Просмотр содержимого документа
«Урок географии Атлантический океан»
Тема урока: Атлантический океан
Тип учебного занятия: урок получения новых знаний. Форма проведения: урок – путешествие.
Цель урока: изучить географическое положение, историю исследования Атлантического океана, его особенности природы и хозяйственное использование.
Задачи урока:
-Сформировать представление об особенностях природы Атлантического океана, обогатить знания учащихся об истории освоения и хозяйственного использования акватории океана;
- формировать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками информации;
- уметь систематизировать изученный материал;
- развивать интерес к предмету географии;
- способствовать воспитанию культуры межличностного общения, трудолюбия, воспитывать умение работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Методы обучения:
частично-поисковый,
проблемного изложения,
информационно- рецептивный,
исследовательский.
Средства обучения:
-Учебник: И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенёв. «География. Материки, океаны, народы и страны» - М.: Дрофа, 2017; - настенная контурная карта полушарий, - карта океанов,
- Добрый день, ребята! Сегодня мы будем участниками исследовательской экспедиции и совершим познавательное путешествие по океану. Ваши улыбки говорят мне о хорошем настрое и бодрости духа. Я рада!
Наше учебное плавание будет продолжаться 45 минут, времени мало, а путь нам предстоит неблизкий. Обратите внимание на наш маршрут! Посмотрите на карту. - К исследованию какого океана мы приближаемся сегодня? (Атлантического) (слайд 1)
Я думаю, что многие из вас любят путешествовать. И в связи с этим я вспомнила слова поэта А.Т. Твардовского (слайд 2):
Есть два разряда путешествий:
Одно – пускайся с места вдаль,
Другой – сиди себе на месте
И географию читай.
- Какой из них вам нравится больше? (Путешествовать)
- В каких океанах мы уже побывали? (В Северном Ледовитом, Индийском и Тихом).
- В очередной раз мы отправляемся с вами в необычное путешествие, но на сей раз - по Атлантическому океану.
- Какая проблема стоит перед нами? (Исследовать океан)
- С какой целью? (Определить географическое положение, изучить особенности природы океана, его хозяйственное использование). (слайд 3).
- По какому плану будем исследовать? (слайд 4) (приложение 1. План описания океана)
- Выберите девиз нашей работы («Путешествуя, познаем!») (слайд 5).
- Я буду капитаном экспедиции и мне нужно набрать команду, способную логически мыслить, быть наблюдательными, ответственными, увлечёнными делом, устремлёнными к познанию. В команду войдут те, кто правильно ответит на вопрос (раздаю карточки с вопросами).
II. Проверка домашнего задания.
Вопросы к участникам путешествия (слайд 6):
Что называют Мировым океаном?
Что называют океаном?
Про какой океан можно сказать, что он самый большой, самый теплый, самый глубокий, самый древний?
Как называются большие объемы воды, образующиеся в определенных частях океана и отличающиеся друг от друга температурой, соленостью, плотностью, прозрачностью, количеством кислорода?
При какой температуре замерзает океаническая вода?
Количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды – это…?
Какова средняя соленость вод Тихого океана?
Кто первым пересек океан?
Кто назвал его Тихим? Почему? Соответствует ли такое название действительности?
Самопроверка по слайду
Ответы к входным вопросам (слайд 7):
1. Водное пространство, разделенное материками на части
2. Крупные полуизолированные части Мирового океана, отделенные друг от
друга материками
3. Тихий
4. Водные массы
5. При температуре -2◦C
6. Соленость
7. 35 промилле
8. Фернан Магеллан
9. Ф. Магеллан. За время его плавания океан был тихим, спокойным. Но название его не соответствует действительности, т.к. в нем зарождаются опасные природные явления: штормы, ураганы, цунами.
- Вы отлично справились с вопросами, и теперь я могу сообщить вам, что мы отправляемся в путешествие по Атлантическому океану. Я уверена, что оно будет увлекательным, познавательным, полезным. А нашим компасом, путеводной звездой, маяком в этом плавании станут учебник, атлас, географическая карта и познавательная литература.
- Какое название вы можете присвоить нашему кораблю? (Атлантида, …)
- Чтобы исследовать океан, какие специалисты нам нужны на корабле?
