ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ АФРИКИ. Изучение нового материала Общеобразовательные; - раскрыть понятие «географическое положение материка» -показать особенности географического положения Африки -познакомить с береговой линией и историей исследования материка Развивающие; -продолжить формирование умения работать с картами, определять географические координаты, протяжённость материка, развивать творческие способности учащихся. Воспитательные: -формирование самостоятельности, умение сотрудничать с другими учащимися. Рассказ, беседа, работа с картой атласа и контурной картой Карта полушарий, физическая карта Африки, компьютер. Ход урока Организационный момент. Актуализация знаний. Северная Америка Южная Америка Америка Антарктида Евразия Австралия Африка - Назовите одним словом понятия, представленные на доске. (Материки) - Разделите данные материки на 2 группы. (Северные и южные) - Особенности каких материков мы рассматривали на последних уроках? (Южных материков) - Почему Австралию, Антарктиду, Африку и Южную Америку мы относим к южным материкам? (все 4 материка были частью единого материка Гондваны) Какой материк мы с вами изучили? (АВСТРАЛИЮ) Назовите мне особенности материка ( самый маленький;, самый сухой; Большой Барьерный риф- коралловое образование; Самая низкая отметка высот -12м ниже уровня моря; пересыхающие реки-« крики». - Сегодня мы будем изучать второй южный материк. Вначале давайте посмотрим с вами на слайды и вы постараетесь сами ответить мне на вопрос: «О каком материке пойдет речь?» III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Известно, что этот материк является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается самой длинной рекой мира, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются, а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150см. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800м с высоты 120м. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. - Так о каком материке здесь идет речь? (Африка) - Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит сегодня изучить. - Ребята, откройте содержание учебника (стр. 286.) и ответьте на вопрос: “В какой последовательности авторы учебника предлагают нам изучать материки, (Австралия, Африка, Южная Америка, Антарктида) - А с каких тем начинается рассмотрение каждого материка?” (Географическое положение, исследования…) - Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока? («Географическое положение и исследование Африки») - А какие цели поставим мы на сегодняшний урок? Что мы должны изучить? (Изучить географическое положение материка и историю исследований Африки). А вы что- то знаете о Африке? - Итак, действительно второй материк, который мы изучаем – Африка. Одни учёные считают, что слово «Африка» происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка, другие, что слово «Африка» происходит от латинского слова «африа», что означает «безморозная» Если это так, то название материка вполне оправдано его природными условиями и Африка – самый жаркий материк Земли. - А почему Африка – самый жаркий материк на Земле? С чем это связано? Я надеюсь, что в конце урока вы ответите на этот вопрос. - Ну а знакомство с материком мы начнем с выяснения его площади. - Откройте учебник стр. 136 определите какое место по площади занимает Африка среди других материков? Посмотрите на экран Какова площадь Африки? (30,3 млн.км) Какое место занимает Африка по площади по отношению к другим материкам? (второе после Евразии) - Размеры материка мы определили, теперь надо определить особенности географического положения Африки. - А что такое географическое положение? (Адрес территории по которому можно найти ее на Земле) -Как вы думаете, о чём нужно обязательно говорить при характеристике ФГП материка? На что вы обратили бы внимание в первую очередь? Давайте попробуем составить план, по которому мы будем характеризовать материк. Ваши предложения. (Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.) А теперь сравните наш план с планом изучения ФГП материка, предложенным на ваших карточках - Откройте, пожалуйста, физическую карту Африки (стр. 26 атласа) и давайте ответим на первый пункт плана. 1. По отношению к экватору - экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу. По отношению к тропикам – пересекается северным и южным тропиком, большая часть Африки лежит между тропиками. По отношению к нулевому меридиану - нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая к западу. - Переходим ко второму пункту плана. - Найдите крайние точки материка: Северный мыс Бен-Сека, Южный мыс Игольный Западный мыс Альмади, Восточный мыс Рас-Хафун - Откройте контурные карты (стр. 40) и обозначьте на ней крайние точки Африки. - А координаты крайних точек я предлагаю вам определить по физической карте работая в парах. У вас на партах лежит листок с заданиями. Подпишите его. Перед вами табличка крайних точек, куда вы должны занести полученные координаты. I группа: определяет координаты крайней южной точки II группа: определяет координаты крайней восточной точки III группа: определяет координаты крайней западной точки Северный мыс Бен-Секка 37 º с.ш.; 10 º в.д. Южный мыс Игольный 35 º ю.ш.; 20 º в.д. Западный мыс Альмади 15 º с.ш.; 18 º з.д. Восточный мыс Рас-Хафун 10 º с.ш.; 51 º в.д. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Возьмите другую ручку или карандаш. (самопроверка) - А теперь я предлагаю вам оценить себя в выполнении этого задания, для этого в листе самопроверки в задании 1. Определение координат поставьте себе оценку по 5-бальной шкале. - Определять протяженность материка мы будем по вариантам. Расчеты записывать в табличку №2. I вариант Определяет протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах по 20 º в.д. 1º = 111 км (37 ºс.ш. + 35 º ю.ш. = 72º х 111 км = 7992 км) II вариант Определяет протяженность материка с запада на восток в градусах и километрах по 10 º с.ш. 1 º =109 км ( 51º в.д.+ 14º з.д.= 65º х 109=7085 км) - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Возьмите другую ручку или карандаш. (самопроверка) - А теперь оцените себя в выполнении этого задания, для этого в листе самопроверки в задании 2. Определение протяженности поставьте себе оценку по 5-бальной шкале. - Откройте климатическую карту (стр. 27) 3. В каких климатических поясах расположен материк? (в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом) 4. Определите положение материка относительно морей и океанов. (На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море. Береговая линия слабо изрезана) 5. Определите положение материка относительно других материков. (Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.) Вызывается ученик и по карте дает полное описание ФГН материка (после ответа) выясняем проблему поставленную в начале урока (какова главная причина – что Африка – самый жаркий материк? (Это географическое положение) - Экватор, тропики пересекают, часть лежит в тропических широтах - Значит, ФГП полностью влияет на природу самого материка, и при изучении последующих тем вы в этом убедитесь IV ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ - Что вы знаете о древних государствах Северной Африки, о богатствах материка? Африка, хотя и находится недалеко от Европы, на протяжении многих веков была не доступна для европейцев. Во внутренние области с севера путь преграждала пустыня Сахара, а с запада и востока – труднодоступные берега. Европейцам лишь к концу XV в. удалось узнать очертания материка. Зарубежные предшественники Португальский мореплаватель Васко – да Гама. Давид Ливингстон (исследовал внутренние части Африки) Исследование Африки русскими путешественниками Василий Васильевич Юнкер (он путешествовал по центральной и Восточной Африке в конце XIX в., проводил топографические гидрологические и метеорологические наблюдения) Егор Петрович Ковалевский и Александр Васильевич Елисеев исследовали северо-восточную часть Н.И.Вавилов – изучал культурные растений (6000 образцов было собрано) И так мы познакомились с исследованием материка. V ЗАКРЕПЛЕНИЕ А сейчас мы проведем географический диктант на закрепление полученных знаний на уроке. Географический диктант I вариант | | II вариант | 1 | Бен-Секка | 10 | 2 | Экватор | 9 | 3 | Игольный | 8 | 4 | Мадагаскар | 7 | 5 | Альмади | 6 | 6 | Средиземное море | 5 | 7 | Рас-Хафун | 4 | 8 | Суэцкий канал | 3 | 9 | Нулевой меридиан | 2 | 10 | Гвинейский залив | 1 | Текст диктанта С севера материк омывается Крайней южной точкой считается Самый большой остров близ берегов Африки Африка посередине пересекается Крайней северной точкой считается Африку отделяет от Азии Крайней западной точкой считается Африку пересекает с запада Крайней восточной точкой считается Самый большой залив Африки После диктанта провести взаимопроверку и результаты сверить с образцом учителя Критерий оценки | Ответы | а) без ошибок – «5» б) 1-2 ошибки – «4» в) 3-4 ошибки – «3» и сдать учителю | I в. – 6, 3, 4, 2, 1, 8, 5, 9, 7, 10 II в. – 5, 8, 7, 9, 10, 3, 6, 2, 4, 1 | - выставление оценок за диктант в лист самооценки. VI Итоги урока - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? (географическое положение Африки, познакомились с исследованием материка, почему Африка самый жаркий материк) VII ЗАДАНИЕ НА ДОМ §22 до рельефа; рабочая тетрадь стр.4-5, контурная карта стр. 40 (задания) + творческое задание: Из предложенных слов АФРИКА, ЭКВАТОР, ТРОПИК, КЛИМАТ, ЖАРА составьте небольшое стихотворение, посвященное Африке. -Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, молодцы! -За работу на уроке поставьте себе оценку в лист самооценки и сдайте его. Выставление оценок учителем с комментарием, Учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 53» г. Рязани Вострикова В.И. |