Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Географическое положение Африки" 11»
Африка
Урок №1
Особенности географического положения Африки. Исследование и освоение.
Цель: сформировать информационные компетенции: формировать общие представления о содержании и структуре раздела «материки»; ознакомить с планом изучения материков; формировать умения определить характерные особенности географического положения Африки; основные этапы исследования материка;
логические компетенции: находить взаимосвязь между географическим положением и природой материка;
пространственная компетенция: ориентироваться в карте Африки, находить объекты, пользуясь легендой, переносить на контурные карты.
аксеологическая компетенция: способность формирования познавательного интереса к материалу, экологическое воспитание.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта мира Африки, атлас, учебник.
Ход урока:
I. Актуализация опорных знаний и умений:
Сколько материков? Назовите самый большой и малый.
Какие материки пересекает экватор?
Какие материки пересекает нулевой меридиан?
Назовите самую большую пустыню мира. Где она находится?
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности:
Уже по меньшей мере миллиард лет, как наша земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются выступы континентов и впадины океанов.
Как вам уже известно, континенты, или материки, — это большие массивы суши, со всех сторон окруженные водой. Земная кора континентов отличается по составу и строению от океанической земной коры.
Если бы мы с вами побывали на Земле приблизительно 250 млн лет назад, то увидели бы только один огромный массив суши — так называемый суперконтинент Пангею. На этом материке было вдоволь места гигантам животного мира древности — динозаврам. Но со временем Пангея раскололась на части, из которых сформировались шесть ныне существующих материков. По мнению некоторых ученых, именно раскол континентов и изменение их природных условий привели к гибели динозавров. Каждый материк имеет свои природные особенности. Но их общая в прошлом геологическая история тоже оставила свои следы. Изучая природу материков, вы обязательно узнаете и об их особенностях и увидите черты общего геологического прошлого наших континентов.
Люди, населяющие материки, теперь такие разные — и по внешнему виду, и по языку, культуре, обычаям — когда-то расселялись по материкам с одного центра. Изучая материки, вы узнаете, какие люди там живут, чем занимаются, как используют природные богатства.
Материк, который вы будет изучать первым,— Африка. Почему именно Африка? Возможно, потому, что это материк, о существовании которого европейцы узнали первым. А возможно, и потому, что Африка и до сих пор привлекает своей неразгаданностью. На ее необъятных пространствах есть места, где еще не ступала нога человека. Предполагают, что непроходимые заросли африканских экваториальных лесов прячут от глаз современного человека неизвестные виды живых организмов и остатки древних цивилизаций. Это континент самых высоких температур на Земле и контрастных природных комплексов. Здесь простирается крупнейшая пустыня мира Сахара и один из наибольших массивов экваториальных лесов, а также самая длинная река планеты. В Африке сохранился уникальный животный мир, поражающий разнообразием крупных млекопитающих, рептилий и птиц-эндемиков.
На Африканском континенте были найдены древнейшие, изготовленные 2,6 млн лет назад, каменные орудия. Здесь же, по мнению большинства ученых, появился человек современного типа — Homo Sapiens, или Человек разумный.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ ученика «Рекорды Африки» - опережающее задание с использованием слайд-шоу.
2. Объяснение учителя : ознакомление с планом изучения материка.
Для облегчения изучения природы материков и для сравнения их друг с другом нужна систематизация учебного материала, которую предлагаем проводить по следующему плану.
1) История открытия и исследования.
2) Географическое положение: площадь; расположение относительно экватора и нулевого меридиана тропиков, полушарий и географических поясов; крайние точки; протяженность в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток; океаны и моря, характер течений, омывающих материк; ближайшие по расположению материки и пути соединения с ними.
3) История формирования материка (тектонические структуры и их размещение).
4) Основные формы рельефа и их взаимосвязь с тектоническими структурами.
5) Полезные ископаемые и закономерности их размещения.
6) Климат: климатообразующие факторы и их влияние на показатели климата, климатические пояса и области; общие особенности климата.
7) Внутренние воды озер, болот, искусственных водоемов, ледников, подземных вод.
8) Природные зоны. Размещение природных зон, закономерности их распространения и характеристика.
9) Население и политическая карта: численность, плотность и особенности размещения населения; расы, народы, основные религии; политическая карта материка.
План ФГП материка (записываем в тетрадь)
Презентация по теме.
3. Беседа, работа по атласу:
а) в каких частях Африки пересекает её экватор?
б) в каких частях Африки пересекает её северный и южный тропик?
ФГП Африки
Рассказ о ФГП с использованием конструктора урока.
4. Работа с учебником
Прочитать отрывок параграфа 25 и ответить на вопросы :
Почему изучение материка мы начинаем с его ФГП?
В чем заключаются особенности ФГП Африки?
5 . Рассказ учителя на тему: «Исследование материка» с использованием презентации.
Учащиеся записывают ФИО исследователей Африки в тетради.
Практическая работа.
Тема. Определение географических координат крайних точек Африки.
Цель. Усовершенствовать умение определения географических координат.
Ход работы
Определить крайние точки материка Африка и их координаты и нанести их на контурную карту.
IV.Закрепление изученного материала.
Игра «Верю- не верю» - выводится на экран по 1 вопросу
1) Верите ли вы, что Африка — крупнейший по площади материк мира?
2) Верите ли вы, что египетские фараоны были организаторами первых исследований Африки?
3) Верите ли вы, что изучение внутренних территорий Африки началось уже в XV в.?
4) Верите ли вы, что Африка примыкает к Америке?
5) Верите ли вы, что в Африке не встречаются многолетние снега и ледники?
6) Верите ли вы, что большая часть Африки расположена в Восточном полушарии?
7) Верите ли вы, что на севере Африка омывается водами Средиземного моря?
8) Верите ли вы, что протяженность Африки с запада на восток на экваторе составляет около 1000 км?
V. Подведение итогов. (учащиеся делают выводы).
1) Африку пересекают линии экватора и нулевого меридиана, поэтому территория материка лежит во всех четырех полушариях Земли.
2) Экватор делит Африку приблизительно на 2 одинаковые части, поэтому все процессы повторяются от экватора на север и на юг.
3). Африка преимущественно расположена между линиями северного и южного тропиков, поэтому большая часть находится в жарком тепловом поясе.
4). Береговая линия материка слабо расчленена.
VI. Домашнее задание:
Проработать параграф 25 учебника.
Укажите на контурной карте объекты, характеризующие географическое положение.
Составьте рассказ о воображаемом путешествии вокруг Африки.