kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебный модуль по курсу «География»

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Раскрыть особенности природы материка, которые отличают его от «материков Северного

  полушария», ознакомить учащихся с населением и политической картой континента;

- Сформировать новые физико-географические знания;

- Совершенствовать умения группировать объекты и явления, сравнивать их с уже

  изученными, подводить под понятия, классифицировать, а также создать основы для

  сравнения природы Южной Америки с природой Африки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебный модуль по курсу «География»»

Учебный модуль по курсу «География» 7 кл.

Тема: «Южная Америка».

Количество часов: 8


Структура модуля

Кол-во

часов

Форма и содержание уроков

Кол-во

мин.

на уроке

Вводная часть

1-й урок

Знакомство со структурой учебного модуля. Определение целей и задач, стоящих перед учеником.

Объяснение темы учителем на основе опорной схемы – конспекта.

Работа с листом взаимоконтроля.

Домашнее задание.

8



25

10

2

Диалогическая часть

2-й урок

Определение целей и задач. Закрепление материала «Физико-географическое положение материка Южная Америка».

Выполнении практической работы (индивидуально-групповая форам работы).

Взаимоконтроль.



5

30


10

3-4 - й урок

Определение целей и задач.

Закрепление материала «природа Южной Америки».

Индивидуально-групповая форма работы на основе разноуровневых заданий. Обучающая игра «Счастливый случай».

3



87

5-й урок

Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

Закрепление материала «Природные зоны Южной Америки».

Самостоятельная индивидуальная работа.

Взаимопроверка.


3


35


7

6-й урок

Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

Закрепление материала «Население страны».

Практическая работа (индивидуальная работа).


5


40

7-й урок

Определение целей и задач, стоящих перед каждым учеником.

Обобщение знаний, умений и навыков «страны Южной Америки».

5



40

Итоговая

часть

8-й урок

Определение целей и задач.

Тестирование с элементами практических заданий.

5

40



Основные задачи:

- Раскрыть особенности природы материка, которые отличают его от «материков Северного

полушария», ознакомить учащихся с населением и политической картой континента;

- Сформировать новые физико-географические знания;

- Совершенствовать умения группировать объекты и явления, сравнивать их с уже

изученными, подводить под понятия, классифицировать, а также создать основы для

сравнения природы Южной Америки с природой Африки.

Учащиеся должны знать:

- Влияние ФГП материка на его природу;

- Положение на карте полуостровов, островов, мысов, гор, плоскогорий, равнин, рек, озер,

вулканов;

- Особенности климата, роль подстилающей поверхности в его формировании;

- Размещение природных зон, растительный и животный мир, примеры изменения природы

человеком;

- Основные народы, распределение населения по территориям;

- Положение на карте крупных стран и наиболее значительных объектов природы.

Учащиеся должны уметь:

- Выбирать карты нужного содержания в зависимости от учебной задачи и установить на

основе их анализа и по другим источникам географической информации главные черты

компонентов природы и ПК;

- Составлять характеристику географического положения материка;

- Выявлять особенности рельефа равнин по картам и другим источникам знаний;

- Сравнивать климат территорий материка, лежащих в одном климатическом поясе,

объяснять принципы различий;

- На основе карт разного содержания составлять краткое описание отдельных стран;

- Показывать на карте названные в программе географические объекты, в том числе страны,

их столицы.

Опорная схема (кластер).



Физико-географическое положение











Природа


Природные зоны



ЮЖНАЯ

АМЕРИКА




Климат

Рельеф

Саваны

Степи



Политическая карта


Внутренние воды

Экватор-е леса

Пустыни и полупустыни







Население

Страны





Урок № 1.

Тема: Южная Америка.

Оборудование: Физико-географическая карта Южной Америки, атласы, контурные карты.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Знакомство с содержанием и структурой модуля.

3. Определение целей и задач.

4. Лекция (краткое изложение содержания темы).

Во время рассказа учащиеся наносят на контурную карту основные понятия.

Географическое положение.

Южная Америка – четвертый материк планеты по площади, которая составляет 18,3 млн. км2. Южная Америка расположена в Западном полушарии, где день бывает тогда, когда в Восточном полушарии ночь, и наоборот. Экватор пересекает материк в северной части, так что большая часть его территории находится в Южном полушарии, где лето бывает тогда, когда у нас зима. Материк пересекает южный тропик.

Крайние точки материка: Северная – мыс Гальианас, Южная – мыс Горн (Чили), Западная – мыс Париньяс, Восточная – мыс Кабу – Бранку.

Наибольшая протяженность с севера на юг – 7640 км., с запада на восток – 4990 км.

Вместе с Северной Южная Америка образует единую часть света – Америку. Форма материка похожа на треугольник, простирающийся с субэкваториального пояса южного полушария. Самая широкая часть соответствует 5º ю.ш. Крупнейший остров – Огненная Земля – отделен от материка Магеллановым проливом. На западе материк омывается Тихим океаном, а на востоке – водами Атлантического океана.

Рельеф и полезные ископаемые.

Южную Америку по характеру рельефа можно разделить на две части. Вдоль всего западного побережья тянутся горы Анды, названные древними инками «медными горами». На востоке преобладают равнины: крупнейшая Амазонская, Ла-Платская и Оринокская низменности. А между низменностями располагается Гвианское и Горазильское плоскогорья.

На стыке Южно-Американской платформы и складчатого пояса Анд располагаются внутренние равнины Гран-Чако, Мааоре, Пантанал.

В горной системе Анд располагаются самая высокая точка западного полушария – Аконкалуа (6960 м.)

Центральная часть Анд состоит из межгорных плато, их местное население называет Пуна.

Самая низкая точка - полуостров Вальдес (40 м.)

Южная Америка очень богата полезными ископаемыми. Так, в недрах плоскогорий на востоке имеются крупные месторождения железных руд, марганца, урана, никеля, алмазов, золота, алюминиевого сырья, бокситов, а низменности богаты нефтью, природным газом и каменным углем.

В Андах находятся месторождения меди, олова, свинца, цинка, серебра. По территории Боливии с севера на юг простирается крупнейший оловянный пояс (940 км.)

Климат.

Материк простирается от северного субэкваториального пояса до южного умеренного пояса. Каждый климатический пояс делится на горный и равнинный климаты.

Южная Америка – самый влажный материк Земли. Самое жаркое место (+ 49ºС) – Ривадавия (Гран-Чако). Максимальная среднегодовая температура (+ 29ºС) зафиксирована в Маракайбо (Венесуэла). Самая низкая температура (-33ºС) зафиксирована в Сармьенто (Патагония).

Самое большое количество осадков (7155 мм) отмечено в Буэнавентуре (Колумбия).

Минимальное среднегодовое количество осадков (1 мм) отмечено в районе города Арика (Чили).

Внутренние воды.

Южная Америка – самый водообильный материк. У большинства рек Южной Америки в основном дождевое питание. Главная река Южной Америки – Амазонка, имеющая самый большой речной бассейн в мире, площадь которого равна площади всей Австралии. Также к крупнейшим рекам материка относятся Парана, Мадейра, Ориноко, Сан-Франциску. На практике Ориноко, стекающего с Гвианского плоскогорья, находится самый высокий водопад мира – Анхель высотой 1054 м. Особой известностью пользуется водопад Игуасу, расположенный на одном из притоков Параны. Крупнейшими озерами материка являются – Маракайбо, которое соединятся узкой протокой с заливом Карибского моря, Титикака – самое большое высокогорное озеро мира, а также озера – Поло, Патус, Лалоа-Мирим.

Природные зоны.

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко расположены леса, а пустынь и полупустынь сравнительно мало.

Материк располагается в зонах (ПЗ): влажные экваториальные леса (гилеи), редколесья, субтропические жестколистные вечнозеленые леса, субтропическая степная зона (пампа), зона пустынь и полупустынь. В Андах распространены высотные пояса.

Население и страны.

В настоящее время в Южной Америке проживает свыше 320 млн. чел., которые имеют разный расовый и национальный состав. Коренным населением материка считаются индейцы, которые составляют лишь 10% нынешнего населения материка.

В ХIХ веке на юго-восток материка прибыли переселенцы. Их потомки называют себя креолами. В настоящее время основное население Андских стран Южной Америки составляют метисы.

Современная политическая карта Южной Америки сформировалась в результате длительной борьбы за независимость.

В зависимости от природных условий материк делится на Андские страны и страны Равнинного востока. К Андским странам относятся Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили. К странам Равнинного Востока относятся Венесуэла, Гайана, Суринам, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Аргентина и колония Франции Французская Гвиана.

5. Работа с листом взаимоконтроля.

После объяснения темы учащимся выдается лист взаимоконтроля. На первом этапе ребята просматривают вопросы в течение 4-5 минут, затем на втором этапе пересказывают ответ друг другу (один играет роль ученика, второй – роль учителя). На третьем этапе те, кто выполнял роль учителя, отвечают устно, учитель контролирует ответ.


Лист взаимоконтроля.


  1. Назовите и покажите на карте крайние точки материка.


  1. Охарактеризуйте особенности рельефа.


  1. В каких климатических поясах располагается Южная Америка?


  1. Назовите и покажите на карте основные реки материка. К бассейну каких океанов они относятся?


  1. В каких природных зонах располагается материк?


  1. Каково современное население Южной Америки?




Урок № 2.

Тема: ФГП Южной Америки.

Оборудование: атласы, физико-географическая карта южной Америки,

карточки с планом описания ФГП материка.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Практическая работа «ФГП Южной Америки».

Ребятам раздаются карточки с планом описания ФГП материка, работу они выполняют в тетрадях.

План описания материка.

1. Положение материка на градусной сетке:

а) по отношению к экватору и начальном меридиану;

б) по широте и протяженность с севера на юг;

в) по долготе и протяженность с запада на восток.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) относительно других материков;

б) относительно океанов.

4. Взаимоконтроль.

После выполнения работы ребята получают карточки с ожидаемыми ответами,

обмениваются работой с соседом по парте и проверяют ответы. Используя бланк с

критериями оценок, выставляют оценки и заносят их в оценочный бланк.

Ожидаемый ответ:

1. Положение материка на градусной сетке:

а) экватор пересекает материк в северной части, так что большая часть его находятся в

южном полушарии. 0º меридиан материк не пересекает и по отношению к нему Ю. А.

находится в Западном полушарии.

б) Южная Америка расположена между 13ºс.ш. и 55º ю.ш., перескается Южным

тропиком.

Крайние точки: сев. – м. Гальианас (13ºс.ш.), юж. – м. Горн (55º ю.ш.);

Протяженность с севера на юг по 75º з.д. составляет приблизительно – 7640 км.

в) Южная Америка расположена между 35º з.д. и 82º з.д. Крайние точки: зап. – м. Париньяс (82º з.д.), вост. – м. Кабу – Бранку (35º з.д.).

Протяженность с запада на восток в самой широкой части составляет – 4990 км.

Протяженность по экватору с запада на восток составляет (80º-50º) ∙ 111 км. = 30º ∙ 111 км. = 3330 км.

2. Положение материка относительно других объектов:

а) Южная Америка расположена очень близко с Северной Америкой и образуют единую

часть света. Два материка соединены длинным и широким перешейком. На северо-

востоке от Южной Америки расположена Африка, их разделяет Атлантический океан.

б) с запада Южная Америка омывается Тихим океаном, с востока Атлантическим

океаном. Очертания континента просты и изящны, общий облик материка

напоминает гроздь винограда, висящую на Панамском перешейке среди

омывающих его вод морей и океанов.

Урок № 3-4.

Тема: Природа Южной Америки.

Оборудование: атласы, физико-географическая карта,

климатическая карта Южной Америки,

тектоническая карта мира, карточки с заданиями.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Разноуровневая работа (в паре или индивидуально).

На каждую парту раздаются карточки с разноуровневыми заданиями. Ребята выбирают уровень вопроса по карточке № 1 и отвечают на него письменно. Если вопрос выбрали одинаковый, то могут работать как индивидуально, так и в паре; если выбрали разные вопросы – индивидуально. После того, как ответы будут готовы, учащиеся получают эталон ответа, обмениваются тетрадями и проверяют работу, выставляют оценки в оценочный бланк.

После того, как учащиеся справятся с заданиями карточки № 1, они приступают к работе со второй карточкой и т.д. по той же схеме.


Карточка № 1.

III уровень

Используя текст учебника § 38, атлас, расскажи о рельефах Южной Америки.

II уровень

Какие территории Южной Америки наиболее часто подвергаются сильным землетрясениям?

I уровень

Что способствовало образованию у подножия гор каменных рек – осыпей? Какие природные явления приурочены к образованию линий разломов в Андах?

Карточка № 2.

III уровень

Какими полезными ископаемыми богата Южная Америка?

II уровень

Где в настоящее время происходит образование магматических полезных ископаемых? Какими полезными ископаемыми богаты низменности материка? Почему?

I уровень

Чем объясняется разнообразие залежей полезных ископаемых на материке?

Карточка № 3.

III уровень

От каких факторов зависит формирование климата? Приведите примеры.

II уровень

Объясните, с чем связана засушливость климата тихоокеанского побережья?

I уровень

Почему в тропических и субтропических поясах количество осадков уменьшается по направлению с востока на запад?

Карточка № 4.

III уровень

Как влияет рельеф материка Ю. А. на формирование климата?

II уровень

Какие особенности умеренного климата на материке Ю. А? Дать им объяснение.

I уровень

Каковы причины неравномерного выпадения осадков на восточном побережье (неравномерность выпадения осадков по климатическим поясам)?

Карточка № 5.

III уровень

Дать характеристику крупнейших рек Ю. А. – амазонки, Параны, Ориноко.

II уровень

Почему большинство рек материка впадает в Атлантический океан?

I уровень

Почему в среднем и нижнем течениях рек Ю. А. водопадов или совсем нет, или они небольшие?



ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ


Карточка №1

III уровень.

Южную Америку по характеру рельефа можно разделить на две части.

Вдоль всего западного побережья тянутся горы Анды. На востоке преобладают равнины. Равнины лежат на древних платформах. Платформенная часть в ходе длительного развития подверглась неоднократным поднятиям, а некоторые участки, наоборот, сильно прогнулись. Опустившиеся вниз участки в результате скопления морских и континентальных отложений превратились в плоские равнины. К числу таких относится крупнейшая Амазонская, Ла - Платская и Оринокская низменности. А между низменностями располагаются Гвианское и Бразильское плоскогорья, соответствующие щитам платформы. По глубоким разломам в земной коре плоскогорья были разделены на отдельные участки, сильно изрезанные речными долинами, и подверглись выветриванию и разрушению, такой рельеф также характерен для плато Патагония на юге. На стыке Южно - Американской платформы и складчатого пояса Анд располагаются внутренние равнины Гран-Чако, Маморе, Пантанал.

Горы Анды состоят из нескольких цепочек хребтов, образующих горные узлы, которые то расходятся друг от друга, то сходятся, А горные узлы соответствуют очень высоким вершинам, которые являются действующими и потухшими вулканами. Здесь располагается самая высокая вершина Западного полушария- Аконкагуа (6960 м). Центральная часть Анд состоит из межгорных плато, их местное население называет Пуна, здесь много соленых болот (саларес).

ΙΙ уровень.

Горная система Анд располагается на границе столкновения двух литосферных плит, поэтому относится к молодым складчатым горам, Здесь до сих пор происходят процессы горообразования, доказательствами служат сильные землетрясения и вулканические извержения, глубокие разломы.

Ι уровень.

Образованию у подножия гор каменных рек- осыпей способствовал процесс выветривания. К линиям разломов приурочены вулканы, извержения которых также меняют внешний облик гор.

Карточка № 2.

ΙΙΙ уровень.

Южная Америка очень богата полезными ископаемыми. На востоке в недрах

плоскогорий имеются крупные месторождения железных руд, марганца, урана, никеля.

алмазов, золота, алюминиевого сырья, а низменности богаты нефтью, природным газом и каменным углем. В Андах находятся месторождения меди, олова, свинца, цинка, серебра, образовавшиеся при изливании магмы на поверхность Земли по разломам. По территории Боливии с севера на юг простирается крупнейший оловянный пояс (940 км).

ΙΙ уровень.

Внедрение магмы в осадочные породы привело к образованию крупнейших в мире месторождений медных руд, а также других руд цветных и редких металловв Андах.

Ι уровень.

Так как рельеф Америки разнообразен, поэтому залежи полезных ископаемых разнообразны. Так с выходами кристаллических пород и с продуктами их разрушения связаны месторождения железных, марганцевых руд, урана, залежи бокситов, содержащих алюминий (плоскогорья). Во впадинах и прогибах платформы обнаружены нефть, природный газ, уголь (равнины, низменности). Руды цветных и редких металлов обнаружены в горной местности (горы Анды).

Карточка № 3

ΙΙΙ уровень.

На формирование климата помимо географической широты большое влияние оказывает высокогорная система Анд на западе. В соответствии со своим географическим положением Южная Америка получает большое количество солнечного тепла, но обилие влаги предохраняет материк от чрезмерного перегрева. Каждый климатический пояс делится на горный и равнинный. Например, на равнинной части экваториального климатического пояса круглый год температура воздуха не опускается ниже +25 градусов Цельсия, а на вершинах Анд в окрестностях экваториального пояса круглый год лежит снег.

ΙΙ уровень.

Холодное Перуанское течение, проходя вдоль побережий, охлаждает воздух этих районов и препятствует выпадению осадков, например в тропическом климатическом поясе на Тихоокеанском побережье Анд в пустыне Атакама под влиянием холодных течений формируется климат береговых пустынь.

Ι уровень.

В тропическом и субтропическом поясах при удалении от Атлантического океана вглубь материка с востока на запад количество осадков уменьшается, климат приобретает переменно-влажный характер. С Тихого океана проникновению осадков вглубь материка препятствует горная система Анд.

Карточка № 4

ΙΙΙ уровень.

На основную часть материка осадки в основном проникают с Атлантического океана, так как воздушным массам не встречаются естественные преграды, поэтому весь равнинный восток увлажняется осадками с Атлантического океана. С Тихого океана помимо всех других причин осадки не проникают вглубь материка еще и потому, что на своем пути встречают естественную преграду - горы Анды.

ΙΙ уровень.

На востоке материка под влиянием Фолклендского холодного течения формируется континентальный умеренный климат. Лето сухое, умеренно прохладное. Зима прохладная, иногда бывают морозы. Хотя снег выпадает, но он быстро тает. Здесь зафиксирована самая низкая температура (-33 ) на материке. Так как Тихоокеанское побережье Анд круглый год находится под влиянием западных ветров, то осадков выпадает много, зимой их количество возрастает. Такой климат называют умеренно морским.

Ι уровень.

В основном на восточном побережье материка выпадает много осадков, но годовое количество на прибрежных участках, где теплые течения на северо-востоке Бразильского плоскогорья разъединяются на две части, резко снижается до 250 мм.

Карточка № 5

III уровень.

Амазонка начинается в Андах и является самой многоводной рекой земного шара, в нижнем течении через русло реки протекает 22000 куб.м воды в секунду. Этот показатель в несколько раз больше количества воды, протекающей через реки всего мира. Ширина русла Амазонки в среднем течении 5 км, в нижнем достигает 80 км. Она полноводна круглый год. Амазонка имеет более 500 притоков. Парана и Ориноко тоже относятся к полноводным рекам, главным же отличием их от Амазонки является изменение уровня воды по сезонам. Водосборный бассейн реки Парана охватывает южные склоны Бразильского плоскогорья и межгорные районы в Андах. У истоков река течет, падая с плоскогорий, и поэтому формирует систему нескольких водопадов. Парана в среднем и нижнем течении течет медленно, широко разливаясь, уровень воды поднимается в мае. Река Ориноко берет начало с Гвианского плоскогорья, пересекает низменность Ориноко, а при впадении в Атлантический океан устье реки образует большую дельту.

II уровень.

Так как Анды на западе материка являются главным водоразделом между Атлантическим и Тихим океанами, то почти все реки впадают в Атлантический океан.

I уровень.

Почти все реки Южной Америки берут свое начало или в горной системе Анд, или на плоскогорьях, ясно, что в верхнем течении этих рек находятся водопады, например, водопад Игуасу на Паране, или водопад Анхель на Ориноко. В среднем и нижнем течениях эти реки протекают по равнинам и низменностям, где не наблюдается больших перепадов высот, поэтому и не встречаются водопады.

Урок № 5.

Тема: Природные зоны Южной Америки.

Оборудование: карта «природные зоны мира», атлас,

карточки с планом описания ПЗ.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Самостоятельная работа «Характеристика природных зон

Южной Америки».

На каждую парту раздаются карточки с таблицей. Ребята перечерчивают таблицу в тетрадь и заполняют ее, используя текст учебника и карты атласа «Карта почв», «Природные зоны мира» и др.

Таблица «Природные зоны Южной Америки»

Название

природной

зоны

Географическое

положение


Климат

(tºянв, tºиюля,

осадки за год в мм).

Почвы

Растительный

мир

Животный

мир

1

2

3

4

5

6


Предполагаемые ответы


Название природной зоны

Географическое положение

Климат

(tº янв, tº июль,

осадки за год в мм).

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Зона экваториальных лесов (гилеи)

По обе стороны от экватора

+25ºС-круглый

год,

1500-3000 мм

Красно- желтые

ферролитные

Сейба, пальмы

дынное дерево, какао, гевея, красное дерево, лианы, орхидеи.

Цепкохвостые обезьяны, ленивцы, лягушки, ящерицы, тапиры, капибара, ягуар, колибри, попугаи, муравьи,

анаконда.


Саванна

Оринокская

(льянос)

Северное

полушарие

Июль-28º С

Янв. -20ºс

1000 мм/год


Пальмы, травянистая

растительность, кустарники.

Мелкие олени,

свиньи-пекари

броненосцы,

муравьеды,

страус нанду.

Саванна

Бразильская

(кампос)

Южное

полушарие

Июль-29º С

Янв. -20º с

250-1000

мм/год


Кактусы, кебрачо,

кустарники.

То же.

Степи

(пампа )

Субтропич. климатич. пояс.

Июль-25ºС

Янв.-15º С

Осадки-

круглый

год.

