kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Патриотическое воспитание на уроках географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа состоит из двух глав, где первая глава освещает теоретические аспект патриотического воспитания на уроках географии в 8 классе. Вторая глава представлена в виде конспект урока на тему "Особо охраняемые природные территории России. Урок разработан таким образом, что на уроке возможно продолжить формирование практических навыков работы с картами атласа и таблицами. Также в работе имеются введение, заключение, которые показывают на сколько важно патриотическое воспитание в школе. На последней странице данной работы помещенсписок использованной литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание на уроках географии »

МОУ «СОШ № 44»

Ленинского района города Саратова














«Патриотическое воспитание учащихся на уроках географии»






Выполнила: Давыдова Анися

Бакыткереевна,

учитель географии














Саратов 2014

Введение


В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди важнейших требований к образованию названа задача патриотического воспитания. Необходимость патриотического воспитания школьников на современном этапе обусловлена целым рядом причин. И прежде всего тем, что, согласно проведенным социологическим опросам, патриотизм у молодежи занимает одно из самых последних мест в иерархии моральных ценностей. Как научить их любить свою Родину, гордиться великой Россией, если со страниц газет и журналов, с экранов телевизоров на бедных наших детей обрушивается колоссальный поток негативной информации, и облик нашей могучей державы тускнеет под пеленой этого грязного потока?

В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые ещё не сформированы, особенно возрастает роль географии в воспитании личности школьника. Перед нами стоит очень трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, ибо подъем экономики нашей страны ляжет на плечи нынешнего поколения молодёжи.

Реализация задачи воспитания патриотизма зависит от личности учителя, отличающегося высокоразвитым гуманитарным, патриотическим мышлением, умеющего строить деловые, педагогически целесообразные отношения со школьниками, находить с ними общий язык. В методической стороне преподавания географии играет важную роль разнообразие способов изложения материала патриотической направленности.


  1. Патриотическое воспитание на уроках географии, на примере 8 класса.


В настоящее время большое значение приобретает поиск и внедрение в практику преподавания инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые требуют новых форм работы на уроке. Особая роль отводится самому первому уроку. Например, в 8 классе начинается курс физической географии России – нашей Родины. На этом уроке благодатная почва для воспитания чувства любви и гордости за громадные просторы нашей Родины, за её богатства, за людей, живущих в ней. Проблема осознания отечественных пространств, пространственного разнообразия России всегда волновала русского человека. При знакомстве с границей России показываю необходимость её охраны, говорю о трудной службе пограничников. На этом уроке говорим о символике России, звучат слова «Родина», «дом», «держава», «Москва», «Кремль», «огромное количество ученых» и так далее.

Духовно-нравственному патриотическому воспитанию служат и такие темы уроков: «Уникальные объекты России», «Байкал – жемчужина России». На последнем из этих уроков учащиеся подбирают примеры, подтверждающие выражение, что Байкал – жемчужина России (самое глубоководное, самое чистое, самые большие запасы пресной воды, уникальные животные-эндемики, ценная рыба, баргузинский соболь).

Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где он родился и живет.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит для изучения географии в 6 классе 35 часов из расчета одного учебного часа в неделю, а ещё один час в неделю перенесён в региональный компонент. Реализацию регионального компонента я осуществляю через краеведение. Главными задачами на этих уроках я поставила развитие познавательного интереса учащихся, воспитание экологической культуры, патриотизма, любви к своей Родине.

Воспитание чувства патриотизма у школьников сегодня является особенно актуальными благодатным аспектом ещё и потому, что 2015 год – годовщина Победы в Великой Отечественной войне. Почти в каждый урок географии в 8-9 классах может служить этой цели. Например, изучаем в 8 классе озёра. Разве можно не сделать акцент на роли Ладожского озера как дороги жизни для блокадников Ленинграда. Изучаем моря – отмечаем города-герои Новороссийск, Санкт-Петербург, Мурманск. При изучении экономических районов в 9 классе знакомимся с городами. Особый упор – на города-герои, за что им присвоено это звание. На уроке использую стихи, записи песен («На безымянной высоте», «У деревни Крюково, «Стоит в Волгограде берёзка»). Ребята с удовольствие готовят сообщения и презентации для таких уроков.

В беседах с учащимися на уроке говорим о мужестве и стойкости всего народа страны. Подчёркиваю, что победа, кроме технического оснащения, решалась высоким чувством долга, порядочностью, готовностью к самопожертвованию, трудолюбием и гуманностью граждан страны и, главное, большой любовью к Родине.

  1. Конспект урока по географии для 8 класса.


Тема урока: « Особо охраняемые территории России».


Цели и задачи урока:

расширить знания об охраняемых территориях России, выделить их черты сходства и различия, а также их значение для человека;

- предположить создание охраняемых территорий России в будущем;

- продолжить развивать навыки работы с картами атласа, схемами, выполнять логические операции на сравнение и обобщение;

- воспитывать патриотическое отношение к Родине и бережное отношение к природе;

Средства обучения:

- физическая карта России;

- атлас России;

- картины;

- инструктивные карточки;

- карточки для проверки знаний;

- мультимедийный проектор;

- презентации учителя.

Ход урока.


1. Оргмомент (настрой детей на работу)

2. Проверка домашнего задания. ( тестирование)

1.Соотнесите ресурсы по классификации. Цифры занесите в таблицу.

Природные ресурсы

Исчерпаемые

Неисчерпаемые

Возобновим

Невозобновимые

 

1.чистый воздух.

2.солнечная радиация.

3.плодородие почв.

4.чистая вода.

5.земельные.

6.приливы.

7.чистый воздух.

8.климатические ресурсы.

9.биологические.

10. энергия внутреннего тепла Земли


2. Перспективные районы для строительства ветровых электростанций

А) Крайний Север

Б) Приморский край

В) Побережье Охотского моря, Курильских островов и Камчатки

Г) все ответы правильные

3. Геотермальная энергия

А) энергия Солнца

Б) сила приливов и отливов

В) сила ветра

Г) внутренняя энергия Земли

4. Оборотное водоснабжение

А) повторное поступление используемой воды после ее очистки

Б) повторное поступление используемой воды без очистки


3. Изучение нового материала.

Природа – источник радости, мудрости и вдохновения. Именно она вдохновляет художников, поэтов, писателей на создание своих шедевров. Общаясь с природой, любуясь ее красотой, человек становится лучше и добрее, успокаивает и очищает душу. В Природе все гармонично и закономерно, в ней ничего нет лишнего. У Константина Паустовского есть такие слова: «…и если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к своей стране».

-Согласны ли вы с высказыванием К. Паустовского, что любовь к природе – признак любви к стране?

Беречь природу, охранять её богатства – конституционная обязанность каждого человека.

( зачитать статью из Конституции)

Как вы знаете, хозяйственная деятельность человека оказывает, как правило, негативное воздействие на окружающую среду и на природу в частности.

- Как вы думаете, какие меры принимают или ещё должны принять для охраны природы?

Работа с текстом Можно выделить важнейшие принципы охраны природы.

найдем, эти принципы (Стр215 1абз.)


Одно из важных и приоритетных значений в системе мер по охране природы должно отводиться созданию и развитию сети особо охраняемых природных территорий.


Далее работа организуется над усвоением понятия - «особо охраняемые природные территории» (ООПТ), учащимся предлагается самостоятельно прочитать Работа с текстом (обратимся к учебнику стр.215 3абз.)

определение понятия и ответить на вопрос – «Для чего создаются ООПТ»


Правовые вопросы по природопользованию на этих территориях регулируются Федеральным Законом Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), который был принят Государственной Думой 15 февраля 1995 г.

Согласно Закону с ООПТ различных категорий связано решение следующих задач природопользования: поддержание экологического баланса, в том числе - сохранение (или восстановление) природной среды, природных ландшафтов (комплексов) и их компонентов, биологического разнообразия;

сохранение и восстановление уникальных и эталонных природных участков и образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда; сохранение и обеспечение использования рекреационных и лечебных ресурсов и оздоровительных свойств природных территорий; изучение естественных процессов в биосфере и контроль за ее состоянием, в том числе - экологический мониторинг и экологическая экспертиза; экологическое образование, воспитание и просвещение.


Учитель уточняет, что в зависимости от назначения и строгости заповедного режима различают следующие виды ООПТ


рисунок на доске Групповая работа

( выдаются экскурсионный лист, лист маршрута, инструктивные карточки)


Работа с учебником и заполнение таблицы №1из инструктивной карточки.


стр215 6 абз. 217 1абз. (работа с понятиями)


Заповедник — охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заказников) под охраной находится весь природный комплекс.

В этой категории 4 подкатегории.

[+] Биосферные заповедники

[+] Ботанические заповедники

[+] Комплексные заповедники



[+] Минералогические заповедники


Учащимся предлагается открыть карту на странице 230 учебника А.А. Алексеева и установить в какой части страны расположено наиболее число заповедников. (наибольшее число заповедников расположено в Европейской части России).

3) Актуализация знаний.

Вопрос учителя:

– Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему?

(предоставляется слово учащимся с исторической справкой об истории создания заповедников)


А сейчас мы совершим небольшое путешествие по 2 заповедникам России, и помогут нам в этом консультанты из ваших групп,

Практическая работа « Маршрут по ООПТ» По ходу сообщений


Вы будете заполнять экскурсионные листы.


Рассказ ученика о заповеднике: « Баргузинский» (сопровождается рассказ презентацией).

Рассказ ученика о заповеднике: « Кологривский лес» (сопровождается рассказ презентацией).


(работа с понятиями)

прочитаем ещё одно понятие – что такое заказник. стр.217 3абз.

Работа с учебником и заполнение таблицы №1 из инструктивной карточки.

Рассказ ученика о заказнике: « Сумароковская лосеферма».

Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

(Ребята отвечают на вопрос, учитель вывешивает на доску карточки с ответами:

Сохранение живых организмов.

Охрана окружающей среды.

Предупреждение развития разрушительных процессов.


Работа над следующим понятием - национальный парк.

А теперь вновь обратимся к инструктивной карточке и выделим черты сходства и различия между заповедниками и национальными парками, заполнив таблицу №2.

Рассказ ученика о национальном парке России: « Куршская коса »

(сопровождается рассказ презентацией).


Работа над следующим понятием – памятник природы.

Рассказ о Карельской березе в Костромской области.

4. Домашнее задание.

№ 42; составить тест из 6 вопросов.

5. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок, с их комментированием.

Рефлексия

1 . меня удивило 3. было интересно

2 . урок дал мне для жизни 4.я понял(а), что

Приложение


Инструктивная карточка № 1. Сравнительная характеристика

Задание: выявить черты сходства и различия биосферного заповедника и заказника, положительное и отрицательное значение для населения.


Критерии

Биосферные заповедники

Заказники

Цели создания



Срок существования



Научная работа



Хозяйственная деятельность



Проблемы



Инструктивная карточка № 2. Сравнительная характеристика

Задание: выявить черты сходства и различия, положительные и отрицательное значение для населения.

Критерии

Заповедники

Национальные парки

Цели создания



Срок существования



Хозяйственная деятельность



Научная работа




Проблемы





























Заключение


Процветание сегодняшней и будущей России возможно только тогда, каждый живущий в ней человек, гражданин будет искренне любить свою Отчизну!

Большие возможности по развитию у учащихся патриотических чувств имеются при изучении жизни и деятельности русских ученых-географов и путешественников, внесших огромный вклад в развитие географии. При подборе материала к уроку, необходимо обращать внимание школьников на таких людей, чьи имена, по мнению В.О. Ключевского: «выступили за границы времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что из исторического деятеля превратилось в народную идею, а само дело из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений путеводителями, и люди целые века благоговейно почитают их память и стараются следовать их примеру». Об этом говорит И.А. Ильин, который считает, что ребенку необходимо знакомиться с историей жизни святых и героев своей страны. «Чем раньше и чем глубже воображение ребенка будет пленено живыми образами национальной святости и национальной доблести, тем лучше для него. Образы святости пробудят его совесть, а русскость святого вызовет в нем чувство соучастия в святых делах. Образы героизма пробудят в нем самом волю к доблести, пробудят его великодушие, его правосознание, жажду подвига и служения, готовность терпеть и бороться, а русскость героя – даст ему непоколебимую веру в духовные силы своего народа. Преклонение перед святым и героем возвышает душу; оно дает ей сразу – и смирение, и чувство собственного достоинства, и чувство ранга; оно указывает ей – и здание, и верный путь». На уроках краеведения также можно использовать возможности школьного музея, где собран материал о выдающихся земляках, участниках войн, героях труда, учителях, родителях и других людях.

Таким образом, уроки географии и краеведения в школе способствуют развитию интереса к родной земле, традициям и культуре своего народа, воспитанию патриотических чувств юных граждан страны.


Список использованной литературы


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Ильин  И.А.  Путь  духовного  обновления  [Электронный ресурс] www.paraklit.org/.../I.Iljin-Putj-...novleniya.htm



2.Ключевский  В.О.  «Значение  преподобного  Сергия  Радонежского  для  русского  народа  и  государства»//  Христианские  чтения.  М.,1992.-  №  7.  [электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  -  URL:  http://www.srcc.msu.su/bib_roc/bib/ItemsA1070.htm



3.Николина  В.В.,  Алексеев  А.И.  Методическое  пособие  по  географии  населения  и  хозяйства  России  [Текст]/  В.В.  Николина,  А.И.  Алексеев.  –  М.:  Просвещение,  1997.  –  192  с.


4. Программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] http://gospatriotprogramma.ru/

5. Пушкин А.С. [Электронный ресурс] http://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0552.htm


6.Шилина О.А.Воспитание патриотизма в процессе изучения краеведческого материала на уроках географии. [Электронный ресурс] http://sibac.info/11996


7. [Электронный ресурс] http://www.odnako.org/blogs/putin-o-patrioticheskom-vospitanii-dopolneno-goszakaz-i-kontrol-v-kulture-obrazovanie/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Патриотическое воспитание на уроках географии

Автор: Давыдова Анися Бакыткереевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171030

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Реферат Патриотическое воспитание на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(63) "riefierat_patriotichieskoie_vospitaniie_na_urokakh_ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "371148"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482133209"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Доклад "Патриотическое воспитание на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(60) "doklad-patriotichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "169109"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423346095"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Инновационно-исследовательская работа по теме "Формирование основ гражданской идентичности на уроках географии" "
    ["seo_title"] => string(124) "innovatsionno-issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-formirovaniie-osnov-ghrazhdanskoi-idientichnosti-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "122732"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414333002"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ "
    ["seo_title"] => string(45) "vospitaniie-patriotizma-na-urokakh-gieografii"
    ["file_id"] => string(6) "220265"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434559810"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Инновационно-исследовательская работа: "Формирование этнокультурной компетенции на уроках географии в условиях внедрения ФГОС""
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionno_issledovatelskaia_rabota_formirovanie_etnokulturnoi_kompetentsii_n"
    ["file_id"] => string(6) "493375"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1546102275"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства