Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 6-м классе по теме: "Ветер" »
Учитель географии, биологии
Тлеулиева Нурсипат Сагендыковна
ЗКО, г.Уральск, Средняя общеобразовательная школа №9
Урок географии в 6-м классе по теме: "Ветер"
Задачи урока:
сформировать понятие «ветер»;
вскрыть причины его возникновения;
подвести учащихся к пониманию сущности происхождения ветра на основе географических закономерностей и причинно-следственных связей;
научить приему построения особого типа графика – розы ветров;
знать значение ветров в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: Физическая карта полушарий, презентация, выполненная в программе РР.
Рисунки ребят
Атласы по географии для 6-го класса.
Ход урока
Орг. момент
Повторение пройденного по вопросам
Изучение нового материала
1. Определение темы урока
А) Отгадайте загадку: Летит без крыльев и поет, Прохожих задирает - Одним проходу не дает, Других он подгоняет.
Учитель: О каком явлении природы идет речь? Уч-ся: О ветре. (Слайд №1,2,3,4) ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
2. Беседа о том, какой он ? Что делает? (заполнение кластера)
3. Как описывается ветер в литературных произведениях? (дети зачитывают отрывки произведений)
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.
Ветер весело шумит...
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
4. Какие части речи употребляет авторы, рассказывая о ветре? Что характеризуют слова – глаголы?
Ответ: Движение Учитель: Почему?
5. Обратите внимание на движение ветра (фотоколлаж)
В каком направлении перемещается ветер?
6. А теперь давайте попробуем дать определение понятию «ветер» 7. Учитель: Как вы думаете, как образуется ветер? (высказывания детей), затем последующее объяснение нового материала.
- Главная причина возникновения ветра – это разница в атмосферном давлении над разными участками поверхности. (Слайд 5,6) Давайте рассмотрим образование ветра, который возникает на берегу моря и называется бризом. Этот ветер дважды меняет своё направление в течение суток. Представьте, что вы находитесь на берегу моря в жаркий летний день. Воздух на суше нагревается быстрее, чем вода, а мы знаем, что чем выше его температура, тем он легче, и тем самым он устремляется вверх. У поверхности Земли создаётся область низкого давления. Почему? Известно также, что для нагревания 1 см3 воды требуется в 3 раза больше тепла, чем для нагревания того же количества песка. Следовательно, вода будет нагреваться медленнее. И над поверхностью воды воздух будет тяжелее и холоднее. Именно поэтому летом со стороны воды веет прохладой. Здесь образуется область низкого давления. Более холодный воздух со стороны моря устремляется на сушу. Из области более высокого давления в область более низкого давления. Образуется ветер, который носит название дневной бриз.
Ночью наоборот.
Посмотрите внимательно на этот слайд и попытайтесь восстановить события ночью.(Слайд 7,8)
(Суша остывает быстрее, чем вода. Холодный воздух над ней уплотняется.
Здесь образуется область высокого давления.
А над морем наоборот. Нагретая за день поверхность воды отдаёт своё тепло гораздо медленнее. Воздух остывает не так быстро, как над сушей. Здесь образуется область низкого давления.
- Как вы думаете, что будет происходить с воздухом? (ответы детей).
Правильно, воздух будет устремляться из области высокого давления в область низкого давления, т. е. с суши на воду. Возникает ночной бриз.
Учитель: Кто сформулирует определение понятия «бриз»?
8. Учитель: Какова же главная причина возникновения ветра?
Как определить направление и силу ветра? (познавательная задача)
Деятельность учащихся: определяют, в каком случае ветер будет сильнее и почему, если разность давления составляет
760 мм. рт. ст. и 750 мм. рт. ст.
760 мм. рт. ст. и 735 мм. рт. ст.
775 мм. рт. ст. и 760 мм. рт. ст.
Дети самостоятельно устанавливают причинно-следственную связь – чем больше разность в давлении, тем сильнее ветер.
Первичное закрепление
- Почему летним днём из леса веет холодком?
- Каково происхождение ветерка на берегу реки летним жарким днём?
Ответы на вопросы звучат устно. Обсуждение.
9. Объяснение образования муссонов.
- Откройте свои учебники на стр. 92 Найдите пункт «Муссоны».Самостоятельно прочитайте его.
- Теперь пользуясь следующей схемой постарайтесь объяснить, как образуются муссоны.
Дети глядя на схему, самостоятельно объясняют причину движения муссона.
- А теперь глядя на схему построения определения, дайте определение муссона
(Слайд 9,10,11)
Запись определения в тетрадях.
10. Учитель: Направление ветра определяется с помощью флюгера(Слайд 12). Флюгер - прибор, состоящий из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по направлению ветра. Ветер называется по той стороне горизонта, откуда он дует. Ответьте на вопросы:
Флюгер повернулся на восток. Откуда дует ветер?
Флюгер повернулся на юго-запад. Откуда дует ветер?
11. Учитель: Для каждой местности характерны те или иные преобладающие по силе и направлению ветры. Об этом можно узнать по графику, называемому розой ветров.
Способ построения розы ветров следующий:
(после демонстрации построения розы ветров)
- Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?
- Как вы думаете, для чего надо высчитывать преобладающие направления ветров?
Практическая работа «Построение розы ветров» .
А теперь попробуйте построить розу ветров по следующим данным.
Проверка выполненной работы.
12. Значение ветра (работа с книгой). (Слайд 13)
Откройте учебники на стр. 93. Найдите пункт 5. В течение 4 минут изучите его и выделите основные значения ветра в жизни человека.
Работа в парах (один ученик – положительное, другой ученик – отрицательное значение ветра).
- Расскажите друг другу то, что вы узнали из этого пункта.
- Что нового вы узнали, прочитав этот пункт? (Слайд 14,15,16,17,18).
III. Закрепление.
1. 3адание: вставить в предложения пропущенные слова. (В случае затруднения обратиться к учебнику )
Вода и суша нагреваются по – разному , это влечет за собой разность _________ (чего).
Ветер всегда дует из области ______________ давления в область __________давления .
Бриз меняет свое направление 2 раза в сутки : днем и ночью ; муссон – 2 раза в ________. Причина возникновения бриза и муссона в том ,что океан и суша по – разному __________ и остывают.
2. «Кто прав» ( Слайд 19).
Итоги урока.
- Что важного для себя вы узнали сегодня на уроке?
- Какие новые знания вы получили?
Домашнее задание: №29. Тем, кто сможет - сочинить сказку о ветре.