kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по географии 8 кл. "Природные территории России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Цели урока:

выявить главные особенности природы тундры и лесотундры;
определить главные направления взаимосвязи природы и хозяйственной деятельности народов Севера;
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: виртуальная экскурсия

Класс: 8   
Тема урока: "БЕЗМОЛВНАЯ" АРКТИКА И "ЧУТКАЯ" СУБАРКТИКА.

ХОД УРОКА

1. Постановка целей и задач перед учащимися

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с природной зоной арктических пустынь. Мы говорили о природных условиях «безмолвной» Арктики. Сегодня нам предстоит узнать, почему южнее расположена «чуткая» Субарктика? В чём заключаются главные особенности природы побережий Северного Ледовитого океана нашей страны? В конце урока мы сделаем сравнение между ними. Урок проходит в сопровождении презентации. Это будет виртуальная экскурсия в Субарктику.

2. Изучение нового материала

2 слайд. Пролог. Слайд-шоу, создающее первое представление о природе севера нашей страны (звучит песня народов Севера).

3 слайд. Демонстрируются остановки на маршруте. Переход по гиперссылке (прямоугольник с названием остановок)

Географическое положение тундры и лесотундры.
Особенности климата.
Влияние мерзлоты на природу.
Отличие тундровых ландшафтов от лесотундровых.
Особенности взаимоотношений природы и человека на Севере.
Изменение традиционного хозяйствования.
4 слайд. Определение особенностей географического положения природно-хозяйственных зон тундры и лесотундры.
– Опишите географическое положение тундры и лесотундры по карте «Природные зоны России».
– Между какими природными зонами располагаются тундра и лесотундра?
– Каково положение этих природных зон по отношению к Северному полярному кругу?
– Какие природные явления происходят в связи с этим? (Полярная ночь и полярный день, северное сияние)
– Так что же такое «тундра»? Что может означать слово «тундра»?

У северного народа саами, живущего на Кольском полуострове, слово «тундра» обозначает безлесные вершины гор. Кстати, какие горы располагаются на полуострове? (Хибины). Но вы оказались ближе к определению, данному великим русским учёным М.В.Ломоносовым. Он писал: «Тундрами называются места, мхами зарослые… каковыми заняты по большей части берега Северного океана».

5 слайд. Климат тундры и лесотундры. Работа с климатической картой России.
– В каких климатических поясах расположена зона тундры и лесотундры?
– Какие воздушные массы формируют климат?
– Каков температурный режим летом и зимой?

6 слайд. «В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету можно говорить лишь условно. За начало лета можно принять исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец – первые морозы и снегопады в конце августа».

– Почему летом происходят внезапные похолодания?
Лето короткое и прохладное. Осадков выпадает немного: от 300 до 500 мм в год.
– Как вы думаете, где больше выпадает осадков, на европейской части страны или в Восточной Сибири?
– Попробуйте объяснить, почему в В.Сибири осадков выпадает меньше, а заболоченность территории больше? Что способствует образованию болот?

7 слайд. Есть ещё один фактор, который делает тундру зимой безжизненной. Это сильный ветер (звучит фонограмма вьюги).
– Какие причины способствуют образованию  ветров очень большой силы в тундре?
– Какие свойства приобретает снежный покров из-за сильных ветров?

«Поверхность тундры зимой напоминает застывшие беспорядочные морские волны. Снег в тундре не похож на снег лесной полосы. По этому снегу можно не только легко и свободно ходить без лыж, но и ездить на тяжелых вездеходах с грузом, и он почти не проваливается под тяжестью».

– Почему в лесотундре зима значительно холоднее, ведь она расположена к югу от тундры?
(Лесотундра находится на большем удалении от океана, даже Северный Ледовитый океан зимой смягчает климат. Чем дальше на восток, тем холоднее в связи с удалением от Атлантического океана и увеличением высоты местности).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
урок по географии 8 кл. "Природные территории России"

Автор: Стешенко Светлана Анатольевна

Дата: 12.11.2014

Номер свидетельства: 129992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Методическая разработка урока  «Природные зоны России . Путешествие по тайге». "
    ["seo_title"] => string(83) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-prirodnyie-zony-rossii-putieshiestviie-po-taighie"
    ["file_id"] => string(6) "108078"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403544355"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Патриотическое воспитание на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(53) "patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "171030"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423634326"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-formirovaniie-osnov-ghrazhdanskoi-idientichnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "122732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414333002"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Разработка урока географии  в 9 классе на тему «Пространство Урала» "
    ["seo_title"] => string(69) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-9-klassie-na-tiemu-prostranstvo-urala"
    ["file_id"] => string(6) "174465"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424140835"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Урок - проект  "Природные уникумы Урала""
    ["seo_title"] => string(37) "urok-proiekt-prirodnyie-unikumy-urala"
    ["file_id"] => string(6) "258237"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448465294"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства