kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии Болота России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какие же тайны скрывают болота? Можно ли считать их «гиблыми» местами России?

Люди не любят болот. Но значит ли это, что от них нет вообще никакой пользы?

На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы сегодня на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии Болота России»

Урок: БОЛОТА РОССИИ


Задачи:

  1. образовательные: дать определение «болото», познакомить учащихся с причинами заболачивания, типами болот, размещением; выделить закономерности образования, познакомить с растительным и животным миром;

  2. воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о значении болот в природе и для человека;

  3. развивающие: продолжить развивать умение работать с учебником, дополнительной литературой, картами.

Оснащение: физическая карта России, карты атласа, иллюст­рации, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока (40мин)

1. Оргмомент (1мин)

2. Проверка знаний и умений (5мин)

Игра «х 0»

Использование интерактивной доски

2 команды (атрибуты-галстуки)


3

9

8

1

5

6

4

2

7


1. Какова доля России в мировых запасах древесины? (25%; 81, 6млрд. куб.м)

2. Перечислите все типы лесов? (хвойные, смешанные, хвойно - широколиственные).

3. Объясните русскую народную пословицу: «В лесу жить - голода не видать» (лес-кладовая, в ней собраны грибы, ягоды, орехи, плоды, лекарственные растения, желуди и др.дары леса).

4. Чем ценны луга для нашей страны? (ценнейшие кормовые угодья страны, сенокосы, пастбища и как важнейшие источники полезных растений).

5. Каково значение лугов в природе? (регулируют поверхностный сток, сохраняют влагу, защищают почву от водной и ветровой эрозии).

6. Назовите типичных представителей степной растительности (типчак, ковыль, клевер, мятлик, гоздика).

7. Перечислите виды лугов? (2 вида: заливные (пойменные), незаливные (материковые) – суходольные, низинные).

8.Почему растения тундры имеют небольшой рост, подушкообразные формы? (высоты растений зависит от высоты снежного покрова, который спасает растения от сильных морозов и ветров).

9. Почему в степях не растут деревья? (недостаток воды, засоленность степных почв).

3. Актуализация знаний и умений (2мин)


Упражнение «Таблица-знаю – хочу узнать – узнал»


Слайд 1 (Ю)

«Не море, не земля - корабли не пла­вают, и ходить нельзя». Отгадали, что это такое? Конечно, болото.

Слайд 2 (Ю)

Какие же тайны скрывают болота? Можно ли считать их «гиблыми» местами России?

Люди не любят болот. Но значит ли это, что от них нет вообще никакой пользы?

На эти и другие вопросы нам предстоит найти ответы сегодня на уроке.

Слайд 3 – тема (Ю)


  1. Изучение нового материала

Ребята, используя знания, полученные ранее, скажите, как вы понимаете, что такое болото?

Слайд 4 – определение (Ю)

(запись в тетрадь): Болотом называется такой переувлажненный участок земной поверхности, где произрастает характерная (болотная) растительность и происходит постоянное образование торфа из-за переувлажнения.

Слайд 5 (Ю)

Движение воды в болотах полностью отсутствуют как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. Характерной чертой болот является недостаток кислорода. Поэтому отмершие растительные остатки плохо и очень долго разлагаются. Такие полуразложившиеся растительные остатки и называются торфом.

Считается, что первые болота возникли около 350 млн. лет назад, в конце геологического периода силур - начале девона. Прежде чем окончательно выбраться на землю, растения и животные обитали в болотах.

Болота - это летопись природы. Около 10% территории страны занимают болота. Именно на болотах до сих пор растет единственный на земле реликт Ледниковой эпохи - растение жирянка (Pinguicula vulgaris). А то, что сохранилось в торфе, доходит до наших дней в первозданном виде. За сотни миллионов лет слои торфа превратились в горизонты каменного угля. И в них в виде отпечатков явились скелеты диковинных животных и причудливые виды растений.

Как вы считаете, в результате чего могут образовываться болота? (зарастания озер, застоя воды в местах выхода родников, при близком залегании грунтовых вод или в результате застоя воды в пониженных и плоских участках рельефа под лесами и лугами (лесные вырубки, гари), К.

Слайд 6 – причины заболачивания (Ю)

Как же происходит образование болот?

Слайд 7 – образование (Ю)

Чаще всего болота образуются в низинах со стоячими водоемами. Представьте себе озеро, которое не имеет стока. И в глубину земли вода из него просочиться не может - пре­пятствует водонепроницаемый слой глины или скальный грунт. Вода в таком озере будет застаиваться и постепенно зарастать водорослями, ряской, осокой, мхами, самшитом. Так на поверхности озера образуется толстый, зыбкий, пружинящий и чав­кающий под ногами растительный слой, ходить по которому очень опасно — можно провалиться и увязнуть. Лишь над самыми глубокими местами и там, где со дна выбивая ключи, видны еще участки чистой воды - «окна». Впадающие в озеро ручьи и речки наносят песок и глину. И вот перед нами болото.


Образуются болота и там, где необдуманно вырубают леса или прошли лесные пожары, уничтожившие деревья. Подпочвенные воды, которые испарялись листвой деревь­ев, начинают проступать на поверх­ность и заболачивают местность.


Слайд 12

Болота классифицируют по типам:

1. типы болот в зависимости от водно-минерального режима:

- низинные и верховые.

Задание 1:

Используя учебник стр. 152, объясните понятие низинных и верховых болот, рассмотреть рис. 118 и сделать вывод, могут ли низинные болота превратиться со временем в верховые или нет? (ДА)

Слайд 13, 14, 11

2. типы болот по микрорельефу:

- плоские, выпуклые, бугристые;

3. типы болот по макрорельефу:

- склоновые, пойменные, водораздельные.

4. типы болот по преобладающей растительности:

-лесные, кустарничковые, травяные, моховые.


Особенно много болот в северной части станы, где количество выпадающих осадков превышает испарение, то есть где Кув больше 1.

Задание 2: Включить интерактивную доску

Определить по физической карте России области распространения болот и охарактеризовать их; объяснить, как на карте можно определить заболоченную местность.


Выход к интерактивной доске показать на карте


1. Карелия и Кольский п-в – одни из наиболее заболоченных территорий в России. Болотами занято около 30% всей площади региона. Болота размещают между мореными холмами, соединяясь друг с другом узкими торфяными «протоками».

2. Западная Сибирь – наиболее заболоченный регион не только в России, но и в мире. Болота протягиваются с небольшими перерывами более, чем на 1,5 тыс.км с севера на юг и с запада на восток. Около 80% территории этой равнины заболочено.


Слайд 8 (Ю)

В Западно-Сибирских болотах сосредоточены огромные водные запасы – около 1 тыс. куб. км. Это в полтора раза больше годового стока самой многоводной из российских рек – Енисея, и 2, 5 раза больше стока Оби. Такая концентрация влаги способствует дальнейшему распространению болот. Мощность торфа в отдельных местах достигает 1-м.


3. К востоку от Енисея в Восточной Сибири болот значительно меньше. Ими занято лишь 10% площади. Болота располагаются в основном на низменностях по долинам рек. Наиболее заболоченные (Центрально – Якутская, Северо- Сибирская и Яно-Индигирская низменности. Заболоченности здесь способствует присутствие многолетней мерзлоты, затрудняющей просачивание влаги.

4. Как и в Средней Сибири, на Дальнем Востоке болота расположены в основном в поймах крупных рек. В Амурской области заболоченность достигает 36%. Пятая часть всех болот – непроходима. Значительно заболочены Сахалин и Камчатка, особенно ее Охотское побережье.

Для Приморья характерны зыбуны – особые болота, содержащие под слоем основной торфяной залежи слой воды.


Слайд 9 (Ю) - Физминута

упражнение «Мы – команда!»


Слайд 10 (Ю) - болото

Сообщение

Васюганское болото – гордость России


Слайд 11 (Ю)

Болото - открытое место, поэтому количество растений на единицу площади велико.


Слайд 12, 13 – раст-ть (Ю)

На болотах своя растительность - кукушкин лен, камыш, осока, клюква, морошка. Но больше всего мхов.

Слайд 14 (Ю) – ж.мир

Свой на болотах животный мир: кабаны, лоси, болотные птицы, лягушки, змеи, пиявки, стрекозы, мошкара, комары и др. (избыточное увлажнение, лесные и тундровые зоны).


При слове «болото» у большинства из нас возникают представления о «гиблых» местах, тому подтверждение драматические сцены из книг.

Слайд 15

Зачитать отрывок (Печерский «В лесах»).

С древних времен болота считались одним из загадочных мест. Однако человек не спешит осваивать эту природную кладовую. Люди врываются в космос и опускаются на дно океанов, но по-прежнему сторонятся болот. Даже самые отчаянные ягодники и охотники, захаживающие на болота, рассказывают, что стоит оказаться посреди топи, как вдруг появляется странный звон в ушах, кружится голова, ноги становятся ватными и появляется серьезное желание бежать. Необъяснимый страх сковывает с головы до пят, хочется забыть это место навсегда. Человека, не знакомого с “правилами поведения на болотах”, словно парализует. Двигаться скованный ужасом и болотной вязью он уже не может и словно со стороны наблюдает за своей гибелью. Это может продолжаться от нескольких минут до нескольких суток.

Слайд 16 - кикиморы

Болото манит. Издавна с болотами были связаны многие сказки, легенды (кикиморы, водяные, что охраняли болото от неразумного вторжения человека). Звуки, которые издает болото, похожи на говор гигантского живого существа. А блуждающие огоньки на болотах одинокие путники часто принимают за огни жилища и приходят прямиком в топи.

На самом деле огни на болотах - это не фантазии и не выдумки дремучих бабуль.

Слайд 17 - огни

Рассказ ребенка

В темные осенние ночи над болотами иногда появляются какие – то огни. Откуда же они берутся? На дне болот, в сырой местности гниет много остатков погибших животных и растений. При этом образуются разные газы, в том числе и болотный. Когда он вырывается из глубины на поверхность, то от соприкосновения с воздухом вспыхивает — самовозгорается. Болотные огни все время в движении, потому что следуют малейшему колебанию воздуха.


Как вы думаете, могут ли болота давать какую-то пользу?

Во-первых, болота, сохраняя в себе огромные запасы влаги, поддерживают уровень воды многих рек.

Во-вторых, остатки погибших растений, разлагаясь на дне без доступа воздуха, превращаются в торф. А торф очень ценен.

Слайд 18 – использование торфа

Его сжи­гают в топках тепловых электростан­ций, используют как удобрение на полях и как сырье на химических заводах, применяют в строительстве.


В-третьих, болота играют роль гигантских фильтров, очищая проходящие через них воды.

В-четвертых, болота являются истоками многих рек, включая такие всем известные, как Волга, Днепр, Москва-река.

В-пятых, являются местом обитания многих живых организмов;

В-шестых, болота препятствуют образованию парникового эффекта;

В–седьмых, на болотах произрастают лекарственные травы и ценные по содержанию витаминов ягоды, например, клюква.

Слайд 19 –тест

Так что, с одной стороны, болота - беда, а с другой - кладезь добра.


Там, где болота полностью осуши­ли, - обмелели речки, усохли дубра­вы, появились сыпучие пески, исчезли многие виды зверей и птиц. Ведь в природе все взаимосвязано.

Поэтому решено сохранить в естественном состоянии, как заповед­ники, значительные площади болот и заболоченных лесов.

  1. Закрепление (5мин)

Слайд 20 – филфорд

В мире болот

Упражнение «Таблица-знаю – хочу узнать – узнал»

Слайд 21-д/з

  1. Д/з (2мин)

п. 26, на к/к отметить области распространения болот.

На дополнительную оценку:

задание №3, на стр.153

Болота зачастую являются необходимым элементом природного комплекса. Попробуйте составить список негативных последствий тотального сведения болот.

Слайд 22 –спасибо за внимание

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок географии Болота России

Автор: Кочергина Надежда Викторовна

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595880

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока географии в 8 классе на тему "Водные ресурсы.Охрана вод" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-vodnyie-riesursy-okhrana-vod"
    ["file_id"] => string(6) "103272"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402576184"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Разработка урока географии для 8 класса по теме "Богатство внутренних вод России" "
    ["seo_title"] => string(88) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-dlia-8-klassa-po-tiemie-boghatstvo-vnutriennikh-vod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "185860"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426247112"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока географии по теме "Внутренние воды региона" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-vnutrienniie-vody-rieghiona"
    ["file_id"] => string(6) "102181"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402485120"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну География" для учащихся 6 класса "
    ["seo_title"] => string(95) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-putieshiestviie-v-stranu-gieoghrafiia-dlia-uchashchikhsia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "202602"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1429285716"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства