Просмотр содержимого документа
«Урок на тему Влияние Космоса на Землю и жизнь людей»
Урок 9
Тема урока
Влияние космоса на Землю и жизнь людей
Дата урока
Тип урока
Изучение нового материала
Цель урока
Показать влияние космоса на все процессы, протекающие на Земле
Образовательные ресурсы
Дронов В. П. , Савельева Л. Е. - География. Землеведение. 5-6 кл. Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Влияние космоса на жизнь людей»
План урока
1.Земля и космос
2. Земля и луна
Личностно значимая проблема
Какое воздействие на Землю и жизнь людей оказывает космос?
методы и формы обучения
Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль
Формы: индивидуальная, парная, групповая
Основные понятия
Ближний космос; дальний космос; приливы; отливы
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научаться: организовывать собственную учебную деятельность; описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника –Луны.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, сеждения
Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока, дают определение понятиям; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; делают анализ и отбор информации для получения необходимого результата.
Коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, учатся выражать свои мысли.
Регулятивные:ставят учебные цели и задачи урока; планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работу одноклассников, работают в соответствии с поставленной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми.
Развивают устойчивую познавательную мотивацию и интерес к изучаемой теме, формируют способности к самоопределению, развивают сопереживание, уважительное отношение к иному мнению
Этапы урока
Время (мин)
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Формы контроля
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация к учебной деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность
Слушают учителя и включаются в учебную деятельность
Фронтальная работа
II. Акту-ализация знаний
7
Проверка усвоенных знаний «Земля – часть Солнечной системы»
Предлагает проверить и закрепить полученные на предыдущем уроке знания , вставить пропущенные слова в текст.
Отвечают на вопросы теста, проверяют результаты
Фронтальная работа
Работа в тетрадях
III. Целепологание
5
Целеполагание . Создание проблемной ситуации
Постановка проблемного вопроса, связывающего предыдущий урок и новую тему:
- Зная, что Земля планета Солнечной системы, предположите, может ли жизнь на Земле зависеть от тел, входящих в состав Солнечной системы? От каких?
- Что вы сегодня узнаете? (посмотрите на с. 30 учебника)
Высказывают предложения на поставленные вопросы. Формулируют название темы урока.
Фронтальная работа
Устные ответы
1
2
3
4
5
6
7
IV. Изучение
нового материала
14
1.Работа с презентацией, учебником с. 30
2. Работа с учебником с. 30, в тетради с. 17 №13
3.Работа с учебником с. 31
4. Работа с учебником с. 30-31
5. Работа учебником, слайдами презентации
1. Задает уточняющие вопросы:
- Что, по вашему мнению, побудило людей изучать космос? Как люди исследуют космос?
Подводит к выводу: что наибольшее количество информации накоплено о ближайшем космосе и довольно мало о дальнем .
Предлагает ответить на вопросы:
- Что общего у ближнего и дальнего космоса?
- В чем уникальность нашей планеты?
Подводит к выводу : что наибольшее количество информации накоплено о ближнем космосе и довольно мало о дальнем
2. Предлагает выполнить задание в тетради, и сделать вывод о влиянии Солнца на Землю и жизнь людей
3. Предоставляет «конфликтный» материал, предлагает работу в группах:
-Выбрать информацию о воздействии на Землю : Солнца, Луны, метеоров и метеоритов.
4. Как мы выяснили, человечество издавна волнует вопрос: есть ли жизнь на других планетах? Пытаясь обнаружить обитаемые планеты, люди отправляют во Вселенную космические радиосигналы и пытаются уловить сигналы, поступающие из космоса.
Предлагает учащимся расшифровать радиопослание и ответить на вопрос почему это послание достигнет место назначение только через 26000 лет?
5. Демонстрирует с помощью ЭОР изображение Луны относительно Земли и Солнца. Предлагает ответить на вопрос: Какое влияние оказывает Луна на Землю.
Подводит к выводу: Луна – единственный спутник Земли, который в 3,7 раза меньше нашей планеты. Луна занимает разное положение относительно Солнца, при этом ее очертания изменяются. Под действием силы притяжения Луны на земле происходят приливы и отливы.
Вводит понятие приливы и отливы
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, выслушивают мнения друг друга
2. С помощью текса учебника выполняют задание в тетрадях
3. Анализируют текст и выбирают необходимые сведения. Озвучивают результаты, поясняя своё отношение к проблемам изучения космоса. Обмениваются полученной информацией
4.Отвечают на вопросы, расшифровывают радиопослание, высказывают собственное мнение, слушают друг друга
5. Учащиеся разбиваются на две группы .Анализируют текст и выбирают необходимые сведения. Озвучивают результаты, сравнивая с изображением на доске
Демонстрируют результат своей работы.
5.Смотрят. Обмениваются полученной информацией
Записывают в тетради новые понятия
1.Фронтальная работа
2.Индивидуальная работа
3. Работа группах
4. Парная работа
5. Фронтальная работа
1.Устные ответы, работа в тетрадях
2. Устные ответы, работа в тетрадях
3. Устные ответы
4. Устные ответы, работа в тетрадях.
5. Устные ответы, работа в тетрадях
V. Физкультминутка
3
Игра на внимание
«Пантомима» Опираясь на знания о материках и океанах современной карты покажи на себе географические объекты. (Самый большой материк, самый маленький, и т.д.)
Играют, демонстрируя свои творческие таланты.
Фронтальная работа
Разминка
VI. Первичное осмысление и закрепле-
ние изученного
7
Проверка усвоенного нового материала
Проверяет усвоение нового материала в тестовой форме
( Причинно -следственные связи:
Ближний космос оказывает большее влияние на Землю, дальний. Притяжение Луны вызывает приливы и отливы)
Демонстрируют знания, понимание причинно-следственных связей .
Формулируют ответ, применяя полученные знания
Индивидуальная работа
Проверка выполнения задания
V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности
Анализирует деятельность учащихся на уроке, подводит итоги: Какую проблему мы решали на уроке?
Что узнали нового? Удалось ли достичь поставленной цели? Где могут пригодится нам полученные на уроке знания?
Анализируют свою деятельность на уроке, отвечают на вопросы
Фронтальная работа
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
2
§8; Рабочая тетрадь с.18 №14
Конкретизирует домашнее задание
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Проверка знаний по теме «Земля – часть солнечной системы»
Вставьте пропущенные слова в текст:
Ближайшая к Земле часть космоса – …………………………… . Солнечная система – это Солнце и ………………………………….. . В состав Солнечной системы входят - ...………………………………………………………………………………………………………………..
Сходство планет Солнечной системы заключается в том, что…………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………..
Планеты Солнечной системы делятся на 2 группы – это планеты…………………………. и планеты-…………….. . Земля – уникальная планета потому, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Проверка знаний по теме «Земля – часть солнечной системы»
Вставьте пропущенные слова в текст:
Ближайшая к Земле часть космоса – …………………………… . Солнечная система – это Солнце и ………………………………….. . В состав Солнечной системы входят - ...………………………………………………………………………………………………………………..
Сходство планет Солнечной системы заключается в том, что…………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………..
Планеты Солнечной системы делятся на 2 группы – это планеты…………………………. и планеты-…………….. . Земля – уникальная планета потому, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Проверка знаний по теме «Земля – часть солнечной системы»
Вставьте пропущенные слова в текст:
Ближайшая к Земле часть космоса – …………………………… . Солнечная система – это Солнце и ………………………………….. . В состав Солнечной системы входят - ...………………………………………………………………………………………………………………..
Сходство планет Солнечной системы заключается в том, что…………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………..
Планеты Солнечной системы делятся на 2 группы – это планеты…………………………. и планеты-…………….. . Земля – уникальная планета потому, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Проверка знаний по теме «Земля – часть солнечной системы»
Вставьте пропущенные слова в текст:
Ближайшая к Земле часть космоса – …………………………… . Солнечная система – это Солнце и ………………………………….. . В состав Солнечной системы входят - ...………………………………………………………………………………………………………………..
Сходство планет Солнечной системы заключается в том, что…………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………..
Планеты Солнечной системы делятся на 2 группы – это планеты…………………………. и планеты-…………….. . Земля – уникальная планета потому, что…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тест по теме «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»
1.Больше всего сведений получено о влиянии на Землю: А) ближнего космоса; Б) дальнего космоса
2. Единственный естественный спутник Земли это: А) Солнце; Б) Звезда; В) Луна
3. Под действием силы притяжения Луны на Земле происходят:
А) приливы и отливы; Б) заливы и проливы; В) приливы и заливы
4. Время оборота Луны вокруг своей оси:
А) 26 суток 6 часов 43 минуты; Б) 27 суток 7 часов 43 минуты; В) 28 суток 5 часов 43 минуты
5. Луна ярко освещена Солнцем и видна на небе как полный диск в : А) новолуние; Б) полнолуние
6. Выберите верное утверждение:
А) Солнце притягивает Землю и упорядочивает ее движение
Б) Солнце получает от Луны тепло и свет
В) Солнце испускает потоки частиц, которые порождают магнитные бури
Г) Солнце постоянно сталкивается с небесными телами разной величины
7. Землю необходимо защищать от астероидов и комет потому, что…………….
Тест по теме «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»
1.Больше всего сведений получено о влиянии на Землю: А) ближнего космоса; Б) дальнего космоса
2. Единственный естественный спутник Земли это: А) Солнце; Б) Звезда; В) Луна
3. Под действием силы притяжения Луны на Земле происходят:
А) приливы и отливы; Б) заливы и проливы; В) приливы и заливы
4. Время оборота Луны вокруг своей оси:
А) 26 суток 6 часов 43 минуты; Б) 27 суток 7 часов 43 минуты; В) 28 суток 5 часов 43 минуты
5. Луна ярко освещена Солнцем и видна на небе как полный диск в : А) новолуние; Б) полнолуние
6. Выберите верное утверждение:
А) Солнце притягивает Землю и упорядочивает ее движение
Б) Солнце получает от Луны тепло и свет
В) Солнце испускает потоки частиц, которые порождают магнитные бури
Г) Солнце постоянно сталкивается с небесными телами разной величины
7. Землю необходимо защищать от астероидов и комет потому, что…………….
Тест по теме «Влияние космоса на Землю и жизнь людей»
1.Больше всего сведений получено о влиянии на Землю: А) ближнего космоса; Б) дальнего космоса
2. Единственный естественный спутник Земли это: А) Солнце; Б) Звезда; В) Луна
3. Под действием силы притяжения Луны на Земле происходят:
А) приливы и отливы; Б) заливы и проливы; В) приливы и заливы
4. Время оборота Луны вокруг своей оси:
А) 26 суток 6 часов 43 минуты; Б) 27 суток 7 часов 43 минуты; В) 28 суток 5 часов 43 минуты
5. Луна ярко освещена Солнцем и видна на небе как полный диск в : А) новолуние; Б) полнолуние
6. Выберите верное утверждение:
А) Солнце притягивает Землю и упорядочивает ее движение
Б) Солнце получает от Луны тепло и свет
В) Солнце испускает потоки частиц, которые порождают магнитные бури
Г) Солнце постоянно сталкивается с небесными телами разной величины
7. Землю необходимо защищать от астероидов и комет потому, что…………….