Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Географическое положение Африки"»
Тема урока: « Географическое положение Африки.»
Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки. Рассмотреть влияние ФГП на природу материка.
Развивающая: научить давать характеристику географического положения по плану. Продолжить формировать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: привить интерес к предмету. Заинтересовать изучаемым материалом.
Задачи:
Совершенствовать умения учащихся работать с различными географическими источниками;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
Закреплять умение самостоятельно характеризовать особенности ГП.
Материальное обеспечение (наглядность. ТСО) : презентация, карта Африки, атласы, раздаточный материал – план «Географическое положение Африки».
Тип урока: изучение нового материала.
Методы работы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка дом.зад.
Тест.
1. Какой из материков не относится к южным?
а) Антарктида; б) Евразия; в) Австралия; г) Южная Америка.
2. Африка - … по величине территории материк
а) первый; б) третий; в) второй; г) четвёртый.
3. Южная Америка – это:
а) материк; б) группа островов; в) часть света; г) страна.
4. Какой единый материк составляли южные материки?
а) Гондвану; б) Лавразию; в) Пангею.
5.В каком полушарии расположена Австралия?
а) в южном и западном; б) в северном и восточном; в) в южном и восточном; г) в северном и западном.
2. Изучение нового материала
- Всего на земном шаре 6 материков, давайте их найдем на физической карте полушарий в атласе. Более подробно узнаем, что же выделяет среди других материков материк Африку. ) Африка занимает 2 место после Евразии – 30,3 млн.км2, это самый жаркий материк на земном шаре.(Учащиеся записывают в тетрадь).
- Слово «Африка», как полагают учение, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка. Впоследствии это название распространилось на весь материк. Африка когда-то входила в состав Гондваны древнего гигантского материка. В основании Гондваны, как и в основании всех материков, лежал твердый кристаллический фундамент, в местах разломов которого формировались ровные, высокие и обрывистые берега материков южного полушария
Слайд 1.
Учитель: Африка – это материк контрастов. Слайд 2.
У каждого человека есть определенное представление об этом материке. С одним из них я и хочу вас познакомить. Слайд 3.
Синее море! Белый пароход! Говорят, что в Африке, лето круглый год. Говорят, что в Африке, круглый год жара. В самом центре Африки золота гора! Говорят, что в Африке, злой шаман живет. Носит он сандалики задом наперед. Говорят, что в Африке, слон и бегемот В полдень- спят под пальмами, В полночь пьют компот. Говорят, что в Африке, Много разных стран, Отвези нас в Африку, грозный капитан!
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку, точнее, вокруг Африки. И начнем мы с изучения географического положения материка. –
Продолжаем работать с физической картой Африки. Африка со всех сторон омывается морями и океанами, и только на северо-востоке узким перешейком соединяется с Азией. Назовите этот перешеек? – Суэцкий. Через этот перешеек прорыт судоходный канал – Суэцкий. Его длина 160км. Строился он в середине 19 века в течение 10 лет.
Воды, омывающие Африку богаты рыбой. Здесь водятся дельфины, громадные черепахи, особенно много их в водах Красного моря. А теперь поработаем с контурными картами. Мне хотелось бы Вам напомнить, что контурные карты являются основой для обозначения географических объектов, изображать объекты на них нужно также точно и аккуратно, как это сделано на печатных географических картах.
Открываем контурные карты, страница 4. Учащиеся по руководством учителя подписывают крайние точки, моря, океаны, экватор, начальный меридиан 100 с.ш. – самое широкое место- 7 тыс. км
Вопрос: Как вы думаете, почему именно с географического положения?
Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.
Учитель: Как и любое явление в географии, мы будем характеризовать географическое положение по плану. Слайд 4. . Этот план у вас на листочках на столах. Это опорный конспект. С которым мы и будем работать. В правую колонку будем записывать ответы.
В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопрос – Слайд 5.
«Как географическое положение влияет на природу материка?»
Итак, приступаем.
Вопрос: Какой первый пункт плана?
Предполагаемый ответ: Площадь материка.
Записываем – Африка – 2 материк по площади. Занимает 1/5 суши. Слайд 6.
Учитель: Второй пункт – отношение к экватору, нулевому меридиану и тропикам. Слайд 7.
Задание: Подумайте и ответьте на этот пункт.
Предполагаемые ответы: экватор пересекает Африку посередине, нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный –в южной.
Учитель: следующий пункт плана? Слайд 8.
Предполагаемые ответы: В каких полушариях расположен материк. И ответ – во всех –северном, южном, западном и восточном.
Учитель: Пользуясь атласом определите крайние точки, их координаты и заданные параметры расстояния. Слайд 9, 11.
Предполагаемые ответы: Слайд 10,12.
Северная - м. Бен-Секка 37ºс.ш. 10ºв.д.
Южная - м. Игольный 34ºю.ш. 20ºв.д.
Западная - м. Альмади 15ºс.ш. 17ºз.д.
Восточная - м. Рас-Хафун 11ºс.ш. 52ºв.д.
Учитель: Далее мы рассматриваем элементы береговой линии (слайды с 10 по 33). Работая со слайдами и атласом ребята определяют, что за объекты появляются на каждом слайде (10, 12, 14, 16, 18,20, 24, 26, 28, 30, 32) и после этого узнают краткую информацию об объекте (11, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25 , 27, 29, 31, 33) .
Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания. Слайд 34. Учитель показывает цифры на слайде.
Предполагаемые ответы: ребята называют объекты, которые рассмотрены ранее.
Учитель: работаем с карой течений.
Задание: По карте выпишите, какие течения омывают Африку и как они влияют на климат? Слайд 35.
Предполагаемые ответы: Холодные –Бенгельское, Сомалийское и Канарское –иссушают климат и охлаждают. Теплые –Мозамбикское, Гвинейское и Южно- пассатное – утепляют и увлажняют.
Учитель: Следующее задание: По карте выпишите – какие материки и с какой стороны от Африки находятся. Слайд 36.
Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки –далеко –С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.
Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.
Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу – Слайд 37.
Как влияетфизико-географическое положение на особенности природы материка? Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу –посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. Слайд 38.
Учитель: Давайте вместе проверим записи. Слайд 39.
т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.
т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.