|  4 |  Усвоение новых знаний и способов действий |  Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения  |  
  1.Вступительное слово учителя.  Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, а третьи равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить. А что же такое река, вспомните из уроков «Мир вокруг нас»? - Река -естественный поток воды, текущий по выработанному им руслу.
  
  2. Работа по карточкам.  Вспомните части реки.  
     | 
 | исток устье правый берег левый берег притоки 
 |   
  Проверка по образцу на доске.  3.Работа с картой.    
  - Посмотрите на карту. Что скажите о реках Брянской области? Выслушиваем ответы детей.  -Слово учителя: Климатические условия и рельеф Брянщины благоприятствовали образованию довольно густой речной сети. В области 125 рек. Общая протяженность их 9 тысяч километров.Отличительной особенностью речной сети является ее значительная разветвленность и неравномерное размещение по поверхности. Больше всего рек на востоке и в центре области. Питаются реки, главным образом, талыми снеговыми водами и лишь на 15—20%—дождевыми и грунтовыми. Замерзают в середине декабря. Вскрываются реки, как правило, в первой половине апреля.
  
    Весной, когда тают снега, реки бурно разливаются. Летом наступает время межени: воды становится мало, Уровень рек понижается, появляются мели.  - Какие реки протекают по территории Брянской области?  Дети называют реку, читают заранее подготовленное стихотворение, а учитель кратко характеризует реку.  - Десна.  Дышит полно Десна –Все деревья в воде.
 Развернулась Десна
 Во всей красоте.
 Далеки берега у могучей реки.
 И колышет слегка лодки, как поплавки.
  - Главной рекой области является Десна, берущая свое начало из болота около деревни Налеты, что в 9 км. северо-восточнее г.Ельни Смоленской области. и впадает в р. Днепр около г. Киева. Протяженность Десны 1138 км.  
    Десна прекрасна во все времена. Весной она в черемухе. Летом утопает в зелени деревьев, кустарника и трав. Но, кажется, лучше всего она — зимой. Сковавший ее лед, как драгоценные камни, сверкает на солнце. Точно пеленою покрыты луга. Блестит под снежной бахромой прибрежный лес.     
  С древних времен Десна была важной транспортной магистралью, по которой шли торговые пути . По Десне славянские купцы продвигались в глубину северных лесов и обменивали свои товары на медвежьи шкуры, бобровые и беличьи меха, на душистый мед. В связи с потеплением климата и вырубкой водоохранных лесов уровень воды в реке в середине – конце 20 столетия снизился. Транспортное значение Десны заметно упало.- Снежеть
  На Снежеть глянь — Десны приток:Она в июле чуть ручьится.
 А в эти дни — какой поток!
 Бурлит, преграды рвет, искрится.
  -Левый быстротечный приток Десны. Общая длина реки 86 км. Глубина 0,5-1,5м.  -Ипуть    Ипуть... Ипуть — река!Пусть проходят века,
 Но как мудрость народа
 Ты сильна, глубока.
 Синь, бездонность небес
 Отражает вода,
 Ипуть, Ипуть — река,
 Ты прекрасна всегда!..
 - Вторая по величине река области. Русло реки извилистое, шириной 12-50м., берега крутые и обрывистые.
  -Судость      
    
  Вот глянула первая звёздочка в Судость,Корабликом месяц поплыл в озерке….
 И вдруг, как из детства, как чудо, как юность –
 Рыбачий костёр подмигнул вдалеке.
  
  -Правый приток Десны. Длина реки в пределах области 195км. Протекает через г. Погар.     - Я называю реки, а вы показываете на карте: Беседь, Снов, Болва и др.  
   4.Анализ таблицы «Реки Брянской области»  
      | Наименование рек | Длина реки (в км.) |   | общая | в пределах области |   | Десна | 1138 | 413 |   | Ипуть | 437 | 290 |   | Беседь | 261 | 54 |   | Снов | 464 | 125 |   | Болва | 213 | 92 |   | Судость | 208 | 195 |   
  -Сравните общую длину рек и в пределах области. Какой вывод можете сделать?  5.Озёра Брянской области.    - Брянская область богата озёрами, однако, крупных озёр здесь не много. На территории области насчитывают 49 крупных озер.  - Посмотрите на карту, какие названия имеют озёра в Брянской области? ( Дети называют озёра , а остальные ученики находят их на карте)  
 
  - Анализ таблицы « Озёра Брянской области»              | Наименование озера | Площадь зеркала, км2 | Объём  воды, млн.м3  | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | Кожаны Красногорский район | 1,82 | 5,46 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | Большое Жерино Трубчевский район | 0,769 | 1,02 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | Золоменье Клинцовский район | 0,35 | 0,75 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | Солька  Трубчевский район | 0,3 | 3,00 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   | Святое  Погарский район | 0,25 | 2,25 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |   -Сравните площадь зеркала и объём воды в озёрах. Какой вывод можете сделать?    Самое большое озеро Брянской области.  Физминутка «У реки росла рябина»  У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).
 Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
 Там гуляла ры-би-на (приседы).
 Эта рыба – рыбий царь (прыжки).
 Называется – пескарь (ходьба на месте).
 |