Тип урока: урок конструирования познавательного конфликта.
Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.
Цель:
образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира; экологической культуры, определить место человека в природе,
воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.
развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.
Задачи:
1. Объяснить взаимосвязь человека и природы, иллюстрируя это конкретными примерами.
2. Продолжить развитие у учащихся умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы – таким образом развивать у них основные составляющие логического, продуктивного мышления.
3. Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Актуализация опорных знаний: Учащиеся рассаживаются в группы. Выбирается спикер группы. Выполнение работы (обсуждение домашних вопросов) Раздаются оценочные листы, обсуждаются критерии оценок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии "Земля - наш общий дом"»
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
(Е.Шкловский)
Тема: Земля – наш общий дом.
Тип урока: урок конструирования познавательного конфликта.
Форма проведения урока: организация фронтальной, индивидуально - групповой деятельности учащихся.
Цель:
образовательная: формирование у учащихся целостного восприятия мира; экологической культуры, определить место человека в природе,
воспитательная: побуждение их к чуткому, бережному отношению к живой природе, привитие любви к родному краю; выделить основные положения философских представлений о роли и месте человека в природе.
развивающая: развитие творческих способностей школьников, умении работать в группах, развитие памяти, внимания, ассоциативного и логического мышления, расширение словарного запаса и кругозора.
Задачи:
Объяснить взаимосвязь человека и природы, иллюстрируя это конкретными примерами.
Продолжить развитие у учащихся умений синтезировать и анализировать, обобщать и делать выводы – таким образом развивать у них основные составляющие логического, продуктивного мышления.
Продолжить формирование экологической культуры учащихся.
Актуализация опорных знаний: Учащиеся рассаживаются в группы. Выбирается спикер группы. Выполнение работы (обсуждение домашних вопросов) Раздаются оценочные листы, обсуждаются критерии оценок.
I.Мотивация учебной деятельности учащихся - лейтмотив урока – «Письмо от белого медведя».
Я, медвежонок, сын белой медведицы. Я живу в Арктике, на Северном полюсе. Мои сородичи – большие и сильные медведи, но нас осталось очень мало. Мы страдаем от голода, потому что в океане не осталось рыбы, которой мы питаемся из-за того, что вы, люди, загрязнили воду. Моя мама тяжело больна от голода. От плохой воды её шерсть стала выпадать клочьями. Говорят, скоро растают льды и нам негде будет жить.Помогите нам, люди!
Какие чувства, мысли возникли у вас, когда вы слушали это письмо? Примерные ответы детей:
животным стало негде жить;
им нечего есть;
загрязнение земли, воды и воздуха несет угрозу жизни;
потепление угрожает всем.
Какое грустное письмо! Сколько проблем у маленького медвежонка! Люди привыкли ощущать себя царями природы. И это породило множество проблем. Я начну, а вы продолжите. Например, озоновые дыры угрожают всем живущим на земле. А что еще?
Дети называют:
загрязнение мирового океана, рек, озер;
вырубка лесов;
загрязнение воздуха;
нехватка питьевой воды;
исчезновение видов растений и животных с лица Земли.
Вы видите, сколько важных проблем стоит перед человечеством. Их еще называют глобальными, потому, что они касаются всех. Проблемы надо разрешать. Сегодня вместе с вами мы попытаемся наметить пути решения некоторых проблем. «Земля защиты просит у людей» – эта строка из стихотворения Сергея Островского как нельзя лучше отражает нашу тему.
Защита презентаций.
Предлагаю вам начать заполнение необычного календаря экологических дат:
22 марта – Всемирный день воды; 1 апреля – Международный день птиц; 22 апреля – Международный день ЗЕМЛИ; 5 июня – всемирный день охраны окружающей среды; 4 октября – Всемирный день животных.
А знаете ли вы, как и почему родился праздник 4 октября? (история возникновения праздника): решение празднования всемирного дня животных было принято в 1931 году на международной конференции сторонников движения защиты животных, проходивших во Флоренции. 4 октября было выбрано не случайно. Это день ангела и день смерти монаха Франциска Ассизского. Он основал орден, носящий его имя, и считается защитником и покровителем животных.
Во многих странах в этот день проходят мероприятия в защиту домашних животных. Вспомните слова Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Они должны иметь право на хорошую жизнь.
Круг - это символ солнца, а значит - тепла, света, жизни. Круг - это символ единства, сплоченности, взаимовыручки. Круг - это общество людей, среди которых мы живем. В природе все связано и развивается по кругу, стоит вспомнить хотя бы круговорот воды. Все важные, волнующие людей вопросы принято решать за "круглым столом". Вспомним слова поэта: "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке". Круг - это символ дружбы и того, что только сообща, все вместе мы сможем выстоять. Круг - это наша планета, наша Земля, и именно ее проблемы становятся сегодня предметом нашего пристального внимания. Как вы думаете, чем характеризуется современный этап развития взаимоотношений человека и природы - усилением или ослаблением его зависимости от окружающей среды?
Что необходимо сделать для сохранения природы?
Сегодня и вы окажетесь в роли ученых - специалистов : ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Задания для групп.
1.Ботаники - что угрожает «легким нашей планеты » - растениям. 2.Зоологи - о состоянии «братьев наших меньших» - животных. 3.Географы - что угрожает «крови», т.е. почве, воде и воздуху. 4. 1 точка зрения «Человек – царь природы»
5. 2 точка зрения «Человек – звено в долгой цепи эволюции»
Существует две противоположные точки зрения на проблему взаимодействия человека и природы:
Правила проведения дискуссии:
критикуй не оппонентов, а идеи;
вовлечение всех учащихся в дискуссию;
каждый имеет право высказывать свою точку зрения;
обсуждению подлежат все позиции;
обязательное подведение промежуточных и конечных результатов дискуссии.
Выступление групп.
Ребята, а вы помните, что белый медвежонок ждет нашего ответа? Что мы ему напишем? Сейчас каждый получит возможность написать ответ.
Дети пишут письмо.
Как это страшно – умирание рода, Всех поголовно, всех до одного, Когда опустошенная природа Уже не в силах сделать ничего. И поползет проказа запустенья, И пересохнут ниточки воды, И птицы вымрут. И падут растения. И зверь не обойдет своей беды. И сколько тут корысти не ищи ты, Какой ты отговоркой не владей, Земля защиты требует, защиты, Она спасенья просит у людей.
Для того чтобы защитить Землю, не нужно быть бедным или богатым, высоким или низким, даже не нужно быть очень ученым. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Помните о нашем разговоре. Сохраните природу для будущих поколений! Охраняйте ее богатства, берегите наших близких домашних животных и не обижайте, а защищайте тех, кто по какой-то причине оказался на улице.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник?
«Будьте активными защитниками природной среды»
Соблюдайте правила поведения в лесу,
на берегу водоемов…
Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений…)
Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках …)
Украшайте в зеленый наряд города и села
III. Домашнее задание:
Параграф 62, подготовить сообщения об экологических катастрофах XX века.