-определят протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах;
-познакомятся с историей исследования материка.
-из предложенного учителем источника выпишут необходимую информацию о Ф ГП Африки;
сделают необходимые объяснения и сравнения.
-ученик организовал свои действия с помощью учителя по намеченной цели, высказал своё впечатление о проделанной работе;
-исходя из поставленных задач, ученик самостоятельно организовал свои действия, умеет оценить и проанализировать свою работу, делать сравнения.
-ученик самостоятельно даёт ответ, приводит доказательства, вступает в дискуссию, понимает мнение другого.
Форма организации урока: урок-презентация с использованием мультимедиатехнологии.
№ слайда | Слайды презентации | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| | Актуализация знаний Создание образа материка Вспомните, ребята, как называется курс географии, который мы изучаем? | Активизация познавательной активности обучающихся. Эмоциональный вход в урок. (География материков и океанов) |
| | За морем-океаном в тени Килиманджаро Купается огромный и добрый бегемот, Там зебры и жирафы ,там небо дышит жаром, Кокосовые пальмы, бананы круглый год. В саванне бродят львы и прячутся гориллы, Шипят в пустыне змеи, качая головой. И щелкают зубами большие крокодилы, Когда проходят мимо них слоны на водопой. На каком материке мы можем встретить таких животных и растения? Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? | Выход на тему урока
Африка |
№1 | Контур Африки. | Что вы знаете об Африке? | Выслушать ответы |
№2 | Визитка Африки | 1Ещё версия названия? 2Сравнить площадь Африки с др. материками: А)1ряд-площадь,место в мире Б)2ряд-какие материки больше В)3ряд-какие меньше | Работа с учебником 1(см. учебник стр. 108: от названия берберского племени «афригии», которое жило в одном из районов на севере материка.) 2 стр6 учебника |
№3 | План изучения материка | Обратите внимание, с чего начинается изучение материка? Разберёмся с понятием ФГП (гп-местоположение,физика-природа) Помочь в ответах. Какова же тема урока? | Отвечают, ФГП Африки. (запись в тетрадях) |
№4 | Тема, цели | Мы должны научиться давать характеристику ФГП материка на примере Африки. | слушают |
№5 | План ФГП (выключить проектор). | Итак, даём х-ку ФГП по плану и картам. Наносим ФГП на контурную карту | Стр331 план открыть Работают с учителем, с картами, выполняют ПР. |
Физ. Карта Африки | 1. Положение относительно экватора, нулевого меридиана. | Координирую действия обучающихся по плану. | (Учащиеся под руководством учителя устно определяют, где проходят экватор, нулевой меридиан, тропики). На контурной карте отмечают: экватор, нулевой меридиан. |
Физ. Карта Африки | 2.Крайние точки и их координаты.
| Найдем, используя физическую карту географические координаты крайних точек материка | Учащиеся под руководством учителя наносят на к/к кр. точки и координаты С.т.- мыс Бен-Секка - 37°с.ш.,10°в.д., Ю.т. мыс Игольный - 35°ю.ш., 20°в.д., З.т – мыс Альмади - 18°з.д., 15°с.ш., В.т – Рас-Хафун - 51°в.д., 10°с.ш. |
Физ. Карта Африки | 3Протяжённость материка | Измерим протяженность материка с севера на юг по 20°в.д. и с запада на восток по 100с.ш. | Под рук-вом учителя сС-Ю : 37° + 35° = 72°; 111км x 720 = 7992 км. с З-В в см и км по 100с.ш. 20см х350км=7000км (проверка у доски) |
Климатическая карта. | 4Климатические пояса | Какой картой воспользуемся? Определяем в каких поясах находится Африка? | Карта климатических поясов. (Анализируя карту, учащиеся перечисляют экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический климатические пояса). |
№6 | 5.Какими океанами и морями омывается? | Определим по карте и подпишем на к/к. также определим изрезанность береговой линии материка | Р-та с картой атласа и с контурной картой.(к/к). Океаны:Атлантический, Индийский; МоряСредиземное.Красное Залив:Гвинейский: Проливы:Гибралтарский, Мозамбикский. Остров: Мадагаскар П-ов: Сомали |
№6 | 6.Положение по отношению к др. материкам. | Как расположен материк относительно других? (Ближайший сосед - материк Евразия, разделенный с Африкой Суэцким каналом и Гибралтарским проливом). | Суэцкий канал наносят на к/к. |
| 7Вывод о влиянии ФГП на ПК материка | Мы с вами установили особенности ФГП материка Африки. Так в чем же заключается особенность ФГП? (Симметричное положение к экватору, большая площадь находится между тропиками, основная часть лежит в восточных долготах, по обе стороны экватора повторяется набор климатических поясов). Как такое ФГП может повлиять на формирование ПК материка? |
Выслушать предложения, записать: ФГП благоприятно влияет на природу материка. |
№7 | Исследования Африки. | Африка, хотя и находится недалеко от Европы, на протяжении многих веков была недоступна для европейцев. Как вы думаете, почему? (Ожидаемые ответы). Во внутренние области с севера преграждала пустыня Сахара, а с запада и востока – труднодоступные берега. |
Слушают, заполняют карточки(см. приложение1) |
| | Итак, давайте подумаем, чему мы научились сегодня на уроке, что узнали. | Заполняют 2 и 3 колонки карточки рефлексии. |
История исследования материка.
Карточка рефлексии.