kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по теме: "Современное развитие рельефа России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень; учебник под ред. А.И. Алексеева «География России. Природа и население»,8 класс

Тема урока: «Современное развитие рельефа»

Цели урока:- познакомить учащихся с неотектоническими движениями, эндогенными и экзогенными процессами, формирующими рельеф России; показать динамичность и непрерывность процессов развития рельефа; познакомить учащихся со стихийными природными явлениями – их видами, причинами, районами распространения;

- развивать умения и навыки учащихся работать с географической картой, составления таблиц

Тип урока: изучение нового материала, (урок – презентация).

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: физическая карта России,

ИКТ,

атлас 8 класс,

учебник 8 класс,

контурные карты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«8 кл.,формы рельефа»

МОУ гимназия №1

Учитель: Кочетова Елена Александровна

Предмет: география

Класс, профиль: 8 класс

Программно-методическое обеспечение: базовый уровень; учебник под ред. А.И. Алексеева «География России. Природа и население»,8 класс

Тема урока: «Современное развитие рельефа»

Цели урока:- познакомить учащихся с неотектоническими движениями, эндогенными и экзогенными процессами, формирующими рельеф России; показать динамичность и непрерывность процессов развития рельефа; познакомить учащихся со стихийными природными явлениями – их видами, причинами, районами распространения;

- развивать умения и навыки учащихся работать с географической картой, составления таблиц

Тип урока: изучение нового материала, (урок – презентация).

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

Оборудование: физическая карта России,

ИКТ,

атлас 8 класс,

учебник 8 класс,

контурные карты.


Ход урока:

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала


Объяснение учителя, заполнение таблицы





























































































































IV. Закрепление



  1. Подведение итогов

  2. Домашнее задание




Слайд 1. Рельеф нашей страны отличается исключительным разнообразием и его формирование связано с действием целого ряда факторов, которые мы сегодня с вами рассмотрим. Запишите тему урока.

слайд 2. Задание 1: Вспомните

1. какие рельефообразующие процессы вам известны?

Внутренние процессы, принято называть – эндогенными (внутреннего происхождения), а внешние - экзогенными (внешнего происхождения).

2. какие формы рельефа они создают?

3. Какие процессы сопровождают внутренние процессы?

(движения литосферных плит, землетрясения, вулканизм)

4. Где находятся сейсмоопасные зоны РФ?

Слайд 3. Задание 2: по мере изучения процессов, влияющих на формирование рельефа, заполните таблицу.

Таблица 1.

Основные факторы рельефообразования.

Факторы рельефобразования

Формы рельефа

Районы распространения

I. эндогенные

1. движения литосферных плит


СОХ, рифтовые зоны, островные дуги, горы


Альпийско-гималайский складчатый пояс, Тихоокеанский складчатый пояс

2. землетрясение

Слайд 4, 5

Разломы, трещины, оползни и т.д.

Альпийско-гималайский складчатый пояс, Тихоокеанский складчатый пояс

3. вулканизм

Слайд 6

Лавовые плато, вулканические горы и т.д.

Камчатка, Сахалин, Курилы

4. неотектонические движения

Слайд 7

Поднятие и опускание земной коры, происходящее в неоген – четвертичное время

Сильные поднятия – Кавказ, Прибайкалье, Дальний Восток.

Сильные опускания – север Западной Сибири, Северо – Сибирская низм. и др.

II. Экзогенные

1. Гляциальные (ледниковые) формы рельефа

слайд 8 - 15


Морена, зандры, троги, кары, цирки, бараньи лбы


Валдайская, Смоленско – Московская возвышенности, Карелия, межгорные долины

2. эрозионные формы рельефа

Слайд 16

Карстовые пещеры, воронки, колодцы

Среднерусская, Приволжская возв., в т.ч. Липецкая обл.

3. флювиальные формы рельефа

Слайд 17 - 18

Речные долины, овраги, балки, конусы выноса, ущелья

Юг Русской равнины, Западная Сибирь, Кавказ, Прибайкалье, Забайкалье

4. эоловые формы рельефа

Слайд 19

Барханы, дюны, грядовые пески, косы

Прикаспийская низменность, Балтийское, Азовское, Черное моря

5. антропогенные формы рельефа

Слайд 20

Терриконы, карьеры, шахты, котлованы ит.д.

Повсеместно, где ведется добыча полезных ископаемых

Современные неотектонические движения нередко сопровождаются землетрясениями. Особенно характерны для Сахалина, Камчатки, Курил. Кавказа, Прибайкалья, т.е. для современной альпийской складчатости. 28 мая 1995 г. был почти полностью разрушен город Нефтегорск, при этом правительственная комиссия, оценивавшая последствия землетрясения приняла решение о невозможности восстановления города на этом месте. Погибло более 2 тыс. чел. На нашей равнинной и платформенной территории землетрясений быть не может, но до нас могут докатиться отголоски других землетрясений, как это было в 1977 году. После Карпатского землетрясения.

Жители Дальнего Востока часто испытывают на себе последствия моретрясений – цунами. Появление, которых, чаще всего очень неожиданно. Так в 1952 г. 30 – метровая волна полностью разрушила поселок Северо – Курильск. Подобная волна прошла по дальневосточному побережью 4 октября 1994.г.

Всего в России насчитывается 68 действующих вулканов, из них 40 на Камчатке и 28 на Курильских островах, а также более 300 потухших, т.е. на исторической памяти человечества.

Самый высокий вулкан России – Ключевская Сопка.

Среди внешних процессов оказавших наибольшее влияние на формирование рельефа нашей страны необходимо поставить деятельность ледника. В начале четвертичного периода климат стал более холодным и влажным. Снега выпадало все больше, он не успевал таять, слеживался, превращаясь в лед. Накопление льда шло в течение сотен и тысяч лет, в конце концов, он под собственной тяжестью начал двигаться, сметая все на своем пути. Он стекал с гор Скандинавского полуострова, Полярного Урала, Таймыра, плато Путорана вглубь материка. Толщина льда достигала 3000 м. Как считают ученые всего было 4 эпохи оледенения, и последний ледник растаял около 10 тыс. лет назад. Двигаясь, ледник, сглаживал формы рельефа, «сдирал» рыхлые горные породы, выламывал камни, оставлял на них продольные полосы, закруглял и сглаживал выступы горных пород. Доходя до 50° с.ш. он таял, а все, что он с собой принес (пески, глины, валуны), он откладывал в виде конечно – моренных гряд.

Поскольку ледник то наступал, то отступал, моренные гряды параллельны друг другу. Размеры некоторых обломков принесенных ледником, поражают воображение- до нескольких сотен метров в длину и нескольких десятков метров в ширину. А ведь ледник переносил их на 200-500 км. Такие валуны впоследствии покрылись почвами, растительностью и стали холмами. При таянии потоки талых вод устремлялись в низины, размывая все на своем пути, где сформировали водно-ледниковые равнины, например Мещерская низменность и озера ледникового происхождения.

Поверхность суши постоянно подвергается воздействию атмосферных осадков, подземных вод, текучих вод и т.д. Если бы не происходило поднятие земной коры, то хватило бы сего 200 млн. лет, чтобы вода смыла все выступающие над морем участки и вся поверхность превратилась бы в единый океан.

Эрозионный рельеф характерен для районов с большим уклоном и большим количеством осадков. Явление карста связано с растворением водой осадочных горных пород (известняка, гипса и др.). Эрозионный рельеф сильно осложняет сельское хозяйство, строительство, дорожные работы.

По имени греческого бога Эола, повелителя ветров названы формы рельефа, обязанные ему своим образованием. Они характерны для засушливых районов и побережий российских морей.

Антропогенные формы рельефа образуются при строительстве жилищ, добыче полезных ископаемых, создании террас для сельского хозяйства, каналов, прудов, водохранилищ.

Задание 3: Используя записи в тетради нанести на контурную карту примеры различных по происхождению форм рельефа.

Выставление оценок


§8, записи в тетради








Внутренние и внешние

Внутр. – крупные,

Внешние - мелкие




Заполняют таблицу по мере объяснения










































































.



Просмотр содержимого презентации
«8 кл.,формы рельефа»

Современное развитие рельефа

Современное развитие рельефа

Рельефо – образующие  процессы Внутренние процессы (эндогенные) Внешние процессы (экзогенные) Гляциальные (ледниковые) формы рельефа Эрозионные формы рельефа Эоловые формы рельефа (деятельность ветра) Флювиальные формы рельефа (деятельность текучих вод)  Движения литосферных  плит Землетрясения, извержения вулканов Поднятия и опускания земной коры Антропогенные формы рельефа (деятельность человека) Неотекто- нические движения

Рельефо –

образующие

процессы

Внутренние

процессы

(эндогенные)

Внешние

процессы

(экзогенные)

Гляциальные

(ледниковые)

формы

рельефа

Эрозионные

формы

рельефа

Эоловые

формы

рельефа

(деятельность

ветра)

Флювиальные

формы

рельефа

(деятельность

текучих

вод)

Движения

литосферных

плит

Землетрясения,

извержения

вулканов

Поднятия и

опускания

земной коры

Антропогенные

формы

рельефа

(деятельность

человека)

Неотекто-

нические

движения

Основные формы рельефа Факторы рельефо- образования Формы рельефа Районы распостранения

Основные формы рельефа

Факторы

рельефо-

образования

Формы рельефа

Районы распостранения

Землетрясение в Нефтегорске

Землетрясение в Нефтегорске

Образование цунами

Образование цунами

Неотектонические  движения на территории РФ

Неотектонические движения на территории РФ

Гляциальные  формы рельефа Четвертичное оледенение

Гляциальные формы рельефа

Четвертичное

оледенение

Моренный рельеф-  рыхлые глинисто – валунные отложения, сформированные четвертичным оледенением

Моренный рельеф- рыхлые глинисто – валунные отложения, сформированные четвертичным оледенением

Конечноморенные гряды последнего оледенения на северо-западе Русской равнины

Конечноморенные гряды последнего оледенения на северо-западе Русской равнины

Зандровые равнины— поверхности, на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми водами

Зандровые равнины— поверхности, на которых распространены пески, принесенные талыми ледниковыми водами

Оз (шведское aоs — хребет, гряда) — это гряда с довольно крутыми склонами (30—45°), напоминающая дорожную насыпь, сложенные песком, нередко с галькой и гравием.

Оз (шведское aоs — хребет, гряда) — это гряда с довольно крутыми склонами (30—45°), напоминающая дорожную насыпь, сложенные песком, нередко с галькой и гравием.

Бараньи лбы — выступы магматических и метаморфических пород обработанные ледником, с царапинами и штрихами на поверхности; склоны, обращенные навстречу движению ледника, пологие, противоположные — крутые.

Бараньи лбы — выступы магматических и метаморфических пород обработанные ледником, с царапинами и штрихами на поверхности; склоны, обращенные навстречу движению ледника, пологие, противоположные — крутые.

Кары (горные цирки), образуются под действием морозного выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников.

Кары (горные цирки), образуются под действием морозного выветривания, служат местом накопления снега и образования ледников.

Троги (нем. – корыто)- ледниковые формы рельефа, образованные при расширении и углублении горных долин ледником

Троги (нем. – корыто)- ледниковые формы рельефа, образованные при расширении и углублении горных долин ледником

Карстовый рельеф

Карстовый рельеф

Флювиальные и эрозионные формы рельефа Балки и овраги

Флювиальные и эрозионные формы рельефа

Балки и овраги

Конус выноса

Конус выноса

Эоловые формы рельефа

Эоловые формы рельефа

Антропогенные  формы рельефа терриконы Карьеры и шахты

Антропогенные формы рельефа

терриконы

Карьеры и шахты


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок по теме: "Современное развитие рельефа России"

Автор: Кочетова Елена Александровна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока по теме"Рельеф России" "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-po-tiemie-riel-ief-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "211097"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431538770"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Современное развитие рельефа России"
    ["seo_title"] => string(34) "sovremennoe_razvitie_relefa_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "579936"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1620318926"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Сценарий урока на тему «Рельеф России» "
    ["seo_title"] => string(41) "stsienarii-uroka-na-tiemu-riel-ief-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "146214"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419112028"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Урок геогрфии в 9 классе "Восточно-Сибирский экономический район. Географическое положение,природные ресурсы,население района. "
    ["seo_title"] => string(143) "urok-ghieoghrfii-v-9-klassie-vostochno-sibirskii-ekonomichieskii-raion-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-prirodnyie-riesursy-nasielieniie-raiona"
    ["file_id"] => string(6) "157883"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421665913"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Урок-путешествие по Австралии и Океании "
    ["seo_title"] => string(44) "urok-putieshiestviie-po-avstralii-i-okieanii"
    ["file_id"] => string(6) "140545"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417966164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства