№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Организационный момент (1 мин)
Проверка д.з. (7мин) | 1.Подготовить обучающихся к работе 2.Положительный настрой на урок Какую тему ребята ,вы изучили на прошлом уроке? | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест Ответ: «Климат. Циркуляция воздушных масс.» | К Р,Л,П |
Что мы вначале должны сделать сегодня? | Ответ: Повторить полученные знания. |
Я предлагаю тестовое задание, выдаю листы на парты ( тест прилагается, см. приложение № 1), инструктирую, как выполнить тест, озвучиваю шкалу оценки (на слайде). затруднения? Почему? | отвечают на вопросы теста Сверяют ответы ,выставляют оценки, задают уточняющие вопросы, выделяют наиболее трудные, в которых больше всего было допущено ошибок. |
2. | Актуализация знаний (2 мин) | Задаю вопросы (ставлю проблему): 1.Почему погода может измениться в течение дня? 2. Можно ли « увидеть» погоду, не выходя из дома и не глядя в окно? И как это можно сделать? К концу урока вы можете узнать ещё один способ предсказания погоды. | Отвечают, рассуждают, выдвигают гипотезы 1.Из-за движения воздушных масс. 2.Рассказ учащихся о различных способах. ( В конце урока ,подводя итог дети говорят о том, что самый эффективный из них – воспользоваться синоптической картой. С помощью синоптических карт можно показать сложность происходящих в тропосфере процессов и явлений формирующих погоду. Однако, она нужна не столько для того, чтобы зафиксировать состояние атмосферы, сколько для предсказания того, где и как оно будет меняться.) | К,Р,П |
3. | Постановка темы, цели урока (3 мин) | -Ежедневно вы смотрите телевизионный прогноз погоды , который сопровождается синоптической картой, - Со всеми ли понятиями, условными знаками вы знакомы? -Как будет называться тема урока сегодня? -Как вы думаете какую цель и задачи мы поставим на уроке? А зачем нам это знать? -И для того чтобы понимать всё выше сказанное необходимо овладеть определенными знаниями и навыками, что мы сегодня и будем делать Слайд Тема урока. | Отвечают, ставят цель, задачи Тема: Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Цель : продолжить изучать закономерности циркуляции воздушных масс. Познакомиться с новыми понятиями : атмосферный фронт, циклон, антициклон, их влиянием на погоду. | П,К,Л,Р |
4. | Усвоение новых знаний (13мин) | 1.Рассказ. -Очень часто в метеосводках вы слышите об атмосферных фронтах, движение которых меняет погоду. Что такое атмосферный фронт, попробуйте сказать своими словами. А как дано это понятие в учебнике? А есть ли другие определения этого понятия (Где можно посмотреть?) Показ слайда. | Отвечают ,дают понятия Смотрят слайд, записывают в тетрадь понятие. | Л,П,Р,К |
Атмосферный фронт-переходная зона ,разделяющая различные воздушные массы. - Чем различаются по своим физическим свойствам воздушные массы? Слайд (климатическая карта России).Какие атмосферные фронты вы видите ,какими в.м. они разделены? - Где расположены атмосферные фронты над территорией России летом? - Где расположены арктические фронты зимой? - В каком направлении происходит сдвиг фронтов зимой? По какой причине? А как же изменяется погода при движении атмосферных фронтов? Найдите соответствующую информацию и исправьте ошибки на слайде. Слайд Исправь ошибку. Проверяем записи , зачёркиваем лишнее, исправляем ошибки. Просмотр анимации «Холодный и тёплый фронт». |
Ответ: могут быть холодными, тёплыми, влажными ,сухими. Ответ: -Арктический и полярный.Арктический между арктическими и умеренными воздушными воздушными массами. Полярный между умеренными и тропическими воздушными массами. Зимой располагается южнее границ России. Оба фронта зимой сдвигаются к югу за «видимым движением Солнца». Отвечают, анализируют карты Ответ: Исправляют ошибки, объясняют явления. |
5. |
Динамическая пауза(2 мин)
| С атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов. 2.Сравните и заполните таблицу отличия атмосферных фронтов. Проверяем правильность ответа на слайде (таблица)(Приложение 2) 3. Найдите всю информацию о циклоне и антициклоне ,ответьте на вопросы в раздаточном материале(сравнение атмосферных вихрей). (Приложение 3) Смотрим видео циклоне и антициклоне. Представьте себе, что вы – циклоны (антициклоны). Изобразите свое движение. Дети поворачиваются против часовой стрелки, приседают (поворачиваются по часовой стрелке, подпрыгивают). У детей это вызывает положительные эмоции, а учитель, может наглядно увидеть, как учащиеся усвоили главные понятия урока. В чём вам может помочь характеристика прохождения циклонов и антициклонов? 4.Прогноз погоды синоптики составляют по синоптическим картам. На них наносятся сведения о погоде за один и тот же час по данным различных метеостанций. Состояние погоды показывается условными знаками и цифрами. ( Сообщение обучащегося). СЛАЙД Как изображены циклоны? Их направления? Как изображены антициклоны? Какая погода будет в Свердловске (сейчас Екатеринбурге), если циклон уходит, а антициклон приближается? (Ответ: Пасмурная и дождливая погода через день сменится ясной и солнечной погодой. С 16 марта начнётся потепление) (СЛАЙД 19) Какая погода будет в Ростове-на-Дону летом? (Ответ: Похолодание, пасмурная и дождливая погода). | Заполнение таблицы в ходе беседы, работы с учебником, рисунками . (Таблица 1)
Обучающиеся читают всю информацию о циклоне в учебнике на стр.79-80 и раздаточном материале отвечают на вопросы, исправляют ошибки, зачёркивают лишнее.
Физкультминутка. Изображают циклон, антициклон. Ответ: В прогнозе погоды. Слушают Сообщение обучающегося. | Л,Р,П |
5. 6. 7. 8. | Закрепление материала( 6мин) Подведение итогов (2 мин) Рефлексия(2мин) Домашнее задание (1 мин) | Ребята у меня в конвертиках лежат части атмосферных явлений изученных сегодня на уроке, ваша задача определить явление и показать в движении. Нужны 4 микрогруппы по 3 человечка. Определяют по раздаточному материалу, моделируют теплый атмосферный фронт и холодный, циклоны и антициклоны, выбирая необходимые атрибуты. Атрибуты (синие и красные стрелки, рисунок дождя и т.д.) Ответ на проблемный вопрос ,поставленный в начале урока. Оцените себя на уроке: 1.Сегодня на уроке было интересно… 2.Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…. 3.Мне было легко… 3.Мне было сложно… 4.Я работал на уроке…. 5.О том, что я узнал(а),я расскажу… – Посмотрим за окно. Какая погода сейчас? – По каким признакам вы сделали такой вывод? – Что будет с погодой, если передали приближение циклона? Пар.11 стр. 73-80, ответить на вопросы(2-3) после параграфа на выбор. | Работают в 4 микрогруппах обучающиеся ,изъявившие желание выполнить задание. Остальные обучающиеся определяют по стихотворению и слайдам атмосферное явление. Отвечают на проблемный вопрос. Оценивают себя, аргументируют оценку свою и других одноклассников. Записывают д.з. | П,К,Р П,Р,Л Л,Р,П,К |