kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии "Растения степей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок познакомит учащихся с природой умеренных и полярных поясов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по географии "Растения степей"»

Урок по географии 6 специальный (коррекционный ) класс VIII вида.

Цель: познакомить учащихся с природой умеренных и полярных поясов.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление об особенностях природы умеренных и полярных поясов.

Коррекционно-развивающие: развивать познавательную активность, ориентирование по карте, умение восстанавливать взаимосвязь климата с природой, логику мышления, сообразительность.

Воспитательные: воспитание мотивации к обучению через формирование интереса учащихся к изучаемому предмету.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта растительного и животного мира, дидактический материал, ноутбук, тетради, учебники.

Урок по географии 7 класс.

Тема: «Растения степей».

Цели: Познакомить с растениями степей

Образовательные : сформировать у учащихся представление о природной зоне степей (географическое положение , животный и растительный мир);

Развивающие: развивать умение работать с картой, дополнительной литературой, гербарием; умение устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и приспосабливаемостью живых организмов; умение наблюдать, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, учить понимать и ощущать ее красоту.

Тип урока: усвоение нового материала.

Ключевые понятия: степь – природная зона, растительный и животный мир степей.

Оборудование: карта природных зон, физическая карта России, презентация «Растения степей», гербарий растений, интерактивная доска, компьютер, учебник, тест с альтернативным ответом.

Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Содержание этапа

6 класс

Содержание этапа

7 класс

Ι. Организационный.

Этап актуализации знаний учащихся.

1. Повторение материала, необходимого для перехода к изучению нового.

1) Работа по карте.

Покажите

  • Тропический пояс: Материки (Африка, Америка-центр; Австралия-север, юг-Евразии)

  1. «Соедини понятие и определение»

- Прочитай

Саванна

Участок суши с сухим и жарким климатом, с неблагоприятными условиями для растительности

Пустыня

Тропическая степь



  1. «Найди правильный ответ»

  1. В тропическом лесу много животных.

  2. С дерева на дерево прыгают обезьяны и пушистые белки.

  3. В реках и озёрах водятся крокодилы, моржи, тюлени и черепахи.

  4. Очень много разных птиц: попугаев, колибри, ворон, голубей .

  5. В саваннах живут быстроногие зебры, жирафы, пингвины, тигры.

  • Проверка по алгоритму


  1. Загадки о полезных ископаемых степи

  1. Не зря она варилась в доменной печи.

На славу получились ножницы, ключи... (Руда).

  1. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимается ракета.

Отгадайте, что же это. (Нефть)

  1. Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

  1. По трубе течет,

Пироги печет. (Газ).

  • Проверка по алгоритму

  1. Работа по карте.

-Покажите природные зоны:

  • Арктических пустынь

  • Тайги

  • Тундры

  • Смешанных лесов

  • Степей

2) «Соедини понятие и определение»

-Прочитай

Степь

Поле, на котором выращивают арбузы и дыни

Бахча

Равнинные безлесные пространства, покрытые травянистой растительностью

Балки

Овраг, заросший кустарниками и деревьями


ΙΙ.Этап целеполагания.


1. Определение темы урока, постановка целей.

2. Мотивация учащихся на учебную деятельность через осознание целей урока.

- Вспомним

1) « Пояса освещённости»

Подпиши














-Какой пояс мы уже изучили?

- Ребята, продолжим путешествие из тропического пояса к северу и к югу и узнаем название нашей сегодняшней темы урока.

Итак, тема нашего урока: Природа умеренных и полярных поясов.

1 )По характеристике определите природную зону:

- Солнце печёт немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе (Пустыня).

- Эта территория, где растут деревья, кустарники, травы, мхи и лишайники. В этой зоне выпадает довольно много осадков. Поэтому для роста и развития растений достаточно не только тепла, но и влаги. Животные, которые живут в этой зоне, могут найти достаточно корма, построить гнездо или нору, без труда спрятаться от врагов (Лес).

- С приближением лета с каждым днём становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И вот уже нет цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями (Степь).


Какие виды степей вы знаете?

- Чернозёмные и сухие

- Где больше произрастает растений?

- Какие условия необходимы растениям для жизни?

-

Какую природную зону мы продолжим изучать на уроке? Зона степей

«Растения степей».


ΙΙΙ.Изучение нового материала.

а) Зона степей на карте Казахстана.


1.Создание проблемной ситуации.

2.Развитие познавательного интереса учащихся через включение их в активную учебную деятельность.




а) Куда мы попадем, если двигаться от северного тропика до северного полярного круга? ( Северный умеренный пояс.)

б) От южного тропика? (Южный умеренный пояс.)

в) Назовите материки, которые расположены в Северном умеренном поясе?

(Евразия, северные части Африки, Австралии и Южной Америки.)

г) В каком поясе освещенности мы живем? (В северном умеренном поясе.)

- В странах умеренного пояса, сменяются 4 времени года. Назовите, какие вы знаете времена года? ( Весна, лето, осень, зима.)

- Как вы думаете, когда дни длиннее зимой или летом?

- Кто сможет объяснить, почему в обоих умеренных поясах, чем ближе к тропическому поясу, тем длиннее лето и короче зима, и наоборот, чем ближе к холодным поясам, тем длиннее зима и короче лето? (Ответы детей)

- Лучи Солнца в умеренных поясах падают наклонно и греют в течение года по-разному: летом сильнее, зимой слабее. Растительность умеренных поясов к смене времен года. С наступлением холодов все лиственные деревья сбрасывают листья. С приходом весны они дают новые побеги, покрываются новыми листьями. В умеренных поясах растут хвойные и лиственные леса.

- Как вы думаете, где растут хвойные деревья, там где, теплее или холоднее? (Хвойных деревьев больше там, где холоднее, а лиственных – там, где теплее.)

1. Работа по учебнику самостоятельно

Чтение

Вывод – запись

Выпишите все растения степи и зарисуйте 2-3 вида


Чернозёмные степи

Сухие степи

Ирисы

Гусиный лук

Тюльпаны

Ковыль типчак

Тонконог

чертополох

Полынь

Мятлик

Степная осока

Перекати-поле


ΙV. Физминутка.


1. Наклон головы влево, вправо, вперёд, назад. Плечи вверх, вниз. Наклон туловища влево, вправо.

2. Гимнастика для глаз.

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.

Частое моргание глазами.

3. Упражнение на мелкие мышцы рук (растирание ладоней и пальцев).

4. Растирание ушных раковин.


V.Закрепление изученного материала.



1. Работа по учебнику самостоятельно

  • Чтение

  • Вывод – запись

  • Словарное слово с.179- бураны

  • Самостоятельная работа. Заполните таблицу.

Давайте поможем этим животным вернуться в свои места обитания.


Умеренный пояс

Северный полярный

Южный полярный

Лось, кабан, белка

Белый медведь

Тюлени

глухарь, бобр

песец

кит

лиса, бурый медведь

северный олень

пингвин

цапля

полярная сова

 

  • Проверка по алгоритму

2. Дидактическая игра «Узнай по описанию»

Послушайте: о каком поясе освещенности идет речь.

а) Солнце летом поднимается высоко, а зимой стоит низко над горизонтом, здесь бывает 4 времени года, растут хвойные и лиственные деревья. Умеренный пояс

б) Солнце поднимается низко над горизонтом. Зимой оно несколько месяцев совсем не показывается на небе. Летом столько же времени не уходит за горизонт. Лето короткое, зима длинная. Растительности очень мало. Северный полярный пояс и Южный полярный пояс

3. Работа с гербарием

«Хвойный лес» и «Лиственный лес»

-Выберите деревья и назовите их

3 задание.

Гербарий с картинками, изображающими растения и животных различных природных зон, и лист, на котором указаны природные зоны (Лес, Степь, Пустыня). Определить зону степи. Используя набор карточек, выбрать и приклеить на лист только тех представителей живой природы, которые обитают в степной зоне.



4. задание. Тест

1. Зона степей расположена южнее лесной зоны. Да. Нет.

2. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.

3. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.

4. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.

5. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.

6. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.

7. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.

  • Проверка по алгоритму

VΙ. Подведение итогов урока.











Вернёмся ещё раз к целям урока (развивающие цели урока).

- Что вы сегодня устанавливали?

- Устанавливали, что в природе всё взаимосвязано, что особенности живых организмов, их образ жизни зависит от природных условий.

- Как приспособились растения к жизни в степи?

- Как приспособились животные к жизни в степи?

VΙΙ. Рефлексия.


Оцените свою работу на уроке.

Вам было интересно, вы считаете, что усвоили новый материал – нарисуйте на полях тетради солнышко, не очень довольны свой работой на уроке, были ошибки в работе на уроке – облачко закрыло часть солнышка, недовольны своим результатом, много не поняли и не усвоили – рисуем тучку.


VΙΙΙ. Домашнее задание.


с.128-130, вопросы

С.116-117, вопросы



































4 задание (использование шторки).

- Прочитайте утверждения.

- Обведите ответ.

1. Зона степей расположена южнее лесной зоны. Да. Нет.

2. Степь – это пространство, где из-за недостатка воды растительность редкая и скудная. Да. Нет.

3. Степи бывают песчаными, глинистыми, каменистыми, солончаковыми. Да. Нет.

4. Почвы степей очень плодородны. Да. Нет.

5. Наиболее распространённое растение степей – саксаул. Да. Нет.

6. Тюльпаны и ирисы приспособились к жизни в степи благодаря длинному корню. Да. Нет.

7. Растения степей обычно имеют узкие листья для уменьшения потери воды. Да. Нет.





Растение

Способы приспособления

1. Ковыль, типчак.




2. Тюльпан, ирис.




3. Очиток, молодило.




4. Житняк, колосняк.




5. Синяк, шалфей.






- Справились ли вы с заданием?


Растения имеют узкие листья (типчак, ковыль), чтобы меньше испарялось влаги, или мясистые листья (очиток, молодило), в которых накапливается вода; у некоторых растений на листьях и стеблях имеются волоски (синяк, шалфей), которые помогают снижать испарение влаги, другие же растения имеют на листьях и стеблях восковой налет (типчак, житняк), которых помогает экономно расходовать влагу. Тюльпаны, ирисы, таволга запасают питательные вещества в луковицах. Большинство степных растений (ковыль, полынь, типчак) имеют длинные ветвистые корни, которые помогают растениям добывать воду из глубоких слоёв почвы.





Вопросы:

1. Где расположена зона степей?

2. Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами?

(Зона степей расположена к югу от зоны лесов и протянулась на весь Казахстан на 2200км - степи Центрального и Восточного Казахстана.)


- Внимательно рассмотрите степь. Так выглядит степь ранней весной. Цветущая степь – зрелище незабываемое. Здесь тёплое, продолжительное, засушливое лето.


1 – ученик. Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев. Степи занимали около 40% территории нынешней Республики Казахстан.



2 – ученик. Но значительная часть казахстанских степей подверглась тотальному уничтожению. Сохранившиеся участки степей подвергаются влиянию перевыпаса и других видов хозяйственной деятельности человека. Многие типы степей распространены только в Казахстане, и не встречаются нигде более на территории Евразии.


- Характерная черта степи — безлесье огромных равнин, покрытых богатой травянистой растительностью.

Выделяют следующие типы степей:

а) луговые (лугостепи), или разнотравные, степи;

б) настоящие (типичные) с преобладанием многолетних дерновинных злаков, главным образом ковыля;

в) сухие степи;

г) пустынные (опустыненные) степи с участием пустынных трав (типа перекати-поле) и полукустарничков (в основном полыни и прутняка).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по географии "Растения степей"

Автор: Бугрова Татьяна Николаевна

Дата: 24.08.2016

Номер свидетельства: 340527

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок географии 7 класс по специальной программе 8 вида "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-ghieoghrafii-7-klass-po-spietsial-noi-proghrammie-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142591"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418317532"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок Географии 8 класс по теме « Образование почв и их разнообразие» "
    ["seo_title"] => string(73) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "144087"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418652996"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Урок Географии 8 класс по теме « Почва- особое природное тело.» "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-gieoghrafii-8-klass-po-tiemie-pochva-osoboie-prirodnoie-tielo"
    ["file_id"] => string(6) "144093"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418653336"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока по познанию мира "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira"
    ["file_id"] => string(6) "101338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402414121"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "конспект урока географии "степь""
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-ghieoghrafii-stiep"
    ["file_id"] => string(6) "286360"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454331616"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства