4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | 1.Вступительное слово учителя. Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, а третьи равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить. А что же такое река, вспомните из уроков «Мир вокруг нас»? - Река -естественный поток воды, текущий по выработанному им руслу. 2. Работа по карточкам. Вспомните части реки. | исток устье правый берег левый берег притоки | Проверка по образцу на доске. 3.Работа с картой. - Посмотрите на карту. Что скажите о реках Брянской области? Выслушиваем ответы детей. -Слово учителя: Климатические условия и рельеф Брянщины благоприятствовали образованию довольно густой речной сети. В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров. Отличительной особенностью речной сети является ее значительная разветвленность и неравномерное размещение по поверхности. Больше всего рек на востоке и в центре области. Питаются реки, главным образом, талыми снеговыми водами и лишь на 15—20%—дождевыми и грунтовыми. Замерзают в середине декабря. Вскрываются реки, как правило, в первой половине апреля. Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели. - Какие реки протекают по территории Брянской области? Дети называют реку, читают заранее подготовленное стихотворение, а учитель кратко характеризует реку. - Десна. Дышит полно Десна – Все деревья в воде. Развернулась Десна Во всей красоте. Далеки берега у могучей реки. И колышет слегка лодки, как поплавки. - Главной рекой области является Десна, берущая свое начало из болота около деревни Налеты, что в 9 км. северо-восточнее г.Ельни Смоленской области. и впадает в р. Днепр около г. Киева. Протяженность Десны 1138 км. Десна прекрасна во все времена. Весной она в черемухе. Летом утопает в зелени деревьев, кустарника и трав. Но, кажется, лучше всего она — зимой. Сковавший ее лед, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес. С древних времен Десна была важной транспортной магистралью, по которой шли торговые пути . По Десне славянские купцы продвигались в глубину северных лесов и обменивали свои товары на медвежьи шкуры, бобровые и беличьи меха, на душистый мед. В связи с потеплением климата и вырубкой водоохранных лесов уровень воды в реке в середине – конце 20 столетия снизился. Транспортное значение Десны заметно упало. - Снежеть На Снежеть глянь — Десны приток: Она в июле чуть ручьится. А в эти дни — какой поток! Бурлит, преграды рвет, искрится. -Левый быстротечный приток Десны. Общая длина реки 86 км. Глубина 0,5-1,5м. -Ипуть Ипуть... Ипуть — река! Пусть проходят века, Но как мудрость народа Ты сильна, глубока. Синь, бездонность небес Отражает вода, Ипуть, Ипуть — река, Ты прекрасна всегда!.. - Вторая по величине река области. Русло реки извилистое, шириной 12-50м., берега крутые и обрывистые. -Судость Вот глянула первая звёздочка в Судость, Корабликом месяц поплыл в озерке…. И вдруг, как из детства, как чудо, как юность – Рыбачий костёр подмигнул вдалеке. -Правый приток Десны. Длина реки в пределах области 195км. Протекает через г. Погар. - Я называю реки, а вы показываете на карте: Беседь, Снов, Болва и др. 4.Анализ таблицы «Реки Брянской области» Наименование рек | Длина реки (в км.) | общая | в пределах области | Десна | 1138 | 413 | Ипуть | 437 | 290 | Беседь | 261 | 54 | Снов | 464 | 125 | Болва | 213 | 92 | Судость | 208 | 195 | -Сравните общую длину рек и в пределах области. Какой вывод можете сделать? 5.Озёра Брянской области. - Брянская область богата озёрами, однако, крупных озёр здесь не много. На территории области насчитывают 49 крупных озер. - Посмотрите на карту, какие названия имеют озёра в Брянской области? ( Дети называют озёра , а остальные ученики находят их на карте)
- Анализ таблицы « Озёра Брянской области» Наименование озера | Площадь зеркала, км2 | Объём воды, млн.м3 | | | | | | | | | Кожаны Красногорский район | 1,82 | 5,46 | | | | | | | | | Большое Жерино Трубчевский район | 0,769 | 1,02 | | | | | | | | | Золоменье Клинцовский район | 0,35 | 0,75 | | | | | | | | | Солька Трубчевский район | 0,3 | 3,00 | | | | | | | | | Святое Погарский район | 0,25 | 2,25 | | | | | | | | | -Сравните площадь зеркала и объём воды в озёрах. Какой вывод можете сделать? Самое большое озеро Брянской области. Физминутка «У реки росла рябина» У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх). А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук). Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые). Там гуляла ры-би-на (приседы). Эта рыба – рыбий царь (прыжки). Называется – пескарь (ходьба на месте). |