Красновато- черные

Трава -ковыль, просо

и другие злаки, камыш по берегам болот.

Пампасный олень, пампасная кошка, ламы, вискача, броненосцы.

Пустыни

и полупустыни.

5 º-30º ю.ш.

Июль-20ºС

Янв.-13º С

менее

100 мм/год

Бурые и серо-бурые.

Редкие

кактусы, сухие травы.

Броненосцы, грызуны, мелкий пампасный олень, кот, магелланская лиса, лама гуанако, пума.



Урок № 6.

Тема : Природные зоны АПК.

Оборудование: карточки с заданиями, справочники, атласы.

Ход урока :

1. Организационный момент.

2. Определение целей и задач.

3. Игра « Счастливый случай».

Класс делится на две команды.


Командам задают по 10 вопросов, выигрывает та команда, которая отвечает на большее количество вопросов. На обсуждение дается 5 минут. От каждой команды выходит представитель и отвечает.

Вопросы команде « А»

1. В каких зонах находится Южная Америка ?

2. Как называется самое большое водное растение ?

3. Какие почвы характерны для степей?

4. Где и как используются лесные и растительные ресурсы Амазонки?

5. Где растут вечнозеленые галерейные леса.

6. Где на материке и как формируются пустыни и полупустыни ?

7. Какие животные приспособлены к жизни на деревьях в экваториальных лесах?

8. Что означает на языке индейцев слова пампа ?

9. Как называется растение, произрастающее в пустыне Атакама, которое впитывает влагу стеблем и листьями?

10. Какие острова называют «зачарованными островами»?


Вопросы команде «Б».

1. Какие почвы присущи зоне экваториальных лесов?

2. какими особенностями отличается птица Бацин?

3. почему Южную Америку называют континентом птиц?

4. Из коры какого дерева получают сырье, необходимое для выделки кожи?

5. Территория какой природной зоны почти полностью распахана и превращена в

крупнейший зерновой район?

6. Какую птицу называют символом Анд?

7. Родиной каких культурных растений является территория Анд и северной части

Центральных Кордильер?

8. Как называется самый большой паук?

9. Как называется территория, которая издревле является высокогорным земледельческим

районом?

10. Какая природная зона почти вся превращена в плантацию какао и кофе?


Ответы (команда «А»)


Ответы (команда «Б»)

1.Зона экваториальных лесов, саванны, степи, пустыни и полупустыни.

2. Виктория Амазонская (диаметр ее листьев достигает 2 м.)

3. красновато-черные.

4. Получают ценную древесину. Плоды, сок, растительный воск, волокно, кору - в технике и медицине.

5. На равнинах Ориноко, вдоль рек.

6. Формируются они в области высокого атмосферного давления под влиянием тропических сухих воздушных масс. Сухость воздуха усиливает холодное Перуанское течение.

7. Цепкохвостые обезьяны, ленивцы, лягушки, ящерицы.

8. «Пространство, лишенное древесной растительности».

9. Ломас - вид корнеплодных и луковичных растений.

10. Галапагосские острова расположены у экватора в Тихом океане.

1. Красно-желтые ферраллитные почвы.

2. У этой птицы родившиеся птенцы имеют 2 пальца с когтями на концах крыльев.

3. Только одних крохотных колибри здесь насчитывается около 500 видов. Много видов попугаев, туканов.

4. Кебрачо («сломай топор»).

5. Территория степей (пампа)

6. Кондор - самая большая и тяжелая птица.

7. Картофель, сладкий картофель (батат), хлопчатник, кукуруза (маис), помидор (томат), табак, какао.

8. Птицеед (до 28 см.)

9. Пуна на (высоте 3500-3900 м.

10. Зона саванн и редколесий.


Второй гейм «Заморочки из бочки».

Участники команды достают из бочонка шарики русского лото, ведущий читает на каждый номер свою загадку или вопрос. После короткого обсуждения капитан команды дает ответ.


1. Почему в Южной Америке распространены леса, а пустынь и полупустынь сравнительно мало? (Потому, что здесь преобладает влажный климат).

2. Как используется птичий помет гуано из пустыни Атакама? (Это ценное азотное и фосфорное удобрение Чили экспортирует в другие страны).

3. К чему может привести активное воздействие человека на природу? Привести примеры. (Привели к ослаблению, а иногда и к полному уничтожению связей между компонентами природы, к существенным изменениям природных комплексов. Например, распашка многих территорий привела к истощению почвы площадях, леса Анд сведены, во много раз сократилась численность лам, почти полностью уничтожены грызуны шиншилла и вискача, перуанский олень, реже стала встречаться пума. Очень быстро сокращаются леса Амазонии.)

4. Самый крупный грызун, обитающий на материке? (Капибара, его вес до 100 кг и длина 1м.)

5. Как называется ветер в Южной Америке, с которым встретились герои книги «дети капитана Гранта»? (Памперо).

6. Какие природные зоны занимают наибольшую, а какие наименьшую площадь и почему? (Экваториальные леса, саванны - наибольшую, пустыни, пампа - наименьшую. Причина в том, что материк является самым увлажненным из всех материков).


Третий гейм: «Темная лошадка».

(Какая команда быстрее ответит на вопрос и наберет больше очков, на обсуждение - 1 мин.)


1. В какой части Южной Америки выпадает самое большое количество осадков? Попробуйте объяснить, почему? (На северо-западном побережье Тихого океана, где сильно влияние теплых течений, и крайнем юго-востоке. где сильное действие западных ветров выпадает до 3000 мм в год.).

