kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии для 6 класса "Движение земной коры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала по теме: "Движение земной коры"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии для 6 класса "Движение земной коры"»

Конспект урока «Движение земной коры» 6 класс

Тип урока

Урок освоения новых знаний

Тема урока

Движение земной коры

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся знаний о видах движения земной коры, умений выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма, устанавливать с помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле

Задачи урока

формирование у учащихся понятия о видах движения земной коры, применение знаний в практической деятельности; формирование умений работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Оборудование


Зрительный ряд: ИКТ- презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, атласы, карточки с заданиями

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, индивидуальная.

Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. «География» 6 класс ООО «Русское слово» - учебник, 2018г. (ФГОС. Инновационная школа)

Н.В. Болотникова «Методические рекомендации к учебнику Е.М.Домогацких,Н.И.Алексеевского География 6 класс» ООО «Русское слово» - 2014г (ФГОС. Инновационная школа)

«География Пензенской области» 8-9 классы: метод рекомендации к изучению модуля / под ред. О.Н.Пономаревой, М.С.Домкиной.-Пенза: ГАОУ ДПО ИРР ПО, 2014 г.


Планируемые образовательные результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД:

- давать определение терминов, понятий по тематике урока;

-описывать виды движения земной коры;

-объяснять причины и следствия движения земной коры;

-устанавливать взаимосвязь между сейсмическими поясами и районами распространения землетрясений и вулканизма


Познавательные УУД:

- развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

- уметь формулировать выводы, определять понятия

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

-выдвигать гипотезы;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД:

-излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

-слушать и понимать речь других;

-организовывать работу в паре самостоятельно определять цели, задавать вопросы, вырабатывать решения;

- формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

- Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него

-Сформированность учебно-познавательного интереса к изучению географии

-Понимание роли движений земной коры в формировании рельефа и жизни человека

-Принятие правил поведения при протекании стихийных бедствий в литосфере



Основные понятия: землетрясение, вулкан, гейзер, эпицентр землетрясения, очаг землетрясения, сейсмология, сейсмограф, очаг магмы, жерло, лава, кратер

Ход урока

  1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

Встали тихо, замолчали.

Всё что нужно, вы достали.

Мы урок начнём сейчас, интересен он для нас.

Слушаем внимательно, поймём все обязательно.

Давайте проверим, готовы ли вы к уроку!

Т - тетрадь

Р - ручка

У- учебник

Д – дневник!

Молодцы! Вы готовы! Начинаем урок!


2. Мотивация к учебной деятельности учащихся

Послушайте эпиграф к уроку:

«Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок дает нам природа» ( географ, путешественник Владимир Афанасьевич Обручев)

- Вы согласны с тем, что природа полна тайн и загадок?

- Готовы ли вы к новым открытиям?

3.Актуализация знаний и пробное учебное действие

-Замечательно. На пути к новым открытиям нам очень пригодится багаж уже имеющихся знаний. Давайте вспомним материал предыдущих уроков.

1. Фронтальный опрос

-Какую оболочку мы сейчас изучаем?

(Литосферу)

-Что называется литосферой? …


Литосферу изучать очень интересно,

Нам открытий предстоит много неизвестных!

Мы готовы постигать все ее секреты,

На все сложные вопросы находить ответы!


-Какие знания о литосфере уже перестали быть для вас загадкой? Вспомним, что вы узнали о литосфере на предыдущих уроках.

Я начну предложение, а вы должны его закончить.

… в центре Земли находится……… ядро

… температура мантии …………2000о С?

…мощность океанической земной коры………. 5-10 км

…температура ядра …………6000о С?

…Материковая земная кора состоит из … (трех) слоев. Перечислить каких (осадочный, гранитный, базальтовый)

…Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)


2. Игра «Четвертый лишний» Какая горная порода является «лишней» в предложенном списке?

1. Известняк , песок, гранит, глина

(Гранит-горная порода магматического происхождения, остальные-осадочные)

2.Гранит, мрамор, базальт, пемза

(Из перечисленных горных пород только мрамор относится к метаморфическим, все остальные -магматические)

3.Кварц, полевой шпат, базальт, слюда

(кварц, полевой шпат и слюду объединяет то, что это минералы, входящие в состав гранита, поэтому «лишний»-базальт)

4. Кварцит, гнейс, известняк, мрамор

(Известняк- порода осадочного происхождения, остальные - метаморфического)


Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли.


Посетим один из залов фотогалереи «Загадки литосферы» На ней представлены фотографии с разных уголков нашей планеты.


Информация из учебника стр.73-74


1) На Скандинавском полуострове в настоящее время можно увидеть склоны гор, изъеденные морским прибоем на такой большой высоте, куда волны не доходят.

Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания древних кораблей у самой воды. Сейчас причальные кольца находятся не у самой кромки воды. Теперь от поверхности воды до этих колец более 10 м.

Как вы думаете почему? (Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась).

эти территории испытали в прошлом или продолжают испытывать в настоящее время поднятия, из-за чего оказались выше уровня моря)


1) На дне Средиземного моря аквалангисты нашли развалины древнего города

2) Население Нидерландов вот уже несколько веков вынуждено защищать обжитые земли от постепенно наступающего моря. Высокие дамбы и плотины протянулись вдоль берега моря на многие сотни километров.

3) Венеция, один из красивейших городов мира, медленно поглощается водами моря, на берегу которого он находится

-Ребята, что объединяет эти фотографии?(на них изображены территории, которые, наоборот, испытывают опускание, что приводит к затоплению обширных участков ниже уровня моря)

-Как можно объяснить подобные явления?

-(В результате обсуждения дети приходят к заключению, что одни территории испытывают поднятия, а другие, напротив, могут опускаться)

- Какой вывод можно сделать на основании этих примеров? (Земная кора движется)


4. Выявление места и причины затруднения


-Земная кора всегда для человека считалась символом устойчивости, незыблемости. Но даже она приходит в движение.

-Как вы думаете, почему движется земная кора? Можете ли вы объяснить это явление?

- Почему?

(Дети отмечают, что им не хватает знаний)

5. Построение проекта выхода из затруднения


-Как вы думаете, какова тема нашего урока? («Движение земной коры»)

− Сформулируйте цель вашей дальнейшей деятельности.

(Возможные формулировки целей:

мы должны выяснить, какие бывают виды движений земной коры, выяснить причины и следствия движения земной коры )


6. Реализация построенного проекта


Мы выяснили, что земная кора где-то медленно поднимается, где-то может опускаться. Такие движения земной коры называют медленными или вековыми. Т.е. для земной коры характерны постоянные поднятия и опускания.


Информация из учебника стр. 74-75. Показ окаменевших раковин

Пример про Пензенскую область


-Назовите движения земной коры, характерные для нашей местности. По каким признакам это можно установить?

1. На территории Пензенской области встречаются окаменелости - остатки древних белемнитов. Их современные родственники-кальмары, каракатицы, осьминоги. В переводе с греческого «белемнон»-«наконечник копья». «Чертов палец» очень часто находят на берегу реки Суры. Внушительные размеры имели аммониты. Некоторые достигали более 0,5 м в длину и весили свыше 3 кг). Объясните, как останки древних моллюсков оказались на территории нашего края?


Какие же силы приводят земную кору в движение?(Учащиеся высказывают свои предположения) Предлагаю вам найти ответ на этот вопрос на стр. 74 учебника и проверить свои предположения.

Учащиеся работают с текстом на стр. 74учебника (рубрика Давайте запомним)


Схема на доске, характеризующая причинно –следственные связи явления:

-В каком направлении происходят описанные нами движения? (вертикальном)

-Почему мы не замечаем вертикальных движений? (Они происходят медленно)

-Если есть вертикальные движения земной коры, могут ли быть горизонтальные?

-К каким последствиям приводят вековые, или медленные движения земной коры на поверхности Земли? (наступление моря)

(В процессе обсуждения, опираясь на примеры, дети к приходят к выводу, что в результате вековых движений земной коры на поверхности Земли сухопутные условия сменяются морскими, и наоборот)


Заполнение схемы

-Если есть медленные движения земной коры, могут ли быть быстрые?(Ответы учащихся)


Создание педагогической проблемной ситуации, используя мотивационный прием “Яркое пятно”. Зачитывается отрывок из дневника американского

журналиста:

27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные...Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня.

Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вокруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.


«Мозговой штурм».

Вопросы для обсуждения:

Кто догадался, о чем речь в этом отрывке?

Что мы знаем о землетрясениях? (ответы детей). Что в тексте вас навело на эту мысль? (земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).

Постоянно из сообщений по радио и телевидения мы узнаем о катастрофических движениях земной коры. И землетрясение - один из самых опасных результатов таких движений. Как же происходит землетрясение?

Как вы думаете кто такие сейсмологи? (ученые, изучающие движение земной коры). Наука… Прибор…

Наука, изучающая землетрясения, называют сейсмологией, а специальный измерительный прибор, который измеряет колебаний земной коры, называют сейсмографом

Класс делится на группы:

1 группа – «Теоретики»–они рассказывают о причинах возникновения землетрясений, используя приготовленные справочники и энциклопедии.

План выступления:

1.Что такое землетрясение

2.Причины возникновения

Землетрясение – подземные толчки и колебания поверхности Земли, к которым приводит разрыв в толще земной коры горных пород. Это очень опасное природное явление, в результате которого может в очень короткое время измениться рельеф местности, образоваться резкие обрывы в земной коре и разрушаться целые города. Земная кора состоит из плит, которые постоянно двигаются. При их столкновении возникают подземные толчки – землетрясения.


2 группа –«Практики»–они изучали землетрясения на местности, и расскажут о том, как они происходят, используя текст учебника, схему “Землетрясения”, вопросы с заданиями:

1.Как происходит землетрясение?

2.Объясните, почему землетрясения называют катастрофическими бедствиями?


Найдите ответ на данный вопрос на с.76-77


Литосферные плиты движутся в разных направлениях, что приводит к их столкновению, расхождению и скольжению. Эти процессы сопровождаются сильными землетрясениями. При быстрых движениях в течение нескольких секунд одни участки земной коры опускаются, а другие поднимаются.

В земной коре или в верхнем слое мантии на глубине до десятков метров внезапно происходит разрыв и смещение горных пород. Возникает очаг землетрясения, откуда, сотрясая толщи горных пород, во все стороны распространяются колебания.

(Работа по схеме «Очаг и эпицентр землетрясения» рис.48, с.76 учебника)


«На глубине земных пластов – смещение,
Взрыв произошел: очаг землетрясение.
И от него сейсмические волны
Распространились с быстротой огромной.
Над очагом отмечен эпицентр -
Волна смела здесь все в один момент.
Разрушены дороги и строения,
Погибли люди от землетрясения».

Место в земной коре, где возник разрыв горных пород, называют очагом землетрясения. От очага колебания земной коры распространяются во все стороны как волны: чем дальше от очага, тем слабее толчки.

Место, расположенное над очагом на поверхности Земли, называют эпицентром землетрясенияЭпицентр – самое опасное место во время землетрясения, потому что здесь наблюдаются самые большие толчки.

Для того, чтобы оценить, насколько разрушительным будет землетрясение, ученые разработали 12-балльную шкалу оценки силы землетрясения.

Давайте попробуем ее проанализировать.

Шкала землетрясений

- Силу землетрясения оценивают по 12-бальной шкале Рихтера, каждый балл характеризует размер и степень землетрясения. Катастрофические землетрясения бывают редко-в среднем один раз в год, сильных землетрясений наблюдается ежегодно до десяти, разрушительных толчков- до ста, сотрясений, вызывающих повреждения каменных зданий-до тысячи, сотрясений, не вызывающих повреждений-до десяти тысяч, а слабых толчков, записываемых специальными приборами, до ста тысяч в год.


(Демонстрируется видео землетрясений различной силы)


-Специалисты могут определить не только силу землетрясения, но и место его расположения. Мы тоже попробуем это сделать. Поможет нам в этом карта строения земной коры. Сопоставим карту строения земной коры и карту землетрясений. Сделайте вывод, где чаще всего происходят землетрясения, используя учебник стр. 78-79.

Чаще всего землетрясения возникают на границах литосферных плит - в горных районах и океанах. Большинство их проходит в характерных районах планеты. Называют их сейсмическими поясами. Самые крупные проходят вдоль побережья Тихого океана и по цепочке высоких гор Евразии - Альп и Гималаев.(рис. 50, стр.70 учебника.) Это Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский пояс. Тихоокеанский буквально опоясывает со всех сторон Тихий океан.

-Проанализируйте карту, назовите территории, наиболее сейсмоопасные в нашей стране. (Кавказские горы, Алтай, Саяны, Камчатка, Курильские острова)

В мире каждый год происходит около миллиона землетрясений, однако их подавляющее большинство не замечает никто, кроме специалистов, вооруженных соответствующей аппаратурой – настолько они незначительны.

Определите силу землетрясений, используя шкалу землетрясений по имеющимся описаниям:

  1. Во время Гоби-Алтайского землетрясения1957 года наблюдались сдвиги до 9м, возникали своеобразные «волны» высотой до 10 м и гигантские зоны трещин и деформаций протяженностью почти 900 км. Вдоль этой зоны шириной в сотни метров образовались провалы, зияющие трещины до 20 м. Разрушились все сооружения (катастрофическое, 12 баллов)


2.В 1899 году по Тихоокеанскому побережью Аляски прокатилось сильнейшее землетрясение. В некоторых местах морское дно поднялось на десять-пятнадцать метров, берег выдвинулся далеко в океан. А в других районах береговая полоса ушла под воду, море залило сушу на многие километры, затопило леса… (11 баллов)


3.Вечер 4 марта 1977 года запомнило немало жителей нашей столицы: во многих домах в одно и то же мгновение закачались люстры, зазвенела в шкафах посуда, качнулись стены. В высотных домах двигалась даже мебель. Позже москвичи узнали, что это были отголоски далекого Бухарестского землетрясения.(4-5 баллов)


3 группа – «Очевидцы» - землетрясения. Они расскажут о том, как необходимо себя вести во время чрезвычайных ситуаций.

Что нужно делать при землетрясении?

Для того, чтобы избежать травм, а тем более гибели, во время землетрясения рекомендуется принимать следующие меры предосторожности.

1. При первых же толчках следует как можно быстрее покинуть здание и по возможности отойти от него на некоторое расстояние. Во время спуска нельзя пользоваться лифтом!

2. Выходя из дома, нужно перекрыть газ и водопровод, выключить электричество.

3. Если вы не успеваете покинуть здание, следует отойти от наружной стены, выбрав место подальше от окон, зеркал и других стеклянных предметов, а также навесных полок и громоздкой мебели. Лучше всего спрятаться под прочным столом или кроватью. При не слишком сильных толчках безопаснее всего находиться в дверном проеме.

4. Если на момент землетрясения вы едете в автомобиле, необходимо остановиться и выйти из салона, выбрав для этого по возможности место, удаленное от домов, высоких деревьев, мостов, виадуков и др.
5. В приморской зоне следует постараться отойти как можно дальше от берега, опасаясь возникновения цунами.

Физкультминутка

Мы отправились в поход (1,2,3- шаги на месте)

Посмотреть, кто как живёт? (шаги на месте)

Впереди у нас овраг

Перепрыгнули – вот так! (прыжок на месте)

Переплыли Ниагару (движения руками)

Посмотрели на Сахару (повороты головы)

И отправились домой (шаги на месте)

Вот какой он, шар Земной! (руками большой круг)

Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.


Вулканизм

- Мы продолжаем знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими, вам предстоит узнать из четверостишия .

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера ей очень нужен

Если проход на поверхность не дан,

Значит, проснулся грозный…(Вулкан)


С движениями вещества в недрах Земли связано красивое, но грозное явление – вулканизм


1. Представление древних людей о вулканах.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем сообщение и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления (Сообщение учащегося). Слайд

-Что такое вулкан? Как образуются вулканы? Каково строение вулкана? Какие типы вулканов бывают?


Постарайтесь ответить на эти вопросы, посмотрев видеофрагмент.

(Просмотр видеофрагмента)


Как вы думаете, в каких случаях будет происходить извержение вулкана? (там, где трещина в земной коре достигает верхнего слоя мантии, там давление уменьшается, вещество мантии плавится, насыщается парами, газами и огненно – жидкая масса с температурой более 1000 градусов устремляется вверх).

Где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? ( на дне океанов, т.к. там тонкая земная кора). Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова.


Что такое вулкан? (Вулкан - конусообразная гора, образованная застывшей лавой.)


Как образуются вулканы? Слайд

У верхней границы мантии, где давление меньше, чем на больших глубинах, местами вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Расплавленная жидкая магма с такой силой давит снизу на тектоническую плиту, что она начинает трескаться, давление уменьшается. По трещинам и разломам магма устремляется вверх, проплавляя горную породу .

Магма, насыщенная газами, как бы вскипает, превращаясь в огненно-жидкую массу, устремляется вверх, расширяя трещину, изливается на поверхность.

Каково строение вулкана?

  • Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана. Жерло проходит в центре вулкана, по нему расплавленная магма изливается из вулкана наружу через кратер

На вершине вулкана образуется – кратер- отверстие, из которого выливается лава, выбрасываются вулканические бомбы (камни), газы и пепел... Газ, который вырывается в атмосферу, - ядовитый. В его парах можно задохнуться. Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми

  • Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана. Конус нарастает постепенно . Выливается первый слой лавы и застывает, по нему выливается второй слой и.т.д. И получается слоистый конус.

Давайте дадим определение таким понятиям как : 

  • Очаг магмы – место на глубине, где плавится магма.

  • Жерло – канал внутри вулкана, через который магма поднимается из очагов вулкана к кратеру.

  • Лава – это огненно – жидкий, преимущественно силикатный расплав, изливающийся во время вулканических извержений на земную поверхность.

  • Кратер – это чашеобразные или воронковидные углубления, образующиеся на поверхности Земли.



Какие типы вулканов бывают?

Типы вулканов


По своей активности вулканы делятся на 3 группы: Действующие, потухшие, уснувшие



Работа в технологической карте урока


(Вулкан - конусообразная гора, образованная застывшей лавой.)


Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

А сейчас я предлагаю вам стать непосредственными свидетелями этого грозного природного явления.

(просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".)

Немые свидетели вулканической деятельности.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи. Момент извержения вулкана изобразил на своей картине «Последний день Помпеи» К. Брюллов

Слайд

Карина подготовила интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов. Слайд

Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

Работа с учебником:

  1. По карте в учебнике стр. 79, рис. 50 найдите зоны распространения вулканов.

  2. В каких частях света их больше всего? (Америка, Африка, Европа, Азия)

    • Как зоны вулканизма показаны на карте? (красными точками).

    • На карте полушарий и физической карте мира найдите условное обозначение вулкана? (дети называют «звездочку», сокращение «влк.» и

Практическая работа № Нанесение на контурную карту вулканов

Задание. Найдите вулканы на физической карте мира и нанесите условными знаками на контурную карту. Подпишите названия данных географических объектов. Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау , влк. Килиманджаро

Найдите и назовите несколько крупных вулканов (работа с атласами.) Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены. Название объектов пишут вдоль параллелей.

.Продлите цепочку: (у доски)

Мантия – магма - …

Очаг магмы - … - кратер



Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога. Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов

(о мужественных людях, изучающих это грозное явление – вулканологах)

« Мы вулкана сыны…
Кратер гремит маня.
Выведать мы должны
Тайны бога огня.
Шлак под ногами горяч,
Бомбы дымят вокруг.
В гору шаги тяжелы,
По каскам лапиллей град.
Упрямы, упрямы и злы,
Лезем мы прямо в ад.
Едок сернистый газ –
Стиснув зубы, держись!
Жизнь нам даётся раз,
Ставим на карту жизнь!..

Рассмотрим еще одно природное явление – такое как гейзер. 

В областях действующих и потухших вулканов подземные воды нагреваются и могут выходить на поверхность в виде горячих источников.

Есть один полярный остров,
Он внутри, как самовар
Там из расщелин в скалах острых
Со свистом вылетает пар
И в тот не сунешься поток
Водичка, словно кипяток.
(остров Исландия)

Гейзер – это горячий источник, извергающийся через приблизительно равные промежутки времени. Во время извержения над поверхностью земли вздымаются фонтаны кипятка. Это событие сопровождается выделением клубов пара и громким шумом. Высота некоторых водяных столбов достигает 80 метров, другие выбрасывают жидкость на небольшое расстояние, а третьи сравнимы с лужами, заполненными кипящей водой.

Название пришло из Исландии от Большого Гейзера. В 1918 г. деятельность этого гейзера прекратилась, превратившись в нарицательное – в переводе гейзер – «горячий».

В романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта» есть такая сцена. Гленарван и его спутники во время путешествия по Новой Зеландии попали как – то в тяжёлое положение. Окружённые маори, они не могли даже что–нибудь сварить себе: не было дров. Тогда изобретательный географ Жак Паганель посоветовал «закопать папоротник и батат прямо в землю. Действительно, температура верхнего слоя земли была очень высока. Путешественники последовали совету Паганеля и вскоре уже ели печёные папоротник и батат – сладкий картофель.

Отопление домов, теплиц.

Вполне возможно, что в вулканических районах люди использовали тепло Земли таким же образом, как и герои Жюля Верна.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

Вулканологи, проникая в тайны огнедышащих гор, доказали, что все оболочки земли за миллиарды лет образовались из продуктов вулканической деятельности.

Проблемный вопрос: В чем положительные моменты вулканизма? (рассуждения учащихся)

Выводы учащихся:

  1. Через 1-2 года пепел превращается в плодородный слой земли и повышает урожайность сельскохозяйственных культур;

  2. Лавовые потоки легко выветриваются и через несколько лет на них возделывают тропические фрукты.

  3. Вулканы – поставщики горных пород и минералов: соды, туфа, гранита, драгоценных металлов.

  4. Здесь располагаются минеральные и термальные источники.

-Ну что ж, ребята, вот и подходит к концу наше путешествие


7. Включение в систему знаний и повторение


(составить схему «Движение земной коры» из мозаики, крепится на доске)


1. Вековые движения идут со скоростью:

О) несколько сантиметров в год

В) несколько метров в год

Г) несколько километров в год

З) правильно все перечисленное

2. Место на земной поверхности, находящееся над очагом землетрясения, называется

А) очаг землетрясения

Т) эпицентр землетрясения

Б) центр города

Д) поверхность Земли

3. Наука, изучающая землетрясения, называется

Л) сейсмология

А) вулканология

К) минералогия

Г) геология

4. Оцените силу землетрясения по его описанию: «Ощущается только очень чуткими домашними животными и некоторыми людьми в верхних этажах здания»

Р) Сильное

О)разрушительное

И) слабое

Д) опустошительное

5. Землетрясения связаны

У) с процессами, происходящими на поверхности Земли

Р) с хозяйственной деятельностью человека

Ч) со смещением горных пород внутри Земли

6. Максимальная сила землетрясения -

З) 10 баллов

Е) 21 балл

Н) 12 баллов

Т) 20 баллов

7. Сейсмические пояса-

Л) Территории с медленным опусканием земной коры

М) Территории, испытывающие медленные поднятия

О) Территории, в пределах которых происходит большинство землетрясений

А) Территории, где не наблюдаются движения земной коры

Учитель: Для того, чтобы проверить, как вы выполнили тестовую работу и поняли сегодняшнюю тему, из букв в строке ответов сложите полученное слово. (Если тест выполнен верно, из букв сложится слово «Отлично»)

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

О

Т

Л

И

Ч

Н

О


8. Рефлексия (подведение итогов занятия)


Какова была ваша учебная задача?

- Чему вы научились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

-Какие затруднения у вас возникли?

-Дайте анализ своей деятельности на уроке.

Упражнение «На какой я ступеньке»:


9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Параграф 12, ответить на вопросы, стр. 81


Составить кроссворд на выбор «Землетрясения», «Вулканы»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок географии для 6 класса "Движение земной коры"

Автор: Мещерякова Ольга Владимировна

Дата: 17.01.2022

Номер свидетельства: 598043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Урок по географии на тему: « Движение земной коры. Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»"
    ["seo_title"] => string(115) "urok-po-ghieoghrafii-na-tiemu-dvizhieniie-ziemnoi-kory-ziemlietriasieniia-vulkany-ghoriachiie-istochniki-ghieiziery"
    ["file_id"] => string(6) "264295"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449679716"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Модульный урок в 6 классе "Движение земной коры" "
    ["seo_title"] => string(51) "modul-nyi-urok-v-6-klassie-dvizhieniie-ziemnoi-kory"
    ["file_id"] => string(6) "119440"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413430538"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "урок на тему: "Движение земной коры" "
    ["seo_title"] => string(38) "urok-na-tiemu-dvizhieniie-ziemnoi-kory"
    ["file_id"] => string(6) "139852"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417802640"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по географии в 6 классе "Движения земной коры""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_v_6_klassie_dvizhieniia_ziemnoi_kory"
    ["file_id"] => string(6) "407031"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491428511"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Движение земной коры. Землетрясения. Вулканизм. "
    ["seo_title"] => string(53) "dvizhieniie-ziemnoi-kory-ziemlietriasieniia-vulkanizm"
    ["file_id"] => string(6) "148775"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419847305"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства