Конспект урока по физике на тему: "Атмосферное давление" в 7 классе
Конспект урока по физике на тему: "Атмосферное давление" в 7 классе
Разработка урока по физике по теме :"Атмосферное давление". Урок можно использовать при изучении данной темы в 7 классе. Разработка составлена по учебнику Перышкина А.В. " Физика 7 кл.".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике на тему: "Атмосферное давление" в 7 классе»
Конспект урока на тему: «Атмосферное давление»
Цели урока:
Образовательная: Раскрытие физического содержанияопыта Торричелли. Изучение устройства прибора для измерения атмосферного давления- ртутного барометра Развивающая: Продолжить формирование умения выделять физические явления, описывать их физическими величинами. Развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к физике и технике. Воспитательная: Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения слушать чужое мнение. Основные знания и умения: Знать значение нормального атмосферного давления. Уметь переводить давление из мм.рт.ст в систему СИ
Уметь определять атмосферное давление с помощью барометра-анероида
Демонстрации: работа шприца; удерживание бумажным листом воды в перевернутом стакане; вдавливание вареного яйца внутрь бутылки; работа барометра.
Мотивация познавательной деятельности учащихся.
Атмосферное давление является одним из основных факторов, определяющих состояние погоды и климата, поэтому знания об атмосферном давлении необходимы в прогнозировании погоды. Большое практическое значение имеет умение измерить атмосферное давление. Эти знания необходимы в медицине, в технологических процессах и жизнедеятельности живых организмов.
Межпредметные связи:
с математикой (работа со степенями, задача на математические действия);
с историей (история открытия атмосферного давления, факты из жизни Торричелли);
Ход урока
1.Оргмомент: ( 1 мин.) Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Викторовна, я учитель физики Бахмутовской основной общеобразовательной школы. Но сегодня я в гостях у вас. И этот урок физики мы проведем вместе с вами!
2. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по предыдущим темам ( 8 мин.)
Начнем с проверки пройденного материала. Работать будем в парах. Ответы записывать в специальный бланк(раздаются бланки ответов ПРИЛОЖЕНИЕ ) Вопросы вам будут задавать люди, у которых есть интересные хобби. После каждого вопроса на экране вы увидите правильный ответ и критерии оценки. Тем самым сможете самостоятельно оценить свой ответ. Полученный результат также записываем в бланк ответов. На обдумывание и ответ у вас есть минута. Итак, Внимание – Вопрос!
Вопрос №1«Рукодельницы Наташи»
Привет, ребята! Я люблю заниматься рукоделием, мой любимый вид рукоделия - вышивка. У бабушки в корзинке я нашла вот такую иголку (показывает большую толстую иголку, а в руках держит обычную тонкую иглу). Ребята скажите какой иголкой толстой или тонкой мне будет легче шить и почему?( Площадь поверхности тонкой иголки меньше, значит давление больше и шить легче)
Вопрос №2 «Фокусник»
Привет, ребята! Меня зовут Денис. И сегодня я покажу вам один фокус.( показывает опыт)скажите какое физическое явление мне помогло сделать этот фокус? (атмосферное давление)
Вопрос №3 «Любитель растений»
Добрый день, дорогие друзья! Я очень люблю разводить цветы. Кроме этих домашних цветов, летом на клумбах у меня много других растений, а уход за ними занимает много времени. Помогите мне, пожалуйста. Как с помощью этого шланга и закона Паскаля обеспечить полив всей клумбы сразу?(проделать в шланге на равном расстоянии отверстия и положить шлаг вдоль всей клумбы. По закону Паскаля давление жидкости передается во всех направлениях одинаково и полив будет производиться из всех отверстий одновременно)
Вопрос №4 Выберете из предложенных столовых приборов приборы которые являются сообщающимися сосудами. (заварочный чайник и кофейник)
Вопрос №5 «Реши задачу»
В Барятинском районе недалеко от Зайцевой горы расположено живописное озеро с говорящим названием «Бездон» Местами глубина озера достигает 20 м. Рассчитайте давление воды на такой глубине.
Дано:
ρ = 1000 κг/м3 g ≈ 10 Н/кг h =20 м Р-?
Анализ
p = ρgh
Решение
Р = 1000 κг/м3. 10 Н/кг .20 м
Ответ: Р = 200000 Па.
Молодцы, ребята, справились со всеми вопросами, давайте выставим себе оценки на бланках которые я вам раздала. А теперь внимание «Черный Ящик!»
В черном ящике находится прибор, который применяется в быту для измерения атмосферного давления! Что это?
(возникает проблема – мы этого еще не проходили)
А узнать надо? Значит, какова будет тема сегодняшнего урока? ( «Измерение атмосферного давления»)
Верно! Записывает тему в тетрадь.
3. Объяснение нового материала.( 16 мин.)
Основной материал.( 8 мин.)
Рассчитать атмосферное давление по формуле для вычисления давления столба жидкости нельзя. Для такого расчета надо знать высоту атмосферы и плотность воздуха. Но определенной границы у атмосферы нет, а плотность воздуха на разной высоте различна. Однако измерить атмосферное давление можно с помощью опыта, предложенного в XVII в. итальянским ученым Эванджелиста Торричелли, учеником Галилея. Этот опыт проделывается с помощью ртути, как вы знаете, она очень вредна для здоровья и самостоятельно этот опыт мы с вами проделать не можем. В этом случае нам помогут современные технологии. Демонстрация опыта (слайд)(4 мин.)
Мы посмотрели с вами опыт Торричелли, давайте воспроизведем схему этого опыта, для этого все необходимое есть у меня на столе. ( ученик собирает схему опыта, а остальные зарисовывают его в тетрадь)Давайте сделаем вывод из этого опыта. Чему равно атмосферное давление? (Давлению столба ртути в трубке) Верно! Запишем это в тетрадь Атмосферное давление равно давлению столба ртути в трубке.(слайд)
Ученый Торричелли не только провел опыт по измерению атмосферного давления, но и продолжал наблюдения за столбиком ртути и обнаружил, что высота столбика меняется в зависимости от погоды! Т.е. если к столбику ртути приделать шкалу то получиться простейший прибор для измерения атмосферного давления – ртутный барометр. (слайд)(4 мин) Обратили внимание, что давление в них измеряется в мм.рт. столба. А в системе СИ давление в чем измеряется?(верно в паскалях) Значит нужно найти соотношение между мм.рт.ст и паскалями. Для этого нужно рассчитать давление, которое оказывает ртуть высотой 1 мм. Давление столба ртути ρртути высотой 1 мм равно:
p = gph, p = 9,8 * 13 600 * 0,001 м ≈ 133,3 Па.
Итак, 1 мм рт. ст. = 133,3 Па.
Устали? ! Давайте немного отдохнем!!! Представьте себя столбиком ртути (Руки по швам) Столбик ртути опускается – атмосферное давление понижается – вероятность дождя увеличивается (приседаем)!!! Не забудьте взять зонтик!! (руки над головой) Исходное положение. Столбик ртути поднимается – атмосферное давление увеличивается – будет ясная солнечная погода!!!(поднимается на цыпочки) Не забудьте надеть панаму!!! (воображаемый жест одевания панамы)(1 мин.)
Хорошо! Вот и отдохнули. Продолжим работу!!! Скажите, а возможно ли пользоваться ртутным барометром в быту? (Нет) Поэтому есть еще один барометр безопасный для здоровья. Это барометр–анероид. С его устройством и принципом действия вы познакомитесь, изучив параграф 43. Работаем снова в парах. Результатом вашей работы будет заполненная схема устройства барометра-анероида (слайд)ПРИЛОЖЕНИЕ 1.У вас 5 минут. (далее один ученик озвучивает составные части барометра) Молодец! Ребята, а теперь мы можем ответить, Что находиться в черном ящике? (Барометр-анероид) Познакомьтесь с его принципом действия. (барометр на ряд)(5 мин.)
А еще, ребята, оказывается есть и природные барометры. С ними вы познакомитесь изучив тексты, которые я вам раздам. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 и 3 Снова работает в парах. В конце текста есть бланк который нужно заполнить.(6) А потом одна из групп защитит получившийся проект(3). Итак, за работу. (работа в парах, защита проектов) (9 мин)
Вы хорошо сегодня поработали, давайте подведем итог нашего урока, что вы узнали сегодня на уроке. У меня на столе есть таблички пусть желающие выйдут и прикрепят на доску понятия которые мы сегодня изучили.(работа у доски) Хорошо давайте запишем д.з.(слайд)(2 мин.)
А еще я вам приготовила барометры вашего настроения. У меня на данный момент вот такое настроение (солнце) А у вас? Я рада, что сегодня у нас в классе такая ясная и солнечная погода. Всего доброго, урок окончен.(1 мин)
Литература
А.В.Перышкин. “Физика-7”, изд. “Дрофа”.
В.И.Лукашик, Е.В.Иванова. “Сборник задач по физике 7–9”, изд. “Просвещение”.
С.Е.Полянский. “Поурочные разработки по физике 7-й класс”, изд. “ВАКО”.
Е.М.Гутник, Е.В.Рыбакова. “Тематическое и поурочное планирование к учебнику Н.В.Перышкина “Физика 7-й класс””, изд. “Дрофа”.
Л.И.Семке. “Занимательные матералы к урокам” , изд. “НЦ ЭНАС”.