kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии Атлантический океан

Нажмите, чтобы узнать подробности

методическая разработка урока географии в 7 классе в форме путешествия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии Атлантический океан»

Тема урока: Атлантический океан


Тип учебного занятия: урок получения новых знаний.
Форма проведения: урок – путешествие.

Цель урока: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование.

Задачи урока:

- Сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана, обогатить знания учащихся об истории освоения и хозяйственного использования акватории океана;

- развивать коммуникативные качества личности, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление, творческие способности;

- формировать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками информации;

- уметь систематизировать изученный материал;

- развивать интерес к предмету географии;

- способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,

  • индивидуальная,

  • групповая.

Методы обучения:

  • частично-поисковый,

  • проблемного изложения,

  • информационно- рецептивный,

  • исследовательский.

Средства обучения:


-Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенёв. «География. Материки, океаны, народы и страны» - М.: Дрофа, 2017; - настенная контурная карта полушарий, - карта океанов,

- лоция океана, - маршрутный лист, - карта атласа “Атлантический океан”, - тематическая презентация.










Ход урока


I. Организационный момент

Учитель:

- Добрый день, ребята! Сегодня мы будем участниками исследовательской экспедиции и совершим познавательное путешествие по океану. Ваши улыбки говорят мне о хорошем настрое и бодрости духа. Я рада!

Наше учебное плавание будет продолжаться 45 минут, времени мало, а путь нам предстоит неблизкий. Обратите внимание на наш маршрут! Посмотрите на карту.
- К исследованию какого океана мы приближаемся сегодня? (Атлантического) (слайд 1)

Я думаю, что многие из вас любят путешествовать. И в связи с этим я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского (слайд 2):

Есть два разряда путешествий:

Одно – пускайся с места вдаль,

Другой – сиди себе на месте

И географию читай.

- Какой из них вам нравится больше? (Путешествовать)

- В каких океанах мы уже побывали? (В Северном Ледовитом, Индийском и Тихом).

- В очередной раз мы отправляемся с вами в необычное путешествие, но на сей раз - по Атлантическому океану.

- Какая проблема стоит перед нами? (Исследовать океан)

- С какой целью? (Определить географическое положение, изучить особенности природы океана, его хозяйственное использование). (слайд 3).

- По какому плану будем исследовать? (слайд 4) (приложение 1. План описания океана)

- Выберите девиз нашей работы («Путешествуя, познаем!») (слайд 5).

- Я буду капитаном экспедиции и мне нужно набрать команду, способную логически мыслить, быть наблюдательными, ответственными, увлечёнными делом, устремлёнными к познанию. В команду войдут те, кто правильно ответит на вопрос (раздаю карточки с вопросами).

II. Проверка домашнего задания.

Вопросы к участникам путешествия (слайд 6):

  1. Что называют Мировым океаном?

  2. Что называют океаном?

  3. Про какой океан можно сказать, что он самый большой, самый теплый, самый глубокий, самый древний?

  4. Как называются большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством кислорода?

  5. При какой температуре замерзает океаническая вода?

  6. Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды – это…?

  7. Какова средняя соленость вод Тихого океана?

  8. Кто первым пересек океан?

  9. Кто назвал его Тихим? Почему? Соответствует ли такое название действительности?


Самопроверка по слайду


Ответы к входным вопросам (слайд 7):

1. Водное пространство, разделенное материками на части

2. Крупные полуизолированные части Мирового океана, отделенные друг от

друга материками

3. Тихий

4. Водные массы

5. При температуре -2◦C

6. Соленость

7. 35 промилле

8. Фернан Магеллан

9. Ф. Магеллан. За время его плавания океан был тихим, спокойным. Но название его не соответствует действительности, т.к. в нем зарождаются опасные природные явления: штормы, ураганы, цунами.

- Вы отлично справились с вопросами, и теперь я могу сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие по Атлантическому океану. Я уверена, что оно будет увлекательным, познавательным, полезным. А нашим компасом, путеводной звездой, маяком в этом плавании станут учебник, атлас, географическая карта и познавательная литература.

- Какое название вы можете присвоить нашему кораблю? (Атлантида, …)

- Чтобы исследовать океан, какие специалисты нам нужны на корабле?

- На борту судна научные сотрудники: картограф, климатолог, биолог, врач, эколог, предприниматель, эксперт, а также начальник экспедиции и штурман. У каждого из вас свои функции, обязанности. По ходу путешествия вы будете нас информировать о результатах исследований, которые все должны зафиксировать в «судовом журнале» и составить лоцию океана (приложение 2. Лоция Атлантического океана)

III. Изучение нового материала.

Капитан: Вы должны помнить, что самое главное на корабле – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать ответственные решения. Желаю вам успеха!

- А кто знает, почему этот океан так называется? Сведения о происхождении названия океана я попрошу предоставить нам эксперта

Эксперт (сообщение): «Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древних времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде. По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели» (слайд 8) (запись терминов в тетради) (приложение 3. Происхождение названия океана (сообщение уч-ся)

Капитан: Итак, мы вступили в водную стихию. Прошу начальника экспедиции доложить о местонахождении исследуемого объекта, а картографам нанести его на карту.


Географическое положение (слайд 9).


Начальник экспедиции (работа с настенной картой): Это своеобразный объект: он занимает площадь 93 млн км2, что почти вдвое меньше площади Тихого океана. Своеобразие его заключается в том, что он имеет S-образную форму, большую протяженность с севера на юг, наибольшую ширину в умеренных широтах и сужается на экваторе, пересекающем его посередине. Центральная часть его находится между тропиками, а северную и южную части пересекают полярные круги. По отношению к нулевому меридиану океан расположен в западном полушарии. Он связан с другими тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Индийским.

Картограф: А я хочу выделить целый ряд глубоко вдающихся внутренних морей, берега которых сжаты центрами древних цивилизаций Старого и Нового света. Это Балтийское море, Северное, Саргассово, Карибское, Средиземное, Черное, Азовское, Мраморное и другие (слайды 10-11). Нанесите эти объекты на карту (работа с картой, лоцией океана и географической номенклатурой).

Капитан: Уважаемые эксперты, с чьими именами связана история исследования Атлантического океана? Ознакомьте нас с этапами его открытий.

История исследования океана (слайд 12).(с. 235 учебника, выбрать из текста главную информацию по вопросу).


Эксперты: Атлантический океан, очевидно, первым привлек к себе внимание исследователей и потому долгое время считался самым изученным. Сегодня ему вряд ли уступят и другие водные бассейны Земли, за исключением, пожалуй, Северного Ледовитого и Южного океанов. Но именно с Атлантики началась подлинная наука о Мировом океане… Как известно, он стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, которые выходили в океан через Гибралтарский пролив, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги.

Во времена эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле (слайд 7). Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и т. д.

Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера” в конце XIX в.

По степени изученности этот океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. (слайд 13)


Рельеф, происхождение океана (слайды 14, 18)


Начальник экспедиции: Штурман, доложите нам о происхождении океана, промерах глубин, рельефе дна. (В тексте подчеркнуть главную информацию)

Штурман: Атлантический океан – самый молодой. Образовался он 160 млн.лет назад при распаде Гондваны. Рельеф дна в Атлантическом океане не так сложен, как в Тихом океане. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся на 17 тысяч км гигантский хребет – Срединно-Атлантический. На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части – океанические равнины. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы, они занимают 7% площади океана. Максимальная глубина океана – 9297 м – впадина Пуэрто-Рико, а средняя глубина Атлантики 3060 м - меньше, чем Тихого и Индийского океанов. Я смею утверждать, что Атлантический океан действительно геологически молод и что он мог возникнуть на месте раздвижения литосферных плит и образования коры океанического типа (слайды 15-17) (приложение 5. Происхождение океана, рельеф дна)


Особенности природы (слайд 19) (работа с климатической картой)


Капитан: Прошу климатолога определить климатические особенности объекта.

Климатолог: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды и находится во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Вследствие его вытянутости он имеет широкий контакт с холодными антарктическими и арктическими водами, что находит отражение в его природе.

Да, я убежден в том, что на природу северной и южной части океана охлаждающее влияние оказывают Северный Ледовитый океан и Антарктида.

Вот почему температура поверхностных вод в Атлантике в среднем значительно ниже, чем в Тихом и Индийском океанах (в северных и южных районах зимой -20…-24, летом близка к +18…+20 градусам; в экваториальных и тропических районах она близка к +22…+24 градусам в течение всего года).

А кроме того заметные различия между температурой воды и воздуха вызывают здесь образование сильных туманов, осложняющих судоходство.

Средняя  соленость  Атлантического  океана  -  34,87‰, средняя  соленость его  поверхностных  вод – 35,3‰, что выше средней, т.к. значительная часть испарившейся влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки.
Максимальная солёность – более  37,5‰.

Штурман: К нам приближается Ледовый патруль. Вероятно, он хочет предупредить нас о серьезной опасности. Особенность  Атлантического  океана – многочисленные  айсберги  и  плавучий  морской  лед  в  северной  части. Течения  выносят  айсберги  в  открытый  океан  до  400с.ш. и представляют большую  опасность  для  судоходства.  Трагедия    «Титаника»,  который  на   полном    ходу  столкнулся  с  айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля,  который  сообщает  всем судам о размерах, координатах    и    путях   дрейфа  айсбергов. (слайд 20 )


Биологические ресурсы (слайды 21-24) (рассказ по слайдам презентации)


Капитан: Готовить к спуску батискаф! Нам предстоит изучить растительный и животный мир океана.

Биолог: Посмотрим в иллюминатор (слайды 21-24). Я наблюдаю большое количество донных и придонных рыб, в том числе промысловых: трески, сельди, ставриды, скумбрии, морского окуня, мойвы. А в полярных водах я надеюсь увидеть китов и тюленей. Я прихожу к выводу, что животный мир Атлантики беднее видами, чем мир Тихого океана, ведь Атлантический океан относительно молод, да и сильное похолодание климата во время последнего оледенения наложили свой отпечаток.

Штурман: Слева по курсу вижу зелено-бурые пятна на ярко-синей поверхности океана. Что бы это значило?

Биолог: Мы находимся в уникальном по своей природе Саргассовом море. Это «море без берегов». Его границы образуют течения. Здесь высокая соленость и температура. А зелено-бурыми пятнами выступают небольшие пучки водорослей. Воды здесь бедны планктоном. Редки здесь и птицы. Это голубая океаническая пустыня.


Виды хозяйственной деятельности (слайды 25-27)


Капитан: - Чем привлекателен океан человеку?

Врач: Мир водорослей - большая уникальность. Еще в 1811 г. химик Бернар Куртуа обнаружил содержание йода в водорослях. Сейчас йод помогает при лечении многих болезней, а морская соль применятся для лечения опухолей. Из бурых водорослей получают альгиновые кислоты. Они тоже применяются в медицине.

Предприниматель: А мне, предпринимателю, океан может дать огромную выгоду, ведь сейчас морские пути связывают страны и материки. Постоянно увеличивается торговый флот.

Минеральные и биологические ресурсы океана огромны. Нефть, уголь, песок, соли, гравий – все это скрыто толщей воды. Добывать их со дна намного труднее, чем на суше, тем не менее многие страны уже приступили к разработке подводных месторождений. Тысячи  скважин пробурены на  дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)

Одно из самых древних занятий человека – лов рыбы. Атлантический  океан  богат  промысловыми  видами  рыб: сельдью, морским  окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются  акулы, киты, тюлени. Район  Канарских  островов  богат  лангустами  и анчоусами. В  северной  части  встречаются  морские  ежи, моллюски.

Кроме этого отдых на берегах, плавание – это же просто удовольствие! Океан дарит нам здоровье, бодрость, силу, а ведь этого нигде не купишь. Атлантический  океан  и его моря принимают на свои берега  миллионы  отдыхающих! К наиболее   крупным  морским рекреационным  центрам относятся  Средиземное  море,  Черное море, южное побережье  Балтийского  моря,  Флорида,  Антильские  и  Бермудские  острова, Венесуэла, Куба,  Колумбия,  Бразилия (показать  на  карте).


Физкультминутка

Капитан:

- Я думаю, что пора и нам немного отдохнуть.

А над морем чайки кружат, 
Полетим за ними дружно.
 
Брызги пены, шум прибоя,
 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю 
И резвимся на просторе.
 
Веселее загребай
 
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети, на песок, 
Продолжаем наш урок.

(садятся по местам).


Экологические проблемы (слайд 28).


Эколог: Но, к сожалению, не все так хорошо. В связи с ростом городов, развитием судоходства во многих морях и в самом океане в последнее время наблюдается ухудшение природных условий. Загрязнение воды, воздуха ухудшили условия для отдыха на берегах морей и океанов. Средиземное море относится к самым загрязненным на Земле. Атлантика уже не в состоянии самостоятельно очищаться от отходов. Борьба с загрязнением этого океана является международным делом. Уже заключены договоры, которые запрещают сброс в океан опасных отходов.


IV. Обобщение знаний.

Начальник экспедиции: Наше путешествие подходит к завершению. Я надеюсь, что оно доставило вам приятные впечатления от того, что вы были участниками научной экспедиции и исследовали природу Атлантического океана.

Капитан: Какой образ Атлантического океана вы сформировали в себе в результате исследования? Подготовьте к озвучиванию основные характеристики его по зафиксированным данным «судового журнала» («члены экспедиции» формулируют пункты графического конспекта, характеризующие объект, вместе вносят корректировки).

Капитан: Какие выводы следуют из ваших исследований?

«Путешественники»: Характерные особенности Атлантического океана (слайд 29):

  1. Вытянутость с севера на юг

  2. Большое количество морей

  3. Наличие протяжённого через весь океан подводного срединного хребта

  4. Высокая соленость 

  5. Значительные запасы нефти и газа

  6. Высокая степень хозяйственного использования

  7. 1 место в морском судоходстве. 8. А еще мы убедились в том, что растения и животные, населяющие сушу, отличаются от океанических: из растений в океане преобладают водоросли, из животных – рыбы, тюлени, моллюски, киты. Океан населен организмами неравномерно. 9. Его богатства велики, и люди используют их в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.

Капитан: В чем вы видите решение экологической проблемы в океане? «Путешественники»: Необходимо рационально использовать ресурсы и не загрязнять его.

Контроль знаний

Капитан: Я думаю, что это путешествие у нас с вами не последнее. А на берегу нас приветствует таможня. Чтобы пройти таможню, вы должны преодолеть таможенный контроль:

Таможенник: Вопросы участникам экспедиции (игра «Осколки»: из разорванных фраз восстановить информацию (уч-ся отвечают письменно) (слайд 30).

  1. Море без берегов

  2. Крупнейшее океаническое течение в Атлантическом океане

  3. Наиболее распространенные растения в океане

  4. Подводный аппарат для исследования морских глубин

  5. «Реки» в океане

  6. Климатические пояса наиболее широкой части Атлантики

  7. Течения в Атлантике направлены…

  8. Соленость вод океана

  9. Наиболее населенные участки океана

  10. Самое загрязненное море на Земле

  11. Плавающие обломки материкового льда

  12. 9207

А) Средиземное

Б) океанические течения

В) 37 промилле

Г) Саргассово

Д) айсберги

Е) вдоль меридианов

Ж) Гольфстрим

З) батискаф

И) Пуэрто-Рико

К) водоросли

Л) тропический, умеренный

М) шельф, материковая отмель


Самопроверка (слайд 31): 1г 2ж 3к 4з 5б 6л 7е 8в 9м 10а 11д 12и

Самооценка.

Капитан: Молодцы, вы успешно преодолели таможню!


Итог урока

- Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. - Понравилось ли вам путешествие? Чем?

- В чем причины успешной работы в команде?

- Возникали ли затруднения при выполнении заданий? Какие?

Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти.

Рефлексия:

-Каждому члену команды присвойте звание со словом самый

(Самый активный в команде - …

самый умный - …

самый наблюдательный -…

самый ответственный -…и т.д.)

- Какие качества стали для вас определяющими в достижении цели? Выстройте цепочку(наблюдательность, смекалка, целеустремленность, взаимопомощь, ответственность, коллективизм, находчивость…)

Комментированное выставление оценок.


V. Домашнее задание (разноуровневое, на выбор) ( слайд 32))
1. Читать § 41, задания на контурной карте стр. 12
2. Подобрать материалы из периодической печати о проблемах, связанных с использованием и загрязнением Атлантического океана.
3. Подобрать фото или видео по теме «Океаны».
4. Сообщение на тему: «Загадки Атлантического океана»

(Рекомендуемые темы сообщений:

- Происхождение названия океана.

- Атлантида.

-Первые исследования в Атлантическом океане.

- Срединно-Атлантический хребет).


- Урок окончен.

Всем спасибо.

До свидания.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок географии Атлантический океан

Автор: Пластовец Валентина Николаевна

Дата: 03.05.2019

Номер свидетельства: 509042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Урок географии "Мировой Океан и его части""
    ["seo_title"] => string(47) "urok-ghieoghrafii-mirovoi-okiean-i-iegho-chasti"
    ["file_id"] => string(6) "339910"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471547901"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Урок географии "Мировой океан и его части". 6-й класс "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-ghieoghrafii-mirovoi-okiean-i-iegho-chasti-6-i-klass"
    ["file_id"] => string(6) "140706"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417986817"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока географии в 7 классе по теме" Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-v-7-klassie-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "125030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414866589"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по географии по теме "Атлантический океан" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-ghieoghrafii-po-tiemie-atlantichieskii-okiean"
    ["file_id"] => string(6) "239078"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444718899"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Реки бассейна Северного Ледовитого, Тихого, Индийского, Атлантического океанов. "
    ["seo_title"] => string(89) "rieki-bassieina-sieviernogho-liedovitogho-tikhogho-indiiskogho-atlantichieskogho-okieanov"
    ["file_id"] => string(6) "207006"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства