kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Физико-географическое положение и исследование Африки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приведен конспект урока в соответствии с ФГОС по теме "Физико-географическое положение и история исследования материка Африка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Физико-географическое положение и исследование Африки.»


Тема урока


Тип урока:

Цели и задачи урока












Метод


Оборудование







Вопрос к классу



















Учитель








































Тема урока


Цели урока
















Проблемная ситуация




Работа с учебником (стр136 и картой атласа
















Работа с учебником

(стр. 311)


Работа с атласом

(стр. 26)

и картой












Работа по группам




Работа с контурными картами

(стр. 40)

Работа с атласом

(стр. 26)


Задание по группам, работа в парах








Самопроверка.


Лист самоконтроля.



Задание по вариантам

Работа с атласом

(стр. 26)













Работа с климатической картой (стр. 27)



Вызвать к карте одного ученика











Подвести итог ФГН материка












Сообщения учащимся


























Географический

диктант


На экране
































Лист самоконтроля


ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ АФРИКИ.

Изучение нового материала

Общеобразовательные;

- раскрыть понятие «географическое положение материка»

-показать особенности географического положения Африки

-познакомить с береговой линией и историей исследования материка

Развивающие;

-продолжить формирование умения работать с картами, определять географические координаты, протяжённость материка, развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

-формирование самостоятельности, умение сотрудничать с другими учащимися.


Рассказ, беседа, работа с картой атласа и контурной картой


Карта полушарий, физическая карта Африки, компьютер.


Ход урока


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.


Северная Америка

Южная Америка Америка


Антарктида





Евразия


Австралия


Африка





- Назовите одним словом понятия, представленные на доске. (Материки)

- Разделите данные материки на 2 группы. (Северные и южные)

- Особенности каких материков мы рассматривали на последних уроках? (Южных материков)

- Почему Австралию, Антарктиду, Африку и Южную Америку мы относим к южным материкам? (все 4 материка были частью единого материка Гондваны)

Какой материк мы с вами изучили? (АВСТРАЛИЮ)

Назовите мне особенности материка ( самый маленький;, самый сухой; Большой Барьерный риф- коралловое образование; Самая низкая отметка высот -12м ниже уровня моря; пересыхающие реки-« крики».


- Сегодня мы будем изучать второй южный материк. Вначале давайте посмотрим с вами на слайды и вы постараетесь сами ответить мне на вопрос: «О каком материке пойдет речь?»


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Известно, что этот материк является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе.

  • На этом материке протекают удивительные реки: одна считается самой длинной рекой мира, а другая дважды пересекает экватор.

  • Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются, а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река.

  • Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками.

  • На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150см.

  • Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800м с высоты 120м.

  • Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран.

- Так о каком материке здесь идет речь? (Африка)

- Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит сегодня изучить.

- Ребята, откройте содержание учебника (стр. 286.) и ответьте на вопрос: “В какой последовательности авторы учебника предлагают нам изучать материки, (Австралия, Африка, Южная Америка, Антарктида)

- А с каких тем начинается рассмотрение каждого материка?” (Географическое положение, исследования…)

- Попробуйте назвать тему сегодняшнего урока? («Географическое положение и исследование Африки»)

- А какие цели поставим мы на сегодняшний урок? Что мы должны изучить?

(Изучить географическое положение материка и историю исследований Африки). А вы что- то знаете о Африке?

- Итак, действительно второй материк, который мы изучаем – Африка. Одни учёные считают, что слово «Африка» происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка, другие, что слово «Африка» происходит от латинского слова «африа», что означает «безморозная» Если это так, то название материка вполне оправдано его природными условиями и Африка – самый жаркий материк Земли.


- А почему Африка – самый жаркий материк на Земле? С чем это связано? Я надеюсь, что в конце урока вы ответите на этот вопрос.


- Ну а знакомство с материком мы начнем с выяснения его площади.

- Откройте учебник стр. 136 определите какое место по площади занимает Африка среди других материков? Посмотрите на экран

Какова площадь Африки? (30,3 млн.км)

Какое место занимает Африка по площади по отношению к другим материкам? (второе после Евразии)


- Размеры материка мы определили, теперь надо определить особенности географического положения Африки.

- А что такое географическое положение? (Адрес территории по которому можно найти ее на Земле)


-Как вы думаете, о чём нужно обязательно говорить при характеристике ФГП материка? На что вы обратили бы внимание в первую очередь? Давайте попробуем составить план, по которому мы будем характеризовать материк. Ваши предложения.

(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся.)

А теперь сравните наш план с планом изучения ФГП материка, предложенным на ваших карточках


- Откройте, пожалуйста, физическую карту Африки (стр. 26 атласа) и давайте ответим на первый пункт плана.


1. По отношению к экватору - экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу.

По отношению к тропикам – пересекается северным и южным тропиком, большая часть Африки лежит между тропиками.

По отношению к нулевому меридиану - нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая к западу.


- Переходим ко второму пункту плана.

- Найдите крайние точки материка:

Северный мыс Бен-Сека, Южный мыс Игольный

Западный мыс Альмади, Восточный мыс Рас-Хафун

- Откройте контурные карты (стр. 40) и обозначьте на ней крайние точки Африки.

- А координаты крайних точек я предлагаю вам определить по физической карте работая в парах. У вас на партах лежит листок с заданиями. Подпишите его. Перед вами табличка крайних точек, куда вы должны занести полученные координаты.


I группа: определяет координаты крайней южной точки

II группа: определяет координаты крайней восточной точки

III группа: определяет координаты крайней западной точки


Северный мыс Бен-Секка 37 º с.ш.; 10 º в.д.

Южный мыс Игольный 35 º ю.ш.; 20 º в.д.

Западный мыс Альмади 15 º с.ш.; 18 º з.д.

Восточный мыс Рас-Хафун 10 º с.ш.; 51 º в.д.


- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Возьмите другую ручку или карандаш. (самопроверка)

- А теперь я предлагаю вам оценить себя в выполнении этого задания, для этого в листе самопроверки в задании 1. Определение координат поставьте себе оценку по 5-бальной шкале.


- Определять протяженность материка мы будем по вариантам. Расчеты записывать в табличку №2.

вариант

Определяет протяженность материка с севера на юг в градусах и километрах по 20 º в.д. 1º = 111 км (37 ºс.ш. + 35 º ю.ш. = 72º х 111 км = 7992 км)

II вариант

Определяет протяженность материка с запада на восток в градусах и километрах по 10 º с.ш. 1 º =109 км ( 51º в.д.+ 14º з.д.= 65º х 109=7085 км)


- Давайте проверим, как вы справились с заданием. Возьмите другую ручку или карандаш. (самопроверка)

- А теперь оцените себя в выполнении этого задания, для этого в листе самопроверки в задании 2. Определение протяженности поставьте себе оценку по 5-бальной шкале.


- Откройте климатическую карту (стр. 27)

3. В каких климатических поясах расположен материк?

(в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом)


4. Определите положение материка относительно морей и океанов. (На западе материк омывает Атлантический океан. На севере Средиземное море. На востоке Индийский океан. На северо-востоке Красное море. Береговая линия слабо изрезана)


5. Определите положение материка относительно других материков. (Материк расположен близко по отношению к материку Евразия. От материка Евразия на северо-западе отделён Гибралтарским проливом, на северо-востоке разделяет Суэцкий канал. Материк удален от Австралии, Антарктиды, Северной Америки и Южной Америки.)


Вызывается ученик и по карте дает полное описание ФГН материка (после ответа) выясняем проблему поставленную в начале урока (какова главная причина – что Африка – самый жаркий материк? (Это географическое положение)


- Экватор, тропики пересекают, часть лежит в тропических широтах

- Значит, ФГП полностью влияет на природу самого материка, и при изучении последующих тем вы в этом убедитесь


IV ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ


- Что вы знаете о древних государствах Северной Африки, о богатствах материка?

Африка, хотя и находится недалеко от Европы, на протяжении многих веков была не доступна для европейцев. Во внутренние области с севера путь преграждала пустыня Сахара, а с запада и востока – труднодоступные берега. Европейцам лишь к концу XV в. удалось узнать очертания материка.


Зарубежные предшественники

  1. Португальский мореплаватель Васко – да Гама.

  2. Давид Ливингстон (исследовал внутренние части Африки)

Исследование Африки русскими путешественниками

  1. Василий Васильевич Юнкер (он путешествовал по центральной и Восточной Африке в конце XIX в., проводил топографические гидрологические и метеорологические наблюдения)

  2. Егор Петрович Ковалевский и Александр Васильевич Елисеев исследовали северо-восточную часть

  3. Н.И.Вавилов – изучал культурные растений (6000 образцов было собрано)


И так мы познакомились с исследованием материка.



V ЗАКРЕПЛЕНИЕ


А сейчас мы проведем географический диктант на закрепление полученных знаний на уроке.


Географический диктант


I вариант


II вариант

1

Бен-Секка

10

2

Экватор

9

3

Игольный

8

4

Мадагаскар

7

5

Альмади

6

6

Средиземное море

5

7

Рас-Хафун

4

8

Суэцкий канал

3

9

Нулевой меридиан

2

10

Гвинейский залив

1


Текст диктанта


  1. С севера материк омывается

  2. Крайней южной точкой считается

  3. Самый большой остров близ берегов Африки

  4. Африка посередине пересекается

  5. Крайней северной точкой считается

  6. Африку отделяет от Азии

  7. Крайней западной точкой считается

  8. Африку пересекает с запада

  9. Крайней восточной точкой считается

  10. Самый большой залив Африки

После диктанта провести взаимопроверку и результаты сверить с образцом учителя



Критерий оценки

Ответы

а) без ошибок – «5»

б) 1-2 ошибки – «4»

в) 3-4 ошибки – «3»

и сдать учителю

I в. – 6, 3, 4, 2, 1, 8, 5, 9, 7, 10

II в. – 5, 8, 7, 9, 10, 3, 6, 2, 4, 1


- выставление оценок за диктант в лист самооценки.


VI Итоги урока

- Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? (географическое положение Африки, познакомились с исследованием материка, почему Африка самый жаркий материк)


VII ЗАДАНИЕ НА ДОМ


§22 до рельефа; рабочая тетрадь стр.4-5, контурная карта стр. 40 (задания) + творческое задание: Из предложенных слов АФРИКА, ЭКВАТОР, ТРОПИК, КЛИМАТ, ЖАРА составьте небольшое стихотворение, посвященное Африке.


-Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке, молодцы!

-За работу на уроке поставьте себе оценку в лист самооценки и сдайте его. Выставление оценок учителем с комментарием,



Учитель географии МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 53»

г. Рязани

Вострикова В.И.





8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Физико-географическое положение и исследование Африки.

Автор: Вострикова Валентина Ильинична

Дата: 01.11.2018

Номер свидетельства: 483073


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства