3 | Целеполагание мотивация, | Ребята, с этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару, т. е. по материкам и океанам. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, занятия, нравы, обычаи народов, населяющих эти материки. (Конго, Суэцкий, Килиманджаро, Нил, Сахара, Мадагаскар) - Посмотрите, что вы видите на слайде. Река Конго – пересекает дважды экватор, Суэцкий канал-отделяет материк Африку от Евразии;вулкан Килиманджаро – самая высочайшая точка Африки, река Нил- самая длина река Африки, пустыня Сахара- большая пустыня, остров Мадагаскар – один из крупнейших на земном шаре и самый большой остров Индийского океана,Красное море - самое тёплое и самое солёное море в мире. - Все эти объекты принадлежат, какому материку? -Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке? -А что вы сами знаете об Африки? -Как вы думаете, с чего начинается изучение каждого материка или океана? | Включаются в диалог. Определяют цель и задачи Цель урока - научиться давать характеристику географического положения Африки. основной задачей урока будет определение особенностей географического положения материка, создание образа Африки | Познавательные: Анализировать, выделять существенные признаки Регулятивные: Определять уровень успешности Личностные: Самоопределение (для чего?) |
4 | Освоение нового материала | - Откуда произошло название материка “Африка”? - Может кто-то знает, откуда появилось такое название? Работа с учебником. - Найдите ответ в своих учебниках на стр.108. С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия. Кто открыл Африку? Видеофрагмент «История исследования» 3.10(Инфоурок) В каком веке европейцы обошли Африку? Кто первый из европейцев пересек Индийский океан? В каком веке стали изучать внутренние районы Африки и для чего? Кто открыл истоки Нила? Кто открыл водопад Виктория, оз. Танганьика и Ньяса? Назовите имена русских исследователей? - А что значит определить географическое положение материка? Работа с учебником с планом стр. 331: - То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре. А чтобы мы правильно умели описывать географическое положение любого материка существует план на стр.331 найдите «план описания географического положения материка» Совместная работа Работа с картой Положение относительно условных линий на карте: экватора, нулевого меридиана, тропиков, полярных кругов, полюсов. 1.1Положение материка относительно экватора: 1.2. Положение материка относительно нулевого меридиана 1. 3. Положение относительно полярных кругов: удалена от них 1.4. Положение материка относительно тропиков: 1.5 Положение относительно полюсов 2. Положения в полушариях земли. - А теперь дайте подведем итог о том, что мы сейчас сказали. Задания 2 Найдите на карте крайние точки материка, как правило, это далеко вдающиеся в море участки суши, их называют мысами. Например, крайняя южная точка Африки называется мыс Игольный. 3. Крайние точки, их координаты. Задания 3 4.Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. 4.1. Определить протяженность материка с севера на юг Задания 4 Определить протяженность материка с запада на восток Задания 5 4. Положение материка в климатических поясах. Климатические пояса Африки: экваториальный (1); субэкваториальный (2); тропический (2); субтропический (2). -Какой вывод можно сделать на основе нахождения Африки в этих климатических поясах? Задания 6 6. Положение материка по отношению к морям и океанам. 7. Положение материка по отношению к другим материкам. | от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка 15 в. Васко до Гама 19 в., сырье, с/х угодья Спик и Гран Д. Ливингстон Юнкер, Вавилов Это «адрес» географического объекта, по которому его можно найти на Земле Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая — к западу. в северной части пересекается северным тропиком, а в южной- южнымсеверном, южном, восточном, западном во всех полушариях в градусах: 37 гр.+ 35 гр.= 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 км., то протяженность материка составит: в километрах:111 км.* 72 = 7992 км. в градусах: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км., то длина материка будет равна: в километрах: 110 км. *70 = 7700 км. все климатические пояса теплые, поэтому растительность и животный мир будет состоять из теплолюбивых видов На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море. Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки. | познавательные: работа с информацией, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей; коммуникативные: умение выражать свои мысли, постановка вопросов, сотрудничество. регулятивные: целеполагание к определенному заданию. |