Тема: Физико-географическое положение. Размеры и очертания, океаны и моря у берегов материка, влияние их на природу. История открытия и исследования материка.
Цели урока:
1. Образовательные: Изучить особенности ФГП Африки, и его влияние на природу материка; познакомиться с приемом определения положения материка; продолжить формирование картографических знаний и умений.
2. Развивающие: Развивать мышление школьников, формировать элементы творчества на основе решения проблемных задач.
3. Воспитательные: Продолжить воспитание личностных качеств; чувства коллективизма, ответственности, личной сопричастности происходящему.
Оборудование: Физическая карта мира, атласы, проектор, презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какой материк мы с вами изучили? (ЮА) Какими особенностями он отличается? (Самый влажный и самый зеленый) Этот материк относится к материкам северного или южного полушария? Частью какого древнего материка он является Лавразии или Гондванны? (Гондванны). Назовите мне еще материки, относящиеся к материкам южного полушария (Африка, Австралия, Антарктида) Сейчас просмотрите слайд-шоу, прослушайте стихотворение и постарайтесь определить тему сегодняшнего урока.
За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы, там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.
На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?
-Как вы думаете, какой материк будет предметом нашего изучения на уроке?
-Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока?
-Африка
«Африка – неизлечимая страсть: вдохнешь пыль ее красной земли, услышишь многоголосый бой тамтамов, увидишь в отблеске ночных костров в какой-нибудь глухой деревушке мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, и трудно будет возвращаться из этого таинственного мира…»
Ребята! Как вы уже догадались, сегодня мы начинаем изучение Африки. Только что я прочитала слова путешественника и журналиста Владимира Корочанцева, который долгое время жил на этом континенте. А какой представляется Африка вам?!
(Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу)
3. Знакомство с темой и целями урока. Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка.
(Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк.)
-Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.
-А Как вы считаете с чего нужно начать знакомство с материком?(С его Г.П)
Итак, тема нашего урока Физико-географическое положение. История открытия и исследования материка.( сл. №1 )
- Какие же задачи стоят у нас на уроке? (ответы детей:Сегодня на уроке мы должны изучить особенности физико-географического положения Африки, его влиянием на природу материка, океанами и морями, омывающими материк. Познакомиться с историей исследования материка)
Как вы думаете, какие карты мы будем использовать для описания материка? (физическую карту полушарий и физическую карту Африки)
4. Работа над новым материалом
Сегодня на уроке мы будем работать по следующему плану(Сл №2):
- Рекорды африканского континента.
- Физико-географическое положение материка.
- История открытия.
1). Африка - это старейший континент нашей планеты, колыбель цивилизации. Несмотря на свой почтенный возраст, более 270 миллионов лет, этот омываемый океанами материк является, пожалуй, единственным, сохранившим гармонию с природой и не подвергшимся разрушительному влиянию человеческой деятельности. Именно этим, а также красотой своей природы и бурным разнообразием и неповторимостью животного мира, Африка так привлекательна для изучения и исследования.
Мы на уроке будем исследователями этого континента. И хотелось бы узнать какими рекордами обладает этот континент? Мы послушаем Акмарал, которая получила опережающее задание и подготовила нам свою презентацию «Рекорды Африканского континента».
2). Проблемная задача. Итак, наше путешествие продолжается. И мы переходит к определению «Адреса» материка. Как вы думаете, что значит определить адрес материка? (определить его физико – географическое положение - ФГП). Самостоятельная работа в парах.
План определения ФГП материка.
1.Положение материка относительно экватора:
2.Положение материка относительно тропиков:
3.Положение материка относительно нулевого меридиана:
4.Крайние береговые точки:
а) северная б) южная в) западная г) восточная
5. Протяженность с севера на юг:
6.Протяженность с запада на восток
7.В каких климатических поясах расположен материк:
8.Положение материка относительно других материков:
9. Характер береговой линии (крупные острова, полуострова, океаны, моря, заливы, проливы).
Проверка заданий на определение ФГП материка.
3). История открытия материка.
Опережающее задание. Прослушать выступление Дины и по ходу ее рассказа заполнить таблицу, выписать в тетрадь фамилии путешественников, которые исследовали Африку и какие открытия они совершили.
5.Закрепление.
1) Работа в группах
1гр. Составить синквейн на тему Африка. (Дина, Рустам)
2 гр. Используя слова, сочинить небольшое стихотворение. (Африка, экватор, тропик, климат, жара, океан) – Толик, Диана.
3. гр. Решить кроссворд (для слабых - Маша, Денис).
4.(Акмарал) Составить интеллект карту.
Проверка
6. Контроль знаний.
1) Географические задачи:
Не пользуясь картой, выберите правильный ответ:
1.Площадь Африки более 30 млн. км2 или 50 млн. км2.
2.Гвинейский залив омывает Африку с запада или с востока.
3.Полуостров Сомали на западе или на востоке Африки?
4.Бенгельское течение теплое или холодное?
5.Мыс Игольный – крайний северный или южный?
6.Красное море часть Атлантического или Индийского океана?
7.Что лежит севернее мыс Рас-хафун или мыс Игольный?
8.Мозамбийский – это пролив или залив?
Взаимопроверка.
Если вы не допустили не одной ошибки – оценка «5»
1-2 ошибки –«4»
3 ошибки – «3»
2) Игра «Шифровальщик»
С целью закрепления изученного материала можно предложить игру: учитель читает текст, затем останавливается, а обучающиеся должны закончить предложение.
-« Африканский рог» - остров (Сомали)
-Самое соленое море Земли (Красное)
-Африка по середине пересекается (20 в.д. – меридианом, экватором .)
-Нулевой меридиан пересекает Африку на (западе)
-Африку омывают океаны,_____________ их по количеству (Атлантический и Индийский,
-С севера материк омывается _____________-(Средиземным морем).
-Восточной крайней точкой материка считается (Рас- Хафун)
-Дальше всех материков от Африки расположен материк_____(Северная Америка).
-Гвинейский залив расположен с ______________________(запада) материка.
-Самый большой остров близ берегов Африки ________________ (остров Мадагаскар).
7.Домашнее задание: географическое положение Африки. История исследования, проверить таблицу. На к/к нанести острова, полуострова, океаны, моря, заливы и проливы, крайние точки материка.
8.Итог урока: Тема, задачи урока.