Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для учащихся 6х классов составлена на основе авторской учебной программы по географии для 6-9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. Автор программы Шевырёва Т. В.под редакцией В. В. Воронковой. Москва: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2011 год.
Данная программа разработана в связи с несоответствием количества часов, отведённых в учебном плане коррекционной школы и в авторской программе: в учебном плане коррекционной школы для надомного обучения – 1 час в неделю (34 часа в год), в авторской государственной программе – 2 часа в неделю (66 часов в год).
Задачи:
Образовательные:
Дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве материков и океанов.
Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
Помочь усвоить правила поведения в природе.
Воспитательные:
Содействовать патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.
Коррекционно - развивающие:
Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
Расширять лексический запас. Развивать связную речь.
Тематическое распределение часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа |
1 | Введение | 3 | 2 |
2 | Ориентирование на местности | 13 | 8 |
3 | Формы поверхности Земли | 5 | 3 |
4 | Вода на Земле | 11 | 6 |
5 | Земной шар | 14 | 8 |
6 | Карта России | 20 | 7 |
| Всего: | 66 | 34 |
Содержание обучения:
1. Введение
География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользования им.Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам. Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.).
Формы поверхности Земли
Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Горы, различие по высоте.
Вода на Земле
Вода на Земле. Океаны и моря. Острова и полуострова.Река, ее части. Горные и равнинные реки. Как люди используют реки.Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.Болота, их осушение.Родник, его образование.
Колодец. Водопровод. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
Земной шар
Форма Земли. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.Физическая карта полушарий.Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий.
Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка.Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.Первое кругосветное путешествие. Русское кругосветное путешествие. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.Природа тропического пояса, умеренных и полярных поясов.
Карта России
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.Сухопутные границы России.Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России.Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Реки: Волга с Окой и Камой. Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.Озера: Ладожское и Онежское. Озеро Байкал. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. ГЭС. Реки: Лена, Амур. Наш край на карте России. Повторение начального курса физической географии.Контрольная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиесядолжнызнать:
что изучает география;
горизонт, линию и стороны горизонта;
основные формы земной поверхности;
виды водоемов, их различия;
меры по охране воды от загрязнения;
правила поведения в природе;
отличие плана от рисунка и географической карты;
масштаб, его обозначение;
основные направления на плане, географической карте;
условные цвета и знаки географической карты;
распределение суши и воды на Земле;
материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли;
различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;
расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;
основные типы климатов;
географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий. Учащиеся должны уметь:
определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу и местным признакам природы;
выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
читать планы местности (для начальных классов массовой школы);
ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;
читать условные цвета и знаки географической карты;
составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;
показать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте;
сопоставлять расположение изучаемых объектов на физической карте России и карте полушарий.
4. Список рекомендуемой литературы:
1 Учебник «География .».:6 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Т.М.Лифанова, Е. Н. Соломина; М.: «Просвещение», 2013
2. Программа по географии для 6-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой «Владос» 2011 г. Автор программы Шевырёва Т. В.
Согласовано
Зам.директора по КР
____________________
«___» __________ 2014 года
№ | № | Тема урока. | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| 1 четверть | | |
| Введение | 2 | |
1 | 1 | География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Признаки времен года. | | 01.09 | |
2 | 2 | Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия№1для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки умений и навыков, полученных в 1—5 классах. | | 08.09 | |
| | Ориентирование на местности | 8 | |
3 | 1 | Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта.Практическая работа №1«Зарисовка линии, сторон горизонта» | | 15.09 | |
4 | 2 | Компас и правила пользования им. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.Практическая работа №2«Схематическая зарисовка компаса» | | 22.09 | |
5 | 3 | Экскурсия №2 для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях. Практическая работа №3«Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу, по местным признакам» | | 29.09 | |
6 | 4 | Рисунок и план предмета. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.Практическая работа №4 «Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте» | | 6.10 | |
7 | 5 | План школьного участка. Условные знаки плана местности. Практическая работа №5 «Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте» | | 13.10 | |
8 | 6 | План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.Практическая работа №6 «Упражнения в измерении расстояний на местности и изображение их на плане (чертеже) в масштабе» | | 20.10 | |
9 | 7 | Условные цвета физической карты. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т. д.). Практическая работа №7 «Чтение простейших планов по условным знакам» | | 27.10 | |
| | 2 четверть | | | |
10 | 8 | Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей. | | 10.11 | |
| | Формы поверхности Земли | 3 | |
11 | 1 | Рельеф местности, его основные формы. Экскурсия№3 для ознакомления с формами рельефа своей местности. | | 17.11 | |
12 | 2 | Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их образование. Практическая работа №8 «Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага» | | 24.11 | |
13 | 3 | Горы, различие по высоте. Практическая работа №9 «Зарисовка различных форм земной поверхности» | | 01.12 | |
| | Вода на Земле | 6 | |
14 | 1 | Вода на Земле. Океаны и моря. Острова и полуострова. | | 08.12 | |
15 | 2 | Река, ее части. Горные и равнинные реки. | | 15.12 | |
16 | 3 | Как люди используют реки.Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц. | | 22.12 | |
17 | 4 | Болота, их осушение.Родник, его образование. | | 29.12 | |
| | 3 четверть | | | |
18 | 5 | Колодец. Водопровод. Практическая работа №10 «Растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой, очистка воды фильтрованием. | | 12.01 | |
19 | 6 | Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Практическая работа №11 «Показ на физической карте России различных водоемов» | | 19.01 | |
| | Земной шар | 8 | |
20 | 1 | Форма Земли.Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе. | | 26.01 | |
21 | 2 | Физическая карта полушарий.Распределение воды и суши на Земле. Практическая работа №12 «Изготовление из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов» | | 02.02 | |
22 | 3 | Океаны на глобусе и карте полушарий. | | 09.02 | |
23 | 4 | Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия. Африка.Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. | | 16.02 | |
24 | 5 | Первое кругосветное путешествие. Русское кругосветное путешествие | | 23.02 | |
25 | 6 | Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи). Практическая работа №13 «Показ с помощью теллурия смены дня и ночи» | | 02.03 | |
26 | 7 | Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий. | | 09.03 | |
27 | 8 | Природа тропического пояса, умеренных и полярных поясов. | | 16.03 | |
| | 4 четверть | | | |
| | Карта России | 7 | |
28 | 1 | Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва. Сухопутные границы России. | | 30.04 | |
29 | 2 | Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Острова и полуострова России. | | 06.04 | |
30 | 3 | Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья | | 13.04 | |
31 | 4 | Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа) | | 20.04 | |
32 | 5 | Реки: Волга с Окой и Камой. Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС. | | 27.04 | |
33 | 6 | Озера: Ладожское и Онежское. Озеро Байкал. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой. ГЭС. Реки: Лена, Амур. Наш край на карте России. Практическая работа №14 «Путешествия по нашей стране (по карте)» | | 04.05 | |
34 | 7 | Повторение начального курса физической географии.Контрольная работа. | | 11.05 | |