Урок географии в 5 классе
по теме: «Географическая карта. Многообразие карт».
Планируемые результаты:
Предметные – должны знать понятие «карта», принципы ее построения, называть различи между видами географических карт;
Метапредметные – должны уметь пользоваться картами, находить и показывать на них географические объекты, сравнивать изображения на карте;
Личностные – осознавать, что география – наука, позволяющая людям ориентироваться в мире и давать ответы на сложные вопросы взаимоотношений человека, природы и общества.
Тип урока: изучение нового материала, практикум.
Методы обучения: беседа, рассказ, работа с различными картами, практические задания.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, садитесь ребята.
Поприветствуйте друг друга. Все сегодня присутствуют на уроке, нет ли отсутствующих?
Вы любите мультфильмы? А как вы думаете, мультфильмы могут быть поучительными? Я предлагаю вам фрагмент из мультфильма.
Видеофрагмет из мультфильма «Каникулы Бонифация».
Ребята подумайте и ответьте, пожалуйста, через 1 минуту:
1.Что Вы увидели
2.Что Вы думаете об увиденном
3.О чем заставил Вас задуматься просмотренный фрагмент.
Слушаем по одному из участников, из групп №2 и №3
Учитель: Ребята, но у Бонифация могут возникнуть препятствия географического характера. Чтобы не испортить отпуск Бонифация, мы должны помочь ему добраться до места назначения. У меня есть волшебная коробка с нужными, а, может быть, и ненужными предметами. Из этой коробки надо выбрать только один предмет, который, на ваш взгляд, поможет Бонифацию добраться до места назначения.
Ученикам предлагается коробка: географическая карта, бинокль, лупа, компас, справочник по географии, контурная карта.
Ученики выбирают предметы.
Учитель: Теперь ребята положите выбранные вами предметы на середину стола и, взяв с собой учебные принадлежности, поменяйтесь местами: 5 группа на 1, 4 на 5, 3 на 4, 2 на 3, 1 на 2. Сейчас вы должны привести доказательства в пользу того географического инструмента, которую выбрала до этого другая группа. 30 секунд вам на размышление.
Выслушиваем мнения 5 групп.
1 -
2 -
3 -
4 -
5 -
Учитель: Ребята, вы преподнесли много аргументов в пользу этих географических предметов, но давайте выделим наиболее главный географический предмет?
Ответ учащихся до верного
Учитель: Значит, это географическая карта. Итак, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? Ответы детей. Итак, тема сегодняшнего урока – географическая карта- главный в науке географический источник знаний
В принципе, вы знаете о географических картах. Давайте их покажем.
Физкульминутка:
Сейчас мы с вами изобразим географическую карту:
-На любой карте есть параллели – руки в стороны;
- меридианы – руки одна вперед, другая назад;
- горы – руки поднимаем вверх;
- равнины – садимся и руки в стороны;
- моря, реки, океаны – волнистые движения руками.
II. Изучение нового материала.
Рассказ учителя о географических картах. Откройте атлас на стр. Перед вами географическая карта. Какие сведения с её помощью можно получить? - (беседа)? о рельефе, климате, природе, а также о городах и деятельности людей.
- Итак, географическая карта – это плоское уменьшенное изображение всей земной поверхности или ее частей с помощью условных знаков.
Откройте учебник. Сейчас, опираясь на рисунок 57 на стр72, укажите, какие виды карт бывают по содержанию? Говорят дети (объяснения учителя). Найдите сходство и различие между ними?
Вопрос учителя – на этой карте только отдельно изображены животные.(надо слайд)
- на этой карте изображены и горы, и моря, равнины и реки, озера, полезные ископаемые.
Ответ учащихся до верного
Учитель: остаемся на стр 72. Теперь переходим с вами на рис.56. У вас на столах 6 карточек с изображением географических карт. Объедините, пожалуйста, географические карты в группы. На помощь вам идет рис.56 (учитель перед этим раздает виды карт по масштабу). Учитель ходит между группами. Анализ – 1) по какому признаку вы объединили карты в группы? (Масштаб); 2) каждая группа демонстрирует свои работы
- Поднимите руки те, кто объединил карты правильно. Молодцы!
Учитель: Продолжаем работать по учебнику, предлагаю игру эр-ар-гайт,(сначала заполним «до» сторону таблицы,потом откройте стр.70
Сейчас с вами заполним таблицу, ставим + и - :
До | Утверждения | После |
| Масштаб на географической карте всегда мельче, чем на плане | |
| На карте изображается большая территория | |
| На плане подробно наносятся все географические объекты | |
| На карте есть градусная сетка | |
| На карте обязательно есть параллели и меридианы | |
| | |
Сейчас я раздам вам тесты и вы должны найти отличия плана от географической карты при помощи таблицы на стр 70-71.
1. А) Масштаб мелкий а) на карте б) на плане
Б) Масштаб 1: 50000000 л) на карте с) на плане
2.А) Изображены материки и океаны з) карта и) план
Б) Изображение всего земного шара к) карта м) план
3. А) Указаны названия посёлков, деревень, отдельно стоящие дома д) карта е) план
Б) Изображение небольшого участка земной поверхности ж) карта о) план
4.А) Есть изображения меридианов и паралелей ф) карта р) план
Б) Градусная сетка есть у) карта т) план
5.А) Направление на восток и запад можно определить по паралелям с) карта н) план
Б) Направление на север и юг можно определить по меридианам в) карта г) план
Вывод: Географические планы и карты – это важнейший источник получения знаний, а также передачи информации. Трудно найти область человеческой деятельности, в которой бы они не применялись. С помощью географических карт и планов строители проектируют города и дороги, геологи ищут полезные ископаемые, лётчики и моряки прокладывают маршруты самолётов и кораблей, путешествуют туристы.
В современных условиях огромную роль в создании карт играет компьютерная техника.
Домашнее задание: (1 мин.)
1. п.19,пересказ.
2. Найти и если можно придумать загадки про географические термины.