~~Цели урока:
выявить главные особенности природы тундры и лесотундры;
определить главные направления взаимосвязи природы и хозяйственной деятельности народов Севера;
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, презентация
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: виртуальная экскурсия
Класс: 8
Тема урока: "БЕЗМОЛВНАЯ" АРКТИКА И "ЧУТКАЯ" СУБАРКТИКА.
ХОД УРОКА
1. Постановка целей и задач перед учащимися
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с природной зоной арктических пустынь. Мы говорили о природных условиях «безмолвной» Арктики. Сегодня нам предстоит узнать, почему южнее расположена «чуткая» Субарктика? В чём заключаются главные особенности природы побережий Северного Ледовитого океана нашей страны? В конце урока мы сделаем сравнение между ними. Урок проходит в сопровождении презентации. Это будет виртуальная экскурсия в Субарктику.
2. Изучение нового материала
2 слайд. Пролог. Слайд-шоу, создающее первое представление о природе севера нашей страны (звучит песня народов Севера).
3 слайд. Демонстрируются остановки на маршруте. Переход по гиперссылке (прямоугольник с названием остановок)
Географическое положение тундры и лесотундры.
Особенности климата.
Влияние мерзлоты на природу.
Отличие тундровых ландшафтов от лесотундровых.
Особенности взаимоотношений природы и человека на Севере.
Изменение традиционного хозяйствования.
4 слайд. Определение особенностей географического положения природно-хозяйственных зон тундры и лесотундры.
– Опишите географическое положение тундры и лесотундры по карте «Природные зоны России».
– Между какими природными зонами располагаются тундра и лесотундра?
– Каково положение этих природных зон по отношению к Северному полярному кругу?
– Какие природные явления происходят в связи с этим? (Полярная ночь и полярный день, северное сияние)
– Так что же такое «тундра»? Что может означать слово «тундра»?
У северного народа саами, живущего на Кольском полуострове, слово «тундра» обозначает безлесные вершины гор. Кстати, какие горы располагаются на полуострове? (Хибины). Но вы оказались ближе к определению, данному великим русским учёным М.В.Ломоносовым. Он писал: «Тундрами называются места, мхами зарослые… каковыми заняты по большей части берега Северного океана».
5 слайд. Климат тундры и лесотундры. Работа с климатической картой России.
– В каких климатических поясах расположена зона тундры и лесотундры?
– Какие воздушные массы формируют климат?
– Каков температурный режим летом и зимой?
6 слайд. «В тундре нет резкой грани, разделяющей весну и лето, и о переходе весны к лету можно говорить лишь условно. За начало лета можно принять исчезновение снега на большей части тундры, а за его конец – первые морозы и снегопады в конце августа».
– Почему летом происходят внезапные похолодания?
Лето короткое и прохладное. Осадков выпадает немного: от 300 до 500 мм в год.
– Как вы думаете, где больше выпадает осадков, на европейской части страны или в Восточной Сибири?
– Попробуйте объяснить, почему в В.Сибири осадков выпадает меньше, а заболоченность территории больше? Что способствует образованию болот?
7 слайд. Есть ещё один фактор, который делает тундру зимой безжизненной. Это сильный ветер (звучит фонограмма вьюги).
– Какие причины способствуют образованию ветров очень большой силы в тундре?
– Какие свойства приобретает снежный покров из-за сильных ветров?
«Поверхность тундры зимой напоминает застывшие беспорядочные морские волны. Снег в тундре не похож на снег лесной полосы. По этому снегу можно не только легко и свободно ходить без лыж, но и ездить на тяжелых вездеходах с грузом, и он почти не проваливается под тяжестью».
– Почему в лесотундре зима значительно холоднее, ведь она расположена к югу от тундры?
(Лесотундра находится на большем удалении от океана, даже Северный Ледовитый океан зимой смягчает климат. Чем дальше на восток, тем холоднее в связи с удалением от Атлантического океана и увеличением высоты местности).