Урок географии в 8 классе "Растительный мир России"
Урок географии в 8 классе "Растительный мир России"
Методическая разработка урока по географии в 8 классе. Тема "Растительный мир России" изучается в конце раздела, в котором рассматриваются компоненты природы. Поэтому в разработке показана взаимосвязь растительного мира со всеми изученными компонентами - климатом, почвой, рельефом, водами. Материал изучается самостоятельно, с использованием инструктивных карточек с алгоритмом действий. В разработке прослеживается тесная связь с растительным миром своей области (Брянской).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 8 классе "Растительный мир России" »
Растительный мир России. 8 класс
Цель: рассмотреть типы растительности России, их взаимосвязь с климатом, почвами, водами; объяснить причины разнообразия растительных сообществ; продолжить работу с тематическими картами.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним природным компонентом.
Давайте вспомним, какие природные компоненты мы уже изучили? (Рельеф, климат, почвы, воды)
А с каким компонентом мы сегодня будем знакомиться, вы узнаете, отгадав кроссворд о почвах. Потому что этот компонент очень тесно связан с почвами.
Кроссворд.
1. Самые плодородные почвы России? (Чернозем)
2. Почвы сухих степей. (Каштановые)
3. Почвы тайги. (Подзолистые)
4. Горная порода, на которой образуется почва. (Материнская)
5. Почвы широколиственных лесов. (Серые)
6. Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (солончаки)
7. Главное свойство почвы. (Плодородие)
8. Главный враг почвы. (Плодородие)
Ключевое слово: Растения.
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о растениях.
Слайд 1.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нем разбросаны букеты.
И. Суриков
Изучение нового материала
Слайд 2.
1. Значение растений.
1) Растительность – один из важнейших компонентов природы. По растительности мы узнаем природную зону, растительность определяет лицо ландшафта.
2) Растения – важный фактор почвообразования.
3) Растительность защищает почву от эрозии; поддерживает уровень грунтовых вод, а, значит, влияет на полноводие рек и озер.
4) Растения дают пищу животным и человеку.
5) Растения Земли формируют состав атмосферы, поставляя кислород, выделяемый в процессе фотосинтеза.
6) Растительный покров планеты – это еще и красота.
2. Факторы, влияющие на растительность.
Растения существуют не изолированно друг от друга, а в растительных сообществах.
Россия имеет разнообразие растительных сообществ.
Природный растительный покров России очень разнообразен – от тундры на Крайнем Севере до пустыни у южных границ страны.
Какова же главная причина такого разнообразия? (Территория России вытянута с севера на юг, поэтому на территории России в разных ее частях наблюдается разный климат, почвы, рельеф, различная глубина залегания подземных вод)
А теперь давайте все, о чем мы говорили оформим в тетрадях в виде схемы.
Слайд 3.
Составление схемы на доске и в тетрадях «Факторы, влияющие на растительность»
Факторы, влияющие
на растительность
1) Климат (тепло и влага)
2) Грунтовые воды
3) Почвы
4) Деятельность человека
5) Рельеф (высотная поясность)
Слайд 4
Групповая работа
Теперь мы должны познакомиться с различными типами растительных сообществ.
Знакомство с сообществами мы осуществим, совершив заочные экскурсии в каждое из сообществ.
Для этого мы разделимся на группы по 3 человека.
У каждой группы на столе лежит лист с программой действий и вопросами, гербарии с растениями различных сообществ, учебники, карты растительности в атласах и таблицы, куда вы будете заносить основные сведения об условиях формирования сообщества, основных типах растительности и приспособленности растений к жизни в данном сообществе.
Итак, в путь.
Слайд 5
Типы растительности сообществ
Растительное сообщество
Условия формирования
Типичные растения
Приспособленность к условиям среды
Отчет групп по сообществам
Итак, все наши группы в сборе. Теперь они познакомят нас со своими отчетами.
Остальные учащиеся будут заносить сведения о сообществах в свои таблицы.
Слайд 6
Послушаем ребят, которые были в тундре.
Слайд 7
А что же нам расскажут ребята, побывавшие в лесу?
Слайд 8
А третья наша группа побывала сразу в двух сообществах – в степи и пустыни. Послушаем их.
Слайд 9
Итог
Давайте подведем итог наших экскурсий.
1. Какие растительные сообщества мы изучили? (Назвать и показать на карте)