2. Перечислите эндемичные виды животного и растительного мира Южной Америки. (Каучуконос гевея, дерево какао, осиное дерево. Муравьед, броненосец, ленивец, широконосая обезьяна, лама, водосвинка-капибара, шиншилла).

3. В пределах каких климатических поясов расположены природные зоны Южной Америки? (экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный).


Четвертый гейм: «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают по два вопроса друг другу, на обсуждение дается 1 мин, затем один член команды отвечает.


Пятый гейм: блиц-турнир «Гонка за лидером».

Отвечают на вопросы: кто такой? что такое? все участники. Выигрывает та команда, которая наберет больше очков. Те из ребят, кто ответил на большее число вопросов, получают «5», следующие - «4» и т.д., тем самым зарабатывая оценки себе.

1. Водосвинка-капибара - Животное (грызун)

2. Сельва - «лес»

3. Сейба - дерево

4. Бальса - дерево

5. Чимборасо - вулкан

6. Мегалопрепус - стрекоза (самая большая)

7. Лонгилен - жук (самый большой)

8. Капуцин - обезьяна

9. Пуна - равнина в Андах

10. Гевея - дерево



1. Кондор - птица (самая большая)

2. Гилеи - леса

3. Карликовая игрунка - самая маленькая обезьянка

4. Пиранья - самая опасная рыба

5. Ленивец - самое медленное животное


6. Анаконда - самая тяжелая змея

7. Орхидея - растение

8. Колибри - самая маленькая птица

9. Сколопендра - самая большая многоножка

10. Ориноко - река

5. Подведение итогов, выставление оценок.



Урок № 7

Тема: Население и станы.

Оборудование: Политическая карта Южной Америки или мира, атласы

Ход урока: 1. Организационный момент

2. Определение целей и задач.

3. Практическая работа (индивидуальная работа)


Задание № 1.

По карте «Плотность населения и народы» определите, где проживают метисы, индейцы, мулаты, негры. Назовите так называемые «белые страны».

Задание № 2

На каких языках говорит население Южной Америки?

Задание № 3

Как распределяется население на территории материка?

Задание № 4

Как группируются страны материка по природным особенностям?

Задание № 5.

План описания страны.

Ι. Название страны и столица.

II. Население :

а) какие народы населяют страну, их основные занятия;

б) средняя плотность населения;

в) в каких местах население особенно плотное, а в каких редкое?

III. Географическое положение :

а) в какой части материка расположена страна;

б) приблизительные размеры в сравнении с другими государствами;

в) имеет ли выход в океан;

г) с какими государствами имеет сухопутные границы;

IV. Природа и страны :

а) особенности рельефа (основные формы), полезные ископаемые;

б) климатические условия ( климатические пояса, средние температуры

января и июля, годовое количество осадков);

в) крупные реки и озера;

г) природные зоны.

V. Природа страны :

а) Особенности рельефа ( основные формы ), полезные ископаемые;

б) климатические условия ( климатические пояса, средние

температуры января и июля, годовое количество осадков).

в) крупные реки и озера;

г) природные зоны.


Образцы ответов.


К заданию № 1.

Метисы составляют основную массу населения многих андийских стран. Негры и мулаты живут в основном на востоке и частично на севере материка. Индейцы живут почти во всех странах, но в большинстве из них (кроме Перу, Боливии, Эквадора) они составляют незначительный процент .«Белые страны » - Аргентина, Уругвай.


К заданию № 2.

Большинство населения говорит на испанском языке, в Бразилии - на португальском, сохранились и некоторые индейские языки. На севере часть населения говорит на французском и английском языках. В Перу индейский язык кечуа с испанским признан государственным языком.

К заданию № 3.

В приморской части континента живут примерно 90%, сюда прибывали переселенцы. Высокая плотность населения на центральных плоскогорьях Анд.

К заданию № 4.

Выделяют страны Востока ( Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай) и андийские страны ( Венесуэла, Боливия, Эквадор, Колумбия, Перу, Чили).



К заданию № 5.

I. Страна - Бразилия, столица - Бразилиа.

II. Население :

а) в стране живет более 150 млн.чел. Индейские племена (около 1,5 млн.человек) населяют главным образом Амазонию. Основные занятия индейцев - охота, рыболовство, собирательство, примитивное земледелие. Охотники до сих пор пользуются луками и стрелами, женщины взрыхляют поля заостренными палками. Остальные бразильцы (креолы -потомки европейцев, негры, мулаты, метисы и др.) в своей культуре и хозяйственном укладе соединили традиции и обычаи своих предков. Они проживают на побережье Атлантического океана и на Бразильском плоскогорье;

б) средняя плотность населения от 1 до 12 человек на 1 кв.км;

в) основная часть населения размещена на побережье Атлантического океана и на

Бразильском плоскогорье. Большая часть бразильцев проживает в городах, очень

маленькая плотность населения в Амазонии.

III. Географическое положение:

а) Бразилия расположена на северо-востоке материка;

б) на территорию Бразилии приходится почти половина площади материка и четвертая часть населения. По площади страна занимает 5 место в мире;

в) Бразилия имеет выход в Атлантический океан;

г) Бразилия имеет сухопутные границы: на Северо-востоке - с Гайаной, Суринамом,

Гвианой ; на севере - с Венесуэлой; на северо-западе - с Колумбией; на западе – с

Перу и Боливией; на юге - с Парагваем и Уругваем.

IV. Природа страны:

а) все природные комплексы можно объединить в две природные области - Амазонию и Бразильское плоскогорье. Амазония занимает площадь около 6 млн.кв.м. Ее плоская низменная поверхность, сложенная рыхлыми отложениями древних морей, рек и озер, изрезана густой сетью полноводных рек и покрыта чащей вечнозеленых дебрей. Бразильское плоскогорье отличается разнообразным рельефом. Наряду с плоскими возвышенными равнинами встречаются невысокие горы. На востоке приподнятые участки плоскогорья круто обрываются в сторону Атлантического океана. Кристаллические породы, которые во многих районах выходят на земную поверхность содержат большие запасы руд железа, марганца, цветных металлов. В Бразилии добывают кроме этого уран, алюминий, алмазы, серебро, золото, нефть.

б) климатические условия Бразилии меняются по мере продвижения с севера на юг - от экваториального климата в Амазонию до субтропического на юге Бразильского

плоскогорья и в пампе. В экваториальном климатическом поясе температура воздуха круглый год не опускается ниже +25ºС, количество осадков Амазонии от 1500 до 3000 мм, а на Тихоокеанском побережье превышает 3000 мм. В субэкваториальном климатическом поясе средняя температура воздуха к концу сухого периода повышается до +28ºС, зимой не опускается ниже +20ºС. Годовое количество осадков уменьшается с 2000 до 1000 мм. На северо-востоке Бразильского плоскогорья количество осадков резко снижается до 250 мм. В тропическом климатическом поясе летом средняя температура достигает +28ºС, на прибрежных участках осадков выпадает до 2000 мм в год. В субтропическом климатическом поясе средние температуры летом - 25ºС, зимой - 15ºС. Осадки выпадают круглый год.

в) по территории Бразилии протекает самая полноводная река в мире - Амазонка с многочисленными притоками. Большинство рек, начинающихся с Бразильского плоскогорья, бурные и порожистые, богаты гидроэнергетическими ресурсами.

г) на территории Бразилии находятся следующие природные зоны: зона экваториальных лесов , саванны, пампа. В лесах Бразилии растут очень ценные бразильская араукария, восковая пальма, кебрачо, гевея, парагвайский чай. В сухих саваннах и пампе разводят КРС, на плантациях выращивают кофе, какао, сахарный тростник, рис, сою, бананы, апельсины. По производству отдельных культур Бразилия занимает первые места в мире.

Домашнее задание: подготовиться к релейному тестированию.

Урок № 8

Тема: Южная Америка

Оборудование: Атласы, контурные карты.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Определение целей и задачи

3. Тестирование (релейное)

На каждую парту раздаются тесты с заданием.

Вариант № 1

1. По величине территорий среди материков Южная Америка занимает…

а) 2 место;

б) 3 место;

в) 4 место;

2. Крупнейший остров - Огненная земля - отделен от материка…

а) проливом Дрейка;

б) Панамским каналом;

в) Магеллановым проливом;

3. Самая высокая точка над уровнем моря Южной Америки…

а) вершина Аконкагуа;

б) гора Чимборасо;

в) гора Мак - Кинли;

4. На материке Южная Америка определил древние центры земледелия…

а) А. Гумбольдт;

б) Н.И. Вавилов;

в) А.И. Воейков;

5. Субтропическую степную зону занимает…

а) Ла - Платская низменность;

б) Оринокская низменность;

в) Амазонская низменность;

6. Континентальный умеренный климат формируется под влиянием…

а) Бразильского течения;

б) Гвианского течения;

в) Фолклендского течения;

7. Река Ориноко берет начало…

а) с Гвианского плоскогорья;

б) с Бразильского плоскогорья;

в) с гор Анды;

8. «Археологическим музеем Южной Америки» называют страну…

а) Аргентину;

б) Бразилию;

в) Перу;

9. Крупнейший оловянный пояс с севера на юг простирается по…

а) территории Боливии;

б) территории Чили;

в) территории Эквадора;

10. Препятствует выпадению осадков на западном побережье…

а) течение Западных ветров;

б) Перуанское течение;

в) Гвианское течение;

11. Коренное население Южной Америки - индейцы составляют от всего населения…

а) 10%;

б) 20%;

в) 3%;

12. Водопад Анхель расположен на одном из притоков реки…

а) Амазонка;

б) Ориноко;

в) Парана;

13. Самая широкая часть материка соответствует…

а) 5º ю.ш;

б) 10º ю.ш;

в) 15 º ю.ш;

14. Самая высокая температура на материке наблюдалась…

а) на Гвианском плоскогорье;

б) в Патахонии;

в) на равнине Гран - Чако;

15. Субтропическая степная зона называется…

а) Сельва;

б) Саванна;

в) Пампа;

Вариант № 2

1. Крайняя южная точка материка…

а) мыс Горн;

б) мыс Гальинас;

в) мыс Париньяс;

2. Соленое озеро, высыхающее в летнюю жару…

а) озеро Титикака;

б) озеро Поопо;

в) озеро Маракайбо;

3. Древние инки называли Анды…

а) «небесными горами»;

б) «золотыми горами»
в) «медными горами»;

4. Ученый, который вывел закономерность высотной поясности Анд…

а) А. Гумбольдт;

б) Н.И. Вавилов;

в) А. Веспучи;

5. Самая низкая температура (- 33ºС) зафиксирована в …

а) г. Арика; (Чили);

б) Сармьенто; (Патагония);

в) Ривадавия; (Гран-Чако);

6. От европейцев и негров произошли…

а) метисы;

б) мулаты;

в) самбо;

7. В пустыне Атакама бризы формируют «слепые туманы»…

а) ломас;

б) пуну;

в) гаруа;

8. Христофор Колумб… раза совершал путешествие в Америку.

а) 4 раза;

б) 2 раза;

в) 3 раза;

9. Высота водопада Анхель…

а) 1054 м;

б) 933 м;

в) 72 м;

10. Саванны северного полушария Южной Америки - …

а) кампос;

б) пампа;

в) льянос;

11. Ширина русла Амазонки в среднем течении Амазонки достигает - …

а) 100 км;

б) 95 км;

в) 80 км;

12. Умеренный климатический пояс занимает узкую полосу на ... материка.

а) юге;

б) севере;

в) востоке;

13. К Андским странам не относится….

а) Перу;

б) Аргентина;

в) Эквадор;

14. Музей золота находится в городе…

а) Богота;

б) Каракас;

в) Бразилиа;

15. Большую часть влаги материк получает из…

а) Индийского океана;

б) Тихого океана;

в) Атлантического океана;

Вариант № 3

1. Площадь Южной Америки вместе с островами…

а) 53,3 млн. км²;

б) 24,2 млн. км²;

в) 18,3 млн. км²;

2. Самое крупное из высокогорных озер мира…

а) Поопо;

б) Маракайбо;

в) Титикака;

3. Самая сухая часть материка…

а) Патагония;

б) Гвианское плоскогорье;

в) Бразильское плоскогорье;

4. От браков негров и индейцев получались…

а) мулаты;

б) самбо;

в) метисы;

5. Самая крупная пресноводная рыба амазонки…

а) апараима;

б) пиранья;

в) кайман;

6. Саванны Южного полушария…

а) пампа;

б) льянос;

в) кампос;


7. Бразильское плоскогорье является родиной…

а) кактуса;

б) батата;

в) орхидеи;

8. На материке имеется… субэкваториального пояса

а) три;

б) два;

в) нет ни одного;

9. В Андах местное население высокогорное плато называют…

а) Саларес;

б) Амазуна;

в) Пуна;

10. Колумб достиг устье реки Ориноко в своей экспедиции по счету…

а) третьей;

б) первой;

в) второй;

11. На формирование климата помимо географической широты большое влияние оказывает…

а) Тихий океан;

б) Северно - ледовитый океан;

в) высокогорная система Анд;

12. «Легкими планеты» называют природную зону…

а) влажные экваториальные леса;

б) переменно - влажные леса;

в) саваны и редколесья;

13. Наиболее густо население расселено…

а) на Амазонской низменности;

б) в прибрежных городах;

в) на юге материка;

14. Леса занимают… территории материка

а) 60%;

б) 30%;

в) 45%;

15. Самая высокорасположенная над уровнем мира столица мира…

а) Богота;

б) Сантьяго;

в) Ла - Пас;

Вариант № 4

1. Самая протяженная страна в Южной Америке в мире…

а) Чили;

б) Уругвай ;

в) Бразилиа;

2. Самая низкорасположенная точка на материке…

а) озеро Поопо;

б) на полуострове Валдес;

в) озеро Маракайбо;

3. Создал первую геологическую карту материка…

а) Н.И. Вавилов;

б) А. Гумбольдт;

в) Америго Веспучи;

4. На очень редкое выпадение осадков в пустыне Атакама влияет…

а) Перуанское течение;

б) Фолклендское течение;

в) Бразильское течение;

5. Самая многоводная река материка и мира…

а) Парана;

б) Ориноко;

в) Амазонка;

6. Основное население Андских стран Южной Америки…

а) метисы;

б) мулаты;

в) самбо;

7. Почвы территории пампы:...

а) ферралитно-красные;

б) красно-бурые;

в) черноземы;

8.Самая большая змея в мире - анаконда обитает…

а) во влажных экваториальных лесах;

б) в пустыне Атакама;

в) в пампе;

9. Второй родиной кактусов называют :

а) Плато Патогония;

б) Мексиканское плоскогорье;

в) Гвианское плоскогорье;

10. Население Южной Америки говорит на языках:

а) испанском, португальском;

б) французском, английском;

в) немецком, голландском;

11. Из коры дерева кебрачо получают сырье, необходимое для…

а) изготовления лекарств;

б) изготовление красителей;

в) выделки кожи;

12. Индейцы издавна строят на плавучих островах из тростника свои жилища на озере…

а) Маракайбо;

б) Титикака;

в) Поопо;

13. Круглый год температура воздуха не опускается ниже + 25º в … климатическом поясе.

а) экваториальном;

б) тропическом;

в) субтропическом;

14. Материк пересекает … климатических поясов

а) 5;

б) 6;

в) 7;

15. Уровень Амазонки сильно поднимается в …

а) мае-августе;

б) сентябре-феврале;

в) марте-апреле;

Ключ к заданиям:

№ задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

1

в

а

в

а

2

в

б

в

б

3

а

в

а

б

4

б

а

б

а

5

а

б

а

в

6

в

б

в

а

7

а

в

в

в

8

в

а

б

а

9

а

а

в

б

10

б

в

а

а

11

а

в

в

в

12

б

а

а

б

13

а

б

б

а

14

в

а

а

а

15

в

в

в

в






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Учебный модуль по курсу «География»

Автор: Баев Александр Иванович

Дата: 01.02.2016

Номер свидетельства: 286142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Рабочая программа. География "География материков и океанов" 7 класс. "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-gieoghrafiia-matierikov-i-okieanov-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210682"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431488260"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Методы интеграции 7 модулей в уроки географии"
    ["seo_title"] => string(47) "mietodyintieghratsii7modulieivurokighieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "295643"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455858645"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Цифровые ресурсы в обеспечении нового качества образования по                                                          географии "
    ["seo_title"] => string(85) "tsifrovyie-riesursy-v-obiespiechienii-novogho-kachiestva-obrazovaniia-po-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "113782"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411047395"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "рабочая программа по географии 9 класс индивидуальное обучение "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-ghieoghrafii-9-klass-individual-noie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "116944"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412665205"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Рабочая программа. География. 9 класс"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramma-gieoghrafiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "292280"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455260299"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства