Конспект урока по географии в 6 классе "Движения земной коры"
Конспект урока по географии в 6 классе "Движения земной коры"
Движение земной коры.
Цель урока:
Образовательная: сформировать знания о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; способствовать формированию понятий: «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр» землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», "жерло" вулкана, "действующий вулкан" и "потухший вулкан", "гейзер"; составить научный прогноз изменения рельефа через сто, тысячу, миллион лет.
Развивающая: продолжить формирование приёма определения географического положения объекта
и обозначение его на контурной карте; продолжить обучение работе с различными
источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и
существенное из текста, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы в группах
по поиску, предъявлению и обобщению информации, организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах;
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к предмету,содействовать формированию географического мышления и географической культуры.
Учебно-наглядный комплекс: Ноутбук, экран, политическая карта мира, карта Великобритании, атласы
Форма организации: фронтальная, индивидуальная (карточки)
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, листы-задания для групп, карты «Современные вертикальные движения, атлас, учебник
Образовательная: сформировать знания о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; способствовать формированию понятий: «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр» землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», "жерло" вулкана, "действующий вулкан" и "потухший вулкан", "гейзер"; составить научный прогноз изменения рельефа через сто, тысячу, миллион лет.
Развивающая: продолжить формирование приёма определения географического положения объекта
и обозначение его на контурной карте; продолжить обучение работе с различными
источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и
существенное из текста, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы в группах
по поиску, предъявлению и обобщению информации, организовывать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах;
Воспитательная: способствовать воспитанию интереса к предмету,содействовать формированию географического мышления и географической культуры.
Учебно-наглядный комплекс: Ноутбук, экран, политическая карта мира, карта Великобритании, атласы
Форма организации: фронтальная, индивидуальная (карточки)
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, листы-задания для групп, карты «Современные вертикальные движения, атлас, учебник
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по географии в 6 классе "Движения земной коры"»
Урок географии в 6 классе (по ФГОС).
Учебник: Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевский, «Русское слово», 2013 г.
Движение земной коры.
Цель урока: сформировать представление о видах движений в земной коре, о медленных колебаниях в земной коре и о землетрясениях.
Задачи:
- обучающие: сформировать знания о причинах и формах проявления разных видов движений в земной коре; способствовать формированию понятий: «медленные вертикальные и горизонтальные движения», «очаг», «эпицентр» землетрясения, «сейсмические пояса Земли», «кратер», "жерло" вулкана, "действующий вулкан" и "потухший вулкан", "гейзер";
Составить научный прогноз изменения рельефа через сто, тысячу, миллион лет.
- развивающие: продолжить формирование приёма определения географического положения объекта и обозначение его на контурной карте; продолжить обучение работе с различными источниками географической информации; способствовать развитию умения отбирать главное и существенное из текста,развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, работы в группах по поиску, предъявлению и обобщению информации
- воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира; содействовать формированию географического мышления и географической культуры.
Формировать УУД:
Личностные:
-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками нахождения,
- использования и презентации географической информации;
Познавательные:
-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;
Регулятивные:
-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах;
-осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (рабочие листы к уроку, листы-задания для групп, карты «Современные вертикальные движения»).
Тип урока: изучение нового материала.
План урока:
Этапы
Содержание
Формы и методы
Технологии
1. Актуализация знаний
Приветствие. Раскрытие общей цели урока.
Вступительное слово учителя. Беседа.
Компьютерные технологии
2. Изучение нового материала
Работа в группах.
Выявление общих причин, видов движений земной коры.
Обсуждение процессов землетрясений, медленных движений, их причин, следствий, районов распространения.
Научный прогноз изменения рельефа (модель будущего рельефа).
Работа со схемой.
Беседа.
Заполнение таблицы.
Работа с тексом учебника, с картой.
Работа в группах с раздаточным материалом, картами.
Возвращение к целям урока. Выявление успешности овладения содержания урока.
Заполнение таблиц. Беседа. Фронтальный опрос.
Компьютерные технологии. Технология критического мышления
Ход урока:
1. Актуализация знаний:
Наша планета прекрасна и богата разнообразными удивительными природными явлениями. Многие из них связаны с особенностями внутреннего строения Земли.
Задание: прочитайте текст в учебнике на стр.73
Беседа по тексту: Туристам, приезжающим на норвежское побережье Скандинавии, гиды показывают железные кольца, которые находятся высоко над поверхностью моря. Много столетий тому назад они служили викингам для привязывания драккаров (древних кораблей) у самой воды. Почему причальные кольца для лодок находятся не у самой кромки воды? (Земная поверхность на побережье Норвегии поднялась). А вот на противоположном берегу Северного моря жители Нидерландов (на карте!) все время вынуждены бороться с морем, которое наступает и наступает на их поля. В чем же дело, почему так происходит в природе?
Т.е. земная кора движется. Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Движение земной коры. (Учащиеся записывают тему урока в свои тетради.)
2. Изучение нового материала.
2.1. Какова общая причина движений земной коры? Вот мнение великого русского учёного М. В. Ломоносова:
«Наружного огня сила, простирающая только по некоторому расстоянию земной поверхности в сравнении подземному жару, за ничто почестья может. …Чем возвышены великие хребты Кавказские, Таврийские, Кордильерские, Пиренейские и другие самые главные горы…? Чем вырыты ужасной и не досягаемой глубины пучины морские, конечно не дождями и не бурями, кои во глубину мало весьма действуют. Есть в сердце земном иное несоизмеримое могущество, которое по времени заставляет чувствовать себя на поверхности и следы коего повсюду явствуют… Вершины же самых высоких гор, которые обыкновенно напрасно зовутся горящими – суть ни что иное, как трубы, или отдушины, коими выходит подземного пожара излишество».
Учащиеся формулируют причину: внутренняя энергия Земли.
2.2. Какие могут быть направления движения земной коры?
Горизонтальные и вертикальные (учащиеся последовательно заполняют схему).
Ответ: литосферные плиты плавают по верхней мантии, которая находится в расплавленном жидком состоянии.
Каков результат горизонтальных движений?
Ответ: плиты сталкиваются (образование складчатых областей), а где-то расходятся (образование разломов в земной коре) (слайд с видеосюжетом).
Каковы причины медленных вертикальных движений? Почему земная кора «дышит»? Ответ: так как верхняя мантия находится в жидком состоянии, то, нагреваясь снизу, магма поднимается вверх, где охлаждается и опускается вниз; затем – опять нагревается, образуя конвективные ячейки.
Каков результат этих движений для рельефа? К образованию возвышенностей, плоскогорий, низменностей
Просмотр видеофрагмента «Вертикальные движения земной коры»
В ходе обсуждения каждый ученик заполняет таблицу:
Движения земной коры
Медленные горизонтальные
Медленные вертикальные
Землетрясения
Определение
Причины
Следствия
Районы
Работа с текстом. Прочитать текст учебника на стр. 74.
Что называется, медленными движениями земной коры?
Найти определение в тексте учебника и записать в таблицу. Объяснить, откуда на территории Восточно-Европейской равнины взялись окаменевшие раковины?
2.3. Научный прогноз изменения рельефа (модель будущего рельефа).
Класс делится на 6 групп, в которых самостоятельно выбирается руководитель. Каждая группа получает инструкции-задания и карту:
Задания.
Рассчитать, как изменится рельеф Европейской части России через 100 лет.
Изменения рельефа через 500 лет.
Через 1000 лет.
Через 5 тысяч лет.
Через 500 тысяч лет.
Через миллион лет.
Результаты вычислений руководитель группы озвучивает и показывает на карте (слайд 21).
Примерный ответ. Изменение рельефа Восточно-Европейской равнины через 1000 лет (3 группа):
Кавказ – поднимется на 10 метров.
Среднерусская возвышенность повысится на 4 метра.
Район Москвы испытает повышение на 2 метра.
Район Санкт-Петербурга опустится на 2 метра.
Кольский полуостров повысится на 1 метр.
Прикаспийская низменность испытает понижение на 4 метра (станет впадиной глубиной уже 32 метра).
2. 4.Землетрясения.
Однако на Земле часто бывают движения, которые человек в своей жизни непосредственно может наблюдать. Это быстрые движения земной коры.
Ребята прослушайте отрывок из дневника американского журналиста, и ответьте, о чём пойдёт следующая часть нашего урока.
“27 мая 1964 г, Аляска. Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Земля вспучивалась, высокие деревья падали как подкошенные…Куски земли непонятной формы двигались вверх и вниз, наклоняясь под всевозможными углами. Полуразрушенный дом вдруг пополз на меня. Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной. Подо мной открылась новая трещина, и я рухнул в нее. Когда все кончилось. Я выбрался на поверхность и увидел вдруг страшный пейзаж, который напоминал мне первозданный хаос”.
Вопросы для обсуждения:
– Кто догадался, о чем пойдет речь? (О землетрясениях)
– Что в тексте вас навело на эту мысль? (Земля вспучивалась, куски земли двигались вверх, и вниз, подо мной открылась трещина, дом раскачивался).
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «землетрясение»?
Просмотр видеофрагмента.
Кластер (гибель людей, паника, страх, разрушения, трещины).
Землетрясения
Что называют землетрясением?
Ответ: подземные удары и колебания земной поверхности (записывают в таблицу).
Каковы причины землетрясений? Найти в тексте учебника и записать в таблицу.
2.5. С помощью учебника выполнить задание.
Заполните пропуски
Грозное явление природы, представляющее собой подземные толчки и колебания поверхности Земли, называется _______________________.
Место, где происходит разрыв и смещение горных пород, называется ____________________________.
Участок земной поверхности над очагом землетрясения называется ___________ __________.
Наука о землетрясениях называется ______________, а прибор, который регистрирует землетрясения - ________________________.
Силу землетрясения оценивают по __________________________________, большинство землетрясений приурочено к определенным районам планеты, которые называются - __________________________________________.
2.6. Каковы последствия землетрясений?
Пример:«В декабре 1961 года после землетрясения неожиданно опустилась в воды Байкала так называемая Цыганская степь - целый район площадью 190 км2. Очевидцы рассказывают, что вода озера стеною шла по степи, образовав целый залив, так и названный провалом. Глубина его 3 метра».
Ответ: образование трещин в земной коре, смещение пластов, обвалы, провалы, а также землетрясения могут вызвать гигантские волны - цунами.
Беседа сопровождается показом слайдов и видеофрагмента «Цунами».
2.7. Сила землетрясений. Познакомьтесь со шкалой Рихтера. По представленным фотографиям определите силу землетрясений. Результаты запишите.Работаем в группах.
Сила землетрясения пo 12-балльной шкале
Баллы
Характеристика землетрясения
1
He ощущается. Отмечается только специальными приборами: сейсмографами
2
Очень слабое, ошущается только очень чуткими домашними животными и
некоторыми людьми в верхнихэтaжах зданий
3
Слабое. Ощущается только внутри некоторых зданий, как сотрясение от грузовика
4
Умеренное. Слышны скрип половиц, балок, звон посуды, дрожание мебели. Внутри здания сотрясение ощущаетсябольшинством людей
5
Довольно сильное. В комнатах чувствуются толчки, как от падения тяжелых вещей. Хлопают двери. Лопаются оконные стекла, качаются люстры и мебель, останавливаются настенные часы. Качаются тонкие ветки деревьев.Ощущаются многими людьми и вне зданий.
6
Сильное. Качается тяжелая мебель, бьется посуда, падают с полки книги, иногда трескается штукатурка, разрушаются только очень ветхие здания. Ощущается всеми людьми.
7
Очень сильное. Разрушаются плохо построенные и ветхие дома. В крепких зданиях появляются небольшие трещины,осыпается штукатyрка.
8
Разрушительное. Деревья сильно раскачиваются; часть их ломается, разваливаются прочные ограды, падают фабричные трубы. Разрушаются многие крепкие здания. Haпочве появляются трещины.
9
Опустошительное. Дома разрушаются. Появляются значительные трещины на почве.
10
Уничтожающее. Разрушаются хорошо построенные деревянные дома и мосты, крепкие здания и даже фундаменты. Разрываются водопроводные и канализационные трубы.
11
Катастрофа. Почти все камениые постройки разваливаются, разрушаются дороги, плотины, насыпи, мосты. Образуются широкие трещины со сдвигами.
12
Сильная катастрофа. Разрущаются все сооружения. Отдельные предметы подбрасываются при толчках. Преображается вся местность. Ha поверхности грунта видны земляные волны.
Самопроверка. Обсуждаем, если появились затруднения
2.8. Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество жертв?
Некоторые особенности в поведении животных могут подсказать человеку, что приближается землетрясение.
Чувствуя неизбежные земные толчки: Собаки воют, лошадь может понести, а птицы беспокойно описывают в небе круги, кошки покидают территорию, предполагаемого эпицентра землетрясения. Так, жители одного китайского города в 1975 году обратили внимание на странное поведение животных и вовремя оставили свои дома – через несколько часов случилось землетрясение.
Неплохо предчувствуют наступление природных аномалий не только собаки, но куры и свиньи незадолго до наступления бедствия меняют свое поведение, впадают в апатию и отказываются принимать пищу.
Обитатели аквариумов могут предсказывать стихийные бедствия. За два дня до землетрясения аквариумные неоновые рыбки, беспокоиться. За полтора-два часа до катастрофы рыбы пытаются выпрыгнуть из воды, а за 30-40 минут до толчка красные неоны ложатся на дно аквариума...
Ученые утверждают, что о приближении землетрясения могут предупредить, по меньшей мере 130 животных.
Для обнаружения и регистрации сейсмических волн используются специальные приборы — сейсмографы. Одни сейсмографы чувствительны к горизонтальным движениям, другие — к вертикальным волнам. Волны регистрируются вибрирующим пером на движущейся бумажной ленте. Существуют и электронные сейсмографы (без бумажной ленты).
2.9.Работа картой. Найти, где на Земле расположены сейсмические пояса – районы, в которых происходит больше всего землетрясений, Используя карту (стр. 79 в учебнике), определить районы наиболее частых и сильных землетрясений. Объяснить причины.
На карте Калининградская область обозначена как сейсмически спокойная территория, однако в 2004 году произошло землетрясение силой до 5 баллов с эпицентром в области. Приближающееся бедствие предсказала слониха Преголя из Калининградского зоопарка, протрубив 3 раза за 2 часа до первого толчка. Попробуйте объяснить, какие причины могли вызвать столь сильное землетрясение? Учащиеся высказывают свои мнения.
2.10. Каковы ваши действия при землетрясении? Теперь вам предстоит побыть работниками службы МЧС. Перед вами стоит задача: спланировать Правила поведения людей при землетрясении. Корзина правил.
Один представитель от группы озвучивает у доски.
3.Рефлексия
СИНКВЕЙН:
О чем мы говорили: Землетрясения
Какие они: Стихийные, опасные, разрушительные
Что они делают: Разрушают, меняют, уничтожают (губят), ломают
Выражение: Опасны для жизни. Землетрясения – это хаос.
Синоним: Разрушение.
Что нового вы узнали?
Что было интересного?
Что вызывало затруднение?
4. Итог урока.
Все ученики сдают учителю на проверку рабочие листы, которые заполнялись в течение урока; руководители групп оценивают работу членов своих команд.
Учитель благодарит ребят за хорошо проделанную работу.
5.Домашнее задание: параграф 12, Ответить на вопросы.
Творческое – сообщение о вулкане
=
Урок 21. Движение земной коры. Землетрясения.
Класс 6 Дата проведения:
Цель: познакомить учащихся с движением земной коры.
Задачи: познакомить учащихся с видами движения земной коры; изучить причину движения земной коры; сформировать понятия «эпицентр», «очаг», «грабен», «горст»; формировать представление о непрерывном развитии земной коры; изучить основные характеристики землетрясений, показать опасность землетрясений для жизни людей и хозяйственной деятельности.
Оборудование: карты России и полушарий, демонстрационная таблица «Землетрясение».
План урока
Организационный момент – 3 мин;
Проверка домашнего задания – 15 мин;
Изучение нового материала – 20 мин;
Закрепление изученного – 5 мин;
Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос:
Какие горные породы магматического происхождения вы знаете? (Гранит, базальт, пемз, туф, габбро и др.)
Назовите осадочные породы органического происхождения. (Уголь, торф, нефть, известняк, мел и др.)
Назовите осадочные породы химического происхождения. (Соли.)
Какие породы образуются на глубине при воздействии огромного давления и высоких температур?(Метаморфические: мрамор, гнейс, кварцит.)
2. Географический диктант
Земля состоит из … (трех) слоев.
Внутри Земли находится … (ядро).
В раскаленном до 2000 °С и более находятся … (мантия и ядро).
Верхняя оболочка Земли. (Литосфера)
Самая верхняя часть литосферы. (Земная кора.)
Мощность больше у материковой или океанической земной коры? (У материковой.)
Какой слой горных пород отсутствуют в океанической земной коре? (Гранитный.)
Какая оболочка начинается от астеносферы? (Литосфера.)
Какую глубину имеет самая глубокая скважина? (15 км.)
Вычислимте температуру в шахте, если на поверхности Земли она равна -20°С, а глубина шахты 1000 м. (1000 : 100 = 10; 10 × 3 = 30; 30 – 20 = 10°С.)
Изучение нового материала
На побережье Норвегии, далеко от берега, вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки. Объясните, почему колышки для лодок находится не у самой кромки воды? (Земная поверхность поднялась.)
При строительстве метро в Москве под землей очень часто находили окаменелости морских моллюсков. Как они там оказались? (Когда-то на месте Москвы было море.)
Что же произошло впоследствии? (Участок земной коры поднялся над уровнем моря.)
Сегодня мы познакомимся с движением земной коры.
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить на уроке.
Примерные вопросы
Почему движется земная кора?
Как она может двигаться?
Какой силы могут быть движения?
Везде ли на Земле происходит движения земной коры?
Итак, земная кора движется. Она может опускаться или подниматься. Это вековые, медленные движения со скоростью несколько сантиметров в год. Человек не замечает таких движений. Но через столетия и тысячи лет движения земной коры становятся заметными.
Шведские рыбаки вынуждены проходить несколько километров до берега Балтийского моря от своих поселков, хотя раньше поселки находились на берегу моря. Участок земной коры поднимается со скоростью 1 – 2 см в год. Море уходит от берега.
Южный берег Северного моря опускается и погружается в море. Жители Нидерландов вынуждены защищать свои земли от нашествия воды. Они строят дамбы, откачивают морскую воду с освободившихся земель. Стране грозит затопление.
И те и другие движения очень медленные, всего несколько сантиметров в год, поэтому заметить результаты этих движений можно через сотни лет.
Начертим схему в тетради.
Какую высоту будут иметь Скандинавские горы через 100 лет, если скорость их поднятия равна 2 см в год и поднимаются они равномерно? (2 см × 100 = 200 см = 2 м.)
К чему приводят горизонтальные движения земной коры?
А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений земной коры.
Если медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры накладываются, то образуются горсты и грабены.
Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые горизонтальные и вертикальные движения, - землетрясение, это и будет вторая часть сегодняшней темы. Ежегодно происходит до 100 000 землетрясений, катастрофических из них около 10. Любое землетрясение – это деформация земной коры из-за возникающего внутри литосферы давления.
Представьте, что есть пружина, сжав которую мы создадим давление. Так и в природе: пружина – очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, а сдерживает его литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений нефти и т.д. вызывают спад напряжения. Так появляются сейсмические колебания.
Прочитайте в учебнике и запишите в тетради, как зазывается место, где возникают сейсмические колебания.(Эпицентр.)
А теперь суммируем все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение. (Примерный ответ. Землетрясение – подземные удары и колебания земной коры. Землетрясения происходят тогда, когда долго накапливающиеся напряжения в литосфере превышают предел упругости и происходит быстрое, почти мгновенное смещение больших масс литосферы относительно друг друга. Землетрясения имеют очаг, эпицентр, в котором образуются. Землетрясение – стихийное бедствие.)
Землетрясение имеют силу. Сила землетрясения – степень его проявления на земной поверхности – разрушение построек, нарушение природной среды. Сила землетрясения оценивается в баллах. В большинстве стран силу землетрясений оценивается по 12-бальной шкале, в Японии – 7-бальная.
Во время катастрофического Гоби-Алтайского землетрясения 1957 г. Слой до 12 баллов наблюдались сдвиги с амплитудой до 9 м, возникали своеобразные волны высотой до 10 м и гигантские зоны трещин и деформаций протяженностью почти 900 км. Вдоль этих зон шириной в сотни метров сформировались провалы, зияющие трещины до 20 м.
Что нужно сделать, чтобы уменьшить количество жертв? (Предсказывать землетрясения.)
Прогноз землетрясений – актуальная задача сейсмологов. Прогноз может быть разным: долгосрочным, краткосрочным и оперативным. Первый дается на ближайшие десятки или сотни лет, второй – на годы, месяцы, дни и даже часы. Предвестников землетрясений очень много, и они совершенно разные.
Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, то в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показателем является длительное отсутствие землетрясений. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В некоторых случаях важную роль играет периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычно.
В настоящее время известно около 70 видов животных, зарекомендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений. Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидаю дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения.
Закрепление изученного
Нарисуйте и объясните, что такое землетрясение, очаг, эпицентр.
Прочитайте главные слова, характеризующие силу землетрясений по 12-больной системе.
Где происходят землетрясения?
Как предсказать землетрясение?
Домашнее задание: §18, задание 6 к параграфу.
=
Тема урока: «Движение земной коры. Вулканизм»»
Ф.И.О. учителя: Черепкова Надежда Александровна
6 класс. Предмет: география.
Цель урока:
Формирование у учащихся представления о видах движениях земной коры.
Задачи:
Образовательная:
закрепить знания о внутреннем строении Земли;
сформировать представления об особенностях движений земной коры, сейсмических поясах;
о вулканах, их строении, причинах возникновения, познакомить с географией их размещения.
Развивающая:
продолжить формирование умения работать с картой, учебником, используя их как источники информации, устанавливать причинно – следственные связи, решать проблемные задачи; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная:способствовать пониманию идеи целостности мира, формированию мировоззрения, географической культуры личности, формировать представления о профессиях, связанных с науками географического направления, воспитывать интерес к предмету.
Ожидаемый результат
1) репродуктивный уровень: конкретизировать и углубить знания о внутренних процессах, происходящих в земной коре, землетрясениях, вулканах, горячих источниках и гейзерах. Знать , причины возникновения землетрясения, очаг и эпицентр землетрясения, строение вулкана.
2) конструктивный уровень: описывать озеро по плану, выявлять причины движения земной коры, возникновения землетрясений. Выстраивать логические цепочки. Составлять и анализировать схемы движения земной коры. Определять по карте сейсмические районы.
3) творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи, навыки работы с текстом, схемами, таблицами, атласами.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок усвоения нового материала
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Назовите ключевое слово, что оно обозначает? ( МИНЕРАЛЫ– то, из чего состоят горные породы).
Формулирование вывода
Вывод: земная кора состоит из …….(горных пород и минералов).
мрамор
гипс
Нефть
известняк
гранит
кварцит
базальт
3этап. Изучение нового материала
Учитель
–На побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывали лодки.
–Объясните, почему колышки для лодок находятся у самой кромки воды? (ожидаемый ответ: земная поверхность поднялась)
-Что из этого следует? (земная кора движется)
-В чем причина движения земной коры?
Причина Следствие
Движение земной коры
Движение вещества мантии земной коры
Анализ схемы
Формулирование вывода:
Вывод: причина движения земной коры – движение вещества мантии.
Формулирование темы урока.
Запись темы в тетради.
«Движения земной коры. Вулканизм».
Движения земной коры
Движения земной коры
ГоризонтальныеВертикальные
складки поднятие суши
прогибы (Скандинавский п-ов) разломы
опускание суши
(Великие Восточно- (побережье
Африканские разломы) Северного моря)
Анализ схемы
Учитель
-Приведите примеры поднятия и опускания земной коры
Работа с учебником на стр. 53-54 и картой атласа.
Скандинавский полуостров поднимается со скоростью 1 см в год. Побережье Северного моря опускается со скоростью
1 см в год.
Запись в тетрадь.
-К чему приводят горизонтальные движения? (складки (горы), опускание суши)
-А теперь посмотрим на результаты вертикальных движений. (возвышенности, плоскогорья)
Если медленные горизонтальные и вертикальные движения накладываются, то образуются горсты и грабены.
Работа со схемой учебника (стр.54, рис.34)
Запись в тетради
Горст-участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклонными разрывами и поднятый относительно прилегающих участков.
Грабен-участок земной коры, обычно вытянутый, ограниченный круто наклонными разрывами и опущенный относительно прилегающих участков.
Землетрясения
Учитель.
- Движения земной коры могут быть не только медленными, но и быстрыми, внезапными. Это землетрясения
Работа с учебником, анализ рис.30 «Очаг и эпицентр землетрясения».
Формулировка понятий учащимися, запись в тетради.
Очаг землетрясения - место на глубине, где образуется разрыв и происходит смещение пород.
Эпицентр землетрясения - место на земной поверхности, находящееся над очагом.
Учитель.
-Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно.
-А теперь суммируйте все знания и дайте полный ответ, что такое землетрясение?
Землетрясения-подземные удары и колебания земной поверхности.
Учитель
-Землетрясение имеет силу. Сила землетрясений - степень проявления землетрясения на земной поверхности, разрушение построек, нарушение природной среды.
Сила землетрясения оценивается по 12-бальной шкале Рихтера.
Сила землетрясений:
1-2-3-4 балла – слабые (внутри здания чувствуется сотрясение);
5-6 баллов – сильные (колебания осуществляются в доме и на улице);
7-8 баллов – очень сильные (рушатся кирпичные здания);
9-10 баллов – разрушительные (на почве образуются трещины);
11-12 баллов – катастрофические (дома почти все разрушены, меняется земная поверхность).
Учитель.
-Конечно, чтобы уменьшить количество жертв нужно, что уметь делать? (предсказывать землетрясения).
Сообщение учащегося «Прогноз землетрясений».
Учитель.
Сейсмология-наука о землетрясениях.
Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения.
Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.
Запись понятий в тетради.
Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»
Работа с картой «Вулканы и землетрясения» на с. 27 в атласе.
Учащиеся сопоставляют карты«Литосферные плиты» и «Вулканы и землетрясения». Формулируют вывод.
Вывод: сейсмические пояса Земли – Тихоокеанский и Альпийско-Гималайский. Они расположены на границах взаимодействия литосферных плит.
Вулканы
Учитель
-Землетрясения тесно связаны с другими природными явлениями.
Магма по жерлу рвется наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан,
Значит, проснулся грозный… (вулкан).
Работа с рис. 31 в учебнике на с. 51, учащиеся составляют схему «Строение вулкана» и делают подписи, используя текст учебника.
Определения записывают в тетрадь
Кратер-углубление углубление, расположенное на вершине вулкана.
Жерло - вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
-Какой вулкан изображен на рисунке - действующий или потухший? Почему?
Дать определение «вулкан» Учащиеся самостоятельно дают формулировку понятия «Вулкан»
Учитель обобщает и дает определение «вулкан», учащиеся записывают в тетрадь
Вулкан—это геологическое образование, возникшее над трещиной в земной коре, по которой извергается на земную поверхность лава.
Учитель вывешивает на доске таблички: “Магма”, “Лава”, “Мантия”
Учитель.
-Как происходит процесс превращения одного вещества в другое?
-Назовите продукты вулканической деятельности.
-Составьте логическую цепочку.
Действия учеников
МАНТИЯ - МАГМА - ЛАВА
Продукты вулканических извержений
-Газы.
-Водяной пар.
-Вулканический пепел.
-Сероводород.
-Вулканические бомбы
Работа с учебником
Прочитайте текст и ответьте на вопрос, какие бывают вулканы, чем они отличаются. (стр.51-52)
Действующие
Потухшие
Уснувшие
Которые извергаются, сведения об этом сохранились на памяти человечества.
Их 800.
Об извержении не сохранилось никаких сведений
Те, которые потухли, но начинают действовать
ВУЛКАНЫ
_____?____ _____?____ ____?____
Заполнить схему
Учитель
Вулканы могут находиться на дне океанов, а могут и на суше.
Проблемный вопрос.
- Как вы думаете, где будет больше вулканов - на дне океанов или на материке?( На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора).
-Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова (найдите их на контурной карте).
-В чем причина появления вулканов на материковой земной коре?
Следует подвести учащихся к мысли, что вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, т.е. в зоне разломов. В этих местах лава поднимается по трещинам.
Практическая работа.
Работа с картой атласа и физической картой полушарий.
Рассмотреть легенду карты
-Какими условными знаками обозначены вулканы на карте?
Найдите вулканы на физической карте полушарий и на карте атласа, определите географические координаты одного из вулканов:
влк. Везувий влк. Котопахи
влк. Эльбрус влк. Фудзияма
влк. Ключевская Сопка влк. Этна
После выполнения задания учащиеся показывают на карте и называют координаты вулканов.
Горячие источники и гейзеры.
Рассмотрим еще одно природное явление - гейзер.
Учитель
- Что такое гейзер?
- Почему гейзеры встречаются там, где есть вулканы?(вода , находящаяся в трещинах земной коры, нагревается вулканическим пеплом до очень высокой температуры. Когда вода закипает, гейзер фонтанирует).
Ответы заслушаем. Прослушав рассказ ученика.
Учащиеся слушают рассказ ученика «Горячие источники и гейзеры»
Учащиеся отвечают на вопросы и записывают определение «гейзер» в тетрадь.
Гейзеры – периодически фонтанирующие источники. (Исландия, Н. Зеландия, Россия - Камчатка, США).
Учитель
-Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода,образованная из рыхлых продуктов
вулканических извержений) служит для изготовления стройматериалов, используемых при возведения зданий.
Горячая вода источников и гейзеров - для отопления теплиц и домов.
Пар горячих источников - для вращения турбин электростанций.
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания.
4этап.Обобщение, вывод.
Итак, мы рассмотрели с вами движение земной коры.
-Что мы узнали на уроке? (Какие бывают виды движения земной коры. Причину движения земной коры. Землетрясения, вулканы и гейзеры).
-Определили, что внутренние процессы, происходящие в земной коре (землетрясения, извержения вулканов) приводят к образованию складок и разломов, подъему или опусканию частей земной коры, к формированию рельефа.
5этап. Закрепление нового материала
Решение тестов
1.Место на глубине, где образуется разрыв и
смещение горных пород?
А. эпицентр Б. очаг В. магма
2.Излившаяся магма называется:
А. жерло Б. лава В. очаг
3.Место на земной поверхности, находящееся
над очагом землетрясения:
А. очаг Б. эпицентр В. кратер
4.Канал, по которому поднимается магма:
А. кратер Б. жерло В. очаг
5.Фонтанирующий источник:
А. вулкан Б. гейзер В. Очаг
Учащиеся записывают ответы в тетрадь
1
2
3
4
5
Б
Б
Б
Б
Б
Само – и взаимопроверка.
6этап. Рефлексия.
Подводим итоги урока.
- Поднимите руки, кому урок понравился, почему?
- Что вам особенно понравилось: слушать учителя, смотреть видеоматериалы и делать самостоятельные выводы, слушать рассказы своих одноклассников?
- Спасибо за урок.
7этап. Оценка знаний учащихся
8этап. Домашнее задание
-§ 15, ответы на вопросы;
-работа в контурных картах: нанести вулканы * и зоны землетрясений
=
"Движение земной коры"
(урок географии в 6 классе)
(имеется презентация к уроку, раздаточные материалы, вопросы на работу по карте ,таблица на заполнение, вопросы )
Цели: формирование представлений об эпицентре, очаге, грабене, горсте, надвиге и покрове.
Задачи:
Образовательные задачи:
сформировать у учащихся представление о движении земной коры. познакомить с понятиями: кратер, жерло, лава, очаг, эпицентр;
Развивающие задачи:
раскрыть какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения;
сформировать элементарные знания о том, почему происходят землетрясения, цунами и извержения вулканов;
формировать умения работать с различными картами, развитие умений выделять главное при работе с текстом учебника географии.
Воспитательные задачи:
воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Карта мира, тектоническая карта, описание силы землетрясения, презентация .ppt., видеофрагменты, ноутбуки на каждой парте, бланк заданий, интерактивная карта полушарий
Ход урока
Ι. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня я хочу всех вас пригласить совершить путешествие в глубины литосферы. (слайд№1)
ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
Перед тем как отправиться в путешествие, необходимо собрать багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Для этого, мы с вами отгадаем небольшой кроссворд.
Отгадывание кроссворда ( слайд№2,3)
III. Изучение нового материала
- Как вы думаете, каким образом залегают горные породы в природе? (Горизонтально, наклонно, смятые в складки). (слайд 4)
Да, вы правы. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой.
- Почему это происходит?
Вывод. Земная кора находится в постоянном движении.
- Как будет звучать тема нашего урока? (Движение земной коры). Записываем тему урока: “Движение земной коры”.(слайд №5)
А цель нашего урока,раскрыть какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения, сформировать знания о том, почему происходят землетрясения, цунами и извержения вулканов
- Какова же причина движений? (Процессы, происходящие внутри Земли). (слайд №6)
Земная кора состоит из плит, на которых располагаются материки и океаны. Эти плиты постоянно движутся. (слайд №7)
- В каких направлениях могут быть эти движения земной коры? (Вертикальные, горизонтальные).
Изобразим в тетради движения земной коры виде схемы. (слайд№8)
Довольно часто в сводках новостей появляются тревожные сообщения о самых катастрофических стихийных бедствиях – землетрясениях, извержениях вулканов, обвалах, когда за несколько секунд разрушаются здания, возникают пожары и выбросы вредных веществ. Зачастую это сопровождается паникой среди населения, всё это влечет за собой гибель людей. У меня к вам вопрос: «Как вы думаете, как нужно себя вести людям, живущим в районах извержения вулканов, частых землетрясений и других стихийных бедствий, происходящих в литосфере?». (слайд 9) (Варианты ответов)
Чтобы правильно и полно ответить на этот вопрос, мы с вами должны рассмотреть, что такое землетрясения и можно ли их предсказать, что такое цунами и как оно образуется, что такое вулканы, и как себя вести в чрезвычайных ситуациях .(слайд 10)
- Ребята, я вам раздам бланк заданий, а вы по ходу урока будете выполнять эти задания и заполнять таблицу.
– Итак, давайте начнем с грозного явления, о котором, наверное, слышал каждый – землетрясения. А почему грозное? Да потому, что сильные землетрясения способны вызвать серьезные нарушения. И за несколько секунд окружающая местность может стать неузнаваемой от разрушенных зданий. В результате гибнет много людей.
- Как вы думаете, почему происходят землетрясения?
- Земная кора состоит из плит, которые постоянно двигаются. При их столкновении возникают подземные толчки – землетрясения.
– А где именно на поверхности будут наблюдаться самые серьёзные нарушения? (слайд 11)
- В центре землетрясения, т.е. в его очаге – это место, где происходит сдвиг горных пород.
– Правильно. А над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения – эпицентр. Колебания земной коры передаются на большие расстояния. Как вы думаете, какая зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения.
- Чем ближе к эпицентру располагаются какие-либо постройки, тем они больше страдают от разрушений.
– Сделаем вывод, что такое землетрясение? (Варианты ответов) (слайд 12) (Запись определения в бланк заданий)
Ученые – сейсмологи изучают это природное стихийное бедствие с помощью сейсмографа и составили шкалу для изменения силы землетрясения в баллах от 1-12. (слайд 13)
В этом видео мы увидели удивительное собачье чутье, которое никогда не подводит перед землетрясением.
Животные - лучшие друзья человека. Особой преданностью выделяются собаки – ради хозяина они, не раздумывая, жертвуют жизнью, а их привязанность иногда просто поражает. Собака, живет бок о бок с человеком, даря ему свою любовь и преданность, защищая его и помогая ему.
– А как вы думаете, под водой – в морях и океанах могут наблюдаться подземные толчки? Если да, то почему? (Варианты ответов)
– Могут, ведь дно морей и океанов образовано океанической корой, которая в свою очередь состоит из двигающихся плит. (слайд№15,16 ) Над очагом моретрясения наблюдаются колебания воды. Эти небольшие колебания по мере удаления от очага преобразуются в (слайд17,18)большую волну. (слайд №19,20)
А что из себя представляет большая волна, давайте посмотрим. (слайд№ 21,22,23,24)
– Что же такое цунами?(Варианты ответов) (слайд№25) (Запись определения в бланк заданий)
Посмотрим видео о цунами
Давайте, послушаем стихотворение. (слайд№26)
Землетрясения нередко являются сопутствующими природными явлениями перед началом грозного и величественного явления – извержения вулкана.
Поэтому, работая по карте, вы наверняка заметили, что районы распространения землетрясений совпадают с районами распространения вулканизма.
Постараемся разобраться в причинах возникновения этого грозного явления природы.
Как вы уже знаете, температура с глубиной повышается. Известно, что любое вещество при высокой температуре может оставаться в твердом состоянии при высоком давлении. Но все может измениться, если давление упадет. Это случается при разрыве земной коры, которое чаще всего возникает при землетрясении. В результате твердое вещество превращается в жидкое и выходит на поверхность, воспользовавшись любой трещиной. Так зарождается вулкан.
По Рис.2 учитель знакомит учащихся со строением вулкана. (слайд № 27)
Под давлением расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.
На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).
Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.
Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.
Учащиеся выполняют задание №3
По ходу рассказа учителя, учащиеся заполняют в таблицу понятия :
Очаг магмы
Жерло
Лава
Кратер
(слайд 28) Из-за разного состава магмы — она может быть очень жидкой или вязкой — образуются различные вулканы. Так называемые стратовулканы образуют красивые правильные конусы. Если лава вязкая, то, если посмотреть на срез вулкана, можно увидеть несколько слоев застывшей лавы. Лава различается по цвету не только потому, что одна недавняя, а другая свежая, но и в зависимости от состава лавы. Если в лаве присутствует много железа, то она красного оттенка.
Классификация вулканов(слайд 29)
Вулканы
Действующие
Потухшие
Уснувшие
вулканы,
извергавшиеся
на памяти
человечества
не извергавшиеся
на памяти
человечества
те, которые
потухли,
вдруг начинают
действовать
вулкан Мауна - Лоа
вулкан Килауэа
Гавайские о-ва
вулкан Килиманджаро
гора Эльбрус
гора Казбек
Крым,
Забайкалье
Ребята, давайте послушаем небольшое сообщение. ( сообщение ученика см. в приложении «В мире интересного») (слайды 30, 31,32,33,34)
А теперь работа в парах. Приступаем к выполнению заданий № 4,5,6. По интерактивной карте полушарий найдите название вулканов, располагающихся в точках с данными координатами, и напишите их в таблицу. Обозначьте вулканы из задания №4 на контурной карте. Впишите в таблицу, какие вулканы бывают?
Все завершили выполнение заданий, а теперь посмотрим видео о том, как извергается вулкан.
-Ну что ж, ребята, вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами побывали и в Северной Америке, и в Японии, и в Евразии. А теперь возвращаемся домойв республику Башкортостан.
Групповая работа. Ребята, а могут ли на территории нашей республики быть землетрясения, извержения вулканов, цунами. А это, вы можете узнать, по тектонической карте из учебника на с. 47. Это у вас будет первым заданием. Закончили выполнение первого задания. А теперь слушаем второе задание: измерьте расстояние от Стерлитамака до вулкана Везувий.
Молодцы ребята!
А почему наш Юрактау не может быть вулканом, ведь это тоже одиночная гора.
Гора Юрактау, ребята – это остаток барьерного рифа, образовавшегося в древнейшем океане ранней эпохи пермского периода. Юрактау одна из четырех гор-одиночек называемых Шиханами, вытянутых на 20 км вдоль реки Белой, расположенных к востоку от города Стерлитамака. Возраст Шихана составляет около 260 000 000 лет. Как гора, вышедшая на поверхность земли Юрактау феноменальна, т.к. данное природное явление более характерно для подводной жизни Тихого и Атлантического океанов.
IV. Закрепление изученного материала. Тест (слайд № 35)
- А теперь проверим, как вы усвоили знания по новой теме: ответьте на вопросы теста, выпишите буквы, около которых написан правильный, по вашему мнению, ответ и эти буквы выпишите в таблицу под заданиями теста. У вас должно получиться какое-то слово. Назовите его. Правильно БРАВО. Браво ребята!
Итак, ребята, в каких частях планеты происходят чаще всего землетрясения и извержения вулканов и почему? (на границе литосферных плит)
Как действовать при землетрясении?Ответы обучающихся : не паниковать; действовать осмотрительно и разумно. Если находишься в одноэтажном доме или на первом-втором этаже здания можно успеть быстро покинуть его (в течение нескольких секунд), быть осторожным: сверху могут падать кирпичи, стекла и другие предметы, прикрывать голову. Выбежав из здания, сразу отойти от него подальше на открытое место.
Этап рефлексии: (слайд №36)
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….
Было бы хорошо, если бы…
5.Мне не понравилось…
V. Домашнее задание: §16, подготовить творческий проект - макет вулкана