Цель урока:
- знакомство с климатическими особенностями Казахстана,
- с закономерностями формирования климата, с основными климатообразующими факторами.
- Воспитание бережного отношения к природе родного края.
Задачи урока реализуются через стратегии критического мышления:
1.Ученики обобщают свои знания о природе Казахстана и определяют основные направления изучения климата страны – стратегия «Знаю-Хочу знать – Узнал».
2.Ученики развивают умение самостоятельного поиска новой информации в результате отбора и анализа информации – работа с учебником и атласом в малых группах.
3. Ученики усваивают основные показатели климата и осознают роль каждого климатообразующего фактора. – работа с контурной картой и атласом
4. Ученики учатся уважать мнение других отстаивать своё мнение
5. Ученики обобщат и закрепят свои знания по теме – стратегия «пятистишия».
Оценка учащихся: наблюдения за детьми во время урока, пятистишия, контурная карта, выступления у доски.
Оборудование к уроку: учебники, физическая карта Казахстана, атласы, контурные карты слайды «Времена года в Казахстане.
Мотивация и предпосылки урока: Данный урок ценен для детей тем, что дает возможность изучить большой и достаточно сложный для понимания учащихся объем новых знаний в доступной и удобной форме. Познакомиться со всеми климатическими показателями: воздушными массами, температурами воздуха, давлением, ветрами, распределением осадков. Конкретизировать свои познания о климате Казахстан. Понять закономерности формирования климата.
Для учителя ценность урока заключается в том, что есть реальная возможность проследить работу сразу всех учеников, в удобной и интересной форме изучить большой пласт учебного материала, а остальные часы, отведенные на изучение данной темы использовать на закрепление изученного материала и отработку навыков анализа и синтеза полученных знаний. Оценить работу всех учеников по нескольким направлениям: контурная карта, пятистишия, выступления у доски, участие в обсуждениях по теме.
К изучению данной темы ученики уже знакомы с географическим положением и рельефом Казахстана и без затруднений могут раскрыть влияние их как климатообразующих факторов .Дети смогут проявить свои навыки работы с картой и книгой. Урок дает возможность развивать навыки коллективного обучения и взаимообучения.
Ход урока:
1. А) Введение в тему.
Учитель предлагает подумать над вопросом: «что мы уже знаем о природе Казахстана?»
Б) Заполнение графы «Знаю» в таблице (Знаю – Хочу знать – Узнал).
2.Реализация.
А) Учитель предлагает каждой группе провести экспертизу отдельных элементов климата: как он проявляется на территории Казахстана и почему.
Б) Спикерам групп предлагается результаты экспертизы отразить на настенной карте и пояснить закономерности.
В) Одновременно каждая группа фиксирует результаты работы спикеров на своих контурных картах.
3.Рефлексия
А) Заполнение графы «Узнал» на доске и в тетрадях
Б) Учитель предлагает учащимся написать пятистишия по теме
В) Отвечают на вопрос: какую карту нам удалось создать на уроке?/ в результате работы учащиеся создадут комплексную климатическую карту Казахстана/
Ниже привожу возможные карточки – задания для проведения экспертизы основных климатических показателей:
Группа 1
1.Перечислите основные климатообразующие факторы.
2.Что называется солнечной радиацией?
3.Определите суммарную солнечную радиацию для: Астаны, Актау,Усть-Каменогорска, Петропавловска, Шымкента, Алматы.
4.На карточках подписать значения солнечной радиации (размеры карточки напрямую зависят от величины солнечной радиации)
5.Сделайте вывод: как изменяется и почему суммарная солнечная радиация с севера на юг
Группа 2
Ответьте на следующие вопросы:
1.Что такое воздушная масса?
2.Главные свойства ВМ?
3.Что такое атмосферная циркуляция?
4.Определите, какие ВМ формируют климат Казахстана?
5.На карточках / толстые стрелки / надписать их названия/,откуда они приходят и какую погоду приносят.
6.Карточки прикрепить на настенную карту. Ученики остальных групп фиксируют стрелки на своих контурных картах
Группа 3
1.Что такое атмосферное давление?
2.Почему на поверхности Земли образуется разное атмосферное давление?
3.Установить по картам в какой полосе давления лежит территория Казахстана.
4.Определить атмосферное давление для: Астаны, Актау, Алматы, Семея, Караганды, Кустаная.
5.Определите где дуют сильные ветры. Как меняется давление к северу и к югу от 50 параллели
6.На карточках подписать значения давления для указанных городов и названия ветров. Закрепить карточки на настенной карте.
Группа 4
1.От чего зависит температура воздуха?
2.Какова среднегодовая температура воздуха по всей территории страны?
3.Какова среднегодовая температура для севера и юга страны
4.Установите среднюю температуру января и июня для: Кокшетау, Астаны, Актау, Усть-Каменогорска, Шымкента, Алматы.
Подпиши значения температур на карточках / синим и красным цветом /.Закрепи карточки на карте.
5.Какие закономерности в распределении температур мы наблюдаем?
Группа 5
1.Какие виды осадков вы знаете?
2.Какие факторы влияют на распределение осадков?
3.Где в Казахстане выпадает максимальное количество осадков и с чем это связано?
4.Где минимальное и почему?
5.Определите среднегодовое количество осадков для: Петропавловска, Усть-Каменогорска, Балхаша, Астаны, Атырау, Шымкента, Алматы, Жезказгана.
6.Надпишите значения на карточках / в этом случае уместны карточки – облака:мало осадков –маленькое облачко, много – большое/. Закрепите карточке на карте.
7.Какие факторы влияют на такое распределение осадков?
Все новые обозначения на настенной карте ученики фиксируют на своих контурных картах.