- На борту судна научные сотрудники: картограф, климатолог, биолог, врач, эколог, предприниматель, эксперт, а также начальник экспедиции и штурман. У каждого из вас свои функции, обязанности. По ходу путешествия вы будете нас информировать о результатах исследований, которые все должны зафиксировать в «судовом журнале» и составить лоцию океана (приложение 2. Лоция Атлантического океана)
III. Изучение нового материала.
Капитан: Вы должны помнить, что самое главное на корабле – отличная подготовка, дисциплина и умение принимать ответственные решения. Желаю вам успеха!
- А кто знает, почему этот океан так называется? Сведения о происхождении названия океана я попрошу предоставить нам эксперта
Эксперт (сообщение): «Из всех океанов Атлантический занимает наиболее важное место в жизни человечества. С древних времен он осваивался человеком. Само название океана впервые появилось на карте в 1507 году и связано с мифом об Атланте и с легендой об Атлантиде. По древнему греческому преданию, это был большой остров в Атлантическом океане, расположенный к западу от Гибралтара. Остров населяли могущественные племена – атланты. В результате сильного землетрясения остров опустился на дно океана. Ученые до сих пор спорят о его существовании и причинах гибели» (слайд 8) (запись терминов в тетради) (приложение 3. Происхождение названия океана (сообщение уч-ся)
Капитан: Итак, мы вступили в водную стихию. Прошу начальника экспедиции доложить о местонахождении исследуемого объекта, а картографам нанести его на карту.
Географическое положение (слайд 9).
Начальник экспедиции(работа с настенной картой): Это своеобразный объект: он занимает площадь 93 млн км2, что почти вдвое меньше площади Тихого океана. Своеобразие его заключается в том, что он имеет S-образную форму, большую протяженность с севера на юг, наибольшую ширину в умеренных широтах и сужается на экваторе, пересекающем его посередине. Центральная часть его находится между тропиками, а северную и южную части пересекают полярные круги. По отношению к нулевому меридиану океан расположен в западном полушарии. Он связан с другими тремя океанами: Северным Ледовитым, Тихим и Индийским.
Картограф: А я хочу выделить целый ряд глубоко вдающихся внутренних морей, берега которых сжаты центрами древних цивилизаций Старого и Нового света. Это Балтийское море, Северное, Саргассово, Карибское, Средиземное, Черное, Азовское, Мраморное и другие (слайды 10-11). Нанесите эти объекты на карту (работа с картой, лоцией океана и географической номенклатурой).
Капитан: Уважаемые эксперты, с чьими именами связана история исследования Атлантического океана? Ознакомьте нас с этапами его открытий.
История исследования океана (слайд 12).(с. 235 учебника, выбрать из текста главную информацию по вопросу).
Эксперты: Атлантический океан, очевидно, первым привлек к себе внимание исследователей и потому долгое время считался самым изученным. Сегодня ему вряд ли уступят и другие водные бассейны Земли, за исключением, пожалуй, Северного Ледовитого и Южного океанов. Но именно с Атлантики началась подлинная наука о Мировом океане… Как известно, он стал осваиваться мореплавателями еще во II в. до н. э. Маршруты древних мореходов, которые выходили в океан через Гибралтарский пролив, пролегали на север (вдоль берегов Европы) и на юг (вдоль берегов Африки). Требовалось огромное мужество, чтобы в те времена выйти в неизвестный океан. Первыми, как считают географы, пересекли Атлантику викинги.
Во времена эпохи Великих географических открытий (плавания X. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) Атлантический океан стал главным водным путем на Земле (слайд 7). Начались работы по его исследованию: промеры глубин, измерение скорости и направлений течений, силы и скорости ветра и т. д.
Начало комплексным исследованиям Атлантики было положено плаванием “Челленджера” в конце XIX в.
По степени изученности этот океан занимает первое место. В настоящее время многие страны продолжают изучать водные массы, рельеф дна, течения, взаимодействие океана с атмосферой. (слайд 13)
Рельеф, происхождение океана (слайды 14, 18)
Начальник экспедиции: Штурман, доложите нам о происхождении океана, промерах глубин, рельефе дна. (В тексте подчеркнуть главную информацию)
Штурман: Атлантический океан – самый молодой.Образовался он 160 млн.лет назад при распаде Гондваны. Рельеф дна в Атлантическом океане не так сложен, как в Тихом океане. Через всю Атлантику почти по меридиану протянулся на 17 тысяч км гигантский хребет – Срединно-Атлантический.На севере океана он выходит на поверхность – это остров Исландия. Хребет делит ложе океана на две почти равные части – океанические равнины. К берегам Европы и Северной Америки прилегают обширные шельфы, они занимают 7% площади океана.Максимальная глубина океана – 9297 м – впадина Пуэрто-Рико, а средняя глубина Атлантики 3060 м - меньше, чем Тихого и Индийского океанов. Я смею утверждать, что Атлантический океан действительно геологически молод и что он мог возникнуть на месте раздвижения литосферных плит и образования коры океанического типа(слайды 15-17) (приложение 5. Происхождение океана, рельеф дна)
Особенности природы (слайд 19) (работа с климатической картой)
Капитан: Прошу климатолога определить климатические особенности объекта.
Климатолог: Атлантический океан вытянут от субарктических широт до Антарктиды и находится во всех климатических поясах, кроме северного полярного. Вследствие его вытянутости он имеет широкий контакт с холодными антарктическими и арктическими водами, что находит отражение в его природе.
Да, я убежден в том, что на природу северной и южной части океана охлаждающее влияние оказывают Северный Ледовитый океан и Антарктида.
Вот почему температура поверхностных вод в Атлантике в среднем значительно ниже, чем в Тихом и Индийском океанах (в северных и южных районах зимой -20…-24, летом близка к +18…+20 градусам; в экваториальных и тропических районах она близка к +22…+24 градусам в течение всего года).
А кроме того заметные различия между температурой воды и воздуха вызывают здесь образование сильных туманов, осложняющих судоходство.
Средняя соленость Атлантического океана - 34,87‰, средняя соленость его поверхностных вод – 35,3‰, что выше средней, т.к. значительная часть испарившейся влаги из-за относительной узости океана переносится ветрами на соседние материки. Максимальная солёность – более 37,5‰.
Штурман: К нам приближается Ледовый патруль. Вероятно, он хочет предупредить нас о серьезной опасности. Особенность Атлантического океана – многочисленные айсберги и плавучий морской лед в северной части. Течения выносят айсберги в открытый океан до 400с.ш. и представляют большую опасность для судоходства. Трагедия «Титаника», который на полном ходу столкнулся с айсбергом, привела к учреждению Международного ледового патруля, который сообщает всем судам о размерах, координатах и путях дрейфа айсбергов. (слайд 20 )
Биологические ресурсы (слайды 21-24)(рассказ по слайдам презентации)
Капитан: Готовить к спуску батискаф! Нам предстоит изучить растительный и животный мир океана.
Биолог: Посмотрим в иллюминатор (слайды 21-24). Я наблюдаю большое количество донных и придонных рыб, в том числе промысловых: трески, сельди, ставриды, скумбрии, морского окуня, мойвы. А в полярных водах я надеюсь увидеть китов и тюленей. Я прихожу к выводу, что животный мир Атлантики беднее видами, чем мир Тихого океана, ведь Атлантический океан относительно молод, да и сильное похолодание климата во время последнего оледенения наложили свой отпечаток.
Штурман: Слева по курсу вижу зелено-бурые пятна на ярко-синей поверхности океана. Что бы это значило?
Биолог: Мы находимся в уникальном по своей природе Саргассовом море. Это «море без берегов». Его границы образуют течения. Здесь высокая соленость и температура. А зелено-бурыми пятнами выступают небольшие пучки водорослей. Воды здесь бедны планктоном. Редки здесь и птицы. Это голубая океаническая пустыня.
Виды хозяйственной деятельности (слайды 25-27)
Капитан: - Чем привлекателен океан человеку?
Врач: Мир водорослей - большая уникальность. Еще в 1811 г. химик Бернар Куртуа обнаружил содержание йода в водорослях. Сейчас йод помогает при лечении многих болезней, а морская соль применятся для лечения опухолей. Из бурых водорослей получают альгиновые кислоты. Они тоже применяются в медицине.
Предприниматель: А мне, предпринимателю, океан может дать огромную выгоду, ведь сейчас морские пути связывают страны и материки. Постоянно увеличивается торговый флот.
Минеральные и биологические ресурсы океана огромны. Нефть, уголь, песок, соли, гравий – все это скрыто толщей воды. Добывать их со дна намного труднее, чем на суше, тем не менее многие страны уже приступили к разработке подводных месторождений. Тысячи скважин пробурены на дне Мексиканского залива и Северного моря (показать на карте.)
Одно из самых древних занятий человека – лов рыбы. Атлантический океан богат промысловыми видами рыб: сельдью, морским окунем, треской, скумбрией, мойвой и другими. Встречаются акулы, киты, тюлени. Район Канарских островов богат лангустами и анчоусами. В северной части встречаются морские ежи, моллюски.
Кроме этого отдых на берегах, плавание – это же просто удовольствие! Океан дарит нам здоровье, бодрость, силу, а ведь этого нигде не купишь. Атлантический океан и его моря принимают на свои берега миллионы отдыхающих! К наиболее крупным морским рекреационным центрам относятся Средиземное море, Черное море, южное побережье Балтийского моря, Флорида, Антильские и Бермудские острова, Венесуэла, Куба, Колумбия, Бразилия (показать на карте).
Физкультминутка
Капитан:
- Я думаю, что пора и нам немного отдохнуть.
А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою!
(машут руками)
Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети, на песок, Продолжаем наш урок.
(садятся по местам).
Экологические проблемы(слайд 28).
Эколог: Но, к сожалению, не все так хорошо. В связи с ростом городов, развитием судоходства во многих морях и в самом океане в последнее время наблюдается ухудшение природных условий. Загрязнение воды, воздуха ухудшили условия для отдыха на берегах морей и океанов. Средиземное море относится к самым загрязненным на Земле. Атлантика уже не в состоянии самостоятельно очищаться от отходов. Борьба с загрязнением этого океана является международным делом. Уже заключены договоры, которые запрещают сброс в океан опасных отходов.
IV. Обобщение знаний.
Начальник экспедиции: Наше путешествие подходит к завершению. Я надеюсь, что оно доставило вам приятные впечатления от того, что вы были участниками научной экспедиции и исследовали природу Атлантического океана.
Капитан: Какой образ Атлантического океана вы сформировали в себе в результате исследования? Подготовьте к озвучиванию основные характеристики его по зафиксированным данным «судового журнала» («члены экспедиции» формулируют пункты графического конспекта, характеризующие объект, вместе вносят корректировки).
Капитан: Какие выводы следуют из ваших исследований?
«Путешественники»: Характерные особенности Атлантического океана (слайд 29):
Вытянутость с севера на юг
Большое количество морей
Наличие протяжённого через весь океан подводного срединного хребта
Высокая соленость
Значительные запасы нефти и газа
Высокая степень хозяйственного использования
1 место в морском судоходстве. 8. А еще мы убедились в том, что растения и животные, населяющие сушу, отличаются от океанических: из растений в океане преобладают водоросли, из животных – рыбы, тюлени, моллюски, киты. Океан населен организмами неравномерно. 9. Его богатства велики, и люди используют их в промышленности, сельском хозяйстве, медицине.
Капитан: В чем вы видите решение экологической проблемы в океане? «Путешественники»: Необходимо рационально использовать ресурсы и не загрязнять его.
Контроль знаний
Капитан: Я думаю, что это путешествие у нас с вами не последнее. А на берегу нас приветствует таможня. Чтобы пройти таможню, вы должны преодолеть таможенный контроль:
Таможенник: Вопросы участникам экспедиции (игра «Осколки»: из разорванных фраз восстановить информацию (уч-ся отвечают письменно) (слайд 30).
Море без берегов
Крупнейшее океаническое течение в Атлантическом океане
Наиболее распространенные растения в океане
Подводный аппарат для исследования морских глубин
«Реки» в океане
Климатические пояса наиболее широкой части Атлантики
- Вот и закончилось наше путешествие, и урок подходит к концу. - Понравилось ли вам путешествие? Чем?
- В чем причины успешной работы в команде?
- Возникали ли затруднения при выполнении заданий? Какие?
Я надеюсь, вы поняли, какой величайшей силой человека являются его знания. Надеюсь, что и дальше ваш интерес к изучению океанов будет расти.
Рефлексия:
-Каждому члену команды присвойте звание со словом самый
(Самый активный в команде - …
самый умный - …
самый наблюдательный -…
самый ответственный -…и т.д.)
- Какие качества стали для вас определяющими в достижении цели? Выстройте цепочку … (наблюдательность, смекалка, целеустремленность, взаимопомощь, ответственность, коллективизм, находчивость…)
Комментированное выставление оценок.
V. Домашнее задание (разноуровневое,на выбор) ( слайд 32)) 1. Читать § 41, задания на контурной карте стр. 12 2. Подобрать материалы из периодической печати о проблемах, связанных с использованием и загрязнением Атлантического океана. 3. Подобрать фото или видео по теме «Океаны». 4.Сообщение на тему: «Загадки Атлантического океана»