянья,
Спутников, ещё ракет.
Экзосфера! Мы в полёте,
Новый слой должны узнать.
И летим на звездолёте
Тайны мира открывать.
Чтоб друг к другу во Вселенной
Мы могли потом летать,
Я скажу вам несомненно,
Атмосферу нужно знать.
1-я группа:
-Как называется самый нижний слой атмосферы?
- Какова его толщина на полюсах и над экватором?
- Предположите, почему толщина этого слоя разная.
- Как определяют, где именно заканчивается этот слой?
- Почему этот слой называют фабрикой погоды?
- Нарисовать характерные признаки слоя
2-я группа:
- Как называется второй (от поверхности земли) слой атмосферы?
- На какой высоте находятся верхняя и нижняя границы этого слоя?
-В каком слое атмосферы располагается слой озона? На какой высоте?
- Почему озоновый слой называют озоновым экраном? Почему ниже этого слоя можно встретить признаки живых существ – споры, пыльцу, микроорганизмы – а выше него признаков жизни нет?
- Есть ли в стратосфере такой же воздух, как у Земли?
- Нарисовать характерные признаки слоя
3 - группа
- Как называются верхние слои атмосферы?
- Какие природные явления в них происходят?
- Есть ли воздух?
- Нарисовать характерные признаки слоя
4-я группа
- Как называется наука о строении и свойствах земной атмосферы?
- Что такое метеорологические наблюдения?
- Как изучают верхние слои атмосферы?
Что нагревается сильнее – поверхность земли или воздух? В каком слое атмосферы температура с высотой понижается? Почему? Что происходит с температурой воздуха в следующем слое атмосферы? Почему это происходит? (Для ответа на вопрос вспомните, что часть солнечного света проходит сквозь атмосферу, а часть отражается от облаков – см. рис. 83 на стр. 91) Почему в самых верхних слоях атмосферы стоит космический холод – температура ниже 2700? (В тропосфере температура с высотой понижается, так как солнце нагревает землю сильнее, чем воздух, и чем ближе к земле, тем воздух от земли прогревается сильнее. Выше тропосферы, в стратосфере, становится теплее, потому что часть солнечных лучей отражается от плотного воздуха тропосферы и от озонового экрана; эти лучи и нагревают разреженный воздух стратосферы. На большой высоте воздуха практически нет, там вакуум, а он не способен поглощать солнечные лучи и нагреваться ими.)